Вид РИД
Изобретение
Изобретение относится к арктическому дизельному топливу, предназначенному для использования в быстроходных дизелях, и может быть использовано в условиях Крайнего Севера и Арктической зоны.
Известно дизельное топливо, которое состоит из базового компонента и присадок: противоизносной присадки в количестве 0,02-0,04% масс. и 0,15-0,30% масс. промотора воспламенения. При этом базовый компонент представляет собой фракцию нефти, выкипающую в пределах 170-340°С или ее смесь с газойлем замедленного коксования и/или каталитического крекинга, выкипающих в пределах 170-340°С, с последующей гидроочисткой и гидродепарафинизацией или гидроизомеризацией, а также глубокой стабилизацией до температуры начала кипения не ниже 175°С [Патент RU №2559877].
Однако данное дизельное топливо имеет недостаточные низкотемпературные характеристики и требует применения промотора воспламенения.
Наиболее близким к предлагаемому, является арктическое дизельное топливо на основе среднедистиллятных нефтяных фракций, содержащее базовой компонент и противоизносную присадку, согласно изобретению в качестве базового компонента содержит изодепарафинизированную дизельную фракцию, выкипающую в интервале 174-334°С, противоизносную присадку в количестве 0,015-0,020% масс., добавленную в расчете на базовый компонент [Патент RU №2655606].
Однако данное арктическое дизельное топливо имеет недостаточные низкотемпературные характеристики.
Технический результат изобретения - повышение эффективности применения арктического дизельного топлива за счет улучшения низкотемпературных характеристик.
Техническая сущность изобретения заключается в использовании арктического дизельного топлива на основе среднедистиллятных нефтяных фракций, содержащего в качестве базового компонента изодепарафинизированную дизельную фракцию, и противоизносную присадку, при этом в качестве базового компонента используют изодепарафинизированную дизельную фракцию, выкипающую в интервале 175-360°С, и топливо дополнительно содержит гидрокрекинговую керосиновую фракцию, выкипающую в пределах 140-240°С и депрессорную присадку, при следующем соотношении компонентов, % мас.:
|
Используемую в предлагаемом арктическом дизельном топливе гидроочищенную изодепарафинизированную дизельную фракцию, выкипающую в пределах 175-360°С, получают из прямогонного дизельного топлива гидроочисткой и изодепарафинизацией на платиновом катализаторе при повышенных температуре и давлении.
В качестве противоизносной присадки применяют любую противоизносную присадку на основе очищенных жирных кислот, например, «Комплексал-ЭКО «Д» по ТУ 0257-048-48120848-2010 производства ООО «Новокуйбышевский завод масел и присадок», «Байкат» по ТУ 0257-027-46693103-2016 производства АО «АЗКиОС», «АддиТОП СМ/ AddiTOP L» по СТО 67177647-001-2011 производства ООО «НТЦ Салаватнефтеоргсинтез, «Додилюбе» фирмы Клариант и другие.
В качестве депрессорной присадки используют любые депрессорные присадки, например, «Сандал 1Б», представляющую собой низкотемпературный отход производства еэвилена (сополимера этилена и винил ацетата), «ЭДЕП Т», представляющую собой полиэтилакрилат, получаемый путем радиационной полимеризации растворов эфиров метакриловой кислоты и спиртов фракций С12-С20 в толуоле, «Додифлоу 4965», представляющую собой смесь полимеров в высококипящих углеводородах и другие.
Результаты испытаний фракций, используемых для получения арктического дизельного топлива приведены в таблице 1.
В таблице 2 приведены составы примеры соотношений фракций предлагаемого арктического дизельного топлива в сравнении с прототипом.
В таблице 3 приведены результаты испытаний предлагаемого арктического дизельного топлива в сравнении с прототипом.
Данные, приведенные в таблице 3, показывают, что предлагаемое арктическое дизельное топливо, в сравнении с прототипом, имеет лучшие низкотемпературные свойства, а именно: температуру застывания, предельную температуру помутнения температуру фильтруемости, обеспечивающие надежную эксплуатацию дизельных двигателей в арктических условиях и районах Крайнего Севера при температурах окружающего воздуха минус 65 ÷ минус 70°С.