×
01.03.2019
219.016.d0d6

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕГРАЛЬНОГО АДАПТИВНОГО СИГНАЛА СТАБИЛИЗАЦИИ ПЛАНИРУЮЩЕГО ДВИЖЕНИЯ БЕСПИЛОТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к бортовым системам автоматического управления беспилотными летательными аппаратами. Технический результат заключается в расширении функциональных возможностей и повышении точности управления. Устройство формирования интегрального адаптивного сигнала стабилизации планирующего движения содержит датчик угла 1 (ДУ), датчик угловой скорости 2 (ДУС), задатчик сигнала управления 3 (ЗСУ), элемент сравнения 4 (ЭС), суммирующий усилитель 5 (СУ), сумматор 6 (С), интегрирующий усилитель 7 (ИУ), датчик скоростного напора 8 (ДСН), масштабный усилитель 9 (МУ), функциональный нелинейный элемент с управляемым ограничением 10 (ФНЭУО), задатчик опорного сигнала 11 (ЗОС), логический блок сравнения 12 (ЛБС), управляемый ключ 13 (УК), формирователь сигнала модульной функции 14 (ФСМФ), ограничитель сигнала 15 (ОС). 2 н.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к бортовым системам автоматического управления существенно нестационарными беспилотными летательными аппаратами (ЛА) в условиях знакопеременных входных воздействий и широкого диапазона нестационарных параметров ЛА.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению является способ формирования сигнала стабилизации ЛА, включающий задание сигнала управления, измерение сигналов углового положения и угловой скорости ЛА, формирование сигнала рассогласования между заданным сигналом управления и измеренным сигналом углового положения, усиление сигналов рассогласования и угловой скорости, формирование сигнала суммы усиленных сигналов рассогласования и угловой скорости, формирование сигнала интегральной компоненты, масштабирование сигнала интегральной компоненты, ограничение масштабированного сигнала интегральной компоненты и суммирование сигнала суммы усиленных сигналов рассогласования и угловой скорости с ограниченным масштабированным сигналом интегральной компоненты [1].

Наиболее близким к предлагаемому изобретению является устройство формирования сигнала стабилизации ЛА, содержащее датчик угла, датчик угловой скорости, последовательно соединенные задатчик сигнала управления, элемент сравнения, второй вход которого соединен с выходом датчика угла, суммирующий усилитель, второй вход которого соединен с выходом датчика угловой скорости, и сумматор, и интегрирующий усилитель [1].

Недостатками известных способа и устройства являются ограниченность функциональных возможностей управления при существенной нестационарности параметров ЛА и невысокая точность при наличии возмущений, действующих на ЛА, например ветровых порывов, приводящих к неустойчивости планирующего движения.

Технической задачей, решаемой в предлагаемых способе и устройстве, является расширение функциональных возможностей и повышение точности управления в условиях широкого диапазона высот и скоростей полета и действия возмущающих факторов.

Для решения названной технической задачи в способе формирования интегрального сигнала стабилизации планирующего движения ЛА, включающем задание сигнала управления, измерение сигналов углового положения и угловой скорости ЛА, формирование сигнала рассогласования между заданным сигналом управления и измеренным сигналом углового положения, усиление сигналов рассогласования и угловой скорости, формирование сигнала суммы усиленных сигналов рассогласования и угловой скорости, формирование сигнала интегральной компоненты, масштабирование сигнала интегральной компоненты, дополнительно измеряют сигнал скоростного напора, масштабируют измеренный сигнал скоростного напора, при этом ограничение масштабированного сигнала интегральной компоненты формируют с уровнем в обратно пропорциональной зависимости от масштабированного измеренного сигнала скоростного напора, задают опорный сигнал учета возмущений, формируют сигнал модульной функции сигнала интегральной компоненты, формируют сигнал логического управления отличным от нуля, при превышении сигнала модульной функции над заданным опорным сигналом и при одинаковых по знаку сигналов рассогласования и интегральной компоненты, и равным нулю при сигнале модульной функции меньшей или равной заданному опорному сигналу, формируют логически управляемый сигнал рассогласования равным сигналу рассогласования при сигнале логического управления, равном нулю, сигнал интегральной компоненты формируют интегрированием логически управляемого сигнала рассогласования и формируют выходной сигнал управления ограничением суммированного сигнала.

Для решения названной технической задачи в устройство формирования интегрального адаптивного сигнала стабилизации планирующего движения летательного аппарата, содержащее датчик угла, датчик угловой скорости, последовательно соединенные задатчик сигнала управления, элемент сравнения, второй вход которого соединен с выходом датчика угла, суммирующий усилитель, второй вход которого соединен с выходом датчика угловой скорости, и сумматор, и интегрирующий усилитель, дополнительно введены последовательно соединенные датчик скоростного напора, масштабный усилитель и функциональный нелинейный элемент с управляемым ограничением, второй вход которого соединен с выходом интегрирующего усилителя, а выход - со вторым входом сумматора, последовательно соединенные задатчик опорного сигнала, логический блок сравнения, второй вход которого соединен с выходом элемента сравнения, а третий - с выходом интегрирующего усилителя, и управляемый ключ, сигнальный вход которого соединен с выходом элемента сравнения, а выход - со входом интегрирующего усилителя, формирователь сигнала модульной функции, вход которого соединен с выходом интегрирующего усилителя, а выход - с четвертым входом логического блока сравнения, и ограничитель сигнала, вход которого соединен с выходом сумматора, а выход является выходом устройства.

Предложенные способ формирования адаптивного интегрального сигнала стабилизации планирующего движения ЛА и устройство для его осуществления, как показывает проведенное математическое моделирование, позволяют расширить функциональные возможности управления ЛА, дают возможность обеспечить планирующее движение ЛА в условиях широкого диапазона изменения скорости и высоты полета и действия возмущающих факторов типа ветровых порывов. По существу, сформированы три взаимосвязанных канала, включающие управление медленным планирующим, быстрым маневренным движением ЛА и формирование процесса адаптации - изменение уровня ограничения планирующей интегральной компоненты в функции скоростного напора q.

Способ формирования интегрального адаптивного сигнала стабилизации планирующего движения ЛA и устройство для его осуществления могут найти применение в системах управления маневренными ЛА, к которым предъявляются достаточно высокие требования по точности управления в условиях широкого диапазона высот и скоростей полета и действия возмущающих факторов.

На фиг.1 представлена блок-схема устройства формирования интегрального адаптивного сигнала стабилизации планирующего движения ЛА, на фиг.2 - блок-схема логического блока сравнения.

Устройство формирования интегрального адаптивного сигнала стабилизации планирующего движения ЛА (фиг.1) содержит датчик угла 1 (ДУ), датчик угловой скорости 2 (ДУС), последовательно соединенные задатчик сигнала управления 3 (ЗСУ), элемент сравнения 4 (ЭС), второй вход которого подключен к выходу датчика угла 1, суммирующий усилитель 5 (СУ), второй вход которого соединен с выходом датчика угловой скорости 2, и сумматор 6 (С), интегрирующий усилитель 7 (ИУ), последовательно соединенные датчик скоростного напора 8 (ДСН), масштабный усилитель 9 (МУ) и функциональный нелинейный элемент с управляемым ограничением 10 (ФНЭУО), второй вход которого соединен с выходом интегрирующего усилителя, а выход - со вторым входом сумматора, и последовательно соединенные задатчик опорного сигнала 11 (ЗОС), логический блок сравнения 12 (ЛБС), второй вход которого соединен с выходом элемента сравнения 4, а третий - с выходом интегрирующего усилителя 7, и управляемый ключ 13 (УК), сигнальный (второй) вход которого соединен с выходом элемента сравнения 4, а выход - со входом интегрирующего усилителя 7, формирователь сигнала модульной функции 14 (ФСМФ), вход которого соединен с выходом интегрирующего усилителя 7, а выход - с четвертым входом логического блока сравнения 12, и ограничитель сигнала 15 (ОС), вход которого соединен с выходом сумматора 6, а выход является выходом устройства.

Блок-схема логического блока сравнения 12 (фиг.2) содержит последовательно соединенные первый логический элемент И 16 (1 ЛЭИ), на первый и второй входы которого подаются сигналы Δϑ(t) и σи(t) от блоков 4 и 7 (фиг.1) соответственно, и второй логический блок И 17 (2 ЛЭИ), выход которого соединен с управляемым ключом 13, и релейный элемент с зоной нечувствительности 18 (РЭЗН), первый и второй входы которого соединены с выходом задатчика опорного сигнала 11 и выходом формирователя сигнала модульной функции 14 соответственно.

Устройство формирования интегрального адаптивного сигнала стабилизации планирующего движения ЛА, реализующее предлагаемый способ, работает следующим образом.

Задатчиком сигнала управления 3 формируется (задается) сигнал управления ϑзад(t), основными составными компонентами которого являются:

- медленная компонента ϑзад.м(t), соответствующая медленным разворотам ЛА с планирующими углами атаки αпл и углами отклонения рулей δпл;

- быстрая компонента ϑзад.б(t), соответствующая маневренным разворотам ЛА.

Таким образом,

Закон регулирования (управления и стабилизации) формируется по сигналам управления ϑзад(t), углового положения ЛА ϑ(t) и угловой скорости ЛА ωz(t). Основная базовая компонента сигнала управления σб(t) формируется в суммирующем усилителе 5 в виде

где Δϑ(t) - сигнал рассогласования,

формируемый блоком сравнения 4 по сигналам ϑзад(t) от задатчика сигнала управления 3 и ϑ(t) от датчика угла 1;

Kϑ, Кωz - передаточные числа усилителя 5;

ωz(t) - сигнал угловой скорости ЛА, поступающий от измерителя угловой скорости 2, ωz(t)=(t).

Сигнал, сформированный в соответствии с базовым законом управления (2), дополняется сигналом интегральной компоненты σи(t), который формируется интегрирующим усилителем 7 по сигналу рассогласования (3) до определенного уровня по логике, изложенной далее. Таким образом,

где Kи - масштабный передаточный коэффициент интегрирующего усилителя 7.

Сигнал σи(t) ограничивается функциональным нелинейным элементом с управляемым ограничением 10 до уровня A1(q), который соответствует рассчитанному значению отклонения рулей δпл в планирующем режиме и соответствующему значению скоростного напора q=ρ·v2/2, где ρ - плотность воздуха на высоте Н, V - скорость полета ЛА.

Для указанного функционального изменения уровня ограничения A1(q) сформирован специальный канал адаптации, включающий в себя датчик скоростного напора 8, масштабный усилитель 9, сигнал на выходе которого λ=Kм·q, где Kм - коэффициент масштабирования, и в целом ограничение A1(q) формируется в виде

т.е. в обратно пропорциональной зависимости от q, отвечающей физической необходимости отклонения рулей: при большем q требуется меньшее значение δпл и, соответственно, значение σи(t).

Сигнал на выходе задатчика опорного сигнала 11 ограничивается до уровня A2, что соответствует зоне нечувствительности блока 18.

Ограниченный сигнал интегральной компоненты σпл(t) поступает на сумматор 6, сигнал на выходе которого равен

который ограничивается ограничителем сигнала 15 до уровня А3 и является выходным сигналом устройства σвых(t).

Уровень ограничения, установленный на ограничителе 15, определяет величину сигналов рассматриваемого канала управления, необходимую для отработки их соответствующими рулевыми поверхностями, с учетом отработки этими же рулями сигналов смежных каналов (курса и крена, здесь не рассматриваемых).

Введение канала интегральной компоненты - блоков 7, 10, 13 - обеспечивает отработку планирующей, медленной компоненты сигнала управления ϑзад.м(t). Действительно, пусть ϑзад.б=0; ϑзад.м≠0. Тогда в силу того, что закон формирования выходного сигнала представленного устройства является астатическим законом первого порядка, установившееся значение сигнала рассогласования для такого режима

Тогда, в соответствии с уравнением (3) установившееся значение ϑуст:

Видно также, что для этого режима ωz уст==0. Следовательно, и установившееся значение интегральной компоненты соответствует планирующему значению угла отклонения рулевых поверхностей ЛА.

При поступлении на вход прямой цепи устройства (блоки 4, 5, 6, 15) быстрой компоненты сигнала управления ϑзад.б(t) для управления маневром ЛА отработка сигнала будет осуществляться относительно планирующего движения ЛА, что повышает точность отработки управляющих воздействий на ЛА в целом.

Логически управляющий канал, включающий в себя блоки 11, 12, 13, 14, обеспечивает режим непосредственного интегрирования сигнала рассогласования интегрирующим усилителем 7 в пределах определенного диапазона A1. Уровень A1=A1(q) сформирован в блоке 10 в соответствии с реальным расчетным значением сигнала стабилизации планирующего движения σпл(1), соответствующим требуемому отклонению рулей. Величина А2 определяет стабилизацию этого режима, А2>A1max, А2≈(1.1-1.3)A1max.

В блоке формирования сигнала модульной функции 14 формируется

Логический блок сравнения 12 (фиг.1), состоящий из блоков 16, 17 и 18 (фиг.2), формирует сигнал логического управления В>0 только при превышении сигнала ϑм над А2, отключая ключом 13 сигнал Δϑ(t) от интегрирующего усилителя, прекращая тем самым дальнейшее его интегрирование:

Ограничение сигнала интегральной компоненты позволяет уменьшить колебательность в замкнутом контуре регулирования и выбросы (перерегулирование) в переходных процессах в условиях нестационарности ЛА, т.е. при изменении высоты и скорости полета.

Таким образом, предложенные способ формирования интегрального адаптивного сигнала стабилизации планирующего движения ЛА и устройство для его осуществления позволяют расширить функциональные возможности управления ЛА и повысить качество управления в условиях нестационарности ЛА и действия возмущающих факторов. Сформированы три взаимосвязанных канала, сочетающие в целом управление медленным планирующим и быстрым маневренным движением ЛА и адаптацию ограничения планирующего сигнала в функции от скоростного напора.

Положительный эффект предложения подтвержден результатами анализа и математического моделирования.

Все составные операции способа, звенья и блоки устройства управления могут быть выполнены на современных элементах автоматики и вычислительной техники [2], а также программно-алгоритмически в бортовых вычислительных машинах.

Источники информации

1. Патент РФ №2310899, кл. G05В 1/08, 2007 г.

2. А.У.Ялышев, О.И.Разоренов. Многофункциональные аналоговые регулирующие устройства автоматики. М.: Машиностроение, 1981, с.103.

Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 27 items.
27.08.2013
№216.012.650f

Способ контроля гиростабилизированной платформы

Изобретение относится к области навигационного приборостроения и может быть использовано для контроля гиростабилизированных платформ космического назначения. Технический результат - повышение точности и достоверности контроля гиростабилизированной платформы. Для этого осуществляют начальную...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002491508
Дата охранного документа: 27.08.2013
01.03.2019
№219.016.c904

Устройство управления фрикционным электроприводом летательного аппарата

Изобретение относится к автоматизированным системам и может быть использовано в бортовых системах управления летательными аппаратами, в которых в качестве рулевых приводов используются фрикционные электроприводы. Техническим результатом является расширение функциональных возможностей и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002263338
Дата охранного документа: 27.10.2005
01.03.2019
№219.016.c90a

Соединитель печатных плат

Изобретение относится к радиотехнике, в частности, к конструкции радиоэлектронных блоков пакетного типа, работающих в условиях значительных перегрузок при эксплуатации электрического соединения печатных плат. Соединитель печатных плат содержит колодку из электроизоляционного материала с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002260255
Дата охранного документа: 10.09.2005
01.03.2019
№219.016.ca30

Способ формирования сигнала угла атаки летательного аппарата и устройство для его осуществления

Изобретение относится к функциональным устройствам для бортовых систем управления беспилотными летательными аппаратами. Технической задачей изобретения является достижение устойчивости и повышение точности вычислений. Способ формирования сигнала угла атаки летательного аппарата заключается в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002254604
Дата охранного документа: 20.06.2005
01.03.2019
№219.016.ca32

Способ коррекции параметров программы изменения продольного движения при терминальном управлении наведением разгонного блока на заданную орбиту

Изобретение относится к космической технике, а более конкретно к бортовым средствам терминального управления разгонных блоков (РБ) с нерегулируемыми маршевыми ракетными двигателями. Согласно изобретению, прогнозируют параметры движения РБ на момент отсечки маршевого двигателя и определяют по...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002254271
Дата охранного документа: 20.06.2005
01.03.2019
№219.016.ca44

Способ формирования сигнала угла атаки летательного аппарата и устройство для его осуществления

Изобретение относится к функциональным устройствам для бортовых систем управления беспилотными летательными аппаратами. Технический результат изобретения заключается в достижении устойчивости, повышении точности процесса итерации и ограничении диапазона расчета углов атаки. Способ формирования...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002257605
Дата охранного документа: 27.07.2005
01.03.2019
№219.016.cb80

Адаптивное устройство формирования сигнала управления продольно-балансировочным движением летательного аппарата

Изобретение относится к области авиакосмического приборостроения и может найти применение при проектировании бортовых систем автоматического управления летательными аппаратами. Технический результат - расширение функциональных возможностей. Для достижения данного результата устройство содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002394263
Дата охранного документа: 10.07.2010
01.03.2019
№219.016.ccb1

Бортовая система угловой стабилизации для управления нестационарным летательным аппаратом

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано для управления существенно нестационарными беспилотными летательными аппаратами. Технической результат - обеспечение инвариантности показателей качества процессов стабилизации и повышение точности управления. Для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002338236
Дата охранного документа: 10.11.2008
01.03.2019
№219.016.ccbc

Способ формирования адаптивного сигнала управления угловым движением нестационарного летательного аппарата

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано в бортовых системах автоматического управления существенно нестационарными беспилотными летательными аппаратами. Технической результат - обеспечение инвариантности показателей качества процессов стабилизации и повышение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002338235
Дата охранного документа: 10.11.2008
01.03.2019
№219.016.cd43

Способ управления положением солнечной батареи космического аппарата

Изобретение относится к системам электроснабжения космических аппаратов. Способ заключается в том, что измеряют текущее угловое положение солнечной батареи (СБ) и, в случае рассогласования между ним и заданным направлением, формируют команды на вращение СБ. При отсутствии рассогласования...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002368545
Дата охранного документа: 27.09.2009
Showing 1-10 of 73 items.
20.01.2013
№216.012.1dbd

Способ формирования цифроаналогового сигнала управления для бортовых систем управления угловым движением беспилотных летательных аппаратов и устройство для его осуществления

Изобретение относится к бортовым системам управления угловым движением беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Техническим результатом изобретения является повышение динамической точности управления и устранение дефицита управления. Устройство формирования цифроаналогового сигнала управления...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473107
Дата охранного документа: 20.01.2013
10.05.2013
№216.012.3d43

Система стабилизации углового движения космического аппарата

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано в бортовых системах управления космическими аппаратами. Система стабилизации углового движения космического аппарата содержит три канала управления, каждый канал управления содержит задатчик сигнала управления, датчик угловой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481250
Дата охранного документа: 10.05.2013
20.07.2013
№216.012.586c

Способ повышения теплоотдачи и радиационной защиты электронных блоков

Изобретение относится к радиотехнике, в частности к электронным блокам, работающим в условиях действия повышенных радиационных и тепловых нагрузок. Технический результат - усиление радиационной защиты электронных блоков, их защиты от электростатических разрядов и электромагнитных помех и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488244
Дата охранного документа: 20.07.2013
20.08.2013
№216.012.61de

Способ формирования сигнала управления угловым движением нестационарного летательного аппарата и устройство для его осуществления

Изобретение относится к устройствам управления для бортовых систем управления угловым движением беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в широком диапазоне высот и скоростей полета при действии интенсивных внешних возмущений. Техническим результатом изобретения является расширение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002490686
Дата охранного документа: 20.08.2013
20.08.2013
№216.012.61e9

Способ функционального контроля и резервирования плат измерительного канала угловой скорости космического аппарата и устройство для его реализации

Изобретение относится к области систем функционального резервирования электронных плат, а именно к резервированию плат измерительного канала космического аппарата. Отличием способа функционального резервирования измерительного канала является то, что определяют сигналы приращений каждого из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002490697
Дата охранного документа: 20.08.2013
27.08.2013
№216.012.656b

Способ формирования цифроаналогового адаптивного сигнала стабилизации углового положения летательного аппарата по курсу и устройство для его осуществления

Изобретение относится к устройствам управления для бортовых систем стабилизации углового движения летательного аппарата. Техническим результатом изобретения является расширение функциональных возможностей, повышение динамической точности и восполнение дефицита управления в канале курса...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002491600
Дата охранного документа: 27.08.2013
27.08.2013
№216.012.656c

Способ формирования цифроаналогового адаптивного сигнала управления летательным аппаратом с переменной структурой и устройство для его осуществления

Изобретение относится к бортовым цифроаналоговым устройствам для систем автоматического управления существенно нестационарными беспилотными летательными аппаратами (ЛА). Техническим результатом изобретения является повышение точностных характеристик управления, расширение функциональных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002491601
Дата охранного документа: 27.08.2013
27.08.2013
№216.012.656d

Способ формирования цифроаналогового сигнала стабилизации углового положения летательного аппарата по курсу и устройство для его осуществления

Изобретение относится к способу и устройству управления для бортовых систем стабилизации углового положения летательного аппарата. Техническим результатом изобретения является повышение динамической точности управления и повышение степени бездефицитности управления. Устройство содержит цифровой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002491602
Дата охранного документа: 27.08.2013
10.10.2013
№216.012.741a

Способ определения неисправностей гироскопического измерителя вектора угловой скорости космического аппарата и устройство для его реализации

Изобретение относится к области ракетной техники, а именно к контролю исправности гироскопических измерителей вектора угловой скорости космического аппарата. Отличием предложенного технического решения является то, что способ формируют пять пороговых сигналов, сигналы норм гирокватернионов,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002495379
Дата охранного документа: 10.10.2013
20.12.2013
№216.012.8cc5

Способ ориентации космического аппарата и устройство для его реализации

Изобретение относится к космической технике, а именно к системам управления космическим аппаратом (КА). Устройство для ориентации космического аппарата содержит одиннадцать сумматоров, пять усилителей, два нормально разомкнутых переключателя, пять нормально замкнутых переключателей, четыре...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002501720
Дата охранного документа: 20.12.2013
+ добавить свой РИД