Вид РИД
Изобретение
Изобретение относится к электротехнике, преимущественно к изготовлению электрических машин. Оно может быть использовано, например, в двигателе тягового электропривода и мотор-колесе с совмещенной обмоткой «Славянка».
Известен способ соединения выводов секций или катушек обмоток электрических машин, заключающийся в параллельном или последовательном соединении выводов между собой с помощью сварки или пайки их с последующим изолированием путем обмотки вручную лентой или надевания изолирующих трубочек.
Этот способ трудоемок, отличается низким качеством соединения и большим расходом электроизоляционных материалов.
Известны способ и устройство соединения (а.с. СССР №249456, опубл. 15.11.75, бюл. №42 - аналог и прототип), снижающие объем ручного труда и расход материалов при одновременном повышении качества и надежности соединения выводов, при этом отпадает надобность в обвязке благодаря прочности соединения и отсутствию на лобовых частях изолированных соединений и катушек.
В этом способе на торце статора размещают соосно шайбы из электрокартона с отверстиями, в них устанавливают медные перемычки в виде проволочных скоб, спинки которых зажаты кольцевыми частями шайб, а концы выводят наружу и с помощью сварки соединяют с выводами катушек и сетью питания.
Недостаток этого способа заключается в том, что в случае совмещенных обмоток (звезда в треугольнике) и большого числа пар полюсов, например, 2p=16 и более, использование указанного способа с технической точки зрения затруднено, а большое количество необходимых скоб увеличивает толщину лобовой части до неприемлемого уровня.
Технический результат предлагаемого изобретения заключается в повышении эксплуатационных характеристика синхронной машины за счет выравнивания величин электрического сопротивления секций и катушек обмотки. Кроме того, снижается трудоемкость сборки обмотки статора за счет сварки или пайки выводов секций или катушек, возможной механизации и автоматизации, повышается надежность соединений и теплоотвод обмотки.
Указанный технический результат достигается тем, что устройство для соединения электрических элементов машины электрической вращающейся включает изолирующие слои, проводники между ними и контактные соединения (отводы) контактов. Устройство многослойное, в отличие от прототипа содержит пластинчатые проводники, разделенные изолирующими слоями в виде сэндвич-структуры. Устройство имеет цилиндрическую форму в виде обечайки при соосном монтаже ее на корпус машины или форму плоского кольца при монтаже ее на торце корпуса и соответственно фазам питающей цепи состоит как минимум из трех проводящих слоев. Монтаж устройства желательно осуществлять с обеспечением теплового контакта с корпусом. Для первого варианта монтажа плоскостная развертка изолирующих слоев имеет вид прямоугольника (Фиг. 1), для второго варианта каждый из этих слоев имеет вид шайбы. Проводящие слои имеют контактные лепестки (отводы), соединенные с обмоткой и другими электрическими элементами машины и выступающие за пределы одного из внешних краев изолирующих слоев (Фиг. 2, 3) напротив соответствующих фазных выводов секций и катушек обмотки, а также вблизи других элементов машины так, что каждый проводящий слой из указанных первых трех является общей цепью каждой фазы и через соответствующий лепесток подключен к одному из фазных вводов питающей цепи. Количество прочих проводящих слоев определяется количеством сигнальных и других элементов машины.
Устройство может отличаться тем, что при наличии в обмотке схемы «звезда» оно содержит проводящий слой для соединения нулевой точки «звезды».
Применение предполагаемого изобретения
Пример применения предполагаемого изобретения - соединение электрических частей тягового двигателя с совмещенными обмотками привода мотор-колеса габарита 318 для оснащения малого транспортного средства (электровелосипеда) в процессе сборки двигателя.
Подписи к фигурам
Фиг. 1. Форма первых трех проводящих слоев для первого варианта монтажа.
Фиг. 2, 3. Расположение контактных лепестков (отводов) проводящих слоев устройства на мотор-колесе.