×
13.10.2018
218.016.9131

Результат интеллектуальной деятельности: ДВУХСКОРОСТНАЯ АВТОМАТИЧЕСКАЯ ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к планетарным передачам. Двухскоростная автоматическая планетарная передача содержит корпус, планетарный ряд, фрикционную муфту, связывающую центральные колеса планетарного ряда. Она снабжена поворотной втулкой, взаимодействующей одним торцом с установленным в корпусе тормозным диском, а другим через двухсторонние скошенные торцовые зубья и тела качения с ответными зубьями на коронной шестерне, которая взаимодействует одновременно через тела качения с другим торцом корпуса. Коронная шестерня установлена с возможностью вращения на нажимном диске фрикционной муфты. Радиальные кулачки ведомой полумуфты фрикционной муфты расположены в торцовых пазах поворотной втулки и коронной шестерни с возможностью взаимодействия с ними, причем между телами качения и торцом коронной шестерни предусмотрен монтажный зазор, а угол наклона двухсторонних скошенных торцовых зубьев поворотной втулки и коронной шестерни меньше приведенного угла трения между поворотной втулкой и тормозным диском. Обеспечивается упрощение конструкции и расширение функциональных возможностей планетарной передачи. 1 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к планетарным двухскоростным передачам, рабочий орган которых имеет два режима работы: ускоренного хода при малой нагрузке и замедленного хода при повышенной нагрузке.

Известна планетарная двухскоростная передача (авторское свидетельство №282869, МПК F16H 3/62, опубл. 28.09.1970), содержащая солнечную шестерню, два эпицикла, водило с двухвенцовыми сателлитами, двухстороннюю обгонную муфту, связывающую ведомый эпицикл с ведомым валом, фрикционную муфту, связывающую водило с поводком обгонной муфты, в которой переключение передач происходит автоматически в зависимости от нагрузки на ведомом валу: при малой нагрузке вращение от водила через фрикционную муфту передается на ведомый вал, а при увеличении нагрузки фрикционная муфта буксует и вращение от ведомого эпицикла через обгонную муфту передается на ведомый вал.

Недостаток этой передачи в постоянном буксовании фрикционной муфты на замедленной передаче, что снижает к.п.д. передачи и ограничивает из-за теплового режима непрерывное время работы на замедленной передаче.

Известна двухскоростная планетарная передача (авторское свидетельство №253514, МПК F16H, Кл. 47h25 опубл. 30.09.1969), содержащая планетарный ряд, фрикционную муфту, связывающую между собой центральные колеса планетарного ряда, двухстороннюю обгонную муфту, связывающую центральное колесо внутреннего зацепления с корпусом, и подпружиненную невращающуюся втулку, взаимодействующую с нажимным диском фрикционной муфты, а через скошенные торцовые зубья и тела качения с наружной обоймой обгонной муфты. В этой передаче переключение передач происходит автоматически в зависимости от нагрузки на ведомом валу: при малой нагрузке планетарный ряд блокируется фрикционной муфтой и вращается как одно целое, а при увеличении нагрузки фрикционная муфта буксует, центральное колесо заклинивается обгонной муфтой на корпус и под действием осевой силы на скошенных торцовых зубьях невращающаяся втулка перемещается до упора в корпус, разъединяя диски фрикционной муфты.

Недостаток этой передачи в сложности конструкции из-за наличия отдельного узла отключения фрикционной муфты и узла двухсторонней обгонной муфты, а также требованием значительного перепада нагрузки на ведомом валу, т.к. переключение на ускоренную передачу из заклиненного состояния обгонной муфты сопровождается трением скольжения невращающейся втулки по шлицам и наружной обоймы обгонной муфты по торцу контакта с корпусом.

Технический результат предлагаемой двухскоростной автоматической планетарной передачи заключается в упрощении конструкции и расширении функциональных возможностей.

Это достигается тем, что двухскоростная автоматическая планетарная передача, содержащая корпус, планетарный ряд, фрикционную муфту, связывающую центральные колеса планетарного ряда, снабжена поворотной втулкой, взаимодействующей одним торцом с установленным в корпусе тормозным диском, а другим через двухсторонние скошенные торцовые зубья и тела качения с ответными зубьями на коронной шестерне, взаимодействующей одновременно через тела качения с другим торцом корпуса и установленной с возможностью вращения на нажимном диске фрикционной муфты, радиальные кулачки ведомой полумуфты которой расположены в торцовых пазах поворотной втулки и коронной шестерни с возможностью взаимодействия с ними, причем между телами качения и торцом коронной шестерни предусмотрен монтажный зазор, а угол наклона двухсторонних скошенных торцовых зубьев поворотной втулки и коронной шестерни меньше приведенного угла трения между поворотной втулкой и тормозным диском, и нажимной диск фрикционной муфты связан с ее ведущей полумуфтой посредством шариковой шпонки.

Такое выполнение двухскоростной автоматической планетарной передачи позволяет упростить конструкцию, т.к. отключение фрикционной муфты и заклинивание на корпус коронной шестерни проводится через одни и те же тела качения, а поворот коронной шестерни из заклиненного на корпус положения (замедленная передача) на вращение (ускоренная передача) проводится через тела качения с обоих ее торцов, т.е. при малом сопротивлении, соответственно, при малом перепаде нагрузки на ведомом валу, что расширяет функциональные возможности передачи. Установка нажимного диска фрикционной муфты на шариковой шпонке устраняет дополнительные потери на трение в соединении с ведущей полумуфтой фрикционной муфты.

На фиг. 1 - представлен продольный разрез двухскоростной автоматической планетарной передачи.

На фиг. 2 - представлен разрез по сечению А-А на фиг. 1.

На фиг. 3 - представлен разрез по сечению Б-Б на фиг. 2.

На фиг. 4 - представлен разрез по сечению В-В на фиг. 2.

На фиг. 5 - представлена схема взаимного расположения радиальных кулачков «а», торцов «ж» и «и», пазов «е» и «д» при работе на ускоренной передаче.

На фиг. 6 - представлена схема взаимного расположения радиальных кулачков «а», торцов «ж» и «и», пазов «е» и «д» при работе на замедленной передаче.

На фиг. 7 - представлено аксонометрическое изображение двухскоростной автоматической планетарной передачи с вырезом.

Двухскоростная автоматическая планетарная передача содержит корпус 1, планетарный ряд, составленный из солнечной шестерни 2, водила 3 с сателлитами 4, коронной шестерни 5, фрикционную муфту - из ведущей полумуфты 6, связанной с солнечной шестерней 2, фрикционных дисков 7, нажимного диска 8, поджатого пружинами 9 и установленного через шариковую шпонку 10 на ведущей полумуфте 6, ведомой полумуфты 11, на которой выполнены радиальные кулачки «а». Коронная шестерная 5 установлена с возможностью вращения через подшипник 12 на нажимном диске 8. С торцом корпуса 1 через тормозной диск 13 взаимодействует поворотная втулка 14, которая другим торцом через двухсторонние скошенные торцовые зубья «б» и тела качения 15 взаимодействует с ответными зубьями «в» на коронной шестерне 5, которая одновременно взаимодействует через тела качения 16 и обойму 17 с другим торцом корпуса 1. Между торцом коронной шестерни 5 и телами качения 16 предусмотрен монтажный зазор «г», радиальные кулачки «а» ведомой полумуфты 11 расположены в торцовых пазах «е» и «д» поворотной втулки 14 и коронной шестерни 5 с возможностью взаимодействия их с торцами «ж» и «и» пазов «е» и «д». Угол наклона «α» двухсторонних скошенных торцовых зубьев «б» и «в» поворотной втулки 14 и коронной шестерни 5 меньше приведенного угла трения между поворотной втулкой 14 и тормозным диском 13.

Двухскоростная автоматическая планетарная передача работает следующим образом. При малой нагрузке, малом крутящем моменте на водиле 3 (выходном вале передачи) фрикционная муфта не буксует и блокирует между собой радиальными кулачками «а» коронную шестерню 5 и солнечную шестерню 2, и весь планетарный ряд вращается как одно целое вместе с поворотной втулкой 14, взаимное положение радиальных кулачков «а» и торцов «ж» и «и» пазов «е» и «д» отображено на фиг. 5. Из-за наличия монтажного зазора «г» нет контакта коронной шестерни 5 с корпусом 1, поэтому потери на трение минимальны и передача работает с высоким к.п.д. При увеличении нагрузки на водиле 3, превышающей передаваемый фрикционной муфтой момент, она буксует, коронная шестерня 5 останавливается до обратного вращения и в результате появившихся зазоров между радиальными кулачками «а» и торцами «ж» становится ведущей для поворотной втулки 14, но угол наклона «α» двухсторонних скошенных торцовых зубьев «б» и «в» поворотной втулки 14 и коронной шестерни 5 меньше приведенного угла трения между поворотной втулкой 14 и тормозным диском 13 корпуса 1, поэтому коронная шестерня 5 не может провернуть поворотную втулку 14 и заклинивается относительно корпуса 1. Под действием осевой нагрузки от скошенных двухсторонних торцовых зубьев «б» и «в» коронная шестерная 5 перемещается до выбора монтажного зазора «г» и через подшипник 12 сжимает пружины 9, освобождая ведомую полумуфту 11, поэтому потери на трение в фрикционной муфте минимальны и передача работает с высоким к.п.д. Взаимное расположение радиальных кулачков «а», торцов «ж» и «и» пазов «е» и «д» отображено на фиг. 6.

При изменении направления вращения передача работает также, но со сменой работающих торцов «ж» и «и» пазов «е» и «д» на противоположные.


ДВУХСКОРОСТНАЯ АВТОМАТИЧЕСКАЯ ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА
ДВУХСКОРОСТНАЯ АВТОМАТИЧЕСКАЯ ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА
ДВУХСКОРОСТНАЯ АВТОМАТИЧЕСКАЯ ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА
ДВУХСКОРОСТНАЯ АВТОМАТИЧЕСКАЯ ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА
ДВУХСКОРОСТНАЯ АВТОМАТИЧЕСКАЯ ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-1 of 1 item.
23.04.2023
№223.018.5171

Устройство для фиксации инструмента

Изобретение относится к области подводного нефтяного и газового машиностроения и предназначено для установки, фиксации и извлечения из подводной скважины или подвески насосно-компрессорных труб (НКТ) различных инструментов. Техническим результатом является создание автоматического устройства...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002737629
Дата охранного документа: 01.12.2020
Showing 1-10 of 17 items.
10.06.2013
№216.012.498c

Устройство для автоматического сброса и улавливания крышки транспортно-пускового контейнера, установленного на пусковой установке

Изобретение относится к ракетной технике и предназначено для удаления крышек транспортно-пусковых контейнеров (ТПК) на пусковых установках (ПУ) ракет перед пуском ракеты. Устройство установлено на ПУ и содержит быстроразъемное соединение крышки с торцом контейнера, разъемный шарнирный узел...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484408
Дата охранного документа: 10.06.2013
20.10.2013
№216.012.75a8

Шагающее транспортное средство

Изобретение относится к области транспортной техники. Шагающее транспортное средство содержит корпус, по бортам которого расположены два передних и два задних кронштейна, установленных с возможностью поворота вокруг вертикальных осей и снабженных отдельными приводами поворота. На каждом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002495780
Дата охранного документа: 20.10.2013
10.04.2014
№216.012.b1dd

Предохранительное устройство ворот шлюза

Предохранительное устройство ворот шлюза предназначено для защиты ворот шлюза от навала судов. Предохранительное устройство содержит гибкое заграждение с амортизаторами, две поворотные в горизонтальной плоскости балки и ферму с приводами. Две поворотные балки шарнирно закреплены на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002511249
Дата охранного документа: 10.04.2014
27.11.2014
№216.013.09c4

Предохранительное устройство ворот шлюза

Изобретение относится к гидротехнике, в частности к предохранительным устройствам ворот шлюза. Предохранительное устройство содержит гибкое заграждение, состоящее из двух частей, одни концы которых через направляющие и отклоняющие элементы соединены с размещенными на противоположных сторонах...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002533908
Дата охранного документа: 27.11.2014
10.07.2015
№216.013.5bdb

Пусковая установка для транспортирования и минометного старта ракеты из транспортно-пускового контейнера

Изобретение относится к пусковым установкам (ПУ) для транспортирования и минометного старта ракеты из транспортно-пускового контейнера (ТПК). ПУ содержит основание, закрепленное на самоходном шасси или полуприцепе, стрелу, шарнирно установленную на основании и снабженную кареткой с жестко...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002555056
Дата охранного документа: 10.07.2015
20.04.2016
№216.015.36cc

Аварийно-спасательная машина

Изобретение относится к аварийно-спасательным средствам, используемым в зонах катастроф. Аварийно-спасательная машина содержит корпус, в котором размещены энергетическая установка и блоки системы управления, и прикрепленную к его верхней части платформу, связанную с реверсивным приводом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002581290
Дата охранного документа: 20.04.2016
12.01.2017
№217.015.5a93

Способ определения суточного индекса сосудистой ригидности

Изобретение относится к медицине, а именно к кардиологии, терапии, неврологии и профилактической медицине. Проводят 24-часовое осциллометрическое мониторирование АД. Затем вычисляют суточный индекс сосудистой ригидности по формуле. Для чего осуществляют вычисление отношения изменения времени...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002587922
Дата охранного документа: 27.06.2016
25.08.2017
№217.015.af30

Стенд для испытания двух одинаковых червячных редукторов по схеме замкнутого контура

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к стендам для испытаний червячных редукторов. Стенд содержит основание с установленным на нем электродвигателем с ременной передачей, два одинаковых конических редуктора, связанных между собой торсионом с датчиком момента его закрутки,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002610881
Дата охранного документа: 17.02.2017
25.08.2017
№217.015.af51

Стенд для испытаний конического редуктора по схеме замкнутого контура

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к испытательным стендам конических редукторов со встроенными муфтами. Устройство содержит электродвигатель, планетарный и червячный редукторы, у которых коронная шестерня связана с шестерней испытуемого редуктора, водило через торсион и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002610940
Дата охранного документа: 17.02.2017
25.08.2017
№217.015.bb1f

Боковая опора для подъемно-транспортной машины

Изобретение относится к боковым опорам для подъемно-транспортных машин. Боковая опора для подъемно-транспортной машины содержит установленный в балке домкрат. Опорная плита выполнена из двух шарнирно соединенных между собой частей, одна из которых - основная плита с пружинными демпферами...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002615843
Дата охранного документа: 11.04.2017
+ добавить свой РИД