×
10.04.2019
219.017.0756

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ СУММАРНОГО ЛЮФТА РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Способ измерения суммарного люфта рулевого управления автотранспортного средства включает фиксирование угла поворота рулевого колеса от момента начала движения управляемых колес в одну и другую сторону. Для измерения угла поворота рулевого колеса используют вебкамеру с выходом на персональный компьютер. Вебкамеру закрепляют на рулевом колесе так, что ее оптическая ось совпадает с осью поворота рулевого колеса. Угол поворота рулевого колеса определяют по углу поворота видимого изображения по результатам анализа последовательности изображений. Для определения момента начала движения управляемых колес используют вторую вебкамеру, синхронизированную с первой. Вторую вебкамеру закрепляют на диске управляемого колеса так, что ее оптическая ось параллельна или перпендикулярна оси вращения колеса и к тому же горизонтальна. Момент начала поворота управляемого колеса определяют по началу смещения видимого изображения по результатам анализа последовательности изображений. Величину суммарного люфта рулевого управления определяют на персональном компьютере на основании совместного анализа синхронизированных по времени последовательностей видеорядов с первой и второй вебкамер. Достигается повышение точности измерения суммарного люфта. 7 ил.

Изобретение относится к технической диагностике состояния рулевого управления транспортных средств по величине суммарного люфта и может быть использовано при проведении государственного технического осмотра - для измерения суммарного люфта рулевого управления автотранспортного средства.

Известен способ контроля люфта в рулевом управлении транспортного средства и устройство для реализации способа [Патент РФ №2129712, опубликован 27.04.1999 г.], который заключается в том, что производят поворот руля на угол, больший люфта, формируют характеристику люфта как зависимость перемещения управляемого колеса от угла поворота руля, после чего люфт оценивают как суммарный угол поворота руля между указанными линейными зонами характеристики.

Недостатком способа и устройства является их сложность и многоэлементность, необходимость применения механических контактных датчиков угла поворота руля и угла поворота управляемого колеса.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является способ измерения, основанный на измерении суммарного люфта рулевого управления автотранспортного средства с помощью люфтомера со световым устройством фиксации начала поворота управляемых колес, содержащим прожектор, установленный на диск управляемого колеса, экран, фотоэлементы, установленные на экране и скоммутированные с сигнальными приборами и и дисплеем компьютера [Патент РФ №2230304, опубликован 10.06.2004 г.].

Недостатком способа является сложность конструкции экрана, дискретный характер размещения фотоэлементов на нем и, следовательно, низкая точность определения начала поворота управляемого колеса. Кроме того, необходимо применение механического датчика угла поворота рулевого колеса.

Техническим результатом изобретения является повышение точности и эффективности способа.

Задача для достижения технического результата решается тем, что в предлагаемом способе измерения суммарного люфта рулевого управления автотранспортного средства, включающем фиксирование угла поворота рулевого колеса от момента начала движения управляемых колес в одну и другую сторону, для измерения угла поворота рулевого колеса используют вебкамеру с выходом на персональный компьютер, причем закрепляют ее на рулевом колесе так, что ее оптическая ось совпадает с осью поворота рулевого колеса, при этом угол поворота рулевого колеса определяют по углу поворота видимого изображения по результатам анализа последовательности изображений (межкадровой разнице), для определения момента начала движения управляемых колес используют вторую вебкамеру, синхронизированную с первой, и закрепляют ее на диске управляемого колеса так, что ее ось параллельна или перпендикулярна оси вращения колеса и к тому же горизонтальна, при этом момент начала поворота управляемого колеса определяют по началу смещения видимого изображения по результатам анализа последовательности изображений (межкадровой разнице), а величину суммарного люфта рулевого управления определяют на персональном компьютере на основании совместного анализа синхронизированных по времени последовательностей видеорядов с первой и второй вебкамер.

На фиг.1 показана блок-схема реализации способа измерения суммарного люфта рулевого управления; на фиг.2 показан фрагмент последовательного ряда кадров, полученных с вебкамеры 1; на фиг.3 показан фрагмент последовательного ряда кадров, полученных с вебкамеры 2; на фиг.4 приведен пример изображения с вебкамеры 1 и выбора характерных точек и их координат для расчета угла поворота; на фиг.5 приведен пример использования элементов распознавания образов для идентификации зафиксированных вебкамерой 1 объектов; на фиг.6 представлен пример кадра с вебкамеры 1, определение на нем начальных координат точек А и В; на фиг.7 представлен пример кадра с вебкамеры 1, определение на нем конечных координат точек А' и В' и иллюстрация определяемого угла φ между прямыми, проходящими через указанные пары точек.

Для реализации способа используются следующие устройства (см. фиг.1): вебкамера 1 контроля угла поворота рулевого колеса (руля автомобиля), вебкамера 2 контроля начала движения управляемого колеса, персональный компьютер (ПК) 3 с монитором (или электронный блок с индикатором), на котором отображается величина измеренного люфта. В ПК установлено программное обеспечение 5, синхронизирующее вебкамеры 1 и 2, и осуществляющее вычисление суммарного люфта рулевого управления.

Способ реализуется следующим образом.

Величину суммарного люфта определяют по углу поворота рулевого колеса с помощью обработки видеопотоков (последовательностей кадров, изображений), поступающих с двух синхронизированных вебкамер. Для этого веб-камеру 1 устанавливают на рулевом колесе (руле автомобиля) таким образом, чтобы ее оптическая ось совпадала с осью поворота рулевого колеса, а объектив был направлен в салон (кабину) автомобиля и захватывал в сцену кадра характерные рельефные фрагменты салона (граница стекла заднего вида, боковина или край водительского сиденья и пр.). Вебкамеру 2 закрепляют на диске дальнего (от рулевой колонки) управляемого колеса таким образом, чтобы ее оптическая ось была параллельна или перпендикулярна оси вращения колеса и к тому же горизонтальна, а в ее объектив (в сцену кадра) захватывались рельефные предметы, неподвижно зафиксированные на посту диагностики. Изображения с вебкамер синхронизированно поступают в компьютер. По команде «Старт» с компьютера оператор начинает медленно поворачивать рулевое колесо в одну сторону (влево) до момента начала движения управляемого колеса. В момент начала движения управляемого колеса влево, который определяется по началу изменения изображения с вебкамеры 2, запоминается порядковый номер кадра «N1» с вебкамеры 1, и подается команда оператору, который начинает медленно поворачивать рулевое колесо в противоположную сторону (вправо) и поворачивает его до начала движения управляемого колеса вправо, что определяется по началу изменения изображения с вебкамеры 2, при этом запоминается порядковый номер кадра «N2» с вебкамеры 1. Вычисление угла (суммарного люфта в рулевом управлении) осуществляют по углу поворота изображения с вебкамеры 1 на кадре «N2» относительно кадра «N1». Весь процесс анализа видеопотоков изображений с вебкамер и вычисления угла (суммарного люфта в рулевом управлении) осуществляется в автоматизированом режиме в реальном времени, с применением специальной программы, установленной в ПК или «зашитой» в электронном блоке. Результат вычисления угла (суммарного люфта) выдается на монитор ПК или на цифровой индикатор электронного блока.

Способ, реализованный при определения суммарного люфта в рулевом управлении, основан на следующем. На изображении с вебкамеры 1, установленной на рулевом колесе, выбираются две характерные точки А и В. Точки выбираются, например, методом подсвечивания объекта изображения (фона в фокусе вебкамеры 1) неподвижными точечными источниками, например, лазерами разного цвета. Далее, при медленном поворачивании рулевого колеса влево и, следовательно, поворачивании изображения на некоторый угол, на видеоряде с вебкамеры 1 выбирается кадр N1, синхронизированный с кадром вебкамеры 2 и соответствующим началу поворота управляемого колеса, что определяется по изменению изображения с вебкамеры 2. На этом кадре N1 определяются координаты выбранных точек A{X1,Y1} и B{X2,Y2} относительно границ кадра (матрицы). Координаты определяют с использованием монохромного, соответствующего цвету лазера, фильтрования этого изображения. Выбор точек «А», «В» и определение их координат также может осуществляться и другими способами, например, с использованием пакетов программ, реализующих элементы теории распознавания образов. Например, на Фиг.4 показан вид с вебкамеры 1 на водительское сиденье, а на Фиг.5 показан вариант представления рельефного контура этого водительского сиденья в виде прямоугольника, на сторонах или пересечениях сторон которого могут быть выбраны точки А и В. Далее через выбранные точки А и В мысленно проводится линия и составляется уравнение прямой в координатной форме:

где {x11} - координаты точки А;

22} - координаты точки В;

Угловой коэффициент k1 прямой, проходящей через две точки, определяется по формуле:

Далее, при медленном поворачивании рулевого колеса в другую сторону (вправо) и, следовательно, изображения на некоторый угол, на видеоряде с вебкамеры 1 выбирается кадр N2, синхронизированный с кадром вебкамеры 2 и соответствующим началу поворота управляемого колеса вправо (что определяется по изменению изображения с вебкамеры 2). На этом кадре N2 определяются новые координаты ранее выбранных точек А'{Х3,Y3} и B'{X4,Y4}. Через эти точки также мысленно проводим линию, составляем уравнение прямой в координатной форме и определяем для нее угловой коэффициент k2 прямой, проходящей через две точки

Вычисление суммарного люфта сводится к вычислению угла между двумя прямыми. Правомерность изложенного объясняется следующим. На изображении берутся две точки, которые двигаются по окружности. Через две точки проводится прямая линия, которая вращается вокруг точки (центра поворота), координаты которой нам необязательно вычислять. Угол между этими двумя прямыми и будет искомым углом. Таким образом, требуется вычислить координаты точек на изображениях, совпадающих с номерами кадров, зафиксировавших моменты начала движения управляемого колеса в одну сторону (вправо) и в другую сторону (влево).

Угол между двумя прямыми АВ и А'В' называется угол, на который надо повернуть первую прямую АВ, вокруг точки пересечения этих прямых против часовой стрелки, до совпадения ее со второй прямой А'В'. Так как две прямые заданы уравнениями с угловыми коэффициентами, то угол между прямыми определяется по следующей формуле:

,

Наши точки будут находиться в первой и второй координатных четвертях, поэтому следует учитывать знак тангенса.

Преимуществами предлагаемого способа измерения суммарного люфта в рулевом управлении является то, что оба используемых датчика - и угла поворота рулевого колеса, и начала поворота управляемого колеса - бесконтактные (вебкамеры), точность установки их на рулевом колесе и на управляемом колесе не оказывает большого влияния на процесс измерения, вследствие чего повышается надежность и точность измерения. Реперы (нулевые положения, или точки отсчета) при измерении угла поворота рулевого колеса и момента начала поворота управляемых колес по сути являются виртульными, т.к. в качестве них используются координаты точек на выбранных изображениях с синхронизированных кадров двух видеорядов, что и обуславливает простоту применяемой для измерения элементной базы.

Способ измерения суммарного люфта рулевого управления автотранспортного средства, включающий фиксирование угла поворота рулевого колеса от момента начала движения управляемых колес в одну и другую стороны, отличающийся тем, что для измерения угла поворота рулевого колеса используют веб-камеру с выходом на персональный компьютер, причем закрепляют ее на рулевом колесе так, что ее оптическая ось совпадает с осью поворота рулевого колеса, при этом угол поворота рулевого колеса определяют по углу поворота видимого изображения по результатам анализа последовательности изображений (межкадровой разнице), для определения момента начала движения управляемых колес используют вторую веб-камеру, синхронизированную с первой, и закрепляют ее на диске управляемого колеса так, что ее оптическая ось параллельна или перпендикулярна оси вращения колеса и к тому же горизонтальна, при этом момент начала поворота управляемого колеса определяют по началу смещения видимого изображения по результатам анализа последовательности изображений (межкадровой разнице), а величину суммарного люфта рулевого управления определяют на персональном компьютере на основании совместного анализа синхронизированных по времени последовательностей видеорядов с первой и второй веб-камер.
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 17 items.
20.01.2013
№216.012.1d96

Стенд для исследования оборудования и процессов бестраншейного ремонта трубопроводов

Изобретение относится к строительной отрасли промышленности и может быть использовано для испытания и исследования рабочих органов для бестраншейной замены трубопроводов. Стенд содержит основание, установленную на нем трубу, источник тягового усилия, блок, перекинутый через него трос, к концу...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473068
Дата охранного документа: 20.01.2013
10.03.2013
№216.012.2d96

Способ наплавки

Изобретение может быть использовано для наплавки плоских металлических поверхностей, в частности, поверхностей, подверженных абразивному износу. Подготавливают пластинчатый электрод, повторяющий конфигурацию наплавляемой поверхности заготовки 2. При этом на одну из поверхностей пластины 1...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477201
Дата охранного документа: 10.03.2013
27.03.2013
№216.012.311d

Способ получения композиционного материала

Изобретение относится к способу получения композиционных материалов на основе сверхвысокомолекулярного полиэтилена (СВМПЭ) и может быть использовано в машиностроении при изготовлении износостойких футеровочных элементов для защиты бункеров, кузовов автотранспорта, транспортеров. Техническим...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478111
Дата охранного документа: 27.03.2013
20.02.2019
№219.016.c235

Способ получения сплава на основе алюминия системы al-pb

Изобретение относится к цветной металлургии и может быть применено при получении сплавов системы алюминий-свинец. В расплавленный в тигле алюминий с добавлением бериллиевой лигатуры вводят магний в количестве не более 3% от массы алюминия, одновременно готовят расплав алюминия с 10-16% свинца...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002454472
Дата охранного документа: 27.06.2012
20.02.2019
№219.016.c27c

Система привода транспортного средства

Изобретение относится к устройствам передачи крутящегося момента от приводного колеса к ведущим колесам транспортного средства. Система привода транспортного средства содержит балансир с вертикально ориентированными направляющими пазами, винтовую передачу и опорный кронштейн. В опорный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002455175
Дата охранного документа: 10.07.2012
20.02.2019
№219.016.c27e

Способ складирования отходов в накопитель

Изобретение относится к энергетике и коммунальному хозяйству и может быть использовано для экологически безопасного складирования различных видов отходов - твердых бытовых, золошлаковых, шламов и т.д. Техническим результатом изобретения является уменьшение загрязнения окружающей среды при...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002455087
Дата охранного документа: 10.07.2012
01.03.2019
№219.016.ce92

Механическая передача с гибким толкателем

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в станках - автоматах различного назначения. Механическая передача с гибким толкателем состоит из направляющей, выполненной из набора секций прямолинейной формы и секций криволинейной формы. Каждая из секций состоит из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002453748
Дата охранного документа: 20.06.2012
01.03.2019
№219.016.cea3

Способ определения качества смазочных масел

Изобретение относится к технологии контроля качества смазочных масел при их производстве и идентификации. Сущность: испытывают смазанную пару трения и определяют качество масел. Пробу масла нагревают при постоянной температуре с перемешиванием постоянной массы. Через равные промежутки времени...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002454654
Дата охранного документа: 27.06.2012
01.03.2019
№219.016.ced1

Планетарный механизм

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных машинах для преобразования вращательного движения ведущего звена в сложное вращательное движение ведомого звена. Планетарный механизм содержит корпус (1), центральное колесо (2) с внешними зубьями, центральное колесо...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002456490
Дата охранного документа: 20.07.2012
01.03.2019
№219.016.cf13

Способ определения работоспособности смазочных масел

Изобретение относится к технологии оценки качества жидких смазочных материалов. При осуществлении способа отбирают пробы отработавших масел, делят на две части, первую часть подвергают фотометрированию, определяют коэффициент поглощения светового потока, вторую часть пробы постоянной массы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002451293
Дата охранного документа: 20.05.2012
Showing 1-4 of 4 items.
27.12.2014
№216.013.169b

Способ диагностирования технического состояния элементов подвески транспортного средства

Изобретение относится к области технической диагностики и контроля технического состояния транспортных средств и предназначено, в частности, для контроля за состоянием сочленений элементов подвески транспортного средства. Способ заключается в том, что в процессе воздействия площадками...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002537211
Дата охранного документа: 27.12.2014
27.05.2015
№216.013.4f17

Способ регистрации динамики движения объекта

Изобретение относится к контролю параметров движения объекта и может быть использовано, в частности, для измерения параметров динамики движения автотранспортных средств (АТС) при их испытаниях с учетом продольной и поперечной составляющих. Техническим результатом изобретения является повышение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002551765
Дата охранного документа: 27.05.2015
20.01.2016
№216.013.a1aa

Способ испытания транспортного средства (варианты)

Группа изобретений относится к области испытаний автотранспортных средств, а именно к испытаниям на статическую поперечную устойчивость транспортного средства. Способ испытания транспортного средства включает размещение транспортного средства на опорной горизонтальной поверхности и приложение к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002573028
Дата охранного документа: 20.01.2016
03.07.2019
№219.017.a48c

Способ испытания автомобиля на устойчивость

Изобретение относится к области испытаний автотранспортных средств. Способ испытания автомобиля на устойчивость заключается в том, что колеса одной из сторон автомобиля устанавливают на неподвижную площадку подъемника, а колеса другой стороны - на платформенные весы, установленные на подкатной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002693140
Дата охранного документа: 01.07.2019
+ добавить свой РИД