Вид РИД
Изобретение
Изобретение относится к ракетной технике, в частности к конструкции корпусов приборных отсеков разгонного блока ракет-носителей.
Известен корпус приборного отсека для размещения приборов системы управления, размещенный внутри ступени ракеты-носителя, с приборной рамой и силовой оболочкой (см., например, "Трайден", РКТ, N 51, 1975 г., с. 2 - 8).
Однако эта конструкция имеет большую массу из-за большого количества шпангоутов и самих мест крепления корпуса и его элементов.
Известен также корпус приборного отсека разгонного блока ракеты-носителя с соосным расположением ступеней, содержащий приборную раму, силовую коническую оболочку с торцевыми шпангоутами (см. патент РФ N 2037136, кл. F 42 B 15/00, от 10.07.92 г.).
Однако и эта конструкция также имеет достаточно большую массу, в том числе и в силу одностороннего закрепления корпуса на удерживающей его конической оболочке.
Технической задачей изобретения является снижение массы корпуса приборного отсека разгонного блока с соосным расположением ступеней.
Решение этой задачи достигается тем, что в корпусе приборного отсека разгонного блока с соосным расположение ступеней, содержащем приборную раму, силовую коническую оболочку с торцевыми штангоутами, в соответствии с изобретением шпангоут, находящийся в нижней части силовой конической оболочки, имеет полку для пристыковки к топливному баку второй ступени разгонного блока, шпангоут, установленный в верхней части конической оболочки, в своей нижней части имеет полку для стыковки с приборной рамой, в средней части имеет полку для стыковки первой и второй ступеней разгонного блока, а в верхней части шпангоута установлены замки для стыковки полезного груза к разгонному блоку.
На чертеже показан общий вид предлагаемого корпуса приборного отсека.
Корпус приборного отсека содержит силовую коническую оболочку 1, приборную раму 2. На силовой конической оболочке 1 установлены шпангоуты 3. Шпангоут, установленный в верхней части конической оболочки, в своей нижней части имеет полку 4, с помощью которой состыкован с приборной рамой. По средней плоскости A1 этого шпангоута на полке 5 происходят стыковка и последующая расстыковка в полете первой ступени 6 и второй ступени (через топливный бак) 7 разгонного блока с помощью замков 8. По верхней плоскости A2 верхнего же шпангоута происходит стыковка на полке 9 с помощью замков 10 полезного груза 11 с разгонным блоком. Шпангоут, находящийся в нижней части силовой конической оболочки, имеет полку для пристыковки к топливному баку второй ступени разгонного блока. На верхнем же шпангоуте крепятся заправочные штанги и антенны 12, выходящие за габариты второй ступени.
Таким образом, данная конструкция корпуса приборного отсека позволяет компактно совместить на одном шпангоуте разделение трех агрегатов: первой и второй ступеней разгонного блока и полезного груза, а также обеспечить установку на нем приборов второй ступени, выходящих за ее габариты, не создавая для этого излишних устройств, и тем самым минимизировать вес корпуса и через него всего разгонного блока и расширить арсенал технических средств при монтаже различной аппаратуры на разгонном блоке.
Корпусприборногоотсекаразгонногоблокассооснымрасположениемступеней,содержащийприборнуюрамуисиловуюконическуюоболочкусторцевымишпангоутами,отличающийсятем,чтошпангоут,находящийсявнижнейчастисиловойконическойоболочки,имеетполкудлястыковкистопливнымбакомвторойступениразгонногоблока,шпангоут,установленныйвверхнейчастиконическойоболочки,всвоейнижнейчастиимеетполкудлястыковкисприборнойрамой,авсреднейчасти-полкудлястыковкипервойивторойступенейразгонногоблока,причемвверхнейчастишпангоутаустановленызамкидлястыковкиполезногогрузасразгоннымблоком.