Вид РИД
Изобретение
Изобретение относится к области судоремонта, а именно к плавучим докам для подъема судов из воды с целью проведения ремонта подводной части их корпусов.
В качестве ближайшего аналога принят плавучий док, содержащий две бортовые горизонтальные балластные цистерны, к которым присоединены поперечные балки и настил, и установленные на этих цистернах вертикальные башни, обеспечивающие остойчивость дока при погружении и всплытии (Плавучий док для судов водоизмещением до 300 т // Водный транспорт за рубежом: Экспресс-информация ЦБНТИ Минречфлота, 1984 г., вып. 14, с. 1-5).
Однако, когда возникает необходимость транспортировки дока в узкостях, разрезка дока по диаметральной плоскости невозможна ввиду того, что остойчивость одной половины дока нельзя обеспечить без сторонних средств.
Кроме этого, когда возникает необходимость осмотра и окраски днищевых поверхностей дока, это возможно только либо подъемом его на берег, либо постановкой в другой док.
Задачей настоящего изобретения является создание дока, способного к транспортировке по узким водным путям и к самодокованию.
Поставленная задача решается за счет того, что в предлагаемом доке, содержащем две бортовые горизонтальные балластные цистерны, к которым присоединены поперечные балки и настил, и установленные на этих цистернах вертикальные башни, в диаметральной плоскости установлены по меньшей мере две центральные горизонтальные балластные цистерны, расположенные на одной оси и соединенные шарнирно с возможностью поворота вокруг нее, и поперечные балки соединены с упомянутыми центральными цистернами разъемными замковыми соединениями.
Разъемные соединения установлены в верхней и нижней части центральных цистерн и в верхней и нижней части поперечных балок.
Разъемное замковое соединение содержит щеки с соосными отверстиями, прикрепленные к поперечной балке, и расположенную между ними планку с тремя отверстиями, прикрепленную к центральной цистерне, с образованием сквозного отверстия, в которое заведен соединительный палец. Такая конструкция соединения обеспечивает его запирание в одном из трех специальных положений. Первое положение соответствует рабочему положению дока.
Шарнирное соединение, имеющее одну степень свободы (вращение вокруг продольной оси), снабжено втулкой с ребордой, прикрепленной к торцу одной центральной цистерны, заведенной в другую центральную цистерну, снабженную фиксирующим кольцом.
Технический результат от такой конструкции дока заключается в возможности разбить док на две транспортные единицы и, кроме этого, обеспечить его самодокование. Дополнительный технический результат заключается в возможности разгрузить поперечные балки при постановке судна в док.
Способ самодокования плавучего дока заключается в том, что разъединяют замковые соединения, принимают балласт в цистерны, запирают замковые соединения и удаляют балласт из упомянутых выше цистерн для обеспечения всплытия дока.
При этом для обеспечения выхода из воды центральных цистерн балласт принимают в бортовые цистерны и замковые соединения запирают во втором положении.
Для обеспечения выхода из воды бортовых цистерн левого борта или правого борта балласт принимают в центральные цистерны, замковые соединения запирают в третьем положении и после всплытия дока принимают балласт в бортовую цистерну правого или левого борта соответственно.
На фиг.1 представлено сечение по миделю предлагаемого плавучего дока.
На фиг. 2 - вид сверху плавучего дока (док разобран на две транспортные единицы).
На фиг.3 - шарнирное соединение.
На фиг. 4 - вид А по фиг.1. Замковое соединение в 1-м (рабочем) положении.
На фиг.5 - сечение Б-Б по виду А.
На фиг.6 - сечение по миделю дока с балластом в бортовых цистернах.
На фиг.7 - вид замкового соединения, закрытого во 2-м положении.
На фиг.8 - сечение по миделю дока с самодокованием центральных цистерн.
На фиг.9 - сечение по миделю дока с балластом в центральных цистернах.
На фиг.10 - вид замкового соединения, закрытого в 3-м положении.
На фиг. 11 - сечение по миделю дока с самодокованием одной из бортовых цистерн.
Плавучий док содержит бортовые горизонтальные балластные цистерны 1, на которых установлены вертикальные башни 2 в виде цистерн плавучести (см. фиг. 1). Между бортовыми цистернами 1 установлены центральные горизонтальные балластные цистерны 3, расположенные в диаметральной плоскости дока на одной оси (см. фиг. 2). Бортовые цистерны 1 и центральные цистерны 3 соединены поперечными балками 4, на которые уложен палубный настил 5. Центральные цистерны 3 соединены друг с другом шарнирным соединением с одной степенью свободы (см. фиг. 3). Шарнирное соединение содержит втулку с ребордой 6, прикрепленную к торцу одной из центральных цистерн 3. Втулка 6 заведена в торец другой центральной цистерны 3 и зафиксирована фиксирующим кольцом 7. Оконечности поперечных балок 4 в верхней и нижней части соединены с верхней и нижней частью центральных цистерн 3 замковыми соединениями (см. фиг.4, 5). Замковое соединение выполнено в виде установленных на поперечной балке 4 щек 8 с соосными отверстиями, между которыми заведена прикрепленная к центральным цистернам планка 9 с тремя отверстиями. Щеки 8 и планка 9 соединены пальцем 10, заведенным в отверстия щек 8 и одно из отверстий планки 9 с запиранием соединения в одном из специальных положений. Первое положение соответствует рабочему положению дока.
Разъем дока на две остойчивые транспортные единицы осуществляют путем разъединения верхних и нижних замковых соединений между поперечными балками 4 и центральными цистернами 3 с соответствующей стороны и шарнирного соединения между центральными цистернами 3.
Самодокование дока осуществляют следующим образом.
Для вывода из воды центральных цистерн 3 принимают балласт в бортовые цистерны 1 до тех пор, пока верхние и нижние замковые соединения не будут заперты во 2-м специальном положении (см. фиг. 6, 7, 8).
Для вывода из воды одной из бортовых цистерн принимают балласт в центральные цистерны 3 до тех пор, пока замковые соединения не будут заперты в 3-м специальном положении (см. фиг. 9,10). Затем балласт удаляют, и док всплывает. В одну из бортовых цистерн 1 принимают балласт для придания крена на необходимый борт (см. фиг.11).
Предложенная конструкция имеет следующие преимущества перед известными:
- повышает удобство в эксплуатации дока за счет обеспечения его самодокования;
- расширяет географию применения дока за счет обеспечения транспортировки его половин по узким водным путям;
- улучшает эксплуатационные характеристики дока за счет снижения величины поперечного изгибающего момента.