×
29.03.2019
219.016.f268

Результат интеллектуальной деятельности: УСТРОЙСТВО И СПОСОБ АСИММЕТРИЧНОГО СКРЕПЛЕНИЯ НАКЛАДКАМИ ДЕТАЛЕЙ, ИЗГОТОВЛЕННЫХ ИЗ УГЛЕРОДА И МЕТАЛЛА

Вид РИД

Изобретение

Правообладатели

№ охранного документа
0002352497
Дата охранного документа
20.04.2009
Аннотация: Изобретение относится к устройству и способу асимметричного скрепления накладками, которые используются при создании конструкций, подвергаемых сильным нагрузкам, в частности, в авиационной промышленности. Устройство скрепления включает в себя накладку (1) и контрнакладку (2), которая имеет точки крепления (М, N), количество которых меньше, чем количество мест крепления (PQ) накладки, в результате чего первый (3) и второй (4) конструктивные элементы крепятся между накладкой (1) и контрнакладкой (2) в точках крепления (M+N), количество которых меньше количества точек крепления (P+Q) конструктивных элементов на накладке (1). Один из конструктивных элементов изготовлен из композитных материалов. Конструкция содержит устройство скрепления накладками, в которой первый и третий конструктивные элементы (3, 8) представляют собой части соприкасающихся поверхностей коробчатой конструкции (9). Способ заключается в том, что из конструктивных листов (3, 8), изготовленных из композитных материалов, и накладок, скрепляемых при помощи удаленной точки крепления (Q1), собирают коробчатую конструкцию (9), к которой прочно крепят элемент крыла (4). Достигается упрощение крепления коробчатой конструкции и крыла летательного аппарата между собой. 3 н. и 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

Настоящее изобретение относится к устройству и способу асимметричного скрепления накладками, которые используются при создании, в частности в авиационной промышленности, конструкций, подвергаемых сильным нагрузкам.

В процессе изготовления летательного аппарата различные его части образуются в результате скрепления упругих или неупругих листов, нервюр и шпангоутов.

Важным конструктивным элементом летательного аппарата является центральный отсек, к которому крепится крыло самолета; при этом, поскольку данный элемент, имеющий форму коробчатой конструкции, испытывает значительные нагрузки, желательно обеспечить хороший перенос нагрузок с крыла на данную коробчатую конструкцию, а с этой коробчатой конструкции на всю остальную конструкцию.

Более того, при создании летательных аппаратов прибегают к композитным материалам, в частности, на базе углерода; при этом используются комбинированные конструкции, включающие в себя детали, изготавливаемые из композитных материалов и металла.

При соединении деталей, составляющих различные части коробчатых конструкций, и их скреплении между собой используются, в частности, методы скрепления накладками, т.е. соединение листов или элементов пояса фермы между собой при помощи скрепляющих деталей, которые включают в себя болты или заклепки, передающие усилия между листами и элементами пояса фермы.

Настоящее изобретение относится к сфере усовершенствования соединений путем скрепления накладками, в частности, которые могли бы использоваться при соединении элементов, обладающих различными физическими свойствами, например листов, изготовленных из композитных материалов, и металлических накладок.

Они наиболее часто применяются при сборке центральной коробчатой конструкции летательного аппарата, обладающей большими размерами и изготавливаемой из композитных материалов, которая должна быть предварительно собрана, а затем перемещена для установки крыла летательного аппарата; при этом в процессе сборки обеспечивается сохранение габаритных характеристик коробчатой конструкции.

В связи с этим настоящее изобретение относится к устройству скрепления накладками, включающему в себя накладку и контрнакладку, которые обеспечивают прочное скрепление, по меньшей мере, первого и второго конструктивных элементов, размещаемых между накладкой и контрнакладкой и отличающемуся тем, что контрнакладка имеет меньшее, чем накладка, количество точек крепления, в результате чего вышеупомянутые первый и второй конструктивные элементы фиксируются между накладкой и контрнакладкой в точках крепления, количество которых меньше, чем количество точек крепления вышеупомянутых конструктивных элементов к накладке. В связи с этим такое скрепление накладками считается асимметричным скреплением накладками, при этом, по меньшей мере, один из конструктивных элементов является элементом, изготовленным из композитных материалов.

Кроме того, предлагаемое изобретение относится к способу сборки методом скрепления накладками коробчатой конструкции с элементом крыла летательного аппарата, отличающемуся тем, что коробчатая конструкция собирается из конструктивных листов, изготовленных из композитных материалов, скрепляемых при помощи накладок; при этом, по меньшей мере, одна накладка содержит первую полку, которая сначала крепится посредством удаленной точки крепления на, по меньшей мере, одном листе, а другие точки крепления вышеупомянутой полки на данном листе остаются незакрепленными; при этом для элемента крыла предусмотрена коробчатая конструкция, к которой крепится крыло; при этом элемент крыла прочно крепится ко второй полке накладки посредством удаленной точки крепления вышеупомянутой второй полки, а вышеупомянутые лист и элемент крыла зажимаются между накладкой и контрнакладкой в точках крепления, располагаемых между вышеупомянутой удаленной точкой крепления первой полки и удаленной точкой крепления второй полки.

Устройство согласно изобретению позволяет, в частности, упростить процесс крепления коробчатой конструкции летательного аппарата к крылу данного летательного аппарата и обеспечить лучший отбор коробчатой конструкцией нагрузок, испытываемых крылом.

Другие характеристики и преимущества предлагаемого изобретения станут понятными из описания варианта осуществления, не носящего ограничительный характер, приводимого со ссылкой на прилагаемые чертежи.

Фиг.1 изображает схематичный вид в изометрии варианта крепления коробчатой конструкции с крылом согласно изобретению.

Фиг.2 - вид сбоку устройства для скрепления накладками согласно изобретению.

Устройство скрепления накладками, изображенное на фиг.1, содержит накладку 1 и контрнакладку 2, обеспечивающие прочное крепление по меньшей мере первого 3 и второго 4 конструктивных элементов, размещаемых между накладкой 1 и контрнакладкой 2.

Первый конструктивный элемент 3 является, согласно приводимому примеру, нижней частью центральной коробчатой конструкции летательного аппарата, с которым соединяются нижние элементы несущей поверхности крыла летательного аппарата, при этом второй конструктивный элемент 4 является одним из элементов крыла.

Центральная коробчатая конструкция представляет собой коробчатую конструкцию, собираемую, в частности, из листов, изготавливаемых из композитных материалов на базе углерода.

Накладка располагается сверху вышеупомянутых конструктивных элементов, а контрнакладка удерживает эти конструктивные элементы вместе снизу.

Согласно изобретению в контрнакладке 2 выполнены точки крепления M, N, число которых меньше числа точек крепления P, Q, выполненных в накладке. В связи с этим вышеупомянутые первый 3 и второй 4 конструктивные элементы фиксируются между накладкой 1 и контрнакладкой 2 в точках крепления M+N, количество которых меньше, чем количество точек крепления P+Q вышеупомянутых конструктивных элементов на накладке 1; при этом такое скрепление накладками считается асимметричным скреплением накладками.

Первым преимуществом такого асимметричного скрепления накладками является то, что обеспечивается более хорошее распределение нагрузок на уровне крепления. Ко второму преимуществу можно отнести возможность выполнения предварительного монтажа совместных элементов листа, перемещения коробчатой конструкции и даже ее транспортировки к месту сборки, которое располагается на определенном удалении от элементов крыла, установки и предварительного крепления элемента крыла на накладке 1, и последующей установки контрнакладки без необходимости разъединения ранее собранных на накладке элементов, что могло бы привести к нарушению установленной линии расположения точек крепления как стенок коробчатой конструкции, так и элементов крыла с коробчатой конструкцией.

Третьим преимуществом предлагаемого изобретения, позволяющего комбинировать асимметричное скрепление накладками и использование конструктивных элементов, изготовленных из композитных материалов, является достижение выигрыша по массе, при этом статическая устойчивость и износоустойчивость равны устойчивости в случае симметричного скрепления накладками металлических конструктивных элементов.

В связи с тем, что контрнакладка обладает меньшим количеством точек крепления к конструктивному элементу, асимметричное скрепление накладками может также снизить температурное напряжение, возникающее в результате образования разницы расширения между металлом и композитным материалом, в том числе между металлической накладкой и структурным элементом, изготовленным из композитного материала.

Как это показано на фиг.1, а также в случае применения устройства согласно изобретению в центральной коробчатой конструкции, к которой крепятся элементы крыла, накладка 1 имеет Т-образную форму и включает в себя первую полку 5, обеспечивающую крепление первого конструктивного элемента 3, представляющего собой основание коробчатой конструкции; вторую полку 6, обеспечивающую крепление второго конструктивного элемента 4, представляющего собой элемент крыла (при этом вторая полка является фактически продолжением первой полки 5); третью полку 7, обеспечивающую крепление третьего конструктивного элемента, представляющего собой, например, стенку коробчатой конструкции (при этом третья полка устанавливается под углом относительно вышеупомянутых первой 5 и второй 6 полок).

В рамках примера, изображенного на фиг.1, первый 3 и третий 8 конструктивные элементы являются частями соприкасающихся поверхностей коробчатой конструкции 9; первая полка 5 накладки, к которой крепится первый конструктивный элемент 3, располагается на внутренней стороне коробчатой конструкции 9, а вторая полка 6 выступает за пределы внутреннего пространства коробчатой конструкции своей нижней боковой кромкой.

Таким образом, Т-образная накладка представляет собой нижнюю кромку коробчатой конструкции.

Как это показано на фиг.2, изображающей деталь конструкции, между контрнакладкой 2 и накладкой 1 размещаются первый 3 и второй 4 конструктивные элементы.

Точки крепления конструктивных элементов к накладке и контрнакладке представляют собой отверстия, выполненные в конструктивных элементах, накладке и контрнакладке; при этом данные отверстия располагаются таким образом, что их местоположение совпадает, обеспечивая размещение средств крепления 11, 12, например гайки с винтом или заклепки, и соответственно скрепление.

Как показано выше, приспособление позволяет осуществлять предварительную сборку элементов на накладке путем использования точек крепления краев накладки, а затем окончательную сборку при помощи контрнакладки, не разбирая при этом конструкцию, созданную во время предварительной сборки.

Таким образом, согласно изобретению для сборки способом скрепления накладками коробчатой конструкции 9, по меньшей мере, с одним элементом 4 крыла летательного аппарата вначале из конструктивных листов 3, 8, 10, соединяемых при помощи накладок, собирается коробчатая конструкция 9; при этом, по меньшей мере, одна накладка 1 содержит первую полку 5, крепящуюся вначале при помощи удаленной точки крепления Q1, по меньшей мере, на листе коробчатой конструкции (в данном случае на нижнем листе коробчатой конструкции); при этом другие места крепления Q2…Qn первой полки 5 на вышеупомянутом листе остаются незакрепленными, а образуемая таким образом коробчатая конструкция может перемещаться; затем формируют коробчатую конструкцию 9, предназначенную для прикрепления к ней элемента крыла 4, выравнивают и крепят ко второй полке 6 накладки при помощи удаленной точки крепления Р1 второй полки 6 элемент крыла 4 с формированием в результате конструкции, включающей в себя коробчатую конструкцию и элемент крыла, после чего лист 3 и элемент крыла 4 зажимаются между накладкой 1 и контрнакладкой 2 в точках крепления, располагаемых между вышеупомянутой удаленной точкой крепления первой полки и удаленной точкой крепления второй полки; при этом удаленные точки крепления не разъединяются для обеспечения соответствующего выравнивания ранее установленных элементов листов.

Таким образом, изобретение позволяет создавать коробчатую конструкцию путем крепления листов коробчатой конструкции на внешних поверхностях накладок, а затем перемещать данную коробчатую конструкцию, которая сохраняет свою целостность, для прикрепления к ней элементов крыла.

Элементы левого и правого крыла летательного аппарата собираются согласно изобретению.

Кроме того, изобретение не ограничивается представленным выше примером. В частности, устройство асимметричного соединения накладками может также использоваться для прочного скрепления верхних элементов крыла с вышеупомянутой коробчатой конструкцией или для прочного крепления других элементов летательного аппарата или любых других механических конструкций.

Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 66 items.
27.11.2013
№216.012.8503

Пол воздушного судна, применение такого пола и участок воздушного судна, снабженный таким полом

Изобретение относится к полу воздушного судна (ВС), предназначенному для выдерживания больших механических нагрузок. Участок ВС содержит два отсека, предназначенных для размещения шасси, и пол. Пол содержит множество центральных и боковых рельсов, вертикальные рычаги и панели пола. Центральные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499729
Дата охранного документа: 27.11.2013
20.02.2019
№219.016.bf7a

Способ и устройство для обнаружения на земле засорения штуцера измерения давления датчика статического давления летательного аппарата

Настоящее изобретение относится к способу и устройству для обнаружения засорения штуцера измерения давления датчика статического давления летательного аппарата на земле. Устройство содержит датчик давления летательного аппарата, предназначенный для измерения давления внутри зонда, который имеет...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002354947
Дата охранного документа: 10.05.2009
20.02.2019
№219.016.bf8f

Способ и устройство для управления летательным аппаратом по тангажу

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано для управления летательными аппаратами (ЛА). Технический результат - расширение функциональных возможностей. Для достижения данного результата устройство (1) содержит средство (4) для получения затребованного коэффициента...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002351974
Дата охранного документа: 10.04.2009
20.02.2019
№219.016.c186

Способ определения общей температуры воздушного потока, окружающего летательный аппарат

Объектом настоящего изобретения является способ определения общей температуры воздушного потока, окружающего летательный аппарат, содержащий следующие операции: измерение параметра статической температуры, измерение параметра общей температуры, определение значения скорости воздушного потока,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002419772
Дата охранного документа: 27.05.2011
20.02.2019
№219.016.c193

Способ и устройство моделирования сгибания трубы

Изобретение относится к области обработки металлов давлением, в частности при сгибании труб. Способ моделирования сгибания трубы содержит этап вычисления, по меньшей мере, одного цикла команд, связанных, по меньшей мере, с одним параметром изготовления трубы в зависимости от набора данных трубы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002414317
Дата охранного документа: 20.03.2011
20.02.2019
№219.016.c203

Гаечная система и стойка крепления двигателя летательного аппарата, содержащая такую систему

Изобретение относится к области авиастроения, более конкретно к гаечной системе, соединению с приемным узлом, устройству восприятия тяговых усилий и стойке крепления двигателя летательного аппарата. Гаечная система (100) содержит гайку (104), имеющую основную резьбу (106) с шагом р1,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002428356
Дата охранного документа: 10.09.2011
20.02.2019
№219.016.c2d4

Сведение к минимуму динамических нагрузок на конструкцию самолета

Группа изобретений относится к авиационной технике и предназначена для использования при осуществлении снижения динамических нагрузок на конструкцию самолета, создаваемых внешним возбуждением. Согласно предложенному способу генерируют сигнал (х), обозначающий внешнее возбуждение, получают...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002401219
Дата охранного документа: 10.10.2010
01.03.2019
№219.016.cca4

Мобильный стенд для испытания шины и способ ее испытания на стенде

Изобретение относится к мобильному испытательному стенду для испытания шины. Испытательный стенд содержит самоходную платформу, инструментальный модуль, первые регулируемые по направлению оси, вторые регулируемые по направлению оси, блок обработки, средства управления циклом испытаний. Способ...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002372600
Дата охранного документа: 10.11.2009
01.03.2019
№219.016.cdb5

Система дисплея для летательного аппарата

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано в бортовых интегрированных системах визуализации состояния летательных аппаратов. Технический результат - расширение функциональных возможностей. Для достижения данной цели система состоит из устройства (2) дисплея,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002328764
Дата охранного документа: 10.07.2008
08.03.2019
№219.016.d4e2

Способ ускоренного взлета самолета

Изобретение относится к способу управления самолетом при взлете. Способ заключается в предварительном определении величины скорости самолета, характеризующей скорость отрыва переднего колеса, при которой должен начинаться отрыв переднего колеса при взлете в конце фазы ускорения, во время...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002359867
Дата охранного документа: 27.06.2009
+ добавить свой РИД