×
16.02.2019
219.016.bb24

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОГАСАНИЯ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к газотурбинным двигателям (ГТД), а именно к способам определения погасания камеры сгорания ГТД, преимущественно, наземных установок, например, на газоперекатывающих агрегатах. При осуществлении способа измеряют частоту вращения n ротора высокого давления турбокомпрессора, давление Р воздуха за турбокомпрессором, температуру T газов за турбиной, определяют первые производные по времени dn/dt, dP*/dt, dT/dt и формируют заданные положительные значения уставок (dn/dt), (dP*/dt), (dT/dt), характеризующие погасание камеры сгорания. Дополнительно измеряют положение крана подачи топлива в камеру сгорания А, определяют первую производную по времени dA/dt, формируют заданное положительное значение уставки (dA/dt), характеризующее погасание камеры сгорания, дополнительно определяют наличие признака максимального открытия крана подачи топлива в камеру сгорания и при одновременном выполнении условий -(dn/dt)>-(dn/dt), -(dP*/dt)>(dP*/dt), -(dT/dt)>(dT/dt) и (dA/dt)>(dA/dt) или одновременном выполнении условий -(dn/dt)>(dn/dt), -(dP*/dt)>(dP*/dt), -(dT/dt)>(dT/dt) и признака ограничения максимального открытия крана подачи топлива в камеру сгорания формируют признак погасания камеры сгорания. Предложенный способ повышает надежность работы камеры сгорания и ГТД в целом. 1 ил.

Изобретение относится к газотурбинным двигателям (ГТД), а именно, к способам определения погасания камеры сгорания ГТД, преимущественно, наземных установок, например, на газоперекачивающих агрегатах.

Известен способ определения погасания камеры сгорания газотурбинного двигателя (патент RU №1130025, F02C 9/28, опубл. 10.08.04) путем измерения частоты вращения ротора, расхода топлива в камере сгорания и давления воздуха за компрессором и формирования сигнала самовыключения двигателя, в котором измеряют полные давление и температуру воздуха на входе в двигатель, определяют по измеренным параметрам приведенные значения частоты вращения, расхода топлива и давления воздуха за компрессором, сравнивают приведенные значения расхода топлива и давления воздуха за компрессором со значениями, заданными для текущей величины приведенной частоты вращения, а сигнал самовыключения двигателя формируют при одновременном превышении приведенным расходом топлива своей заданной величины и снижении приведенного давления воздуха за компрессором ниже его заданной величины.

Недостатком известного способа является необходимость точного измерения расхода топлива, что затруднительно в условиях эксплуатации.

Наиболее близким техническим решением к заявляемому является способ определения погасания камеры сгорания ГТД, согласно которому измеряют основные (типовые) параметры, характеризующие работу двигателя частоту вращения ротора, давление за компрессором, температуру продуктов сгорания, также определяют первые производные этих параметров и сравнивают производные с уставками. При превышении первых производных этих уставок формируют признак погасания камеры сгорания, при этом величины уставок определяют по переходным процессам параметров двигателя в момент погасания камеры сгорания (патент RU 2430252 МПК F02C 9/46, опубл. 27.09.2011 г.)

Недостатком известного способа является низкая надежность определения момента погасания камеры сгорания при выполнении резкого снижения режима работы ГТД, при котором величины производных параметров двигателя близки к значениям при погасании камеры сгорания.

Технический результат, достигаемый при осуществлении изобретения, состоит в повышении надежности функционирования ГТД путем достоверного определения его работоспособности и своевременного останова при ее потере по каким-либо причинам, в частности, при самопроизвольном погасании камеры сгорания. Сущность изобретения заключается в установлении зависимости между изменением физических параметров работы двигателя и погасанием камеры сгорания.

Указанный результат достигается тем, что в способе определения погасания камеры сгорания ГТД, согласно которому измеряют частоту вращения nвд ротора высокого давления турбокомпрессора, давление Р*к воздуха за турбокомпрессором, температуру TT газов за турбиной, определяют первые производные по времени dnвд/dt, dPк*/dt, dTT/dt и формируют заданные положительные значения уставок (dnвд/dt)погас, (dPк*/dt)погас, (dTT/dt)погас, характеризующие погасание камеры сгорания, согласно изобретению, дополнительно измеряют положение крана подачи топлива в камеру сгорания Адк, определяют первую производную по времени dAдк/dt, формируют заданное положительное значение уставки (dAдк/dt)погас, характеризующее погасание камеры сгорания, дополнительно определяют наличие признака максимального открытия крана подачи топлива в камеру сгорания, и при одновременном выполнении условий -(dnвд/dt)>-(dnвд/dt)погас, -(dPк*/dt)>(dPк*/dt)погас, -(dTT/dt)>(dTT/dt)погас и (dAдк/dt)погас или одновременном выполнении условий -(dnвд/dt)>(dnвд/dt)погас, -(dPк*/dt)>(dPк*/dt)погас, -(dTT/dt)>(dTT/dt)погас и признака ограничения максимального открытия крана подачи топлива в камеру сгорания формируют признак погасания камеры сгорания.

Предлагаемый способ обеспечивает повышение достоверности определения погасания камеры сгорания за счет использования характерной особенности поведения крана подачи топлива в камеру сгорания в этом процессе. В то время как при погасании камеры сгорания значения основных параметров ГТД снижаются, кран подачи топлива в камеру сгорания открывается вплоть до достижения ограничения его максимального открытия. Такое поведение крана подачи топлива в камеру сгорания объясняется тем, что управляющая им автоматика стремится поддержать режим ГТД за счет увеличения подачи топлива в камеру сгорания. Подобное (разнонаправленное) сочетание поведения параметров двигателя возможно только при погасании камеры сгорания. Введение дополнительного признака по крану дозирования топлива в камеру сгорания делает предлагаемый способ менее чувствительным к скорости изменения параметров ГТД nвд, Р*к, TT. Поэтому величины уставок (dnвд/dt)погас, (dPк*/dt)погас, (dTT/dt)погас могут быть уменьшены, чтобы исключить ложное срабатывание при выполнении резкого снижения режима работы двигателя.

Величины уставок (dnвд/dt)погас, (dPк*/dt)погас, (dTT/dt)погас, (dAдк/dt)погас определяют с учетом переходных процессов при погасании камеры сгорания ГТД и при резком сбросе режима двигателя.

На чертеже изображена схема ГТД, снабженного устройством для реализации предложенного способа.

Устройство включает в себя:

кран подачи топлива в камеру сгорания 1;

блок 2, в котором измеряют давление Р*к, вычисляют величину первой производной по времени dPк*/dt и инвертируют ее знак;

блок 3, в котором измеряют положение крана подачи топлива в камеру сгорания Адк и вычисляют величину первой производной по времени dAдк/dt;

блок 4, в котором измеряют частоту вращения nвд, вычисляют величину первой производной по времени dnвд/dt и инвертируют ее знак;

блок 5, в котором измеряют температуру TT, вычисляют величину первой производной по времени dTT/dt и инвертируют ее знак.

Блоки 6, 7, 8, 9 осуществляют сравнение текущих значений производных замеряемых параметров с их уставками и при превышении уставок формируют признаки погасания камеры сгорания по каждому из параметров.

Блок 10 формирует признак погасания камеры сгорания при наличии любого из признаков (dAдк/dt)>(dAдк/dt)погас или .

Блок 11 формирует общий признак погасания камеры сгорания при одновременном наличии признаков от блоков 6, 8, 9, 10.

Способ осуществляется следующим образом.

Измеряются параметры nвд, Р*к, TT ГТД положение Адк крана подачи топлива в камеру сгорания и вычисляются их производные по времени (блоки 2, 3, 4, 5).

Величины производных передаются в блоки сравнения 6, 7, 8, 9, где сравниваются с уставками и в случае превышения заданных уставок формируются признаки погасания камеры сгорания по отдельным параметрам.

Признак камеры сгорания от блока 7 поступает в блок 10, где формируется признак погасания камеры сгорания при наличии любого из признаков (dAдк/dt)>(dAдк/dt)погас или .

При наличии признаков погасания камеры сгорания от всех блоков 6, 8, 9, 10 блок 11 выдает общий признак погасания камеры сгорания.

Предложенный способ повышает надежность работы камеры сгорания и ГТД в целом.

Способ определения погасания камеры сгорания газотурбинного двигателя, согласно которому измеряют частоту вращения n ротора высокого давления турбокомпрессора, давление Р воздуха за турбокомпрессором, температуру Т газов за турбиной, определяют первые производные по времени dn/dt, dP*/dt, dT/dt и формируют заданные положительные значения уставок (dn/dt), (dP*/dt), (dT/dt), характеризующие погасание камеры сгорания, отличающийся тем, что дополнительно измеряют положение крана подачи топлива в камеру сгорания А, определяют первую производную по времени dA/dt, формируют заданное положительное значение уставки (dA/dt), характеризующее погасание камеры сгорания, дополнительно определяют наличие признака максимального открытия крана подачи топлива в камеру сгорания и при одновременном выполнении условий -(dn/dt)>-(dn/dt), -(dP*/dt)>(dP*/dt), -(dT/dt)>(dT/dt) и (dA/dt)>(dA/dt) или одновременном выполнении условий -(dn/dt)>(dn/dt), -(dP*/dt)>(dP*/dt), -(dT/dt)>(dT/dt) и признака ограничения максимального открытия крана подачи топлива в камеру сгорания формируют признак погасания камеры сгорания.
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОГАСАНИЯ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОГАСАНИЯ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОГАСАНИЯ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОГАСАНИЯ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 110 items.
29.12.2017
№217.015.f19b

Рабочее колесо второй ступени ротора компрессора высокого давления (квд) турбореактивного двигателя (варианты), диск рабочего колеса ротора квд, лопатка рабочего колеса ротора квд, лопаточный венец рабочего колеса ротора квд

Группа изобретений, связанных единым творческим замыслом, относится к области авиадвигателестроения. Рабочее колесо второй ступени вала ротора КВД ТРД содержит диск и образующие лопаточный венец рабочие лопатки. Диск включает ступицу с центральным отверстием, полотно и обод. Лопатка содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002636998
Дата охранного документа: 29.11.2017
29.12.2017
№217.015.f704

Лопатка турбомашины

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к конструкции лопатки турбомашины, в частности осевого компрессора газотурбинного двигателя. Лопатка турбомашины выполнена в виде пера с прикрепленными к нему входной и выходной кромками, выполненными из материала с пористой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639264
Дата охранного документа: 20.12.2017
29.12.2017
№217.015.f741

Устройство для смазки подшипниковой опоры ротора турбомашины

Изобретение относится к области авиадвигателестроения и касается устройства для смазки опорного подшипника ротора турбомашины, в частности авиационного двухроторного газотурбинного двигателя самолета (ГТД). Патрубок подвода масла выполнен из двух сообщающихся между собой трубопроводов,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639262
Дата охранного документа: 20.12.2017
29.12.2017
№217.015.f7a0

Узел уплотнения газовой турбины

Изобретение относится к авиадвигателестроению и может быть использовано в конструкциях узла уплотнения турбин авиационных газотурбинных двигателей и газотурбинных установках наземного применения. Узел уплотнения газовой турбины содержит закрепленный на статоре турбины кольцевой корпус (1) со...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639444
Дата охранного документа: 21.12.2017
29.12.2017
№217.015.f7bd

Универсальная модульная портальная силовая рама для статических и циклических стендовых испытаний деталей и корпусов турбомашин

Изобретение относится к области стендовых испытаний деталей и корпусов турбомашин, в частности авиационного двигателестроения, а именно к конструкции стендовых силовых рам для статических и циклических испытаний. Универсальная модульная портальная силовая рама содержит силовые стойки,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639451
Дата охранного документа: 21.12.2017
20.01.2018
№218.016.15df

Коробка двигательных агрегатов (кда) турбореактивного двигателя, узел кда турбореактивного двигателя (варианты)

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения. Коробка двигательных агрегатов КДА ТРД содержит корпус и крышку. Корпус КДА размещен на промежуточном корпусе двигателя. На корпусе КДА смонтированы центробежный топливоподкачивающий насос, суфлер центробежный и насос плунжерный. Со...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002635227
Дата охранного документа: 09.11.2017
20.01.2018
№218.016.15ec

Коробка двигательных агрегатов (кда) турбореактивного двигателя (трд), корпус кда, главная коническая передача (гкп) кда, ведущее колесо гкп кда, ведомое колесо гкп кда, входной вал кда

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения. Коробка двигательных агрегатов КДА ТРД содержит корпус и крышку, выполненных с уступообразным плоским дном и цилиндрическими стенками переменной кривизны. Корпус КДА седлообразно размещен на промежуточном корпусе двигателя. Корпус...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002635125
Дата охранного документа: 09.11.2017
13.02.2018
№218.016.1fa9

Поворотное осесимметричное сопло турбореактивного двигателя

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, в частности к конструкции поворотного осесимметричного сопла турбореактивного двигателя. Сопло содержит неподвижный корпус со сферической полой законцовкой и поворотное устройство, установленное с возможностью поворота относительно...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002641425
Дата охранного документа: 17.01.2018
17.02.2018
№218.016.2a8e

Рабочее колесо ротора компрессора высокого давления газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области турбомашиностроения, в частности, может быть использовано в конструкции рабочих колес осевых компрессоров газотурбинных двигателей. Рабочее колесо ротора компрессора высокого давления газотурбинного двигателя содержит диск с кольцевым пазом и лопатки. Между...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002642976
Дата охранного документа: 29.01.2018
17.02.2018
№218.016.2abe

Клапанный узел канала перепуска компрессора

Изобретение относится к газотурбинным двигателям, в частности к клапанным устройствам для газотурбинных двигателей, и может найти применение в авиадвигателестроении. Клапанный узел канала перепуска компрессора, содержащий корпус компрессора, внешний и внутренний корпуса канала перепуска с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002642991
Дата охранного документа: 29.01.2018
Showing 1-10 of 196 items.
10.02.2013
№216.012.23f9

Способ регулирования подачи топлива в камеру сгорания газотурбинного двигателя и система для его осуществления

Изобретение относится к области управления работой газотурбинных двигателей. Способ регулирования, реализуемый системой регулирования, заключается в формировании расхода топлива через, по крайней мере, два дозатора в группы форсунок в зависимости от режима работы двигателя при использовании...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474711
Дата охранного документа: 10.02.2013
27.02.2013
№216.012.2c3a

Способ контроля технического состояния и обслуживания двухроторного газотурбинного двигателя при его эксплуатации

Изобретение относится к области эксплуатации газотурбинных двигателей, в частности двухконтурных, к контролю технического состояния во время их эксплуатации для принятия решений по их обслуживанию и дальнейшей эксплуатации. В известном способе контроля технического состояния в качестве...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476849
Дата охранного документа: 27.02.2013
10.05.2013
№216.012.3e7d

Турбореактивный двигатель, способ испытания турбореактивного двигателя, способ производства партии турбореактивных двигателей (варианты), способ эксплуатации турбореактивного двигателя

Группа изобретений, связанных единым творческим замыслом, относится к области авиадвигателестроения, а именно к авиационным двигателям типа турбореактивных, способам их испытания, опытного и промышленного производства и эксплуатации. В группе изобретений изложены способы испытаний ТРД. При...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481564
Дата охранного документа: 10.05.2013
10.05.2013
№216.012.3e7e

Газотурбинный двигатель. способ испытания газотурбинного двигателя (варианты). способ производства газотурбинного двигателя. способ доводки газотурбинного двигателя. способ промышленного производства газотурбинных двигателей. способ эксплуатации газотурбинного двигателя

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения, а именно к авиационным двигателям типа газотурбинных, к способам их опытного производства, испытания и доводки, а также промышленного производства и эксплуатации. В группе изобретений изложены способы испытания ГТД на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481565
Дата охранного документа: 10.05.2013
20.05.2013
№216.012.41f9

Газотурбинный двигатель, способ испытания газотурбинного двигателя (варианты), способ производства партии газотурбинных двигателей (варианты), способ эксплуатации газотурбинного двигателя

Группа изобретений, связанных единым творческим замыслом, относится к области авиадвигателестроения, а именно к авиационным двигателям типа газотурбинных, способам их испытания, опытного и промышленного производства и эксплуатации. В группе изобретений изложены способы испытаний ГТД. Испытания...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482459
Дата охранного документа: 20.05.2013
27.05.2013
№216.012.4509

Способ комбинированного охлаждения теплонапряженных элементов (варианты)

Изобретение относится к области машиностроения, энергетики, транспорта и к другим областям, где возникает необходимость увеличения эффективности охлаждения теплонапряженных элементов, в частности к созданию и увеличению ресурса работы малоэмиссионных камер сгорания авиационных газотурбинных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483250
Дата охранного документа: 27.05.2013
10.06.2013
№216.012.49ad

Газотурбинный двигатель. способ испытания газотурбинного двигателя. способ производства партии газотурбинных двигателей (варианты). способ эксплуатации газотурбинного двигателя

Группа изобретений, связанных единым творческим замыслом, относится к области авиадвигателестроения, а именно к авиационным двигателям типа газотурбинных, способам их испытания, опытного и промышленного производства и эксплуатации. В группе изобретений изложены способы испытаний ГТД. При...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484441
Дата охранного документа: 10.06.2013
10.07.2013
№216.012.54e2

Турбореактивный двигатель. способ испытания турбореактивного двигателя (варианты). способ производства турбореактивного двигателя. способ промышленного производства турбореактивного двигателя. способ эксплуатации турбореактивного двигателя

Группа изобретений, связанных единым творческим замыслом, относится к области авиадвигателестроения, а именно к авиационным двигателям типа турбореактивных, способам их испытания, опытного и промышленного производства и эксплуатации. В группе изобретений изложены способы испытаний ТРД....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487333
Дата охранного документа: 10.07.2013
10.07.2013
№216.012.54e3

Турбореактивный двигатель (варианты). способ испытания турбореактивного двигателя (варианты). способ производства турбореактивного двигателя. способ промышленного производства турбореактивного двигателя. способ капитального ремонта турбореактивного двигателя. способ эксплуатации турбореактивного двигателя

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к авиационным двигателям типа турбореактивных, способам их опытного производства, испытания и доводки, а также промышленного производства и эксплуатации. В группе изобретений изложены способы испытания ТРД на газодинамическую...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487334
Дата охранного документа: 10.07.2013
20.08.2013
№216.012.611c

Способ управления газотурбинным двигателем и система для его осуществления

Группа изобретений относится к области управления работой ГТД, преимущественно авиационных, и может быть использована для управления подачей топлива в ГТД и НАК. Способ управления газотурбинным двигателем заключается в том, что расход топлива в камеру сгорания газотурбинного двигателя...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002490492
Дата охранного документа: 20.08.2013
+ добавить свой РИД