Вид РИД
Изобретение
Изобретение относится к судостроению, в частности к системам жидкостного охлаждения двигателей плавсредства, например, катеров с водометным движителем.
Известна система охлаждения оборудования плавсредства, содержащая насос, теплообменники и емкости охлаждающей воды, которые совмещены с наружной обшивкой днища и бортов плавсредства, гидравлически сообщенные между собой приемными и отливными трубами [1].
Недостаток состоит в сложности системы.
Известна силовая установка насосной станции, содержащая двигатель, связанный с ним насос подачи заборной воды в расходную магистраль, включающий холодильник типа жидкость, трубопроводы с термостатическим клапаном и циркуляционный насос [2].
Недостаток данного устройства состоит в сложности изготовления жидкостного холодильника за счет выполнения двухзаходных спиральных каналов, образованных ребрами, размещением его снаружи расходной магистрали.
Наиболее близким техническим решением к заявляемому является система жидкостного охлаждения двигателя плавсредства с водометным движителем, содержащая радиатор с вентилятором, прокачивающий насос, трубопроводы, дополнительный теплообменник в виде змеевиковой камеры, примыкающий к поверхности водопроточного канала водометного движителя, термостат, двигатель [3].
Недостатком является то, что в данном конструктивном решении используются две системы охлаждения, что приводит к дополнительным затратам на оборудование, а также что теплообменник примыкает к поверхности водопроточного канала водометного движителя.
Предложена система жидкостного охлаждения двигателя плавсредства с водометным движителем, содержащая трубопроводы, теплообменник, термостат, двигатель, водопроточный канал водометного движителя, в котором согласно изобретению теплообменник представляет собой холодильник типа жидкость-жидкость, предназначенный для снижения температуры охлаждающей жидкости двигателя. Теплообменник выполнен в виде цилиндра с двумя обечайками, причем внутренняя обечайка изготовлена из красной меди для улучшения теплообмена, а наружная обечайка изготовлена из стали и имеет два патрубка для подвода и отвода охлаждающей жидкости двигателя. Между обечайками имеется продольная перегородка.
Технический результат достигается также тем, что теплообменник является составным элементом проточной части водометного движителя и закреплен на фланцах корпуса водометного движителя перед винтом, так что внутренняя обечайка устанавливается заподлицо с внутренними обводами поверхности водопроточного канала и является составной частью туннеля водометного движителя.
Установка теплообменника в проточную часть водометного движителя позволяет значительно уменьшить площадь теплообменника за счет увеличения расхода охлаждающей воды проточной части движителя и исключить из системы насос, трубопроводы заборной воды, фильтры.
Изобретение усовершенствует известные системы жидкостного охлаждения, направленные на создание эффективной системы охлаждения двигателя в зависимости от нагрузки и поддержания стабильного теплового режима двигателя в изменяющихся условиях эксплуатации, а также сократить затраты на оборудование.
На фиг. 1 показан теплообменник в виде холодильника типа жидкость-жидкость в разрезе с сечением по А-А.
На фиг.2 схематично показана основная рабочая часть системы жидкостного охлаждения двигателя с водометным движителем.
Примером конкретного выполнения заявляемого изобретения является теплообменник в виде холодильника типа жидкость-жидкость (фиг.1), который состоит из внутренней обечайки 1, наружной обечайки 2, двух патрубков 3, продольной перегородки 4 и крепится к корпусу водометного движителя так, что внутренняя обечайка устанавливается заподлицо с внутренними обводами поверхности водопроточного канала 5. Теплообменник является основной рабочей частью системы жидкостного охлаждения двигателя плавсредства с водометным движителем и работает следующим образом.
Охлаждающая жидкость заливается в горловину, расположенную на коллекторе, закрепленном в кожухе перед двигателем. Коллектор соединен шлангом с расширительным бачком, закрепленным на стенке капа МО. Подвод охлаждающей жидкости к теплообменнику и отвод ее к двигателю осуществляется по трубам 3. Далее охлаждающая жидкость двигателя (фиг.2) поступает в полость 2 между обечайками и циркулирует при открытом частично или полностью термостате, при этом совершая оборот вокруг внутренней обечайки 1, через которую тепло отводится в воду проточной части и внутренним стенкам водопроточного канала 4 водометного движителя.
Источники информации
1. А.с. 1527093, B 63 J 2/12.
2. А.с. 922300, F 01 P 3/20.
3. А.с. 369285, F 01 P 3/18. .
1.Системажидкостногоохлаждениядвигателяплавсредствасводометнымдвижителем,содержащаятрубопроводы,теплообменник,термостат,отличающаясятем,чтотеплообменниквыполненввидецилиндрасвнутреннимиинаружнымиобечайками,имеющимиперегородку,установленнуюмеждувпускнымивыпускнымпатрубками,которыезакрепленынанаружнойобечайкеислужатдляподводаиотводаохлаждающейжидкостидвигателя,теплообменникявляетсясоставнымэлементомпроточнойчастиводометногодвижителяизакрепленнафланцах,причемвнутренняяобечайкатеплообменникаустанавливаетсязаподлицосвнутреннимиобводамиповерхностиводопроточногоканала.12.Системапоп.1,отличающаясятем,чтовнутренняяобечайкаизготовленаизкрасноймедидляулучшениятеплообмена.2