×
10.04.2019
219.016.ffc4

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ ЗАЩИТЫ ПИЛОТАЖНЫХ ОЧКОВ НОЧНОГО ВИДЕНИЯ ОТ ЗАСВЕТКИ ОПТИЧЕСКИМ ИЗЛУЧЕНИЕМ БОРТОВОГО ИНДИКАТОРА

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к бортовым индикаторам летательных аппаратов и может быть использовано при пилотировании летательных аппаратов в ночных условиях экипажем в очках ночного видения. Измеряют координаты цветности излучений основных цветов бортового индикатора, выбирают координаты цветности, расположенные в красной и зеленой областях спектральной нечувствительности очков ночного видения и принадлежащие треугольнику цветового охвата бортового индикатора. Вычисляют их отклонение от соответствующих измеренных координат цветности основного красного и основного зеленого цветов бортового индикатора. Формируют по ним поправки к интенсивности сигналов RGB цветности основного красного и основного зеленого цветов, которые вводят в соответствующие RGB-сигналы цветности бортового индикатора. Технический результат - обеспечение совместимости работы бортового индикатора и пилотажных очков ночного видения при пилотировании летательных аппаратов в ночных условиях. 2 ил.

Изобретение относится к бортовым индикаторам летательных аппаратов (ЛА) и может быть использовано при пилотировании ЛА в ночных условиях экипажем в очках ночного видения (ОНВ) на основе электронно-оптических преобразователей.

Пилот при пилотировании ЛА в ОНВ осматривает закабинную обстановку через ОНВ, а за изображением на экране бортового индикатора, расположенным на приборной доске, наблюдает глазами. Это связано с тем, что для осмотра закабинной обстановки ОНВ сфокусированы на бесконечность и их перестройка при переходе для наблюдения за бортовым индикатором через ОНВ практически невозможна. Оптическое излучение бортового индикатора, не сопряженное по спектральным характеристикам с ОНВ, создает как фоновую, так и прямую засветку ОНВ. Это приводит к нарушению работы ОНВ, уменьшает контраст при обзоре закабинной обстановки и снижает дальность обнаружения закабинных объектов.

Известны способы и устройства освещения приборного оборудования, основанные на изменении спектрального состава потока оптического излучения светотехнического оборудования ЛА при наблюдении их через пилотажные ОНВ (RU 2133973 С1, МПК 6 G 02 B 23/12, B 64 D 47/02, 1999; RU 2110452 C1, МПК 6 B 64 D 47/02, 1998). Однако эти изобретения не обеспечивают изменения спектрального состава оптического излучения бортового индикатора в указанных выше условиях работы ОНВ.

Наиболее близким к заявляемому изобретению по технической сущности и достигаемому техническому результату является способ освещения приборного оборудования и транспарантов световой сигнализации ЛА при наблюдении их через пилотажные ОНВ (RU 2133973 C1, МПК 6 G 02 B 23/12, B 64 D 47/02, 1999). Данный способ основан на изменении спектрального состава оптического излучения светового оборудования с помощью светофильтров. Использование светофильтра, накладываемого на экран бортового индикатора, обеспечивает защиту ОНВ за счет уменьшения потока оптического излучения бортового индикатора в спектральной области чувствительности ОНВ. Однако светофильтр удорожает стоимость бортового индикатора и неудобен в условиях эксплуатации на ЛА из-за необходимости снятия/установки светофильтра при изменении режима работы день/ночь бортового индикатора.

Задача, на решение которой направлено данное изобретение, заключается в обеспечении совместимости работы бортового индикатора и пилотажных ОНВ при пилотировании ЛА в ночных условиях.

Технический результат, достигаемый при использовании настоящего изобретения, заключается в уменьшении прямой и фоновой засветки ОНВ оптическим излучением бортового индикатора.

Поставленная задача с достижением упомянутого выше технического результата решается тем, что в способе защиты пилотажных очков ночного видения от засветки оптическим излучением бортового индикатора, основанном на изменении спектрального состава потока оптического излучения бортового индикатора, измеряют координаты цветности излучений основных цветов бортового индикатора, выбирают координаты цветности, расположенные в красной и зеленой областях спектральной нечувствительности очков ночного видения и принадлежащие треугольнику цветового охвата бортового индикатора, вычисляют их отклонение от соответствующих измеренных координат цветности основного красного и основного зеленого цветов бортового индикатора, формируют по ним поправки к интенсивностям RGB-сигналов цветности основного красного и основного зеленого цветов, которые вводят в соответствующие RGB-сигналы цветности бортового индикатора.

Уменьшение засветки ОНВ обеспечивается за счет излучения бортовым индикатором сигналов цветности со спектральными составляющими, находящимися в области нечувствительности ОНВ.

Изобретение иллюстрируется чертежами, на которых изображено:

на фиг.1 - рисунок, поясняющий выбор цветовых координат по данному способу;

на фиг.2 - структурная электрическая схема бортового индикатора для осуществления способа.

Способ осуществляют следующим образом.

Полагаем, что спектральные характеристики ОНВ третьего поколения удовлетворяют требования стандарта MIL-STD-3009, USA Department of Defense, 2 February 2001, то есть имеют зоны нечувствительности в красной, желтой и зеленой спектральных областях (фиг.1).

Последовательно включают бортовой индикатор в режим излучения основных цветовых сигналов и измеряют цветовые координаты (хRo, yRo), (хGo, yGo) и (хBo, yBo), которые определяют положение треугольника цветового охвата бортового индикатора (точки R0, G0 и В0 на фиг.1).

На фиг.1 цветовой локус представлен в координатах u', v', которые однозначно связаны с координатам х,у.

Выбирают цветовые координаты двух излучений:

первое излучение с цветовыми координатами (хR, yR), которые находятся в красной области спектральной нечувствительности ОНВ и принадлежит треугольнику цветового охвата бортового индикатора (точка R);

второе излучение с цветовыми координатами (хG, yG), которые находятся в зеленой области спектральной нечувствительности ОНВ и также принадлежит треугольнику цветового охвата бортового индикатора (точка G).

Вычисляют отклонение (ΔхR, ΔyR) и (ΔхG, ΔyG) выбранных координат цветности излучений от соответствующих измеренных координат цветности основного красного и основного зеленого цветов по формулам

Рассчитывают поправки к интенсивности RGB-сигналов цветности основного красного цвета по формулам

где ХRo, УRo, ZRo - интенсивности цветовых составляющих RGB-сигнала цветности, однозначно связанные с цветовыми координатами хRo, yRo.

Поправки к интенсивности RGB-сигнала цветности основного зеленого цвета рассчитывают по аналогичным формулам.

Вводят указанные поправки в RGB сигналы цветности основного красного и основного зеленого цветов бортового индикатора. При этом изображение на бортовом индикаторе будет формироваться относительно оттенков основных цветов со спектральными составляющими, лежащими в зоне нечувствительности ОНВ. Таким образом, изменение режима работы индикатора по полученному результату эквивалентно спектральной фильтрации при использовании светофильтра. В отличие от использования светофильтра переход из дневного в ночной режим работы бортового индикатора и обратно осуществляется простым изменением интенсивности RGB-сигналов цветности основного красного и основного зеленого цветов бортового индикатора.

Заявляемый способ может быть осуществлен в бортовом индикаторе как на электронно-лучевой трубке, так и на жидкокристаллической панели (ЖКП).

На фиг.2 приведен пример реализации заявляемого способа в бортовом индикаторе на ЖКП. Бортовой индикатор содержит последовательно соединенные процессор 1, видеоконтроллер 2 и ЖКП 3. Процессор 1 включает последовательно соединенные блок 4 формирования кадров изображения, блок 5 преобразования интенсивности RGB-сигналов цветности и блок 6 формирования точек растрового изображения, выход которого является выходом процессора 1. Ко второму и третьему входам блока 5 подключены соответственно выход блока 7 формирования поправок к интенсивности RGB-сигналов цветности и выход блока 8 установки режима день/ночь. Блоки 4, 5, 6, 7 и 8 представляют собой программные модули, входящие в состав программного обеспечения процессора 1.

Блок 4 формирует информационные кадры в виде набора графических примитивов (линий, многоугольников, надписей и т.п.), для каждого из которых указывается цвет для дневного режима.

Блок 8 устанавливает дневной или ночной режим работы в соответствии с положением переключателя или путем выбора через систему меню.

Блок 7 формирует поправки к интенсивности RGB-сигналов цветности по формулам (1). В положении переключателя 8 "ночь" блок 5 вводит указанные поправки в интенсивности RGB-сигналы цветности основного красного и основного зеленого цветов бортового индикатора, что обеспечивает формирование изображения на бортовом индикаторе относительно оттенков основных цветов со спектральными составляющими, лежащими в зоне нечувствительности ОНВ. В дневном режиме работы поправки не вносятся.

Блок 6 преобразует каждый графический примитив в набор точек растрового изображения с цветом, установленным блоком 5, и помещает его в память видеоконтроллера 2.

Видеоконтроллер 2 формирует цифровой или аналоговый видеосигнал в соответствии с растровым изображением, сформированным в его видеопамяти.

Видеосигнал отображается на экране ЖКП 3.

Технический результат, достигаемый при осуществлении заявляемого изобретения, подтвержден экспериментально на бортовом индикаторе с 6-дюймовой жидкокристаллической панелью и пилотажных ОНВ третьего поколения. При воспроизведении текстовой информации по заявляемому способу яркость свечения индикатора при прямом наблюдении через ОНВ примерно в 5 раз меньше, чем в штатном режиме, и излучение индикатора не нарушает работу ОНВ как при фоновой, так и при прямой засветке.

Таким образом, при осуществлении заявляемого способа обеспечивается защита пилотажных ОНВ от засветки оптическим излучением бортового индикатора.

Способзащитыпилотажныхочковночноговиденияотзасветкиоптическимизлучениембортовогоиндикатора,основанныйнаизмененииспектральногосоставапотокаоптическогоизлучениябортовогоиндикатора,отличающийсятем,чтоизмеряюткоординатыцветностиизлученийосновныхцветовбортовогоиндикатора,выбираюткоординатыцветности,расположенныевкраснойизеленойобластяхспектральнойнечувствительностиочковночноговиденияипринадлежащиетреугольникуцветовогоохватабортовогоиндикатора,вычисляютихотклонениеотсоответствующихизмеренныхкоординатцветностиосновногокрасногоиосновногозеленогобортовогоиндикатора,формируютпонимпоправкикинтенсивностиRGBсигналовцветностиосновногокрасногоиосновногозеленогоцветов,которыевводятвсоответствующиеRGBсигналыцветностибортовогоиндикатора.
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-3 of 3 items.
19.04.2019
№219.017.2d0e

Способ изготовления сферического проекционного экрана

Способ включает раскрой сферической поверхности на секции и последующую их сборку. Раскрой секций выполняют в пределах заданных размеров экрана в виде развертки сферической поверхности, состоящей из правильных сферических пятиугольников и шестиугольников с ребром жесткости по каждой грани...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002252444
Дата охранного документа: 20.05.2005
19.04.2019
№219.017.2ece

Беспилотный летательный аппарат

Изобретение относится к беспилотным летательным аппаратам и может быть использовано для создания воздушной платформы с целевой нагрузкой при большом времени и дальности автономного и/или дистанционно управляемого полета в районе или по маршруту. Летательный аппарат содержит фюзеляж с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002380286
Дата охранного документа: 27.01.2010
10.07.2019
№219.017.ac61

Прожекторная поисково-осветительная система

Изобретение относится к области светотехники и может быть использовано при установке на транспортные средства, преимущественно вертолеты, в качестве бортового управляемого источника света. Система содержит верхний корпус, азимутальную поворотную часть поворотного устройства, снабженную...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002391263
Дата охранного документа: 10.06.2010
Showing 1-10 of 10 items.
27.10.2013
№216.012.7a94

Комбинированный прожектор

Изобретение относится к области светотехники, в частности к поисковым и осветительным прожекторам с излучением в различных диапазонах волн, и может быть использовано для поиска и наблюдения объектов при установке на транспортные средства, преимущественно вертолеты. Прожектор содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002497042
Дата охранного документа: 27.10.2013
20.06.2014
№216.012.d392

Способ формирования индикатрисы излучения бортового аэронавигационного огня в горизонтальной плоскости

Изобретение относится к светотехнике и может быть использовано для формирования расширенной индикатрисы излучения бортовых аэронавигационных огней в горизонтальной плоскости. Для расширения угла излучения бортового аэронавигационного огня создают дополнительные световые потоки за счет...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002519933
Дата охранного документа: 20.06.2014
26.08.2017
№217.015.e2f5

Способ рециркуляции света и светодиодный модуль рециркуляции

Изобретение относится к осветительной технике, в частности к источникам света, в которых в качестве элементов, генерирующих свет, используются мощные светодиоды, а для формирования светового потока применяют рефлекторы с сочетанием различной кривизны, которые могут быть использованы для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002626059
Дата охранного документа: 21.07.2017
26.08.2017
№217.015.e3ae

Способ и система позиционирования группы подводных объектов в ограниченном водном объеме

Изобретение относится к области подводной навигации и может быть использовано для определения координат группы подводных объектов, преимущественно подводников и подводных пловцов при отработке совместных действий в бассейне или водолазной башне. Достигаемый технический результат - идентификация...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002626244
Дата охранного документа: 25.07.2017
26.08.2017
№217.015.e52b

Узел формирования индикатрисы излучения бортового аэронавигационного огня

Изобретение относится к светотехнике и может быть использовано для формирования заданной индикатрисы излучения бортовых аэронавигационных огней в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Техническим результатом является упрощение конструкции. Для достижения указанного технического результата...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002626464
Дата охранного документа: 28.07.2017
10.05.2018
№218.016.3909

Способ и клапанный механизм кратковременной подачи газа высокого давления

Группа изобретений относится к области подачи газа высокого давления в пневматическом оружии, а именно к способу кратковременной подачи газа высокого давления и клапанному механизму. Клапанный механизм содержит корпус, клапан, шток, причем шток является запирающим элементом проходного сечения,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002646967
Дата охранного документа: 12.03.2018
20.02.2019
№219.016.c0cf

Коллиматорная индикаторная система

Коллиматорная индикаторная система предназначена для отображения полетной информации, совмещенной с наблюдаемой закабинной обстановкой. Система содержит генератор двумерного изображения с излучателем 2 в виде ЖК панели, проекционный объектив 3 с децентрированными оптическими элементами и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002364902
Дата охранного документа: 20.08.2009
29.03.2019
№219.016.f1bf

Способ определения кратчайшего расстояния и направления на линию электропередачи с борта летательного аппарата

Изобретение направлено на повышение точности определения кратчайшего расстояния и направления на линию электропередачи (ЛЭП). Указанный технический результат достигается за счет того, что на борту летательного аппарата (ЛА) измеряют в связанной системе координат взаимно ортогональные компоненты...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002316790
Дата охранного документа: 10.02.2008
19.04.2019
№219.017.2ece

Беспилотный летательный аппарат

Изобретение относится к беспилотным летательным аппаратам и может быть использовано для создания воздушной платформы с целевой нагрузкой при большом времени и дальности автономного и/или дистанционно управляемого полета в районе или по маршруту. Летательный аппарат содержит фюзеляж с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002380286
Дата охранного документа: 27.01.2010
10.07.2019
№219.017.ac61

Прожекторная поисково-осветительная система

Изобретение относится к области светотехники и может быть использовано при установке на транспортные средства, преимущественно вертолеты, в качестве бортового управляемого источника света. Система содержит верхний корпус, азимутальную поворотную часть поворотного устройства, снабженную...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002391263
Дата охранного документа: 10.06.2010
+ добавить свой РИД