×
19.07.2018
218.016.7234

Результат интеллектуальной деятельности: РОТОР МНОГОСТУПЕНЧАТОЙ ТУРБИНЫ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002661566
Дата охранного документа
17.07.2018
Аннотация: Изобретение относится к роторам многоступенчатых турбин газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Ротор многоступенчатой турбины включает первый, средний и последний диски, стянутые с валом центральным стяжным болтом через сферическую шайбу и упругий элемент. Последний диск установлен радиальным кольцевым фланцем на валу, а первый диск выполнен с радиальным фланцем. Упругий элемент внешней поверхностью установлен в Z-образном переднем фланце первого диска и контактирует с ним по торцевой поверхности, внутренней поверхностью установлен на стяжном болте. Упругий элемент зафиксирован относительно переднего фланца диска первой ступени в окружном направлении осевыми штифтами и выполнен с Г-образным кольцевым фланцем с установленным на нем фиксатором стяжного болта в окружном направлении. Ближайшая к ступице первого диска поверхность упругого элемента выполнена плоской. Изобретение позволяет повысить надежность ротора многоступенчатой турбины газотурбинного двигателя путем исключения контакта упругого элемента с полотном или ступицей диска при работе ротора газовой силовой турбины. 2 ил.

Изобретение относится к роторам многоступенчатых турбин газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения.

Известен ротор газотурбинного двигателя, первый, средний последний диски, в котором зафиксированы в осевом направлении стяжным болтом и опорным фланцем (патент RU 2251010, МПК F02K 3/06, опубл. 20.04.2005).

Недостатком такой конструкции является ее низкая надежность из-за повышенных напряжений в стяжном болте, который может работать на изгиб.

Наиболее близким к заявляемому и принятому за прототип является ротор многоступенчатой турбины газотурбинного двигателя, в котором диски зафиксированы в осевом направлении стяжным болтом, а между головкой болта и ступицей диска последовательно установлены сферическая шайба и упругий элемент в виде тарельчатой пружины (патент RU 2230195, МПК F02K 3/06, опубл. 20.04.2005).

Недостатком известной конструкции, принятой за прототип, является ее низкая надежность из-за контакта упругого элемента со ступицей или полотном диска, что может привести к повреждению диска в зоне его максимальных напряжений и к дальнейшей его поломке.

Техническая задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, заключается в повышении надежности ротора многоступенчатой турбины газотурбинного двигателя путем исключения контакта упругого элемента с полотном или ступицей диска при работе ротора газовой силовой турбины.

Технический результат достигается тем, что в роторе многоступенчатой турбины, включающем первый, средний и последний диски, стянутые с валом центральным стяжным болтом через сферическую шайбу и упругий элемент, при этом последний диск установлен радиальным кольцевым фланцем на валу, а первый диск выполнен с радиальным фланцем, согласно изобретению упругий элемент внешней поверхностью установлен в Z-образном переднем фланце первого диска и контактирует с ним по торцевой поверхности, внутренней поверхностью установлен на стяжном болте, зафиксирован относительно переднего фланца диска первой ступени в окружном направлении осевыми штифтами и выполнен с Г-образным кольцевым фланцем с установленным на нем фиксатором стяжного болта в окружном направлении, причем ближайшая к ступице первого диска поверхность упругого элемента выполнена плоской.

В предлагаемом изобретении, в отличии от прототипа, установка упругого элемента внешней поверхностью в Z-образном переднем фланце первого диске с контактом с фланцем по торцевой поверхности повышает надежность газотурбинного двигателя, так как исключает контакт наиболее напряженных ступицы и полотна первого диска турбины с упругим элементом, а также обеспечивает соосность упругого элемента относительно дисков турбины.

Установка упругого элемента внутренней поверхностью на стяжном болте повышает надежность ротора газовой силовой свободной турбины, так как исключает радиальное смещение стяжного болта относительно дисков.

Фиксация упругого элемента в окружном направлении осевыми штифтами относительно переднего фланца первого диска исключает перемещение упругого элемента в окружном направлении, что могло бы привести к дисбалансу ротора газовой силовой турбины.

Выполнение упругого элемента с Г-образным кольцевым фланцем, с установкой на фланце фиксатора стяжного болта в окружном направлении, исключает ослабление осевой фиксации дисков ротора вследствие окружного перемещения стяжного болта относительно дисков.

Выполнение ближайшей к ступице первого диска поверхности упругого элемента плоской исключает катастрофическое повреждение ступицы диска в случае ее соприкосновения с упругим элементом, например, при повышенной осевой температурной деформации дисков турбины.

На фиг. 1 показан продольный разрез ротора многоступенчатой турбины;

На фиг. 2 показан элемент I в увеличенном виде.

Ротор многоступенчатой турбины 1 состоит из первого 2, среднего 3 и последнего 4 дисков, консольно установленных на валу 5 ротора 1 относительно подшипника 6 и стянутых центральным стяжным болтом 7 через сферическую шайбу 8 и упругий элемент 9. Последний диск 4 установлен радиальным кольцевым фланцем 10 на валу 5, закреплен на нем болтовым соединением 11 и направлен к подшипнику 6.

Упругий элемент 9 внешней поверхностью 12 установлен в Z-образном переднем фланце 13 первого диска 2 и контактирует с торцевой поверхностью 14 Z-образного переднего фланца 13, а внутренней поверхностью 15 упругий элемент 9 контактирует со стержнем 16 стяжного болта 7. Упругий элемент 9 зафиксирован в окружном направлении относительно Z-образного переднего фланца 13 первого диска 2 осевыми штифтами 17 и выполнен с Г-образным кольцевым фланцем 18 с установленным на нем фиксатором 19 стяжного болта 7 в окружном направлении.

Ближайшая к ступице 20 первого диска 2 поверхность 21 упругого элемента 9 выполнена плоской, что минимизирует повреждение ступицы 20 в случае касания упругим элементом ступицы, например, в случае чрезмерной осевой деформации упругого элемента.

Работает данное устройство следующим образом.

При работе ротора многоступенчатой турбины 1 диски первый 2, средний 3 и последний 4 имеют более высокие температуры по сравнению с центральным стяжным болтом 7, что приводит к увеличенной осевой температурной деформации дисков 2, 3 и 4 по сравнению с менее нагретым стяжным болтом 7, что могло бы привести к его поломке. Однако этого не происходит, так как упругий элемент 9 за счет своей упругой деформации парирует разницу осевых температурных деформаций первого, среднего, последнего дисков 2, 3 и 4 и стяжного болта 7.

В осевом и в радиальном направлениях упругий элемент 9 соприкасается только с Z-образным передним фланцем 13 первого диска 2, в зоне минимальных напряжений диска 2, что повышает надежность ротора многоступенчатой турбины 1.

Таким образом, выполнение предлагаемого изобретения с вышеуказанными отличительными признаками в совокупности с известными признаками заявляемого изобретения позволяет повысить надежность ротора многоступенчатой турбины газотурбинного двигателя путем исключения контакта упругого элемента с полотном или ступицей диска при работе ротора газовой силовой турбины.

Ротор многоступенчатой турбины, включающий первый, средний и последний диски, стянутые с валом центральным стяжным болтом через сферическую шайбу и упругий элемент, при этом последний диск установлен радиальным кольцевым фланцем на валу, а первый диск выполнен с радиальным фланцем, отличающийся тем, что упругий элемент внешней поверхностью установлен в Z-образном переднем фланце первого диска и контактирует с ним по торцевой поверхности, внутренней поверхностью установлен на стяжном болте, зафиксирован относительно переднего фланца диска первой ступени в окружном направлении осевыми штифтами и выполнен с Г-образным кольцевым фланцем с установленным на нем фиксатором стяжного болта в окружном направлении, причем ближайшая к ступице первого диска поверхность упругого элемента выполнена плоской.
РОТОР МНОГОСТУПЕНЧАТОЙ ТУРБИНЫ
РОТОР МНОГОСТУПЕНЧАТОЙ ТУРБИНЫ
РОТОР МНОГОСТУПЕНЧАТОЙ ТУРБИНЫ
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 35 items.
26.08.2017
№217.015.d864

Стенд для испытания газогенераторов турбореактивных двухконтурных двигателей

Изобретение относится к области турбостроения, а именно - к испытаниям газогенераторов турбореактивных двухконтурных двигателей на стенде. Стенд для испытания газогенераторов турбореактивных двухконтурных двигателей имеет воздуховод с установленными по тракту заслонками и турбореактивный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002622588
Дата охранного документа: 16.06.2017
26.08.2017
№217.015.ddb3

Способ измерения фактической минимальной площади проходного сечения межлопаточных каналов

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для автоматизированного измерения фактической минимальной площади проходного сечения проточной части межлопаточных каналов сопловых аппаратов турбин, роторов компрессоров. В способе измерения фактической минимальной площади...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002624784
Дата охранного документа: 06.07.2017
26.08.2017
№217.015.dddb

Система топливопитания камеры сгорания газотурбинного двигателя

Изобретение относится к газотурбинным двигателям, а более конкретно к конструкциям основных камер сгорания. Система топливопитания камеры сгорания газотурбинного двигателя содержит кольцевой топливный коллектор, установленный вокруг внешней стороны корпуса камеры сгорания, и множество...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002624783
Дата охранного документа: 06.07.2017
19.01.2018
№218.016.0436

Центробежно-струйная форсунка

Изобретение относится к форсункам для распыления жидкости и может быть использовано в авиадвигателестроении, а также на других промышленных объектах, где требуется распыление жидкости. Центробежно-струйная форсунка включает корпус и завихрительную камеру. В камеру с помощью резьбового...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002630521
Дата охранного документа: 11.09.2017
20.01.2018
№218.016.1167

Жаровая труба камеры сгорания газотурбинного двигателя

Изобретение относится к газотурбинным двигателям авиационного и наземного применения. Жаровая труба камеры сгорания газотурбинного двигателя содержит фронтовое устройство. На фронтовой плите устройства расположены горелочные модули с продольной осью, коллинеарной оси жаровой трубы, с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002633982
Дата охранного документа: 20.10.2017
13.02.2018
№218.016.1efe

Способ изготовления керамических форм для равноосного литья жаропрочных сплавов по выплавляемым моделям

Изобретение относится к литейному производству. Поверхности модельного блока очищают от смазок и загрязнителей водным раствором моющих средств. Наносят на модельный блок керамическую суспензию на основе кремнезоля. Обсыпают огнеупорным зернистым материалом. Сушат лицевой слой в потоке воздуха с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002641205
Дата охранного документа: 16.01.2018
13.02.2018
№218.016.1f4d

Способ доставки измерительного элемента в заданную позицию при замерах параметров газового потока газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области измерительной техники, к испытаниям, доводке и эксплуатации всех типов газотурбинных двигателей (ГТД), к способам доставки измерительного элемента в заданную позицию при замерах параметров газового потока, к проведению инженерных и сертификационных испытаний ГТД,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002641182
Дата охранного документа: 16.01.2018
13.02.2018
№218.016.268f

Упругодемпферная опора турбины

Изобретение относится к упругодемпферным опорам турбин газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Упругодемпферная опора турбины, содержащая корпус опоры с установленными внутри корпуса внешним и внутренним упругими элементами с щелевой масляной полостью между ними, а также...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002644003
Дата охранного документа: 06.02.2018
04.04.2018
№218.016.2fcc

Газотурбинный двигатель

Изобретение относится к газотурбинным двигателям авиационного и наземного применения. Газотурбинный двигатель содержит газогенератор, выход которого соединен с силовой свободной турбиной. Выход из газогенератора дополнительно соединен с реактивным соплом, выполненным в виде секторов и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002644660
Дата охранного документа: 13.02.2018
10.05.2018
№218.016.3ca0

Газотурбинный двигатель с биротативным вентилятором

Изобретение относится к газотурбинным двигателям с биротативным вентилятором авиационного применения. Газотурбинный двигатель с биротативным вентилятором содержит подпорные ступени, размещенные между рабочими колесами биротативного вентилятора, а также биротативную турбину, соединенную валами с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002647944
Дата охранного документа: 21.03.2018
Showing 1-10 of 88 items.
27.04.2013
№216.012.3ab5

Турбина газотурбинного двигателя

Турбина газотурбинного двигателя включает кольцевой входной канал, внутренний корпус которого образован задней крышкой и внутренней конической обечайкой, телескопически установленной на радиальных выступах полок сопловых лопаток первой ступени. Радиальные выступы полок сопловых лопаток первой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480590
Дата охранного документа: 27.04.2013
10.06.2013
№216.012.48f5

Ротор компрессора турбовентиляторного двигателя

Изобретение относится к роторам компрессора газотурбинных турбовентиляторных двигателей. Ротор с дисками зафиксирован резьбовым соединением. Резьбовое соединение размещено в кольцевой воздушной полости с внешней стороны от соединяющей диски цилиндрической перемычки и с внутренней стороны от...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484257
Дата охранного документа: 10.06.2013
27.07.2013
№216.012.5a30

Силовая установка самолета

Изобретение относится к газотурбинным силовым установкам пассажирских и грузовых самолетов. Силовая установка самолета содержит два газогенератора с мотогондолой, Воздухозаборник, вентилятор и сопло с каналом наружного контура. Воздухозаборник выполнен с сужающимся к вентилятору центральным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488709
Дата охранного документа: 27.07.2013
27.07.2013
№216.012.5a31

Двухконтурный турбореактивный двигатель

Изобретение относится к двухконтурным турбореактивным двигателям авиационного применения, предназначенным для длительной работы при сверхзвуковом полете самолета. Двухконтурный турбореактивный двигатель включает воздухо-воздушный теплообменник в канале наружного контура, а также смеситель и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488710
Дата охранного документа: 27.07.2013
20.09.2013
№216.012.6c48

Ротор турбины турбореактивного двигателя

Ротор турбины турбореактивного двигателя содержит диск турбины с размещенными на нем рабочими лопатками и уплотнительным кольцом, установленным на ободе диска с помощью байонетного соединения. Между радиальными выступами диска установлен балансировочный грузик, осевой выступ С-образной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493371
Дата охранного документа: 20.09.2013
27.09.2013
№216.012.6fcc

Турбореактивный двигатель

Изобретение относится к авиационным турбореактивным двигателям, включая двигатели для сверхзвуковых самолетов. Турбореактивный двигатель включает турбину низкого давления и регулируемый лепестковый смеситель, содержащий коническую обечайку, на ее выходе. Между турбиной и смесителем установлена...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002494271
Дата охранного документа: 27.09.2013
10.02.2014
№216.012.9f0e

Ротор турбины низкого давления газотурбинного двигателя

Изобретение относится к роторам турбин низкого давления газотурбинных двигателей авиационного применения. Ротор турбины низкого давления газотурбинного двигателя включает рабочие колеса с дисками, рабочими лопатками и внешними лабиринтами. Каждый из внешних лабиринтов с помощью болтового...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002506426
Дата охранного документа: 10.02.2014
10.02.2014
№216.012.9f0f

Ротор турбины газотурбинного двигателя

Изобретение относится к роторам турбин газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Ротор турбины газотурбинного двигателя включает конический фланец диска, конический фланец вала и кольцевые фланцы лабиринтов, фиксируемые между собой при помощи болтовых соединений. Кольцевые...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002506427
Дата охранного документа: 10.02.2014
10.02.2014
№216.012.9f10

Многоступенчатая газовая силовая турбина

Изобретение относится к многоступенчатым газовым силовым турбинам авиационных двигателей и установок наземного применения. Многоступенчатая газовая силовая турбина включает диски ротора, соединенные между собой фланцами с осевыми штифтами. С внутренней стороны от ступиц дисков установлен...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002506428
Дата охранного документа: 10.02.2014
20.02.2014
№216.012.a2d6

Турбина низкого давления газотурбинного двигателя

Изобретение относится к турбинам низкого давления газотурбинных двигателей авиационного применения. Турбина низкого давления газотурбинного двигателя включает ротор, статор с задней опорой, лабиринтное уплотнение с внутренним и внешним фланцами на задней опоре статора. Лабиринтное уплотнение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002507401
Дата охранного документа: 20.02.2014
+ добавить свой РИД