×
11.03.2019
219.016.da7c

ТРАНСПОРТНЫЙ ПОРТАЛЬНЫЙ РАДИАЦИОННЫЙ МОНИТОР

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области охраны окружающей среды, а более конкретно к средствам регистрации радиационно-опасных веществ при перемещении их через монитор в транспортных средствах. Сущность изобретения заключается в том, что монитор выполнен в виде закрываемого автоматическими воротами помещения типа ангара, в бетонном полу которого равномерно по всей длине выполнены канавки. В этих канавках размещены первые детекторы 1 (напольные), а вторые детекторы 2 размещены на двух балках, установленных по обе стороны вдоль потолочной части закрытого помещения, перекрывая зоны пониженной чувствительности напольных детекторов 1. Канавки с детекторами 1 в напольной части помещения заподлицо закрыты защитными заглушками, а электрические кабели от детекторов, ворот и светофоров выведены за пределы закрытого помещения для транспортного средства в помещение оператора, где расположен блок управления монитором. Технический результат - повышение чувствительности контроля за счет максимальной приближенности детекторов к транспортному средству. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области охраны окружающей среды, а более конкретно к средствам регистрации радиационно-опасных веществ при перемещении их через монитор в транспортных средствах.

В известных портальных радиационных мониторах для контроля транспортных средств сцинтилляционные детекторы размещают в боковых стойках. Количество стоек может быть различно и зависит от максимальной длины пропускаемых через монитор транспортных средств и от решаемой задачи.

В частности, известен портальный монитор, реализующий способ выявления источника ионизирующего излучения в движущемся объекте по патенту РФ №2142644, МПК G01T 1/166, от 23.06.1998, содержащий две измерительные колонны, блок электроники с микропроцессором и выносной пульт со светодиодами, обеспечивающий стилизованное изображение автомобиля (мнемосхему).

Недостаток заключается в удаленном положении детекторов от объекта измерения и невозможности определения наличия источника излучения по ширине транспортного средства.

В качестве прототипа выбран транспортный портальный радиационный монитор, содержащий некоторый объем для размещения транспортного средства, детекторы для регистрации радиоактивного излучения, размещенные в двух боковых и четырех угловых стойках, блок электроники с микропроцессором, пультом управления и блоком отображения информации, датчики присутствия и дорожные блокираторы (патент РФ №2245563, МПК G01T 1/167 от 18.08.2003).

Как и в вышеприведенном устройстве, детекторы радиоактивного излучения размещены в боковых стойках. При этом могут возникнуть те же проблемы, что и в указанном выше аналоге.

Задачей настоящего изобретения является создание защищенного объема для мониторинга транспортного средства с высокой чувствительностью контроля и максимальной приближенностью детекторов к транспортному средству и с обеспечением контроля по трем координатам.

Поставленная задача решается следующим образом.

В транспортном портальном радиационном мониторе, содержащем объем для размещения транспортного средства, детекторы для регистрации радиоактивного излучения, блок электроники с микропроцессором, пультом управления и блоком отображения информации, а также датчики присутствия, согласно изобретению объем для размещения транспортного средства выполнен в виде закрытого помещения с автоматическими воротами въезда-выезда и светофорами, первые детекторы размещены в поперечных канавках, выполненных равномерно по всей длине бетонного пола закрытого помещения, а вторые детекторы размещены на двух балках установленных по обе стороны вдоль потолочной части закрытого помещения перпендикулярно по отношению к первым детекторам и с перекрытием зон пониженной чувствительности первых детекторов, при этом поперечные канавки с детекторами в напольной части помещения заподлицо закрыты защитными заглушками, а электрические кабели от детекторов, ворот и светофоров выведены за пределы закрытого помещения для транспортного средства в помещение оператора.

Технический результат заключается в повышенной чувствительности монитора за счет оптимального размещения детекторов радиоактивного излучения по отношению к транспортному средству с обеспечением максимальной защищенности детекторов, размещенных в напольной части помещения, от помех с других направлений. Определение места расположения источников излучения осуществляется не только по длине и ширине транспортного средства, но и по высоте. Достигается это формированием трехмерной координатной сетки зон измерения за счет особого размещения верхних и нижних детекторов относительно друг друга.

Кроме того, датчики присутствия транспортного средства выполнены в виде оптических пар передатчик-приемник и установлены несколькими группами, в каждой из которых находится по две пары датчиков, при этом расстояние между одноименными датчиками в группе выбирается таким образом, чтобы зоны контроля не перекрывались объектом с длиной меньше заданной. В этом случае датчики присутствия не будут реагировать на проходящего человека, а будут реагировать только на транспортное средство.

Кроме того, группы датчиков выполнены с возможностью перемещения относительно друг друга. Таким образом, задается минимальная длина проезжающего транспорта, на которую должна реагировать данная группа.

На фиг.1 показан общий вид заявляемого портала (в изометрии), где

1 - напольные детекторы радиоактивного излучения;

2 - потолочные детекторы радиоактивного излучения;

3 - оптические датчики излучения;

4 - блок управления монитором;

5 - светофоры.

На фиг.2 показано размещение напольных детекторов 1 излучения в канавках 6 бетонного пола 7.

На фиг.3 приведен вид сбоку заявляемого портала.

На фиг.4 показан разрез напольной канавки 6 с установленным в ней детектором 1, закрытым защитной заглушкой 8.

На фиг.5 приведена схема размещения оптических датчиков присутствия объекта (транспортного средства), установленных на кронштейнах 9, обеспечивающих возможность перемещения оптических датчиков относительно друг друга в своей группе на регулируемую величину L.

Работа портала осуществляется следующим образом.

Въезд транспортного средства на территорию монитора (в ангар) осуществляется по сигналу светофора 5 через автоматически открываемые ворота (не показаны). Внутренний светофор меняет разрешительный сигнал на красный, когда транспортное средство, передвигающееся с минимальной скоростью, оказывается в оптимальной зоне измерения, что определяется оптическими датчиками 3 присутствия. Размер транспортного средства может быть любым: от малогабаритного автомобиля до большегрузного. Минимальный размер транспортного средства задается расстоянием L между оптическими датчиками в паре, которые должны сработать одновременно, т.е. должны быть одновременно перекрыты. Поскольку расстояние между датчиками 3 в любом случае должно превышать габариты человека, то они реагируют только на транспортное средство, позволяя перемещаться персоналу без введения в заблуждение системы регистрации. После срабатывания датчиков 3 присутствия о размещении транспортного средства в наиболее благоприятной зоне контроля, формируется сигнал к началу измерений, и осуществляется контроль состояния всех детекторов 1 и 2 с отображением их на мнемосхеме, входящей в состав блока управления монитором. Напольные детекторы 1 наиболее приближены к транспортному средству, и их диаграммы направленности перекрывают практически всю поверхность днища. Кроме того, размещение в канавках бетонного пола защищает детекторы от помех с других направлений, позволяя поднять их чувствительность. Фальшпанели или защитные заглушки 8 защищают детекторы 1 от грязи и пыли, одновременно обеспечивая скрытность контроля. Верхние детекторы 2 смонтированы таким образом, чтобы обеспечить перекрытие зон пониженной чувствительности нижних напольных детекторов 1. Они также устанавливаются без защитных экранов, что позволяет поднять их чувствительность. Таким образом, контролируемым пространством становится весь объем транспортного средства, а выходные сигналы конкретных детекторов 1 и 2 позволяют определить скрытое место размещения радиоактивного материала, при этом вертикальная координата определяется расчетным методом. Поскольку транспортное средство находится в стационарном положении в закрытом ангаре, то в случае обнаружения несанкционированного провоза радиоактивных материалов его дальнейшее движение может быть надежно заблокировано закрытыми автоматическими воротами до выяснения ситуации.

Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 42 items.
20.07.2013
№216.012.56a3

Способ маркировки изделий

Изобретение относится к области маркировки изделий, преимущественно контейнеров с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами в местах их долговременного хранения. На изделии размещают носитель информации в виде покрытия места размещения маркировки, которую осуществляют после...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487787
Дата охранного документа: 20.07.2013
10.11.2013
№216.012.7f97

Способ селекции по дальности множественных объектов

Изобретение относится к системам определения местоположения объекта с помощью отражения оптических волн, а также селекции множественных объектов на сложном фоне. Согласно способу формируют опорное и сравниваемые изображения хотя бы тремя идентичными видеосистемами, установленными на небольшом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002498336
Дата охранного документа: 10.11.2013
20.04.2014
№216.012.bba5

Автоматический идентификатор объектов

Изобретение относится к средствам для автоматической идентификации объектов. Техническим результатом является повышение качества изображения контролируемого участка и экономия электрической энергии. Автоматический идентификатор объектов содержит корпус с выполненным в нем выходным окном. В...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002513765
Дата охранного документа: 20.04.2014
20.04.2014
№216.012.bc2d

Наблюдательная вышка

Изобретение относится к сооружениям специального назначения, отдельно сооружаемым убежищам, стоящим на открытом месте, а именно к смотровым бронированным кабинам, устанавливаемым на опорах для размещения постового на периметре охраняемого объекта. Технический результат: обеспечение возможности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002513901
Дата охранного документа: 20.04.2014
20.05.2014
№216.012.c5b9

Устройство лазерной локации заданной области пространства

Изобретение может быть использовано в измерительной аппаратуре, системах предупреждения столкновения транспортных средств, навигационных устройствах и системах охранной сигнализации. Устройство содержит блок управления 3, передающую оптическую систему 7, 8 с полем излучения 13, приемную...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002516376
Дата охранного документа: 20.05.2014
27.07.2014
№216.012.e43f

Наблюдательная вышка

Изобретение относится к смотровым бронированным кабинам, установленным на опорах для размещения постового на периметре охраняемого объекта. Технический результат: повышение маскировки вышки в собранном состоянии, повышение безопасности часового, упрощение монтажа вышки. Наблюдательная вышка...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002524221
Дата охранного документа: 27.07.2014
20.10.2014
№216.012.fddf

Способ ввода кодированного открывающего сигнала в исполнительный механизм запирающего устройства

Изобретение относится к средствам запирания и отпирания замков, других запирающих механизмов с помощью немеханических средств. Способ включает формирование кодированного открывающего сигнала, подачу сигнала на внешнюю сторону защиты, далее передачу сигнала на расположенный с внутренней стороны...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002530847
Дата охранного документа: 20.10.2014
20.12.2014
№216.013.1070

Способ определения местонахождения объекта в окружающем пространстве

Способ относится к оптическим стереоскопическим способам определения местонахождения объекта в окружающем пространстве. Интересующий участок окружающего пространства наблюдают двумя широкоугольными объективами в двух пространственно разнесенных точках. Главные оптические оси систем переноса...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002535631
Дата охранного документа: 20.12.2014
10.02.2015
№216.013.2307

Способ индикации изгиба канала реактора и устройство для его реализации

Изобретение относится к контролю каналов реактора, а именно к средствам индикации изгиба технологического канала реактора большой мощности РБМК в процессе его эксплуатации. Устройство для индикации содержит многосекционный щуп, размещаемый в канале реактора. Щуп выполнен в виде сопряженных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002540420
Дата охранного документа: 10.02.2015
10.02.2015
№216.013.24d6

Способ ввода кодированного открывающего сигнала в исполнительный механизм запирающего устройства

Изобретение относится к средствам запирания и отпирания замков, других запирающих механизмов с помощью немеханических средств. Способ включает формирование ультразвукового кодированного открывающего сигнала, подачу сигнала на внешнюю сторону защиты, далее через посредство передающей среды,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002540883
Дата охранного документа: 10.02.2015
+ добавить свой РИД