×
04.04.2019
219.016.fc9a

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ КОРАБЛЯ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области автоматизации управления процессом проектирования законов управления и структуры систем управления судов и кораблей с использованием вычислительных средств. Заявленный способ позволяет ускорить процесс проектирования систем автоматического управления движением корабля на специальных стендах. Ускорение и повышение качества автоматизированного проектирования базируются на введении в автоматизированных системах проектирования законов управления движением кораблей автоматической компиляции моделей процесса управления с использованием блока редактирования, в который вводят модели процессов для преобразования в электронные модели, а также блока генератора программ, компилятора и блока расчета динамических систем в которых электронные программы преобразуют в исполняемые программы в формате DLL. Исполняемые программы в формате DLL вводят через блок расчета динамических систем в блок параметрической оптимизации для выработки структуры и законов системы управления движением корабля. 4 ил.

Предлагаемое изобретение относится к области автоматизации управления процессом проектирования законов управления и структуры систем управления движением судов и кораблей с использованием вычислительных средств, в частности к разделу автоматизации исследований и проектирования систем автоматического управления движением (САУД) корабля с применением компьютерного моделирования

Известны способы построения аппаратно-программных комплексов, так называемых SCADA систем, для исследования динамики движения судна (Прохоренков А.М. и др. Разработка исследовательских комплексов судовых систем управления // Труды XXXIV Всероссийской конференции "Управление движением морскими судами и специальными аппаратами", изд. ИЛУ РАН, М., 2007 г., с.148-156).

Известен также способ автоматизированного проектирования структуры систем управления техническими системами [Патент Р.Ф. №2331097]. «Способ состоит в следующем: формируют на пульте управления команду на начало проектирования системы управления (СУ) и передают ее на узел формирования структуры СУ, формируют задачи управлениями структуры СУ, оптимизируют элементы состава и структуру СУ по заданному критерию. Затем исследуют режимы функционирования СУ. При несоответствии заданию корректируют структуру СУ и повторяют процесс проектирования…» (Близким к рассмотренному способу проектирования СУ является способ проектирования с использованием ЦВМ, приведенный в патенте Р.Ф. №2294560). Рассмотренные способы проектирования СУ обладают недостаточными функциональными возможностями для исследования и проектирования структуры и законов САУД. Автоматизация формирования моделей проектирования для ввода их в ЦВМ отсутствует.

Рассмотрим способ автоматизации проектирования структуры и законов САУД судна «DLogic», который разработан в ЦНИИ «Аврора» и используется в системе автоматизации проектирования САУД судна. Данный способ принят нами в качестве прототипа. [Корчанов В.М. и др.: "Разработка системы управления движением судна с системой DLogic. // Труды XXXIV Всероссийской конференции "Управление движением морскими судами и специальными аппаратами", изд. ИЛУ РАН, М., 2007 г., стр.86-102

Способ DLgic использует два модуля:

- первый - модуль моделирования САУД для разработки и исследования динамических процессов движения судна, который включает блоки: модели динамики движения судна, модели исполнительных средств, модели управляющих и возмущающих воздействий,

- второй - модуль специализированного программного проектирования для автоматизированной разработки структуры САУД и оптимальных законов управления.

С использованием графического построения исследуемых динамических процессов движения судна разработчик формирует блоки:

- модель динамики движения судна (см. приложение рис. 1);

- модель исполнительных средств (см. приложение рис. 2);

- модель автоматического управления движением корабля (см. приложение рис 3).

Рассмотренные блоки связываются через общие шины и формируют подсистему специализированного программного проектирования для автоматизированного расчета оптимальных законов управления САУД, которую совместно со вторым модулем вводят в ЦВМ. Сформированная структура и параметры законов проектируемой САУД записываются в виде таблиц и графиков для использования в проекте.

Способ автоматизации проектирования САУД судна «DLogic» позволяет получить параметры САУД (в том числе законы управления движением судна в разных условиях эксплуатации), если заданы динамические характеристики движения судна в окружающей среде и технологические параметры используемых модулей САУД.

Способ формирования блоков моделей приведен в приложении на рис.1, 2, 3. Из рассмотрения рисунков можно сделать следующие выводы:

- способ формирования программ моделей, используемых при автоматизированном проектировании САУД с помощью ЦВМ, требует от исследователя высокой квалификации в области программирования;

- перестройка стенда на новый объект исследования с использованием рассматриваемого способа формирования моделей, требует больших временных и интеллектуальных затрат;

- в систему автоматизированного проектирования САУД сложно ввести режим интерактивного управления.

В предложенном нами способе автоматизированного проектирования структуры и законов системы управления движением корабля отмеченные выше недостатки, присущие рассмотренным выше аналогам и прототипу, реализуемым с использованием компьютера, устранены. При формировании предложенного способа дополнительно используются модули автоматической компиляции с блоком расчета динамических систем (РДС), что позволяет:

- автоматически компилировать (преобразовывать) в модулях-моделях фрагменты простых (созданных инженером-разработчиком САУД с учетом только функциональных особенностей исследуемых процессов) программ моделей в более сложные программы на языке C++ для непосредственного исполнения в компьютере;

- автономно перестраивать модель любого блока, не нарушая работоспособности всей автоматизированной системы;

- при перестройке структурной схемы автоматически перестраивать связи между моделями для сохранения работоспособности всей системы после перенастройки модулей-моделей.

Цель предлагаемого способа - автоматически компилировать (преобразовывать) в модулях-моделях фрагменты простых моделей в более сложные на языке программирования C++ для непосредственного исполнения в компьютере.

Рассмотрим, как формируется предложенный способ автоматизированного проектирования структуры и законов системы управления движением корабля.

В способе, как и в прототипе, используются модуль параметрической оптимизации параметров законов управления движением корабля, компилятор и модели: динамики движения корабля, исполнительных средств, системы управления движением. Модели задаются в форме разностных уравнений с соответствующими логическими операциями для описания динамики и статики корабля, исполнительных средств и системы управления движением.

Для переформирования моделей в исполняемые программные библиотеки, которые используются непосредственно в компьютере, производят автоматическую компиляцию моделей;

- динамики движения корабля;

- исполнительных средств;

- системы управления движением.

С этой целью в способе дополнительно используют следующие модули: генератор программ, блок РДС и редактор моделей. В редактор моделей вводят модели: динамики движения корабля, исполнительных средств и системы управления движением, где они преобразуются в электронные модели. Из редактора моделей электронные модели вводят в генератор программ, который переформирует электронные модели на язык программирования C++ и вводит в компилятор, в котором формируются исполняемые программные библиотеки. С выхода компилятора исполняемые программные библиотеки вводятся через блок РДС на вход модуля параметрической оптимизации, в котором, во взаимодействии с РДС, формируется структура и законы системы управления движением проектируемого корабля, отвечающая выбранному критерию.

Блок автоматической компиляции строит полный исходный текст программы со всеми необходимыми описаниями по отдельным фрагментам, созданным разработчиком САУД с учетом только функциональных особенностей исследуемых процессов. Затем блок вызывает один из внешних штатных компиляторов, который, обработав сформированный текст, создаст программу в динамической библиотеке (DLL).

Блок автоматической компиляции в стенде автоматизированного проектирования структуры и законов системы управления движением корабля:

1. Обеспечивает ввод и редактирование фрагментов исходного текста программы модуля, отвечающих за его поведение и реакцию на события. Как минимум, должен обеспечиваться ввод функции расчета значений выходов модуля при поступлении данных на его входы. Для этого используется модуль редактора модели.

2. Собирает из фрагментов текста, введенных разработчиком, полный исходный текст программы модуля со всеми структурами данных и описаниями, необходимыми для доступа к собственным переменным блока, общим переменным системы и сервисным функциям стенда. Для этого используется модуль генератора программы.

3. Вызывает внешнюю программу типового компилятора, которая преобразует исходный текст программы в исполняемый файл DLL.

4. Взаимодействует с комплексом стенда, отключает на время компиляции модули стенда от исполняемых файлов DLL. Если этого не сделать, файлы будут заблокированы, и компилятор не сможет заменить их новыми. Этим занимается блок РДС.

Рассмотрим работу стенда автоматизированного проектирования структуры и законов системы управления движением, использующего предложенный способ.

На чертеже приведена блок- схема стенда автоматизированного проектирования структуры и законов системы управления движением корабля, которая построена с использованием предложенного способа автоматизированного проектирвания структуры и законов системы управления движением корабля.

Стенд содержит модель динамики движения судна - 1, модель исполнительных средств - 2, модель управления движением - 3, модуль параметрической оптимизации - 4, редактор моделей - 5, генератор программ - 6, компилятор - 7, блок РДС - 8, модуль записи результатов - 9.

В модули стенда вводят модели: динамики движения корабля - 1, исполнительных средств - 2 и системы управления движением - 3 (созданных разработчиком САУД с учетом только функциональных особенностей исследуемых процессов управления движением корабля). Все модели задаются в форме разностных уравнений с соответствующими логическими операциями для описания динамики и статики корабля, исполнительных средств и системы управления движением. Эти модели вводятся в редактор моделей - 5, где они преобразуются в электронные модели, обеспечивая ввод и редактирование фрагментов исходного текста программ моделей, отвечающих за его поведение и реакцию на события. (Как минимум, должен обеспечиваться ввод функции расчета значений выходов модели при поступлении данных на его входы).

Электронные модели из редактора моделей - 5 вводят в генератор программ - 6, который переформирует электронные модели на язык программирования C++, собирая из фрагментов текста, введенных разработчиком, полный исходный текст программы модуля со всеми структурами данных и описаниями, необходимыми для доступа к собственным переменным блока, общим переменным системы и сервисным функциям стенда.

Текст программ из генератора программ вводится в компилятор - 7, в котором формируются программы трех моделей в форме DLL (исполняемые программные библиотеки). С выхода компилятора - 7 исполняемые программные библиотеки вводятся через блок РДС - 8 на вход модуля параметрической оптимизации - 4, в котором в тандеме с блоком РДС модели DLL формируют, как в прототипе, требуемые законы управления САУД. Полученные структуры и законы управления, необходимые для проектирования САУД, вводятся в модуль записи результатов - 9.

Так автоматически формируется структура и законы управления проектируемой САУД, отвечающие выбранному критерию качества на стенде автоматизированного проектирования структуры и законов системы управления движением.

Способ автоматизированного проектирования структуры системы управления движением корабля, использующий модуль параметрической оптимизации, компилятор и модели: динамики движения корабля, исполнительных средств, системы управления движением, которые формируют набором разностных уравнений и логических операций, описывающих динамику движения и статику: корабля, исполнительных средств и системы управления движением, отличающийся тем, что модели динамики движения корабля, исполнительных средств и системы управления движением автоматически компилируют в исполняемые программные библиотеки с использованием дополнительных модулей: генератора программ, блока расчета динамических систем и редактора моделей, в который вводят модели динамики движения корабля, исполнительных средств и системы управления движением, преобразуемые им в электронные модели, из редактора моделей электронные модели направляют в генератор программ, с помощью которого формируют программы моделей на языке программирования C++, которые вводят в компилятор, где формируют исполняемые программные библиотеки, поступающие в блок расчета динамических систем, который соединен с модулем параметрической оптимизации, на выходе модуля параметрической оптимизации формируют структуру и законы системы управления движением корабля, которые направляют в модуль записи результатов.
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 101 items.
20.01.2013
№216.012.1d86

Устройство для измерения уровня диэлектрической жидкости в емкости

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для высокоточного определения уровня диэлектрической жидкости, находящейся в какой-либо емкости. В частности, оно может быть применено для измерения уровня нефтепродуктов, сжиженных газов и др. Сущность: устройство содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473052
Дата охранного документа: 20.01.2013
20.01.2013
№216.012.1d88

Способ измерения уровня вещества в открытой металлической емкости

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения уровня вещества (жидкости, сыпучего вещества) в различных открытых металлических емкостях. Сущность: в способе измерения уровня вещества в открытой металлической емкости предварительно в верхней незаполняемой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473054
Дата охранного документа: 20.01.2013
20.01.2013
№216.012.1d89

Способ измерения уровня жидкости в емкости

Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для измерения уровня жидкости в различных открытых и замкнутых металлических емкостях. В частности, оно может быть применено для определения уровня жидкого металла в технологических емкостях металлургического производства. Способ...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473055
Дата охранного документа: 20.01.2013
20.01.2013
№216.012.1d8a

Способ определения уровня жидкости в емкости

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для высокоточного определения уровня жидкости, находящейся в каком-либо резервуаре. В частности, оно может быть применено для измерения уровня нефтепродуктов, сжиженных газов и др. Предлагается способ определения уровня...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473056
Дата охранного документа: 20.01.2013
20.01.2013
№216.012.1d95

Способ диагностирования двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к испытаниям и диагностике двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Способ диагностирования ДВС заключается в возбуждении в камере сгорания электромагнитных колебании фиксированной длины волны и определении амплитуды принимаемого сигнала. При проведении диагностирования...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473067
Дата охранного документа: 20.01.2013
27.01.2013
№216.012.205c

Способ комплексного использования попутного нефтяного газа

Предлагаемое изобретение относится к нефтяной и газовой промышленности и может быть применено для утилизации попутного нефтяного газа. Способ осуществляют следующим образом. После запуска газовой турбины в турбину сжатия подают воздух и попутный нефтяной газ. Сжатые газ и воздух направляют в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473785
Дата охранного документа: 27.01.2013
27.01.2013
№216.012.20c3

Способ определения состояния поверхности дороги

Изобретение относится к измерительной технике и может быть применено для определения состояния поверхности дорожного полотна, на котором возможно образование слоя воды, снега или льда. Сущность: в поверхностный слой контролируемого участка дороги встраивают резонатор с изменяющейся в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473888
Дата охранного документа: 27.01.2013
27.01.2013
№216.012.20c4

Способ измерения физической величины

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для высокоточного определения различных физических величин. К их числу относятся механические величины, геометрические параметры объектов, физические свойства веществ и др. К ним же относятся также электрофизические,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473889
Дата охранного документа: 27.01.2013
27.01.2013
№216.012.210b

Способ нахождения максимальных повторяющихся участков последовательности символов конечного алфавита и способ вычисления вспомогательного массива

Изобретение относится к компьютерной обработке цифровых данных, точнее к способам сжатия массивов цифровой информации путем нахождения совпадающих фрагментов последовательности данных. Техническим результатом является уменьшение количества памяти, требующейся для представления всех максимальных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473960
Дата охранного документа: 27.01.2013
27.01.2013
№216.012.215d

Способ получения электрической энергии от маломощных источников электропитания

Изобретение относится к электротехнике, а именно к способам получения электрической энергии от маломощных источников электропитания, например пьезоэлементов, вмонтированных в поверхность, по которой перемещаются подвижные объекты. Технический результат изобретения состоит в обеспечении...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474042
Дата охранного документа: 27.01.2013
Showing 1-10 of 48 items.
27.01.2013
№216.012.2077

Автоматизированная система связи

Изобретение относится к системам автоматического контроля и управления и может быть применено на рудниках и шахтах для контроля и управления технологическими процессами, для контроля и анализа состояния окружающей среды, для мониторинга местоположения рабочих, для передачи им аварийных и других...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473812
Дата охранного документа: 27.01.2013
10.05.2013
№216.012.3ea2

Способ измерения параметров физических полей верхней полусферы морского объекта

Изобретение относится к способам обследования морских объектов и может быть использовано для измерения параметров полей (например, электромагнитных, тепловых, акустических, радиационных) крупногабаритных морских объектов. Сущность: измеряют энергетические, частотные, фазовые, временные и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481601
Дата охранного документа: 10.05.2013
20.05.2013
№216.012.4030

Плавсредство рыбопромысловое для оборудования амфибийных гусеничных машин

Изобретение относится к средствам, обеспечивающим придание амфибийным гусеничным машинам рыбопромысловых возможностей. Плавсредство рыбопромысловое для оборудования амфибийных гусеничных машин содержит два водопроницаемых бортовых понтона, крыло для создания подъемной силы от набегающего потока...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482002
Дата охранного документа: 20.05.2013
10.06.2013
№216.012.47d9

Способ управления движением судна по заданной траектории

Изобретение относится к области судовождения. Автоматическое управление движением судна по заданной траектории осуществляют путем управления по заданному углу курса с использованием кормовых рулей. Для обеспечения движения судна с углом дрейфа, близким к нулю, в предложенном способе применяют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483973
Дата охранного документа: 10.06.2013
27.08.2013
№216.012.6510

Устройство для формирования траектории перевода судна на новый курс

Изобретение относится к области судовождения, в частности к системам автоматического управления движением судна. Техническим результатом является повышение безопасности изменения направления движения судна за счет сохранения устойчивости. Технический результат достигается за счет устройства для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002491509
Дата охранного документа: 27.08.2013
10.09.2013
№216.012.675a

Способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся возмущений

Изобретение относится к области судовождения - автоматическому управлению движением судна по заданному направлению. Способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся возмущений использует задатчик курсового угла, приемник спутниковой навигационной системы, рулевой привод,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002492105
Дата охранного документа: 10.09.2013
10.11.2013
№216.012.7eee

Холодильно-технологический комплекс для предварительного охлаждения и временного хранения рыбы

Установка для производства бинарного льда содержит замкнутый контур хладагента, включающий последовательно соединенные трубопроводом первый компрессор, маслоотделитель, конденсатор, ресивер, отделитель жидкости, первый электромагнитный клапан, четыре параллельные линии, каждая из которых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002498167
Дата охранного документа: 10.11.2013
27.11.2013
№216.012.8501

Способ автоматического управления движением судна с учетом волнения

Изобретение относится к области судовождения по заданному маршруту. Предложенный способ базируется на автоматическом управлении движением судна с двумя законами управления - оптимальным (в смысле точности стабилизации судна на курсе при спокойном море) и «облегченным» (для сохранности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499727
Дата охранного документа: 27.11.2013
20.04.2014
№216.012.b945

Способ отказоустойчивого управления движением корабля по глубине

Изобретение относится к области судостроения. Способ заключается в использовании задатчика глубины, первого фильтра оценки сигнала глубины, четвертого фильтра оценки сигнала угла дифферента и сумматора, на вход которого вводят сигналы. С выхода сумматора сигнал заданной скорости...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002513157
Дата охранного документа: 20.04.2014
10.05.2014
№216.012.c069

Устройство для формирования траектории перевода судна на параллельный курс с соблюдением ограничений на диапазон изменения сигнала управления

Изобретение относится к области судовождения, в частности к системам автоматического управления движением судна. Устройство для формирования траектории перевода судна на параллельный курс содержит: задатчик абсолютной величины максимально допустимого сигнала управления, датчик продольной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002515006
Дата охранного документа: 10.05.2014
+ добавить свой РИД