×
10.04.2019
219.017.004d

Результат интеллектуальной деятельности: РОТОР ТУРБОКОМПРЕССОРА

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
02241861
Дата охранного документа
10.12.2004
Аннотация: Изобретение относится к области турбостроения и может быть использовано в газотурбинных двигателях и газотурбинных установках, преимущественно малоразмерных. Технической задачей, на которую направлено изобретение, является увеличение жесткости ротора и снижение его массы. Поставленная задача решается тем, что ротор турбокомпрессора, преимущественно малоразмерного двигателя, содержит вал и рабочее колесо с радиальным или осерадиальным движением потока, неподвижно установленное на валу. Рабочее колесо включает диск с полотном и ободом, имеющим различные диаметры на входе и выходе, причем со стороны меньшего диаметра обод имеет консольную часть. Новым в изобретении является то, что увеличение жесткости ротора достигается установкой на валу ротора конической втулки с расширяющейся в сторону диска частью, которая неподвижно соединена с консольной частью обода диска. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области турбостроения и может быть использовано в газотурбинных двигателях и газотурбинных установках, преимущественно малоразмерных.

Известны роторы центростремительного и центробежного компрессоров многоступенчатой компрессорной установки (заявка Франции №2294345, F 04 D, заявл. 13.12.74 г.), каждый из которых содержит рабочее колесо с радиальным движением потока, неподвижно закрепленное на валу.

Такой ротор имеет жесткую конструкцию, так как диски выполнены в виде сплошного полотна от границы проточной части до центрального отверстия.

Также известен ротор турбокомпрессора (патент США 3546880, кл. F 02 C 7/04, заявл. 4.08.69 г.), содержащий вал и неподвижно установленное на валу рабочее колесо. Движение потока в этом колесе может быть радиальным или осерадиальным. Рабочее колесо включает диск с полотном и ободом, имеющим различные диаметры на входе и выходе, причем со стороны меньшего диаметра обод имеет консольную часть.

При наличии консольной части обода конструкция ротора становится менее жесткой и имеет большую вероятность возникновения вынужденных колебаний, снижающих его динамическую прочность. Для предупреждения возникновения этих колебаний полотно диска изготавливают сплошным, что увеличивает массу ротора.

Технической задачей, на которую направлено изобретение, является увеличение жесткости ротора при снижении его массы.

Поставленная задача решается тем, что ротор турбокомпрессора, преимущественно малоразмерного двигателя, содержит вал и рабочее колесо с радиальным или осерадиальным движением потока, неподвижно установленное на валу. Рабочее колесо включает диск с полотном и ободом, имеющим различные диаметры на входе и выходе, причем со стороны меньшего диаметра обод имеет консольную часть.

Новым в изобретении является то, что увеличение жесткости ротора достигается установкой на валу ротора конической втулки с расширяющейся в сторону диска частью. Втулка со стороны, обращенной к диску, снабжена цилиндрической юбкой, неподвижно соединенной с диском между ободом и валом.

Для снижения массы ротора в консольной части обода выполнена выемка, образованная поверхностью, плавно переходящей в поверхность полотна диска, а в цилиндрической юбке выполнены отверстия.

На прилагаемых чертежах изображен предлагаемый ротор.

Фиг.1 - ротор с радиальным движением потока с установленной на валу конической втулкой;

фиг.2 - ротор с выемкой, выполненной в ободе рабочего колеса;

фиг.3 - ротор с осерадиальным движением потока в рабочем колесе с установленной на валу конической втулкой, снабженной юбкой;

фиг.4 - ротор с установленной на валу втулкой с юбкой, в которой выполнены отверстия.

Ротор турбокомпрессора содержит вал 1 и рабочее колесо с радиальным или осерадиальным движением потока, неподвижно установленное на валу 1. Рабочее колесо включает диск с полотном 2 и ободом 3, имеющим различные диаметры на входе и выходе. Диаметр 4 обода 3 на входе в колесо меньше, чем его диаметр 5 на выходе из колеса (фиг.3) Со стороны диаметра 4 обод 3 имеет консольную часть 6.

На валу 1 установлена коническая втулка 7 с расширяющейся частью, неподвижно соединенной с консольной частью 6 обода 3, например, сваркой 8.

Рабочее колесо установлено на валу 1 с упором в торец 9 вала 1 и поджато к нему гайкой 10.

Коническая втулка 7 снабжена цилиндрической юбкой 11 (фиг.3), расположенной со стороны, обращенной к диску. Юбка 11 неподвижно соединена с диском между ободом 3 и валом, например, пайкой. В юбке 11 выполнены отверстия 12 (фиг.4).

В консольной части 6 обода 3 выполнена выемка 13. Выемка 13 образована конической поверхностью 14, расширяющейся в сторону диска и плавно переходящей в поверхность полотна 2 диска.

Жесткое соединение консольной части 6 обода 3 с установленной на валу 1 конической втулкой 7 способствует тому, что при вращении ротора центробежные силы масс лопаток 15 рабочего колеса воспринимаются не только диском, но и конической втулкой 7. Изгибные напряжения в диске от аэродинамических сил, действующих на лопатки 15, от перепада давлений на рабочем колесе и от инерционных сил будут также восприниматься не только полотном 2 диска, но и конической втулкой 7.

При наличии конической втулки 7 рабочее колесо ротора в меридиональном сечении приобретает коробчатую форму, при этом повышается поперечная жесткость ротора. Повышение жесткости позволяет выполнить в ободе 3 диска выемку 13 или сделать тоньше полотно 2 диска, что снижает массу ротора. Кроме того, повышение жесткости ротора позволяет увеличить критическое число его оборотов.

В случае, когда коническая втулка 7 снабжена юбкой 11, неподвижно соединенной с диском между валом 1 и ободом 3, рабочее колесо ротора превращается в барабанно-дисковую конструкцию замкнутого типа. В такой конструкции центробежные силы масс рабочих лопаток 15 воспринимаются диском и конической втулкой 7, а осевое усилие от затяжки гайки 10 воспринимается в основном цилиндрической юбкой 11. Благодаря этому консольную часть 6 обода 3 можно выполнить меньшей толщины, что приведет к снижению центробежной силы от массы обода, нагружающей диск рабочего колеса и коническую втулку 7, и как следствие, к снижению массы ротора.

Неподвижное соединение юбки 11 с диском позволяет выполнить юбку 11 минимальной толщины, т.к. юбку можно рассматривать как цилиндрическую оболочку с жестко заделанными концами, нагруженную осевой силой от затяжки гайки 10 и центробежными силами масс оболочки. Критическая сила, при которой происходит потеря устойчивости оболочки, при этом больше, по сравнению с вариантом, где конец оболочки не имел бы неподвижного соединения с диском. Выполнение отверстий 12 в юбке 11 способствует снижению ее массы.

Все вышеперечисленное позволяет увеличить жесткость ротора, снизить его массу и инерционность. Снижение инерционности ротора приводит к уменьшению времени запуска малоразмерных авиационных турбореактивных двигателей.

1.Ротортурбокомпрессора,преимущественномалоразмерногодвигателя,содержащийвалирабочееколесосрадиальнымилиосерадиальнымдвижениемпотока,неподвижноустановленноенавалу,включающеедисксполотномиободом,имеющимразличныедиаметрынавходеивыходе,причемсостороныменьшегодиаметраободимеетконсольнуючасть,отличающийсятем,чтонавалуустановленаконическаявтулкасрасширяющейсячастью,котораянеподвижносоединенасконсольнойчастьюободадиска.12.Роторпоп.1,отличающийсятем,чтоконическаявтулкасостороны,обращеннойкдиску,снабженацилиндрическойюбкой,неподвижносоединеннойсниммеждуободомивалом.23.Роторпоп.2,отличающийсятем,чтовцилиндрическойюбкевыполненыотверстия.34.Роторпоп.1,или2,или3,отличающийсятем,чтовконсольнойчастиободавыполненавыемка,образованнаяповерхностью,плавнопереходящейвповерхностьполотнадиска.4
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 97 items.
10.01.2013
№216.012.17d7

Электролит для электрохимической обработки

Изобретение относится к электрохимическим и электрофизическим способам обработки материалов, а именно - к электролитам для электрохимической обработки острых кромок после слесарной зачистки в изделиях, преимущественно из нержавеющих и жаропрочных сплавов. Электролит для электрохимической...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002471595
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.02.2013
№216.012.2456

Способ доводки двигателя

Изобретение относится к области разработки двигателей, в частности к способам доводки двигателя (ДВС). Способ доводки ДВС заключается в разработке варианта конструкции ДВС, проведении поузловых, полноразмерных и экспериментальных испытаний, определении по их положительным результатам...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474804
Дата охранного документа: 10.02.2013
20.02.2013
№216.012.284a

Способ обеспечения вибрационной прочности деталей

Изобретение относится к способам обеспечения вибрационной прочности деталей сложной геометрической формы. Техническим результатом является корректировка вибрационных характеристик детали путем изменения геометрии конкретного места на детали для обеспечения ее вибрационной прочности. Определяют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475834
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.05.2013
№216.012.3fe6

Способ изготовления электрода-инструмента при объемной электрохимической обработке (эхо)

Изобретение относится к электрофизическим и электрохимическим методам обработки. При изготовлении электрода-инструмента для объемной электрохимической обработки к его двум деталям подключают положительный полюс источника постоянного импульсно-циклического тока и источник импульсного тока с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481928
Дата охранного документа: 20.05.2013
10.06.2013
№216.012.4748

Приспособление для поддержки заклепок

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к устройству для клепки крупногабаритных деталей цилиндрическими заклепками. Приспособление содержит упор и рукоятку. Также содержит зафиксированный на основании посредством ребер жесткости стержень с вмонтированной в него при помощи...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483828
Дата охранного документа: 10.06.2013
20.07.2013
№216.012.57db

Способ рентгеноструктурного контроля детали

Использование: для рентгеноструктурного контроля детали. Сущность: заключается в том, что осуществляют снятие рентгенограммы с контролируемой детали, выполняют определение параметра, зависящего от наработки детали, при этом снятие рентгенограммы с контролируемой детали на предполагаемой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488099
Дата охранного документа: 20.07.2013
10.10.2013
№216.012.7208

Способ изготовления направляющего аппарата

Изобретение относится к способу изготовления направляющего аппарата газотурбинного двигателя, представляющего собой кольцевые наборы неподвижных или поворотных профилированных лопаток, образующих расширяющиеся каналы, и может быть использовано в авиастроении, машиностроении и других областях...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002494849
Дата охранного документа: 10.10.2013
20.11.2013
№216.012.81b7

Способ изготовления лопатки компрессора

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при производстве лопаток газотурбинных двигателей. Способ включает фрезерование пера лопатки на пятикоординатном станке с числовым программным управлением. Вращающейся фрезе сообщают перемещение и периодическую подачу на строчку...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002498883
Дата охранного документа: 20.11.2013
27.01.2014
№216.012.9c9d

Способ оценки технического состояния деталей

Изобретение относится к неразрушающим способам контроля и может быть использовано для оценки технического состояния деталей авиационной техники. Способ включает снятие с детали рентгенограммы, по которой определяют остаточные напряжения сжатия, определение управляющего критерия и сравнение его...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002505799
Дата охранного документа: 27.01.2014
27.03.2014
№216.012.aeea

Способ диагностики технического состояния элементов двигателя

Изобретение относится к способам технической диагностики дефектов элементов газотурбинного двигателя при его испытаниях и может найти применение при его доводке, а также для создания систем диагностики двигателя. Техническим результатом, на достижение которого направлено изобретение, является...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002510493
Дата охранного документа: 27.03.2014
+ добавить свой РИД