×
03.10.2018
218.016.8d6c

Результат интеллектуальной деятельности: Корпус ракетного двигателя на твердом топливе

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в конструкциях корпусов ракетных двигателей твердого топлива из композиционных материалов. Корпус ракетного двигателя содержит днище с жестким металлическим фланцем, расположенным в центральном отверстии днища, облицованный изнутри теплозащитным покрытием из резиноподобного материала с кольцом из композиционного материала в своей торцевой части у центрального отверстия фланца. Во фланце со стороны его внутренней поверхности выполнены расположенные по соосной фланцу окружности ряд глухих резьбовых отверстий. С внутренней стороны кольца выполнены сквозные отверстия, соосные с отверстиями фланца, в которых расположены винты, ввернутые во фланец. В кольце между сквозными отверстиями, в которых расположены винты, равномерно выполнены сквозные отверстия, заполненные материалом теплозащитного покрытия, образуя с последним единое целое. Изобретение позволяет повысить надежность корпуса ракетного двигателя, за счет организации физических поперечных связей между материалом теплозащитного покрытия, находящегося внутри сквозных отверстий кольца, и материалом указанного покрытия, расположенным по внешнему контуру кольца. 3 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в конструкциях корпусов ракетных двигателей твердого топлива (РДТТ) из композиционных материалов.

Известен корпус РДТТ из композиционных материалов, содержащий силовую оболочку с фланцами, установленными по полюсным отверстиям днищ, облицованную изнутри теплозащитным покрытием (ТЗП) из резиноподобного (эластомерного) материала с кольцами в торцевых частях ТЗП у центральных отверстий фланцев (Конструкции ракетных двигателей на твердом топливе. / Под общ. ред. чл.-корр. Российской академии наук, д-ра техн. наук, проф. Л.Н. Лаврова. -М., Машиностроение, 1993. - 215 с, ил.; стр. 62, рис. 2.19). Там же показана конструкция торцевой части ТЗП в виде отдельного неметаллического кольца, скрепленного с основным массивом ТЗП практически встык.

Недостатком указанного решения является склонность к отслоениям ТЗП от кольца в условиях эксплуатации изделия в расширенном диапазоне циклических знакопеременных температурных нагрузок. Отслоения обусловлены различными коэффициентами температурного расширения материалов ТЗП и кольца, в результате чего по контактирующим с ТЗП поверхностям кольца возникают сдвиговые усилия, приводящие к отслоению ТЗП от кольца. Аналогично при полимеризации ТЗП вследствие различия деформационных характеристик материалов ТЗП и кольца по контактирующим с ТЗП поверхностям кольца возникают сдвиговые усилия, приводящие к отслоению ТЗП от кольца.

Известен корпус РДТТ из композиционных материалов, содержащий силовую оболочку с фланцами, расположенными в полюсных отверстиях днищ, облицованную изнутри теплозащитным покрытием, с кольцами из композиционного материала в своих торцевых частях у центральных отверстий фланцев, в котором со стороны внутренней поверхности, по меньшей мере, в одном из фланцев выполнены расположенные по соосной фланцу окружности ряд глухих резьбовых отверстий, а в кольце - соосные с отверстиями фланца сквозные отверстия с зенковочными поверхностями с внутренней стороны, в которых расположены винты, ввернутые во фланец без выступания за поверхность кольца и закрытые материалом теплозащитного покрытия (патент РФ №2533594). Данная конструкция принята за прототип.

Недостатком такой конструкции является то, что при работе изделия в условиях высокого внутреннего давления из-за высокой деформативности корпусов из композиционных материалов возникает эффект «сползания» силовой оболочки корпуса с фланца. Силовая оболочка корпуса, которая за пределами фланца прочно скреплена с ТЗП днища корпуса, увлекает его за собой, вызывая в нем значительные деформации. Кольцо посредством винта прочно скреплено с фланцем и остается в первоначальном положении. В результате этого по контактирующим с ТЗП поверхностям кольца возникают сдвиговые усилия, приводящие к отслоениям ТЗП от кольца.

Наличие отслоений ТЗП от кольца является причиной того, что горячие продукты сгорания заполняют зазоры между кольцом и ТЗП и оставшегося на фланце ТЗП становится недостаточно для штатной работы изделия.

Технической задачей настоящего изобретения является разработка простого по конструкции и технологичного в изготовлении корпуса РДТТ с обеспечением надежности при изготовлении и эксплуатации.

Технический результат заключается в повышении надежности конструкции корпуса за счет организации физических поперечных связей между разобщенными элементами ТЗП, находящимися по разные стороны кольца, исключающих возникновение и развитие отслоений по контактирующим поверхностям кольца и теплозащитного покрытия

Технический результат достигается тем, что в корпусе РДТТ из композиционных материалов, содержащем днище с жестким металлическим фланцем, расположенным в центральном отверстии днища, облицованный изнутри теплозащитным покрытием из резиноподобного материала с кольцом из композиционного материала в своей торцевой части у центрального отверстия фланца, во фланце со стороны его внутренней поверхности выполнены расположенные по соосной фланцу окружности ряд глухих резьбовых отверстий, а в кольце - соосные с отверстиями фланца сквозные отверстия с внутренней стороны, в которых расположены винты, ввернутые во фланец, в кольце между сквозными отверстиями, в которых расположены винты, равномерно выполнены сквозные отверстия, причем сквозные отверстия заполнены материалом теплозащитного покрытия, образуя с последним единое целое.

Задача решается за счет того, что в кольце между сквозными отверстиями, в которых расположены винты крепления кольца к фланцу, дополнительно равномерно выполнены сквозные отверстия, заполненные материалом ТЗП.

При этом между материалом ТЗП, находящегося внутри отверстий кольца, и ТЗП, расположенным по внешнему контуру кольца, организованы физические поперечные связи. Создаются «замки» замыкания ТЗП по внешнему контуру кольца, что исключает возникновение и развитие отслоений по контактирующим с ТЗП поверхностям кольца.

Равномерность расположения замковых отверстий диктуется необходимостью осуществления симметричной картины нагружения «замков» в целях исключения перенапряжения отдельных связей.

На фиг. 1 показано сечение заднего днища корпуса в зоне соединения элемента ТЗП - кольцо с фланцем по отверстию, с установленным винтом.

На фиг. 2 сечение заднего днища корпуса в зоне соединения ТЗП с кольцом по сквозному отверстию, заполненному материалом ТЗП.

На фиг. 3 показано сечение зоны соединения кольца с теплозащитным материалом (сечение А-А на фиг. 1) с чередующимися сквозными отверстиями, заполненными материалом ТЗП и винтами крепления.

Корпус РДТТ из композиционных материалов, содержащий днище 1 с жестким металлическим фланцем 2, расположенным в центральном отверстии днища, облицованный изнутри теплозащитным покрытием 3 из резиноподобного материала. В торцевой части ТЗП у центрального отверстия фланца установлено кольцо 4 из композиционного материала. Во фланце со стороны его внутренней поверхности выполнены расположенные по соосной фланцу окружности ряд глухих резьбовых отверстий 5, а в кольце - соосные с отверстиями фланца выполнены сквозные отверстия 6, в которых расположены винты 7, ввернутые во фланец. В кольце 4 между сквозными отверстиями 6, в которых расположены винты 7, равномерно выполнены сквозные гладкие отверстия 8, заполненные материалом теплозащитного покрытия 3, образуя с последним единое целое.

Элементы конструкции взаимодействуют следующим образом. При горении твердого топлива в двигателе под действием внутреннего давления корпус РДТТ находится в сложном напряженно-деформированном состоянии, характеризующемся изменением своих геометрических характеристик, в том числе ТЗП, по отношению к исходным геометрическим параметрам. В результате такого действия между силовой оболочкой корпуса и фланцем происходит сдвиг ТЗП в меридиональном направлении, возникает вероятность отслоения ТЗП от кольца.

Конструктивно исключение отслоения ТЗП от кольца обеспечивается жестким закреплением винтами ТЗП, в котором расположено кольцо, к фланцу и равномерным выполнением в кольце сквозных отверстий, заполненных материалом ТЗП. При этом между материалом ТЗП, находящегося внутри отверстий кольца, и ТЗП, расположенным по внешнему контуру кольца, организованы физические поперечные связи, созданы «замки» замыкания ТЗП, в результате чего образован единый целый материал ТЗП.

В целях осуществления симметричной картины нагружения «замков» замыкания ТЗП и исключения перенапряжения отдельных «замков» замыкания ТЗП в кольце сквозные отверстия, заполненные материалом ТЗП, выполнены равномерно между сквозными отверстиями, в которых установлены винты.

Таким образом, предлагаемая конструкция корпуса ракетного двигателя является более надежной за счет организации физических поперечных связей между материалом ТЗП, находящегося внутри сквозных отверстий кольца, и ТЗП, расположенным по внешнему контуру кольца, исключающих возникновение и развитие отслоений по контактирующим поверхностям кольца и теплозащитного покрытия.

С использованием предлагаемого технического решения были изготовлены корпуса РДТТ, которые прошли огневые испытания в штатном режиме, без разрушений и замечаний по отслоениям ТЗП от кольца.

Корпус РДТТ из композиционных материалов, содержащий днище с жестким металлическим фланцем, расположенным в центральном отверстии днища, облицованный изнутри теплозащитным покрытием из резиноподобного материала с кольцом из композиционного материала в своей торцевой части у центрального отверстия фланца, во фланце со стороны его внутренней поверхности выполнены расположенные по соосной фланцу окружности ряд глухих резьбовых отверстий, а в кольце - соосные с отверстиями фланца сквозные отверстия с внутренней стороны, в которых расположены винты, ввернутые во фланец, отличающийся тем, что в кольце между сквозными отверстиями, в которых расположены винты, равномерно выполнены сквозные отверстия, причем сквозные отверстия заполнены материалом теплозащитного покрытия, образуя с последним единое целое.
Корпус ракетного двигателя на твердом топливе
Корпус ракетного двигателя на твердом топливе
Корпус ракетного двигателя на твердом топливе
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 76 items.
10.06.2015
№216.013.5522

Способ ремонта поверхности деталей из углепластика

Изобретение относится к технологии композиционных материалов и может быть использовано при ремонте поверхности деталей ракетного двигателя. Способ ремонта поверхности деталей из углепластика включает приготовление ремонтного состава, обезжиривание дефектов поверхности, заполнение их ремонтным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002553315
Дата охранного документа: 10.06.2015
10.08.2015
№216.013.6b3c

Способ изготовления ванны для гальванических производств

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при изготовлении ванны для гальванических производств с рабочими электролитами, имеющими нейтральную, щелочную и кислую среду, работающим при температуре от -30 до +30°С, а также к промывочным ваннам гальванопроизводства,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002559010
Дата охранного документа: 10.08.2015
10.12.2015
№216.013.96f0

Баллон из композиционного материала

Изобретение относится к машиностроению, а именно к баллонам из композиционного материала, получаемым методом непрерывной намотки армирующей нити, и может быть использовано при создании твердотопливных двигателей ракет, в химическом машиностроении, а также в других отраслях промышленности. В...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002570260
Дата охранного документа: 10.12.2015
10.12.2015
№216.013.96f3

Баллон из композиционного материала

Изобретение относится к машиностроению, а именно к баллонам из композиционного материала, получаемых методом непрерывной намотки армирующей нити (ленты, жгута), и может быть использовано при создании корпусов твердотопливных двигателей ракет, в химическом машиностроении, а также в других...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002570263
Дата охранного документа: 10.12.2015
27.03.2016
№216.014.c5fd

Опора компрессорного оборудования

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при проектировании опорных устройств, преимущественно для компрессорного оборудования. Опора компрессорного оборудования содержит опорный платик, опорную раму, элемент, регулирующий зазор между ними, крепежные детали, слой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002578753
Дата охранного документа: 27.03.2016
20.06.2016
№217.015.041b

Воздухоочистительное устройство

Изобретение относится к устройствам для очистки забираемого из атмосферы воздуха и подготовки его для подачи в компрессор газотурбинного двигателя. Воздухоочистительное устройство содержит воздухоприемную камеру, в которой ярусами установлены блоки комбинированной системы фильтрации, включающие...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002587511
Дата охранного документа: 20.06.2016
20.06.2016
№217.015.04b4

Способ измерения коэффициента затухания ультразвука

Использование: для измерения коэффициента затухания ультразвуковых волн (УЗВ) в различных средах. Сущность изобретения заключается в том, что на первую поверхность образца устанавливают первый преобразователь, совмещенно подключенный к дефектоскопу, измеряют амплитуду второго донного импульса,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002587536
Дата охранного документа: 20.06.2016
20.06.2016
№217.015.051e

Способ изготовления оболочек с внутренними радиальными полостями

Изобретение относится к технологии изготовления изделий из композиционных материалов, а именно оболочек переменного сечения для силовых конструкций с внутренними радиальными полостями. Способ включает кольцевую намотку предварительно пропитанной связующим угольной ленты на оправку с радиальными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002587453
Дата охранного документа: 20.06.2016
10.04.2016
№216.015.30ac

Установка для гашения ракетного двигателя твердого топлива при испытаниях

Изобретение относится к области ракетной техники, а именно к стендовому оборудованию, применяемому при огневых стендовых испытаниях ракетных двигателей твердого топлива. Установка для гашения ракетного двигателя твердого топлива при испытаниях содержит связанную с системой подачи охлаждающей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002580239
Дата охранного документа: 10.04.2016
10.04.2016
№216.015.30e7

Заглушка сопла ракетного двигателя

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при разработке заглушек сопел малогабаритных ракетных двигателей, где необходимо реализовать высокий уровень давления срабатывания заглушки. Заглушка сопла ракетного двигателя выполнена в виде охватывающего выходную часть сопла...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002580231
Дата охранного документа: 10.04.2016
Showing 1-5 of 5 items.
27.06.2015
№216.013.5a72

Стенд для испытаний корпусов типа "кокон" ракетных двигателей на твердом топливе на внутреннее давление

Изобретение относится к ракетной технике, а именно к стендам для проведения гидроиспытаний корпусов ракетных двигателей на твердом топливе, как на рабочее давление, так и на давление формования твердотопливного заряда. Стенд для испытаний корпусов типа «кокон» ракетных двигателей на твердом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002554695
Дата охранного документа: 27.06.2015
25.08.2017
№217.015.b69c

Спасаемый накопитель информации

Изобретение относится к области морской техники, а именно к оборудованию подводных движущихся объектов аварийными средствами выбрасываемых сигнальных устройств. Спасаемый накопитель информации содержит корпус для установки на изделие, спасаемую капсулу с накопителем информации, устройство...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002614404
Дата охранного документа: 28.03.2017
26.08.2017
№217.015.de51

Раздвижное сопло ракетного двигателя

Изобретение относится к области ракетостроения и может быть использовано при разработке и изготовлении ракетных двигателей с соплами большой степени расширения для верхних ступеней ракет и космических аппаратов. Раздвижное сопло ракетного двигателя содержит стационарный раструб и сдвигаемые...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002624683
Дата охранного документа: 05.07.2017
20.01.2018
№218.016.1617

Корпус ракетного двигателя твёрдого топлива

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании корпуса ракетного двигателя твердого топлива. Корпус ракетного двигателя твердого топлива содержит днище с центральным отверстием и манжету, имеющую отогнутую внутрь корпуса часть, расположенную в районе...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002635171
Дата охранного документа: 09.11.2017
20.01.2018
№218.016.1e66

Соединение деталей с односторонним доступом

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения деталей с односторонним доступом, когда место стыка скрыто от визуального контроля различными узлами, демонтаж которых невозможен или значительно осложняет процесс сборки и обслуживания устройства. Технический...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002640985
Дата охранного документа: 12.01.2018
+ добавить свой РИД