×
11.03.2019
219.016.d8c7

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ДВУХКАНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002313677
Дата охранного документа
27.12.2007
Аннотация: Изобретение относится к системам автоматического регулирования газотурбинных двигателей и позволяет повысить надежность работы двухканальной системы автоматического управления за счет функционального контроля селектора переключения каналов в процессе выключения двигателя по окончании полета. Способ диагностики заключается в управлении газотурбинным двигателем основным электронным каналом системы, в контроле исполнительных элементов основного электронного канала, обеспечивающих управление конструкцией газотурбинного двигателя, в отключении основного электронного канала при его отказе или отказе его исполнительных элементов с последующим переключением на резервный гидромеханический канал с помощью селектора переключения каналов, при этом в основном канале управления измеряют, по меньшей мере, частоту вращения компрессора высокого давления n, расход топлива G в камеру сгорания. Согласно изобретению при управлении двигателем основным электронным каналом дополнительно устанавливают заданное значение частоты вращения n  сравнивают измеренную частоту вращения n с заданным значением n  и в случае nG  формируют пятый логический сигнал I, при одновременном наличии сигналов I, I формируют шестой логический сигнал I о неисправности селектора переключения каналов системы автоматического управления. Подачу сигнала на включение селектора переключения с основного на резервный канал осуществляют на время, равное 1 секунде, а подачу сигнала I осуществляют через 0,5 секунды после подачи сигнала на включение селектора и на время, равное 0,5 секунды. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к системам автоматического управления газотурбинных двигателей, а именно к способам технической диагностики систем автоматического управления газотурбинных двигателей (САУ ГТД).

Известны способы технической диагностики, которые предусматривают проверку работоспособности и поиск неисправностей системы автоматического управления газотурбинного двигателя с помощью наземных средств контроля, применяемых при техническом обслуживании самолетов. Известные устройства контроля конструктивно реализуют в виде пультов (переносных, малогабаритных блоков), которые обеспечивают формирование различных тестовых сигналов, их подачу на вход в систему автоматического регулирования, и по реакции этой системы на тот или иной задаваемый внешний сигнал также с помощью пульта определяют правильность функционирования системы. В связи с широким применением цифровых систем на современных двигателях наибольшее распространение получил тестовый сигнал в виде двоичного электронного кода, например, для дистанционного задания настроек программы регулирования, ввода аварийных, бортовых сигналов или отказов элементов САУ как непосредственно в ЭВМ САУ, так и для подрегулировки (балансировки) механических элементов (патент РФ №2040699, F02C 9/28, 1991 г., патент США №5168447, G05G 23/00, 1986 г.).

Недостатком известных способов являются существенные материальные затраты, связанные с необходимостью проведения наземных гонок ГТД при поиске и локализации отказа в САУ (выработка ресурса ГТД, топлива). Кроме того, существенным являются затраты времени, связанные с отработкой и анализом регистрируемой на бортовые устройства (самописцы) информации о работе ГТД (от 2 до 3 часов), что в целом оказывает влияние на оперативность подготовки к вылету. Также недостатком способа является применение ручного труда, так как подключение пультов контроля, задание того или иного тестового сигнала требует участие оператора. При неправильном подключении пульта контроля к проверяемой САУ возможен выход из строя последней. Недостатком также является необходимость постоянного наличия пультов контроля на самолете.

Поскольку пульты наземного контроля, как правило, не входят в состав бортовых инструментов, то их применение не всегда возможно, например, в транзитном аэропорту.

Известен также способ проверки работоспособности электронной бортовой системы ГТД, в котором проверка работоспособности электронной бортовой системы ГТД осуществляется с помощью встроенных средств контроля самой системы после подачи стимулирующей команды (тест-контроль). На время действия тест-контроля выполнение основных функций системы на некоторое время прекращается, а на вход контролируемого объекта подается специально сформированное эталонное (зондирующее) воздействие. Наличие неисправностей в системе приводит к отклонениям ее выходной реакции, поэтому, анализируя соответствующие отклонения, можно установить место отказа с точностью до отдельного блока или узла системы. Включение в работу встроенных средств контроля происходит после подачи стимулирующей команды от кнопки/переключателя "контроль", расположенных на борту (в кабине экипажа или техническом отсеке). Для обеспечения безопасности проверок предпочтительно, чтобы они проводились на остановленном двигателе, т.к. на время действия контроля выполнение основных функций системы прекращается. Указанный способ контроля позволяет осуществить диагностику технического состояния электронных блоков бортовой системы за 1...2 минуты при минимальных материальных затратах и без применения дополнительного наземного оборудования ("Автоматический контроль и диагностика системы управления силовыми установками летательных аппаратов", Москва, "Машиностроение", 1989 г., стр.32...36; "Техническая эксплуатация авиационного оборудования", Москва, "Транспорт", 1990 г., стр.249...257).

Недостатком известного способа является то, что применение тестового контроля не позволяет обнаружить отказы и сбои непосредственно в процессе выполнения САУ своих функций, т.к. проверку работоспособности проводят эпизодически, как правило перед запуском ГТД. Также необходим контроль на остановленном двигателе.

Наиболее близким к заявляемому является способ, который заключается в контроле функционирования САУ ГТД, состоящей из основного канала управления в виде электронного устройства, резервного канала управления в виде гидромеханического регулятора и системы встроенного контроля, которая в процессе работы двигателя постоянно контролирует исправность каналов САУ, в т.ч. взаимодействующих датчиков, исполнительных механизмов и линий связи. В конструкции САУ также используют специальное электрогидравлическое переключающее устройство (селектор), которое обеспечивает переключение с основного (электронного) канала управления на резервный (гидромеханический) канал и наоборот. Переключение осуществляется по электрическому сигналу "Отказ основного канала", сформированному системой встроенного контроля, или по команде экипажа. Необходимость применения электрогидравлического селектора обусловлена тем, что настроечные значения регуляторов, законы регулирования основного и дублирующего каналов различны, и каждый из них, управляя своими исполнительными механизмами, будет стремиться установить свое значение параметра регулирования. Результатом одновременной работы основного и резервного каналов на ГТД может явиться неустойчивость процесса регулирования в виде автоколебаний параметров nквд, nв, Тт, вокруг настроечных значений (с частотой от 0,2...0,5 до 3 и более Гц), что недопустимо. В этой связи функциональный контроль селектора электрогидравлического устройства переключения с основного на резервный канал управления является актуальной задачей. Решение этой задачи затруднено тем, что в полете переключения селектора происходит крайне редко (как правило только при отказе основного канала САУ) ("Устройство и эксплуатация силовых установок самолетов ИЛ-96-300, ТУ-204, ИЛ-114", Москва, "Транспорт", 1993 г., стр.111).

Недостатком известного способа, принятого за прототип, является то, что при попадании в САУ вместе с топливом не отфильтрованных посторонних частиц возможен не только отказ прецизионных исполнительных элементов основного канала, в частности контура подачи топлива в камеру сгорания, но и заедание/заклинивание золотника устройства переключения (селектора). Результатом такого сочетания дефектов может стать неуправляемость ГТД, что может привести к самопроизвольному увеличению расхода топлива Gт в камеру сгорания и выходу из строя горячей части ГТД. Поэтому контроля целостности электрических линий исполнительных механизмов, электрогидравлического селектора (на отсутствие обрыва или короткого замыкания) средствами встроенного контроля САУ недостаточно для ее надежного функционирования.

Техническая задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, заключается в повышении надежности работы двухканальной системы автоматического управления за счет функционального контроля селектора переключения каналов в процессе выключения двигателя по окончании полета.

Сущность технического решения заключается в том, что в способе диагностики двухканальной системы автоматического управления газотурбинного двигателя, заключающемся в управлении газотурбинным двигателем основным электронным каналом системы, в контроле исполнительных элементов основного электронного канала, обеспечивающих управление конструкцией газотурбинного двигателя, в отключении основного электронного канала при его отказе или отказе его исполнительных элементов с последующим переключением на резервный гидромеханический канал с помощью селектора переключения каналов, при этом в основном канале управления измеряют, по меньшей мере, частоту вращения компрессора высокого давления nквд, расход топлива Gт в камеру сгорания, согласно изобретению при управлении двигателем основным электронным каналом дополнительно устанавливают заданное значение частоты вращения nзадквд, сравнивают измеренную частоту вращения nквд с заданным значением nзадквд и в случае nквд<nзадквд формируют первый логический сигнал I1, измеряют наличие сигнала "Останов двигателя" и при одновременном наличии I1 и сигнала "Останов двигателя" формируют второй логический сигнал I2, при наличии сигнала I2 задают тестовое воздействие, которое кратковременно обеспечивает последовательную подачу сигнала на включение селектора переключения с основного на резервный канал и подачу сигнала I4 в исполнительный элемент основного канала на увеличение расхода топлива Gт, при этом также устанавливают заданное значение расхода топлива в камеру сгорания Gтзад, сравнивают измеренное значение Gт с заданным значением Gтзад в процессе подачи сигнала I4 и в случае Gт>Gтзад формируют пятый логический сигнал I5, при одновременном наличии сигналов I4, I5 формируют шестой логический сигнал I6 о неисправности селектора переключения каналов системы автоматического управления. Подачу сигнала на включение селектора переключения с основного на резервный канал осуществляют на время, равное 1 секунде, а подачу сигнала I4 осуществляют через 0,5 секунды после подачи сигнала на включение селектора и на время, равное 0,5 секунды.

После окончания полета и выключения двигателя на выбеге роторов ГТД встроенное в САУ средство контроля задает тестовое воздействие, которое кратковременно обеспечивает включение устройства переключения с основного на резервный канал и формирует управляющее воздействие от основного канала на увеличение расхода топлива в камеру сгорания.

В случае, если золотник селектора заклинен, то, несмотря на отключение основного канала от исполнительных механизмов, фактически рабочие полости исполнительных механизмов останутся под управлением от основного канала и при тестовом задании воздействия произойдет увеличение расхода топлива в камеру сгорания, что диагностируется как отказ селектора.

В случае исправной работы золотника и фактического перехода на управление ГТД от резервного канала увеличения расхода топлива не произойдет.

На чертеже представлена структурная схема устройства, реализующая заявляемый способ.

Управление газотурбинным двигателем 1 обеспечивает блок управления 2, который представляет собой САУ. Блок 2 содержит основной канал управления 3, резервный канал управления 4, блок встроенного контроля 5, селектор 6 переключения с основного на резервный канал управления и наоборот, исполнительный механизм 7 контура расхода топлива в камеру сгорания ГТД. Блок встроенного контроля 5 содержит компараторы 8 и 11, логические устройства 9 и 12 типа "И", генератор одиночных сигналов (импульсов) 10. Компаратор 8 выполняет сравнение фактической величины частоты вращения компрессора высокого давления nквд (после выключения ГТД на выбеге роторов) с его заданным значением nзадквд. При nквд<nзадквд на выходе компаратора 9 формируется первый логический сигнал I1. Выход компаратора 8 подается на один из входов логического устройства 9. Логическое устройство 9 типа "И" имеет два входа и один выход, подключенный к генератору 10. При одновременном наличии на входах устройства 9 сигнала останова двигателя и первого логического сигнала I1 на выходе устройства 9 формируется второй логический сигнал I2. Генератор одиночных сигналов 10 имеет один вход и два выхода, при этом первый выход соединен с входом селектора 6, а второй - с входом исполнительного механизма 7 контура расхода топлива в камеру сгорания. При этом второй выход генератора 10 соединен с первым входом логического устройства 12. При поступлении на вход генератора 10 второго логического сигнала I2 генератор кратковременно (˜ на 1 с) подает сигнал I3 на включение селектора 6 и через определенный промежуток времени (˜0,5 с) кратковременно (на ˜0,5 с) подает сигнал I4 на увеличение расхода топлива в исполнительный механизм 7. Сигнал I4 также подается на первый вход логического устройства 12. Компаратор 11 выполняет сравнение фактической величины расхода топлива Gт в камеру сгорания с заданным значением. При Gт>Gтзад на выходе компаратора 11 формируется пятый логический сигнал I5. Логическое устройство 12 типа "И" имеет два входа и один выход. При одновременном наличии на входах устройства 12 четвертого и пятого логических сигналов I4, I5 на выходе устройства 12 формируется шестой логический сигнал I6.

Способ осуществляется следующим образом. После завершения полета самолета экипаж выключает двигатель 1 (прекращает подачу топлива в камеру сгорания) и на вход логического устройства 9 поступает сигнал останова двигателя. При выбеге роторов происходит снижение nквд. При nквд<nзадквд на выходе компаратора 8 формируется первый логический сигнал I1, что также приводит к формированию на выходе логического устройства 9 сигнала I2 и включению генератора 11. Генератор 11 кратковременно (на 1 с) подает сигнал I3 на включение селектора 6 и через определенный промежуток времени (0,5 с) кратковременно (на 0,5 с) подает сигнал I4 на увеличение расхода топлива Gт в исполнительный механизм 7. Сигнал I4 также подается на первый вход логического устройства 12. В случае, если золотник селектора заклинен, при тестовом задании воздействия в исполнительный механизм 7 произойдет увеличение расхода топлива в камеру сгорания, т.е. Gт>Gтзад и на выходе компаратора 11 сформируется сигнал I5. При одновременном наличии на входах логического устройства 12 сигналов I4, I5 на выходе устройства 12 формируется шестой логический сигнал I6, свидетельствующий о неисправном состоянии селектора 6 переключения каналов САУ.

1.Способдиагностикидвухканальнойсистемыавтоматическогоуправлениягазотурбинногодвигателя,заключающийсявуправлениигазотурбиннымдвигателемосновнымэлектроннымканаломсистемы,вконтролеисполнительныхэлементовосновногоэлектронногоканала,обеспечивающихуправлениеконструкциейгазотурбинногодвигателя,вотключенииосновногоэлектронногоканалаприегоотказеилиотказеегоисполнительныхэлементовспоследующимпереключениемнарезервныйгидромеханическийканалспомощьюселекторапереключенияканалов,приэтомвосновномканалеуправленияизмеряют,поменьшеймере,частотувращениякомпрессоравысокогодавленияn,расходтопливаGвкамерусгорания,отличающийсятем,чтоприуправлениидвигателемосновнымэлектроннымканаломдополнительноустанавливаютзаданноезначениечастотывращенияn ,сравниваютизмереннуючастотувращенияnсзаданнымзначениемn ивслучаеnG формируютпятыйлогическийсигналI,приодновременномналичиисигналовI,IформируютшестойлогическийсигналIонеисправностиселекторапереключенияканаловсистемыавтоматическогоуправления.12.Способпоп.1,отличающийсятем,чтоподачусигналанавключениеселекторапереключениясосновногонарезервныйканалосуществляютнавремя,равное1с,аподачусигналаIосуществляютчерез0,5спослеподачисигналанавключениеселектораинавремя,равное0,5с.2
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 100 items.
27.04.2013
№216.012.3ab5

Турбина газотурбинного двигателя

Турбина газотурбинного двигателя включает кольцевой входной канал, внутренний корпус которого образован задней крышкой и внутренней конической обечайкой, телескопически установленной на радиальных выступах полок сопловых лопаток первой ступени. Радиальные выступы полок сопловых лопаток первой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480590
Дата охранного документа: 27.04.2013
27.04.2013
№216.012.3aec

Способ сборки конической зубчатой передачи

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано как в авиационном двигателестроении при сборке конических зубчатых передач газотурбинных двигателей так и в общем машиностроении. Способ сборки конической зубчатой передачи заключается в регулировании пространственного положения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480645
Дата охранного документа: 27.04.2013
10.05.2013
№216.012.3e46

Устройство для сборки конической зубчатой передачи

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано как в авиационном двигателестроении при сборке ортогональных и неортогональных конических зубчатых передач газотурбинных двигателей, так и в общем машиностроении. Устройство для сборки конической зубчатой передачи содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481509
Дата охранного документа: 10.05.2013
10.06.2013
№216.012.48f5

Ротор компрессора турбовентиляторного двигателя

Изобретение относится к роторам компрессора газотурбинных турбовентиляторных двигателей. Ротор с дисками зафиксирован резьбовым соединением. Резьбовое соединение размещено в кольцевой воздушной полости с внешней стороны от соединяющей диски цилиндрической перемычки и с внутренней стороны от...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484257
Дата охранного документа: 10.06.2013
20.06.2013
№216.012.4d3d

Рабочая лопатка вентилятора

Изобретение относится к области газотурбинного двигателестроения. В рабочей лопатке вентилятора выходы (10) и (11) боковых участков (12) и (13) внутреннего элемента (9) выполнены на спинке (6) пера (2) лопатки в направлениях входной (3) и выходной (4) кромок пера. Со стороны входной кромки (3)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485355
Дата охранного документа: 20.06.2013
27.07.2013
№216.012.5a30

Силовая установка самолета

Изобретение относится к газотурбинным силовым установкам пассажирских и грузовых самолетов. Силовая установка самолета содержит два газогенератора с мотогондолой, Воздухозаборник, вентилятор и сопло с каналом наружного контура. Воздухозаборник выполнен с сужающимся к вентилятору центральным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488709
Дата охранного документа: 27.07.2013
27.07.2013
№216.012.5a31

Двухконтурный турбореактивный двигатель

Изобретение относится к двухконтурным турбореактивным двигателям авиационного применения, предназначенным для длительной работы при сверхзвуковом полете самолета. Двухконтурный турбореактивный двигатель включает воздухо-воздушный теплообменник в канале наружного контура, а также смеситель и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488710
Дата охранного документа: 27.07.2013
20.09.2013
№216.012.6c48

Ротор турбины турбореактивного двигателя

Ротор турбины турбореактивного двигателя содержит диск турбины с размещенными на нем рабочими лопатками и уплотнительным кольцом, установленным на ободе диска с помощью байонетного соединения. Между радиальными выступами диска установлен балансировочный грузик, осевой выступ С-образной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493371
Дата охранного документа: 20.09.2013
27.09.2013
№216.012.6fcc

Турбореактивный двигатель

Изобретение относится к авиационным турбореактивным двигателям, включая двигатели для сверхзвуковых самолетов. Турбореактивный двигатель включает турбину низкого давления и регулируемый лепестковый смеситель, содержащий коническую обечайку, на ее выходе. Между турбиной и смесителем установлена...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002494271
Дата охранного документа: 27.09.2013
10.02.2014
№216.012.9f10

Многоступенчатая газовая силовая турбина

Изобретение относится к многоступенчатым газовым силовым турбинам авиационных двигателей и установок наземного применения. Многоступенчатая газовая силовая турбина включает диски ротора, соединенные между собой фланцами с осевыми штифтами. С внутренней стороны от ступиц дисков установлен...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002506428
Дата охранного документа: 10.02.2014
Showing 1-10 of 26 items.
20.03.2016
№216.014.c780

Способ определения погасания камеры сгорания газотурбинного двигателя

(57) Изобретение относится к газотурбинным двигателям, а именно к способам определения погасания камеры сгорания газотурбинного двигателя, преимущественно авиационного назначения. Способ заключается в том, что измеряют давление и температуру воздуха на входе в газотурбинный двигатель,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002578012
Дата охранного документа: 20.03.2016
13.01.2017
№217.015.8855

Способ защиты двухконтурного турбореактивного двигателя от раскрутки турбины низкого давления

Изобретение относится к области газотурбинного двигателестроения, а именно к системам автоматической защиты газотурбинного двигателя от раскрутки турбины при ее отсоединении от вала компрессора. Для определения технического состояния двигателя дополнительно определяют начальную S и текущую S...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002602644
Дата охранного документа: 20.11.2016
25.08.2017
№217.015.c51b

Способ управления авиационным газотурбинным двигателем на взлетном режиме при пожаре

Изобретение относится к авиационным газотурбинным двигателям, а именно к способам управления тягой газотурбинного двигателя при пожаре в мотогондоле двигателя на взлете самолета. Контролируют поступление сигнала «V1. Скорость принятия решения», измеряют параметр Т, характеризующий температурное...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002618171
Дата охранного документа: 02.05.2017
28.08.2018
№218.016.804b

Автономное интегрированное устройство регистрации параметров авиационного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к газотурбинному двигателестроению и может быть использовано в бортовых системах регистрации параметров авиационного газотурбинного двигателя. Автономное интегрированное устройство регистрации параметров авиационного газотурбинного двигателя включает связанные друг с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002664901
Дата охранного документа: 23.08.2018
13.09.2018
№218.016.8775

Способ управления противообледенительной системой воздухозаборника газотурбинного двигателя самолета

Изобретение относится к противообледенительным системам летательных аппаратов. Способ управления противообледенительной системой воздухозаборника газотурбинного двигателя самолета заключается в регистрации обледенения самолета с помощью блока (1), передаче данных об обледенении из системы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002666886
Дата охранного документа: 12.09.2018
25.10.2018
№218.016.9550

Способ защиты газотурбинного двигателя от многократных помпажей компрессора

Изобретение относится к области обеспечения безопасности полета самолета с газотурбинным двигателем (ГТД) путем прекращения многократных помпажей компрессора, характеризуемых сильными низкочастотными колебаниями параметров потока в проточной части и вибрациями элементов двигателя. В данном...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002670469
Дата охранного документа: 23.10.2018
05.12.2018
№218.016.a382

Устройство для определения пространственного распределения скорости потока газа

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для исследования структуры и параметров потока газа, преимущественно для оперативного определения профиля скорости потока газа. Сущность изобретения заключается в том, что устройство для определения пространственного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002673990
Дата охранного документа: 03.12.2018
14.12.2018
№218.016.a6ce

Способ создания необходимого давления и расхода топлива в топливной системе газотурбинного двигателя

Изобретение относится к способу создания необходимого давления и расхода топлива в топливной системе авиационного газотурбинного двигателя. Способ создания давления и расхода топлива в топливной системе газотурбинного двигателя, содержащей топливный насос с электрическим приводом, топливный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002674806
Дата охранного документа: 13.12.2018
20.02.2019
№219.016.bea5

Система управления тягой газотурбинного двигателя самолета

Изобретение относится к системам управления силовыми газотурбинными установками. Система управления тягой газотурбинного двигателя самолета включает в себя вычислительный модуль (1) управления тягой, электронный регулятор (2), топливный насос-регулятор (4), тросовый механизм (7), а также...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002393977
Дата охранного документа: 10.07.2010
20.02.2019
№219.016.bf00

Способ защиты газотурбинного двигателя от перегрева

Изобретение относится к области управления газотурбинными двигателями, в частности к способам защиты турбин авиационных газотурбинных двигателей (ГТД) от перегрева. Техническая задача заключается в повышении надежности за счет достоверной оценки теплового состояния выходящих газов за турбиной и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002315885
Дата охранного документа: 27.01.2008
+ добавить свой РИД