×
03.10.2018
218.016.8dbb

Результат интеллектуальной деятельности: МАГНИТНЫЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ ДЛЯ РОТАЦИОННОЙ МАШИНЫ и ТУРБОМАШИНА, СОДЕРЖАЩАЯ ТАКОЙ УЗЕЛ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002668505
Дата охранного документа
01.10.2018
Аннотация: Изобретение относится к подшипникам, в особенности к магнитным подшипникам, используемым в ротационных машинах, имеющих ротор. Магнитный подшипниковый узел (10) для ротационной машины имеет роторный вал (12), причем указанный узел содержит магнитопровод (18) статора, прикрепленный к неподвижному опорному элементу (26) и содержащий по меньшей мере один элемент (22) из ферромагнитного материала и по меньшей мере одну катушку (20), причем указанный ферромагнитный элемент и указанная по меньшей мере одна катушка помещены в защитный кольцевой корпус (24), оставляя открытыми поверхность (22а) вращения указанного ферромагнитного элемента (22) и поверхность (20а) вращения указанной по меньшей мере одной катушки (20). Магнитный подшипниковый узел (10) содержит упорное кольцо (16), прикрепленное к роторному валу (12) и радиально проходящее к магнитопроводу (18) статора своей радиальной частью (16b). Радиальная часть (16b) обращена к открытым поверхностям (20а, 22а) указанного ферромагнитного элемента (22) и указанной по меньшей мере одной катушки (20). Упорное кольцо (16) имеет по меньшей мере один проточный канал (30, 32). Технический результат - создание магнитного подшипникового узла, в котором увеличен охлаждающий поток, при этом проточные каналы облегчают нагнетание потока текучей среды, увеличивая охлаждение активного магнитного подшипника, и магнитный подшипник, таким образом, снабжен внутренней вентиляцией. 2 н. и 10 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к подшипникам, в особенности к магнитным подшипникам, используемым в ротационных машинах, имеющих ротор.

В частности, настоящее изобретение относится к осевым упорным активным магнитным подшипникам, имеющим электромагнитные элементы, расположенные в радиальном направлении и приспособленные работать совместно с упорным кольцом, прикрепленным к ротору.

В осевых магнитных подшипниках используются электромагнитные силы, действующие в противоположных направлениях на упорное кольцо, чтобы поддерживать относительное положение вращающегося узла (ротора) по отношению к неподвижному компоненту (статору). Упорное кольцо обычно является плоским сплошным ферромагнитным диском, прикрепленным к ротору. Дискообразные электромагнитные элементы расположены с обеих сторон упорного кольца и крепятся болтами к корпусу ротационной машины с образованием активного осевого магнитного подшипника.

Использование магнитных подшипников в ротационных машинах становится все более и более широко распространенным, в особенности, в случае коррозионных или горячих текучих сред. Внутренняя вентиляция магнитного подшипника, таким образом, является важной для увеличения срока службы подшипника.

Трение, создаваемое относительным движением упорного кольца относительно электромагнитных элементов, создает радиальный поток текучей среды, что ведет к охлаждению магнитного подшипника.

Однако такой поток зависит от трения между двумя компонентами и от скорости вращения ротора и, таким образом, не является надежным. Кроме того, из-за неопределенности в распределении давления может появиться обратное течение, которое приведет к недостатку радиального потока текучей среды.

Современные осевые магнитные подшипники не обеспечивают достаточной внутренней вентиляции, так что потока текучей среды оказывается недостаточным для охлаждения магнитного подшипника.

Цель изобретения состоит в устранении отмеченных выше недостатков.

Практическая цель изобретения состоит в создании осевого магнитного подшипникового узла, имеющего увеличенный охлаждающий поток, в то же время, легкого в изготовлении.

Другой целью изобретения является обеспечение рециркуляции потока охлаждающей текучей среды, даже в случае слабого перепада давления внутри подшипника.

В одном варианте выполнения магнитный подшипниковый узел для ротационной машины, имеющей роторный вал, содержит магнитопровод статора, прикрепленный к неподвижному опорному элементу и содержащий, по меньшей мере, один элемент из ферромагнитного материала и, по меньшей мере, одну катушку, при этом указанный ферромагнитный элемент и указанная катушка помещены в защитный кольцевой корпус, оставляя незакрытыми поверхность вращения указанного ферромагнитного элемента и поверхность вращения указанной одной катушки, причем магнитный подшипниковый узел содержит упорное кольцо, прикрепленное к роторному валу и проходящее в радиальном направлении к магнитопроводу статора своей радиальной частью, которая обращена к незакрытым поверхностям указанного ферромагнитного элемента и указанной по меньшей мере одной катушки.

Упорное кольцо имеет, по меньшей мере, один проточный канал.

Такие проточные каналы облегчают нагнетание потока охлаждающей текучей среды, увеличивая охлаждение магнитного подшипника.

Преимущественно, указанный по меньшей мере один проточный канал проходит от внешней цилиндрической поверхности указанной радиальной части к роторному валу.

В одном варианте выполнения указанный по меньшей мере один проточный канал является канавкой, выполненной, по меньшей мере, на одной из боковых поверхностей радиальной части упорного кольца.

В другом варианте выполнения указанный по меньшей мере один проточный канал является канавкой, расположенной внутри радиальной части упорного кольца.

Например, указанная канавка является наклонной и/или радиальной и может выходить на внешнюю цилиндрическую поверхность роторного вала.

Преимущественно, указанная канавка может проходить радиально и тангенциально.

В одном варианте выполнения подшипниковый узел содержит несколько проточных каналов.

Преимущественно, магнитопровод статора содержит два элемента из ферромагнитного материала, каждый из которых обращен к одной боковой поверхности указанной радиальной части упорного кольца.

Подшипник является, например, осевым магнитным подшипником.

Согласно другому аспекту изобретения, турбомашина содержит статор, ротор, который установлен с возможностью вращения в указанном статоре, и, по меньшей мере, один магнитный подшипниковый узел, как описано выше, расположенный в радиальном направлении между ротором и статором.

Настоящее изобретение можно лучше понять, изучая подробное описание вариантов выполнения, рассматриваемых в качестве не ограничивающих примеров и иллюстрируемых приложенными чертежами, на которых

фиг. 1 является половинным осевым разрезом осевого магнитного подшипникового узла, установленного между двумя компонентами двигателя, согласно первому варианту выполнения изобретения;

фиг. 2 является половинным разрезом упорного кольца по линии II-II на фиг. 1, согласно первому варианту выполнения изобретения;

фиг. 3 является половинным видом упорного кольца, показанного на фиг. 1, установленного на роторе, согласно первому варианту выполнения изобретения;

фиг. 4 является половинным разрезом упорного кольца согласно второму варианту выполнения изобретения;

фиг. 5 является половинным видом упорного кольца, установленного на роторе, согласно второму варианту выполнения изобретения.

Следующее подробное описание примерных вариантов сделано со ссылкой на сопровождающие чертежи. Одинаковые номера позиций на различных чертежах обозначают одинаковые или подобные элементы. Кроме того, чертежи не обязательно выполнены в масштабе.

Как показано на фиг. 1, магнитный подшипник, обозначенный номером 10 позиции, предназначен для установки в ротационной машине (не показана), содержащей корпус или кожух, вращающийся вал 12, проходящий вдоль оси X-X и предназначенный для поддержки части ротора (не показан). Например, если ротационная машина является центробежным компрессором, часть ротора содержит рабочие колеса. Вращающийся вал 12 и присоединенная часть ротора образуют роторный узел.

Как показано на фиг. 1, подшипник 10 является подшипником осевого типа и предназначен поддерживать роторный вал 12 внутри корпуса статора. К осевому подшипнику 10 также может быть присоединен магнитный подшипник радиального типа (не показан), чтобы поддерживать вал 12.

Активный подшипник 10 содержит статорную арматуру 14, прикрепленную к корпусу статора, и роторную арматуру 16 или упорное кольцо, имеющее форму диска, прикрепленного к валу 12. Упорное кольцо 16 проходит радиально от осевой пластины 16а, прикрепленной к валу 12 ротора, в направлении магнитопровода 18 статора своей радиальной частью 16b, имеющей внешнюю цилиндрическую поверхность 16с и две боковых поверхности 16d, 16e.

Статорная арматура 14 содержит магнитопровод 18 статора, включающий, как правило, одну или более кольцевых катушек 20 и два ферромагнитных элемента 22, которые могут быть сплошными или ламинированными локально. В примере на фиг. 1 в каждом ферромагнитном элементе 22 заключены две кольцевых катушки 20. Статорная арматура 14 также содержит защитную кольцевую опору или кольцевой корпус 24, в который помещается магнитопровод 18, оставляя открытыми поверхность 22а вращения указанных ферромагнитных элементов 22 и поверхность 20а вращения всех катушек 20. Опора 24 прикреплена к неподвижному опорному элементу 26, который сам прикреплен к корпусу.

Как показано на чертеже, радиальная часть 16b упорного кольца 16 обращена к незакрытым поверхностям 20а, 22а, соответственно, каждого из ферромагнитных элементов 22 и каждой из катушек 20. Другими словами, магнитопровод 18 расположен так, что он обращен в осевом направлении к упорному кольцу 16, без механического контакта, оставляя осевой зазор 28 между упорным кольцом 16 и магнитопроводом 18.

Вал 12 может иметь ступенчатый профиль 12а для осевого позиционирования упорного кольца 16. Упорное кольцо 16 может, например, быть выполнено заодно целое с валом 12.

Как показано на фиг. 2 и 3, кольцо 16 имеет несколько канавок 30 на обеих радиальных боковых поверхностях 16d, 16е радиальной части 16b. Канавки 30 действуют как проточные каналы для текучей среды. Проточные каналы 30 проходят от внешней цилиндрической поверхности 16c радиальной части 16b к валу 12 и являются наклонными канавками, направленными радиально к валу 12, и выполнены на боковой поверхности 16d радиальной части 16b кольца 16. Как показано, канавки 30 направлены радиально и тангенциально к внешней поверхности 16с радиальной части 16b.

Как показано на фиг. 3, каналы 30 расположены на обеих боковых поверхностях 16d, 16е радиальной части 16b кольца 16. В альтернативном случае проточные каналы могут быть расположены на одной боковой поверхности кольца 16.

Как показано, каналы 30 выходят на осевую пластину 16а кольца 16. В альтернативном случае проточные каналы могут выходить на внешнюю цилиндрическую поверхность 12b вала 12. Текучая среда внутри турбомашины течет через воздушный зазор 28 и внутри каналов 30. Направление потока показано стрелкой F.

Такие каналы 30 увеличивают вентиляцию внутри магнитного подшипника и обеспечивают его охлаждение.

Вариант выполнения, показанный на фиг. 4 и 5, где одинаковые части имеют одинаковые номера позиции, по существу отличается от варианта выполнения, показанного на фиг. 2 и 3, расположением проточных каналов.

Как показано на фиг. 4 и 5, кольцо 16 имеет несколько канавок 32, расположенных внутри радиальной части 16b. Канавки 32 действуют как проточные каналы для текучей среды и выходят только на внешнюю цилиндрическую поверхность 16c радиальной части 16b. В альтернативном случае проточные каналы могут выходить на внешнюю цилиндрическую поверхность 12b вала 12.

Канавки 32 наклонены и радиально направлены к валу 12. Как показано, канавки 32 радиально и тангенциально направлены к внешней цилиндрической поверхности 16c радиальной части 16b.

Благодаря изобретению, в осевом магнитном подшипниковом узле увеличен охлаждающий поток.

Действительно, проточные каналы облегчают нагнетание потока текучей среды, увеличивая охлаждение активного магнитного подшипника. Магнитный подшипник, таким образом, снабжен внутренней вентиляцией.


МАГНИТНЫЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ ДЛЯ РОТАЦИОННОЙ МАШИНЫ и ТУРБОМАШИНА, СОДЕРЖАЩАЯ ТАКОЙ УЗЕЛ
МАГНИТНЫЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ ДЛЯ РОТАЦИОННОЙ МАШИНЫ и ТУРБОМАШИНА, СОДЕРЖАЩАЯ ТАКОЙ УЗЕЛ
МАГНИТНЫЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ ДЛЯ РОТАЦИОННОЙ МАШИНЫ и ТУРБОМАШИНА, СОДЕРЖАЩАЯ ТАКОЙ УЗЕЛ
МАГНИТНЫЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ ДЛЯ РОТАЦИОННОЙ МАШИНЫ и ТУРБОМАШИНА, СОДЕРЖАЩАЯ ТАКОЙ УЗЕЛ
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 88 items.
25.08.2017
№217.015.afaa

Компрессор, система для подвода уплотнительного газа и способ

Система для подвода уплотнительного газа для торцевого уплотнения роторного вала турбомашины содержит канал для подведения уплотнительного газа к торцевому уплотнению и распределитель уплотнительного газа, предназначенный для приема по меньшей мере части указанного уплотнительного газа из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002611136
Дата охранного документа: 21.02.2017
25.08.2017
№217.015.b571

Компрессор влажного газа и способ

Предложен центробежный компрессор для выполнения технологического процесса над влажным газом. Центробежный компрессор содержит корпус и по меньшей мере одну ступень, содержащую по меньшей мере одно рабочее колесо (100), расположенное с возможностью вращения в корпусе и имеющее ступицу (107) и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002614309
Дата охранного документа: 24.03.2017
25.08.2017
№217.015.bb06

Компенсатор давления

Предложены системы и способы поддержания заданного перепада давления между охлаждающим маслом (110) электрического двигателя (102) и технологической газовой рабочей текучей средой (108) компрессора (104), аксиально присоединенного к электрическому двигателю (102). Охлаждающее масло (110)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002615881
Дата охранного документа: 11.04.2017
25.08.2017
№217.015.bd39

Лабиринтное уплотнение со спиральной и смешанной спирально-цилиндрической конфигурацией с высокой демпфирующей способностью

Изобретение относится к устройству для изоляции области высокого давления в турбомашине от области низкого давления в турбомашине. Турбомашина содержит одну или более статорных частей и одну или более роторных частей. Устройство содержит лабиринтное уплотнение 502, имеющее первый набор канавок...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002616428
Дата охранного документа: 14.04.2017
25.08.2017
№217.015.c02a

Компрессор с высокой степенью сжатия и с более чем одним промежуточным охлаждением и связанный с ним способ

В изобретении предложены турбокомпрессорные генераторные установки (200, 300), содержащие компрессоры с высокой степенью сжатия и с более чем одним промежуточным охлаждением, и связанные с ними способы. Компрессор (245, 345) с высокой степенью сжатия и с более чем одним промежуточным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002616682
Дата охранного документа: 18.04.2017
25.08.2017
№217.015.c9ec

Регулирование времени открытия клапана с кулачковым приводом, поршневой компрессор и способ

Изобретение относится к клапанам с кулачковым приводом, применяемым в поршневых компрессорах. Содержит механизмы для изменения момента открытия клапана с кулачковым приводом и/или временного интервала, в течение которого указанный клапан находится в открытом состоянии в период цикла сжатия....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002619513
Дата охранного документа: 16.05.2017
25.08.2017
№217.015.cebb

Охлаждение рабочего колеса центробежного компрессора

Предложен центробежный компрессор, содержащий кожух (41), по меньшей мере, одно рабочее колесо (21), установленное с возможностью вращения в кожухе и содержащее ступицу (23), покрывающий диск (25) и входную частью (31), и уплотнительное устройство (39) входной части рабочего колеса,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002620620
Дата охранного документа: 29.05.2017
25.08.2017
№217.015.d24a

Поршневой компрессор, герметичное при повышенном давлении уплотнение и способ

Изобретение относится к области компрессоростроения, в частности к поршневым компрессорам, которые работают при повышенном давлении. Герметичное при повышенном давлении уплотнение (38) для поршневого штока (24) поршневого компрессора (10) содержит корпус (46), имеющий сквозное отверстие (48)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002621847
Дата охранного документа: 07.06.2017
26.08.2017
№217.015.d56f

Электромагнитный привод для поршневого компрессора

Изобретение относится к области компрессоростроения и может быть использовано для вытеснения текучих сред, таких как нефть или природный газ. Компрессор содержит пару противоположных поршней 42, 44, расположенных в корпусе 41 и ограничивающих камеру 43 сжатия. Электромагнитный привод 20...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002623010
Дата охранного документа: 21.06.2017
26.08.2017
№217.015.e9f9

Магнитный упорный подшипник, турбомашина и способ

Упорный подшипник содержит электромагнитный статор (22) со статорной поверхностью (26) и роторный диск (28) с роторной поверхностью (36), обращенной к статорной поверхности (26). Роторный диск (28) содержит радиально внутреннюю часть, выполненную из первого материала и непосредственно и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002628148
Дата охранного документа: 15.08.2017
Showing 1-10 of 31 items.
27.12.2014
№216.013.1397

Турбоустановка, установка и способ сборки турбоустановки

Изобретение относится к энергетике. Предлагается способ сборки турбоустановки, содержащей объединенные устройство для отделения частиц и устройство для регулирования потока. Турбоустановка содержит корпус, компрессор, прикрепленный к внутренней части корпуса и содержащий вал, установленный на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002536439
Дата охранного документа: 27.12.2014
10.03.2015
№216.013.3170

Композиционные кольца для прикрепления рабочего колеса к валу

Описаны системы и способы для прикрепления одного или большего количества рабочих колес к валу и прикрепления композиционных колец к задней и передней кромке на каждом рабочем колесе для фиксации рабочих колес при работе на высокой угловой скорости. Композиционные кольца изготовлены из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002544124
Дата охранного документа: 10.03.2015
10.06.2015
№216.013.4fa4

Центробежное рабочее колесо и турбомашина

Группа изобретений относится к композитным центробежным рабочим колесам для турбомашин. Центробежная крыльчатка для турбомашины содержит аэродинамические лопатки, каждая из которых имеет внутренние стенки, с которыми соединен тканевый элемент. Первые тканевые элементы выполнены с возможностью...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002551909
Дата охранного документа: 10.06.2015
10.06.2015
№216.013.51d7

Компрессорный блок и способ выполнения технологических операций над рабочей текучей средой

Изобретение относится к компрессорной технике. Компрессорный блок для выполнения технологических операций над рабочей текучей средой содержит компрессор (3), расположенный внутри корпуса (7) и предназначенный для сжатия рабочей текучей среды, причем входное отверстие (71) для рабочей текучей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002552472
Дата охранного документа: 10.06.2015
10.06.2015
№216.013.5291

Устройство нагрева торцевой крышки компрессора

Торцевая крышка (200) компрессора для обеспечения теплового барьера вблизи механического уплотнения содержит внутреннюю торцевую крышку (210) и наружную торцевую крышку (220). Наружная торцевая крышка (220) имеет отверстие (221) в центре для размещения внутренней торцевой крышки (210), выходное...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002552658
Дата охранного документа: 10.06.2015
10.09.2015
№216.013.7a5b

Упругая коническая часть для герметично уплотненного статора, соответствующий двигатель и способ изготовления

Изобретение относится к устройствам и способам уплотнения камеры с одновременным сохранением целостности указанной камеры при воздействии на нее термического напряжения. Технический результат - повышение надёжности. Двигатель содержит корпус, имеющий полость, статор, выполненный с возможностью...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002562912
Дата охранного документа: 10.09.2015
13.01.2017
№217.015.83b2

Турбоустановка (варианты ), компрессорный модуль и способ электрического присоединения магнитных подшипников в турбоустановке к внешнему разъему

Турбоустановка содержит компрессор (102), содержащий модуль (114), выполненный с возможностью введения скольжением в наружный кожух (112) и извлечения из него. Турбоустановка дополнительно содержит электрический двигатель (104), содержащий вал (108), выполненный с возможностью присоединения к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002601398
Дата охранного документа: 10.11.2016
25.08.2017
№217.015.aa7c

Рабочее колесо компрессора, выполненное из композитного материала, с эрозионностойким покрытием (варианты) и способ его изготовления

Изобретение относится к способу изготовления рабочего колеса из композитного материала и к рабочему колесу. Техническим результатом является повышение эрозионной стойкости колеса. Технический результат достигается способом изготовления рабочего колеса из композитного материала с полостями для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002611521
Дата охранного документа: 27.02.2017
20.01.2018
№218.016.0fba

Изолированный магнитный узел, способ продувки зазора, роторная машина и установка по переработке нефти и газа

Варианты выполнения изобретения, в целом, относятся к изолированным магнитным узлам, способам продувки зазора между изолирующей обоймой магнитного узла и частью машины, к роторным машинам и установкам по переработке нефти и газа. Изолированный магнитный узел содержит по меньшей мере один...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002633609
Дата охранного документа: 13.10.2017
13.02.2018
№218.016.2444

Роторная машина (варианты) и способ закрепления композитного рабочего колеса на металлическом валу роторной машины

Роторная машина содержит статор и ротор, выполненный с возможностью вращения относительно статора и имеющий металлический вал, композитное рабочее колесо и по меньшей мере первое металлическое кольцо, закрепляющее композитное рабочее колесо на указанном металлическом валу. Композитное рабочее...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002642716
Дата охранного документа: 25.01.2018
+ добавить свой РИД