×
03.10.2018
218.016.8d01

Результат интеллектуальной деятельности: Способ установки кольца уплотнения в опоры турбины

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к технологиям сборки авиационных двигателей и энергетических установок, методам контроля и обеспечения сборочных параметров и особенностей технологического процесса сборки и конструкции оснастки, в частности к методам контроля параметров при сборке опоры ротора турбины. Способ установки кольца уплотнения в опоры турбины, включающий размещение опоры на рабочем столе, фиксацию кольца уплотнения к ответному фланцу корпуса подшипника винтами, крестовую затяжку всех винтов на окончательный момент и контрольное измерение радиального биения. При этом опору размещают на рабочем столе контрольно-измерительной машины, дополнительно между кольцом уплотнения и ответным фланцем корпуса подшипника устанавливают медную прокладку, а фиксацию кольца уплотнения и медной прокладки к ответному фланцу корпуса подшипника осуществляют последовательно в несколько этапов. Так, вначале устанавливают напротив друг друга четыре винта и производят крестовую затяжку с моментом 0,1 кгс⋅м, с помощью контрольно-измерительной машины выполняется замер фактического биения с построением предварительной круглограммы полного биения и определяют место пересечения круглограммы фактического биения относительно базы. Причем последовательно от места пересечения устанавливают и постепенно нагружают 3-5 винтов до момента затяжки 0,1 кгс⋅м с постоянной проверкой места пересечения фактического биения, устанавливают и затягивают последующие группы винтов до того момента, пока не будут установлены все винты на данный момент. Далее производят затяжку всех винтов на момент 0,5 кгс⋅м с повторением ранее выполняемых операций с постоянной проверкой места пересечения фактического биения с базой при каждой затяжке и продолжают затяжку всех винтов до достижения нормированной величины биения, после чего винты затягивают на окончательный момент 1,0 кгс⋅м и проводят контрольное измерение радиального биения. Способ установки кольца уплотнения допускает возможность определить по предварительной круглограмме биения смещение фактического центра относительно базы, а также позволяет щупами выставить кольцо до обеспечения эксцентриситета по осям в пределах 0,01 мм. При выставлении кольца щупами допускается снимать момент с ранее установленных четырех винтов, а после установки кольца вновь выполнять затяжку этих винтов на момент 0,1 кгс⋅м. Применение способа позволяет гарантированно снизить биения до нормированных значений не более 0,04 мм, уменьшить время установки кольца уплотнения и время на сборку изделия, снизить расход масла на 30-35% и снизить трудозатраты на сопутствующие восстановительные операции. 2 з.п. ф-лы, 3 ил., 1 табл.

Изобретение относится к технологиям сборки авиационных двигателей и энергетических установок, методам контроля и обеспечения сборочных параметров и особенностей технологического процесса сборки и конструкции оснастки, в частности, к методам контроля параметров при сборке опоры ротора турбины.

При установке кольца уплотнения в опору турбины необходимо обеспечивать полное биение рабочей поверхности кольца уплотнения относительно базы в опоре турбины не более требуемой нормируемой величины. Правильность установки кольца уплотнения прямым образом влияет на расход масла и наличие парения из клапана суфлирования турбины (КСТ) во время испытаний и эксплуатации изделия. Возрастающие требования к снижению расхода масла определяют требования по уменьшению нормируемых величин радиальных биений не только ротора, но и полное биение рабочей поверхности кольца уплотнения относительно базы в опоре турбины. Обеспечение уменьшенной величины биений становится затруднительным.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является способ установки кольца уплотнения в опоры турбины, включающий размещение опоры на рабочем столе, фиксацию кольца уплотнения к ответному фланцу корпуса подшипника винтами, крестовую затяжку всех винтов на окончательный момент и контрольное измерение радиального биения /Проничев Ю.Н., Курбатов В.П. Сборка многоступенчатой турбины ГТД. - /Самарский государственный аэрокосмический университет. – Самара, 2010, с. 9-18/.

Фиксация кольца уплотнения к ответному фланцу сразу на окончательный момент всеми винтами, даже с использованием сложной оснастки, не позволяет получить значение величины биения менее 0,1 мм, что является недостатком известного способа установки кольца уплотнения.

Задача предложения создать способ установки кольца уплотнения в опоры турбины позволяющий гарантировано уменьшить значение величины биения менее 0,1 мм.

Ожидаемый технический результат: уменьшение времени установки кольца уплотнения, гарантированное снижение биения до нормированных значений не более 0,040 мм, снижение расхода масла и трудозатрат.

Ожидаемый технический результат достигается тем, что известный способ установки кольца уплотнения в опоры турбины, включающий размещение опоры на рабочем столе, фиксацию кольца уплотнения к ответному фланцу корпуса подшипника винтами, крестовую затяжку всех винтов на окончательный момент и контрольное измерение радиального биения, по предложению, опору размещают на рабочем столе контрольно-измерительной машины, дополнительно между кольцом уплотнения и ответным фланцем корпуса подшипника устанавливают медную прокладку, а фиксацию кольца уплотнения и медной прокладки к ответному фланцу корпуса подшипника осуществляют последовательно в несколько этапов, при этом вначале устанавливают напротив друг друга четыре винта и производят крестовую затяжку с моментом 0,1 кгс⋅м, с помощью контрольно-измерительной машины выполняются замер фактического биения с построением предварительной круглограммы полного биения и определение места пересечения круглограммы фактического биения относительно базы, последовательно от места пересечения устанавливают и постепенно нагружают 3-6 винтов до момента затяжки 0,1 кгс⋅м с постоянной проверкой места пересечения фактического биения, устанавливают и затягивают последующие группы винтов до того момента пока не будут установлены все винты на данный момент, производят затяжку всех винтов на момент 0,5 кгс⋅м с повторением ранее выполняемых операций с постоянной проверкой места пересечения фактического биения с базой при каждой затяжке и продолжают затяжку всех винтов до достижения нормированной величины биения, после чего винты затягивают на окончательный момент 1,0 кгс⋅м и проводят контрольное измерение радиального биения. Способ установки кольца уплотнения допускает возможность определить по предварительной круглограмме биения смещение фактического центра относительно базы и щупами выставить кольцо до обеспечения эксцентриситета по осям в пределах 0,01 мм. При выставлении кольца щупами допускается снимать момент с ранее установленных четырех винтов, а после установки кольца вновь выполнять затяжку этих винтов на момент 0,1 кгс⋅м.

Сущность изобретения поясняется чертежами.

На фиг. 1 приведена схема размещения кольца уплотнения и медной прокладки на ответном фланце корпуса подшипника;

на фиг. 2 - предварительная круглограмма;

на фиг. 3 - контрольная круглограмма.

Между ротором турбины 1 и ответным фланцем корпуса подшипника 2 на фланец опоры турбины установлена медная прокладка 4, которая фиксируется кольцом уплотнения 3.

Пример осуществления способа

Для обеспечения требуемого полного биения не более 0,040 мм, относительно базы при сборке опоры турбины - опору турбины, кольцо уплотнения, медную прокладку, комплект винтов и контровочных шайб к ним размещают на рабочем столе контрольно-измерительной машины (например, тип КИМ ACCURA). Устанавливают медную прокладку 4 и кольцо уплотнения 3 согласно метки верх. Далее устанавливаются напротив друг друга четыре винта по схеме: верх, низ, право, лево на момент 0,1+0,1кгс⋅м. Делается предварительная обкатка и определяется смещение фактического центра относительно помеченной базы (см. фиг. 2) Максимальное фактическое биение по радиальным направлениям от зафиксированного центра колебалось в интервале 0,067……0,36 мм.

При значениях отклонения более 0,1 мм кольцо выставляют щупами до обеспечения минимального эксцентрика по осям X и У (в пределах 0,01 мм максимум), для чего допускается снять момент с четырех ранее установленных винтов. В момент обратной установки винтов, устанавливают контровочные шайбы и выполняют затяжку четырех ранее установленных винтов на момент 0,1+0,1кгс⋅м.

После обеспечения минимального эксцентрика по осям X и У и в случае максимального фактического биения по радиальным направлениям менее 0,1 мм, выполняют «выжимку» фактического диаметра на круглограммах по радиальным направлениям к номинальному (идеальному) диаметру от места пересечения круглограммы фактического биения и номинальной круглограммы.

Для этого от мест пересечения и в сторону ухода круглограммы максимального фактического биения во внутрь номинальной круглограммы устанавливаю от 2 до 5 винтов (в зависимости от размеров зоны провалов синего овала) на момент 0,1+0,1кгс⋅м с постоянной проверкой фактического биения на КИМ ACCURA. И так выполняют до того момента, пока не будут установлены все винты на данный момент. Во время установки, зачастую, возникает необходимость затягивать винты, которые уже затянуты на момент 0,1+0,1кгс⋅м, в таком случае эти винты затягиваются на момент 0,5 кгс⋅м.

После затяжки всех винтов на момент 0,1+0,1 кгс⋅м, выполняется затяжка стыка на промежуточный момент 0,5+0,1кгс⋅м от фактического места пересечения круглограммы фактического биения и номинальной круглограммы с постоянной проверкой фактического биения при каждой затяжке группы винтов. Последовательность затяжки определяется по круглограмме (см. эскиз). Последним этапом является затяжка стыка на чертежный момент 0,8+0,2 кгс⋅м от фактического места пересечения круглограммы фактического биения и номинальной круглограммы также с постоянной проверкой фактического биения при каждой затяжке группы винтов. Окончательную обтяжку винтов выполняют последовательно друг за другом на чертежный момент 0,8+0,2 кгс⋅м. Выполняется контрольная обкатка биения (см. фиг. 3). Результаты испытаний приведены в таблице.

Применение способа позволяет гарантированно снизить биения до нормированных значений не более 0,040 мм, уменьшить время установки кольца уплотнения и время на сборку изделия, снизить расход масла на 30-35% и снизить трудозатраты на сопутствующие восстановительные операции.


Способ установки кольца уплотнения в опоры турбины
Способ установки кольца уплотнения в опоры турбины
Способ установки кольца уплотнения в опоры турбины
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 110 items.
29.12.2017
№217.015.f19b

Рабочее колесо второй ступени ротора компрессора высокого давления (квд) турбореактивного двигателя (варианты), диск рабочего колеса ротора квд, лопатка рабочего колеса ротора квд, лопаточный венец рабочего колеса ротора квд

Группа изобретений, связанных единым творческим замыслом, относится к области авиадвигателестроения. Рабочее колесо второй ступени вала ротора КВД ТРД содержит диск и образующие лопаточный венец рабочие лопатки. Диск включает ступицу с центральным отверстием, полотно и обод. Лопатка содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002636998
Дата охранного документа: 29.11.2017
29.12.2017
№217.015.f704

Лопатка турбомашины

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к конструкции лопатки турбомашины, в частности осевого компрессора газотурбинного двигателя. Лопатка турбомашины выполнена в виде пера с прикрепленными к нему входной и выходной кромками, выполненными из материала с пористой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639264
Дата охранного документа: 20.12.2017
29.12.2017
№217.015.f741

Устройство для смазки подшипниковой опоры ротора турбомашины

Изобретение относится к области авиадвигателестроения и касается устройства для смазки опорного подшипника ротора турбомашины, в частности авиационного двухроторного газотурбинного двигателя самолета (ГТД). Патрубок подвода масла выполнен из двух сообщающихся между собой трубопроводов,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639262
Дата охранного документа: 20.12.2017
29.12.2017
№217.015.f7a0

Узел уплотнения газовой турбины

Изобретение относится к авиадвигателестроению и может быть использовано в конструкциях узла уплотнения турбин авиационных газотурбинных двигателей и газотурбинных установках наземного применения. Узел уплотнения газовой турбины содержит закрепленный на статоре турбины кольцевой корпус (1) со...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639444
Дата охранного документа: 21.12.2017
29.12.2017
№217.015.f7bd

Универсальная модульная портальная силовая рама для статических и циклических стендовых испытаний деталей и корпусов турбомашин

Изобретение относится к области стендовых испытаний деталей и корпусов турбомашин, в частности авиационного двигателестроения, а именно к конструкции стендовых силовых рам для статических и циклических испытаний. Универсальная модульная портальная силовая рама содержит силовые стойки,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639451
Дата охранного документа: 21.12.2017
20.01.2018
№218.016.15df

Коробка двигательных агрегатов (кда) турбореактивного двигателя, узел кда турбореактивного двигателя (варианты)

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения. Коробка двигательных агрегатов КДА ТРД содержит корпус и крышку. Корпус КДА размещен на промежуточном корпусе двигателя. На корпусе КДА смонтированы центробежный топливоподкачивающий насос, суфлер центробежный и насос плунжерный. Со...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002635227
Дата охранного документа: 09.11.2017
20.01.2018
№218.016.15ec

Коробка двигательных агрегатов (кда) турбореактивного двигателя (трд), корпус кда, главная коническая передача (гкп) кда, ведущее колесо гкп кда, ведомое колесо гкп кда, входной вал кда

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения. Коробка двигательных агрегатов КДА ТРД содержит корпус и крышку, выполненных с уступообразным плоским дном и цилиндрическими стенками переменной кривизны. Корпус КДА седлообразно размещен на промежуточном корпусе двигателя. Корпус...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002635125
Дата охранного документа: 09.11.2017
13.02.2018
№218.016.1fa9

Поворотное осесимметричное сопло турбореактивного двигателя

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, в частности к конструкции поворотного осесимметричного сопла турбореактивного двигателя. Сопло содержит неподвижный корпус со сферической полой законцовкой и поворотное устройство, установленное с возможностью поворота относительно...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002641425
Дата охранного документа: 17.01.2018
17.02.2018
№218.016.2a8e

Рабочее колесо ротора компрессора высокого давления газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области турбомашиностроения, в частности, может быть использовано в конструкции рабочих колес осевых компрессоров газотурбинных двигателей. Рабочее колесо ротора компрессора высокого давления газотурбинного двигателя содержит диск с кольцевым пазом и лопатки. Между...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002642976
Дата охранного документа: 29.01.2018
17.02.2018
№218.016.2abe

Клапанный узел канала перепуска компрессора

Изобретение относится к газотурбинным двигателям, в частности к клапанным устройствам для газотурбинных двигателей, и может найти применение в авиадвигателестроении. Клапанный узел канала перепуска компрессора, содержащий корпус компрессора, внешний и внутренний корпуса канала перепуска с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002642991
Дата охранного документа: 29.01.2018
+ добавить свой РИД