×
14.07.2018
218.016.7122

Результат интеллектуальной деятельности: ОБДЕЛКА ТОННЕЛЯ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области строительства подземных сооружений, а именно к обделкам тоннеля. Технический результат заключается в снижении расхода арматуры. Обделка тоннеля содержит примыкающую непосредственно к поверхности выработки первичную монолитную бетонную крепь и далее последовательно гидроизоляцию и основную монолитную железобетонную крепь. При этом основная монолитная железобетонная крепь содержит семь шарниров, расположенных соответственно в центре свода - один, в основании свода – два и в его промежуточной части – четыре. При этом шарниры выполнены в виде закладных элементов-перегородок из винипласта, полностью пересекающих толщину основной монолитной железобетонной крепи, причем закладные элементы-перегородки выполнены с обеими криволинейными поверхностями разного радиуса выпуклостью в одну сторону с минимальной толщиной в центре. При этом со смежными железобетонными участками основной монолитной железобетонной крепи закладные элементы-перегородки зафиксированы стальными стержнями, пересекающими перпендикулярно их поверхность и расположенными на продольной оси основной монолитной железобетонной крепи. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области строительства подземных сооружений, в частности тоннеле- и метростроения и может быть использовано при проектировании их обделок в грунтах, обладающих упругим отпором и коэффициентом крепости по Протодьяконову от 1 и выше.

Известна обделка тоннеля (Справочник инженера-тоннельщика / Г.М. Богомолов, Д.М. Голицынский, С.И. Сеславинский и др. Под ред. В.Е. Меркина, С.Н. Власова, О.Н. Макарова. - М.: Транспорт, 1993. - рис. 8.2, б, с. 64). Обделка тоннеля, выполненная из монолитного бетона, разработана институтом Ленметрогипротранс для различных грунтовых условий, грунтов различной прочности и устойчивости. Толщина сводов и стен составляет 60-105 см.

Недостатком данной конструкции является большой объем бетонной кладки, необходимость временного крепления для восприятия горного давления в период твердения бетона и низкая стойкость против действия агрессивных подземных вод.

Известна обделка тоннеля, содержащая примыкающие непосредственно к поверхности выработки первичную монолитную бетонную крепь и далее последовательно гидроизоляцию и основную монолитную железобетонную крепь (Патент RU 103568 U1, МПК E21D 11/00. Конструкция обделки тоннеля / Заявлено 03.12.2010; Опубликовано 20.04.2011. Бюл. №11). Технический результат полезной модели заключается в создании тоннельной обделки, позволяющей учитывать временную набрызгбетонную крепь в составе обделки, что ведет к снижению расхода материалов. Кроме того, обделка содержит технологичную напыляемую гидроизоляцию.

Недостатком конструкции является значительный расход арматуры на устройство обделки тоннеля.

Целью предлагаемого изобретения является снижение расхода арматуры на устройство обделки тоннеля.

Указанная цель достигается тем, что обделка тоннеля содержит примыкающие непосредственно к поверхности выработки первичную бетонную крепь и далее последовательно гидроизоляцию и основную монолитную железобетонную крепь. Основная монолитная железобетонная крепь содержит семь шарниров, расположенных соответственно в центре свода (один), в основании свода (два) и в его промежуточной части (четыре). Шарниры выполнены в виде закладных элементов-перегородок из винипласта, полностью пересекающих толщину основной монолитной железобетонной крепи, причем закладные элементы-перегородки выполнены с обеими криволинейными поверхностями разного радиуса выпуклостью в одну сторону с минимальной толщиной в центре. Со смежными железобетонными участками основной монолитной железобетонной крепи закладные элементы-перегородки зафиксированы стальными стержнями, пересекающими перпендикулярно их поверхность и расположенными на продольной оси основной монолитной железобетонной крепи. Кроме того, основные параметры элемента-перегородки определяются следующими соотношениями:

R1=0,92b, м;

R2=0,8b, м;

б=0,01 м;

где: R1 и R2 - радиусы кривизны закладного элемента-перегородки, м;

b - ширина закладного элемента-перегородки, м;

б - толщина закладного элемента-перегородки в середине продольного сечения профиля обделки, м.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где:

на фиг. 1 представлен разрез обделки тоннеля;

на фиг. 2 приведена конструкция шарнира в виде закладных элементов-перегородок из винипласта;

на фиг. 3 показано сечение закладного элемента-перегородки.

Кроме того, в Приложении к описанию заявки на изобретение «Тоннельная обделка» даны подробные пояснения о работе тоннельной обделки.

Обделка тоннеля (фиг. 1) содержит примыкающие непосредственно к поверхности выработки первичную бетонную крепь 1, которая может быть выполнена методом набрызгбетона с ускорителями схватывания, и далее последовательно гидроизоляцию 2, выполняемую способом напыления, и основную монолитную железобетонную крепь 3. Основная монолитная железобетонная крепь, выполняемая методом набрызгбетона, содержит семь шарниров 4, расположенных соответственно в центре свода (один), в основании свода (два) и в его промежуточной части (четыре). Шарниры 4 (см. фиг. 2) выполнены в виде закладных элементов-перегородок из винипласта, полностью пересекающих толщину b основной монолитной железобетонной крепи 3, причем закладные элементы-перегородки (фиг. 3) выполнены с обеими криволинейными поверхностями разного радиуса R1 и R2 выпуклостью в одну сторону с минимальной толщиной в центре. Со смежными железобетонными участками основной монолитной железобетонной крепи 3 закладные элементы-перегородки зафиксированы стальными стержнями 5, пересекающими закладные элементы-перегородки перпендикулярно их поверхности и расположенными на продольной оси основной монолитной железобетонной крепи 3.

Обделка тоннеля работает следующим образом.

Примыкающая непосредственно к поверхности выработки первичная бетонная крепь 1 предохраняет потерю прочности разработанного грунта от воздействия атмосферного воздуха, снижая тем самым горное давление на крепь, защищает работающих от выпадения камней на начальной стадии устройства обделки и выполняет роль выравнивающего слоя для нанесения гидроизоляции. Гидроизоляция 2, наносимая на первичную крепь, защищает от проникновения подземных вод внутрь тоннеля и увеличивает долговечность элементов обделки. Основная монолитная железобетонная крепь 3 содержит шарниры 4, которые делят ее на блоки. Шарниры 4 размещены в местах экстремальных значений изгибающих моментов, превращают расчетную схему из неразрезной в многошарнирную разрезную, изменяя напряжения и деформации в обделке таким образом, когда в ней минимизированы изгибающие моменты, а нормальные силы действуют максимально вдоль сечения, что позволяет всему сечению обделки работать только на сжатие. Смежные участки основной монолитной железобетонной крепи 3 фиксируются стальными стержнями 5.

В предлагаемом техническом решении имеются следующие существенные признаки:

- введение в конструкцию монолитной обделки тоннеля системы шарниров;

- первичная монолитная крепь;

- слой гидроизоляции;

- основная монолитная железобетонная крепь;

- шарниры.

Введение в конструкцию монолитной обделки тоннеля системы шарниров делает ее разрезной многошарнирной, обнуляет в точках шарниров моменты и тем самым изменяет эпюру изгибающих моментов и других внутренних усилий неразрезной расчетной схемы таким образом, когда большая часть сечений расчетной схемы с шарнирами находится в сжатом состоянии, а бетон полностью работает на сжатие по всему сечению и минимизирует нагрузку на арматуру, тем самым снижая ее расход.

Первичная монолитная крепь, выполненная сразу после разработки захватки тоннеля, когда горное давление невелико, предохраняет потерю прочности разработанного грунта от воздействия атмосферного воздуха, защищает работающих от выпадения камней на начальной стадии устройства обделки, исполняет роль выравнивающего слоя для нанесения гидроизоляции и совместно с основной монолитной крепью воспринимает часть горного давления.

Слой гидроизоляции защищает основную монолитную крепь и шарниры от воздействия подземных вод, сохраняет их работоспособность и увеличивает долговечность.

Основная монолитная железобетонная крепь является несущим элементом обделки, воспринимающим горное давление. Бетон обделки в многошарнирной схеме полностью работает на сжатие по всему сечению и минимизирует нагрузку на арматуру, тем самым снижая ее расход.

Шарниры разделяют основную монолитную железобетонную крепь на блоки, обнуляя изгибающие моменты таким образом, когда большая часть сечений расчетной схемы с шарнирами находится в сжатом состоянии.

Перечисленные существенные признаки являются необходимыми и достаточными для достижения заявляемого технического результата - снижение расхода арматуры на устройство монолитной обделки тоннеля и отражены в формуле полезной модели.

Эффективность предлагаемого технического решения заключается в снижении расхода арматуры на устройство монолитной обделки тоннеля.

Рациональная область применения – в тоннеле- и метростроении и может быть использовано при проектировании их обделок в грунтах, обладающих упругим отпором и коэффициентом крепости по Протодьяконову от 1 и выше.


ОБДЕЛКА ТОННЕЛЯ
ОБДЕЛКА ТОННЕЛЯ
ОБДЕЛКА ТОННЕЛЯ
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-2 of 2 items.
20.02.2013
№216.012.2791

Способ сооружения тоннеля

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано для строительства тоннелей. Техническим результатом является предупреждение аварий, возможность корректировки технологии проходки с целью увеличения ее скорости и конструкции временной крепи с целью повышения ее экономичности,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475649
Дата охранного документа: 20.02.2013
19.01.2018
№218.016.0cdf

Трубобетонная предварительно напряженная балка

Трубобетонная предварительно напряженная балка относится к области строительства, а именно к предварительно напряженным элементам пролетных строений малых и средних мостов, а также к строительным конструкционным элементам общего назначения. Технический результат заключается в повышении несущей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002632798
Дата охранного документа: 09.10.2017
Showing 1-10 of 12 items.
20.02.2013
№216.012.2791

Способ сооружения тоннеля

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано для строительства тоннелей. Техническим результатом является предупреждение аварий, возможность корректировки технологии проходки с целью увеличения ее скорости и конструкции временной крепи с целью повышения ее экономичности,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475649
Дата охранного документа: 20.02.2013
19.01.2018
№218.016.0cdf

Трубобетонная предварительно напряженная балка

Трубобетонная предварительно напряженная балка относится к области строительства, а именно к предварительно напряженным элементам пролетных строений малых и средних мостов, а также к строительным конструкционным элементам общего назначения. Технический результат заключается в повышении несущей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002632798
Дата охранного документа: 09.10.2017
17.10.2018
№218.016.92fa

Трубобетонная предварительно напряженная балка

Изобретение относится к области строительства, а именно к предварительно напряженным трубобетонным элементам пролетных строений малых и средних мостов, а также к строительным конструкционным элементам общего назначения. Трубобетонная предварительно напряженная балка состоит из оболочки в виде...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002669814
Дата охранного документа: 16.10.2018
19.12.2018
№218.016.a879

Трубобетонная балка

Изобретение относится к области строительства, а именно к элементам пролетных строений малых и средних мостов, а также к строительным конструкционным элементам общего назначения. Трубобетонная балка состоит из оболочки в виде трубы и бетонного ядра. При этом бетонное ядро расположено в верхней...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002675273
Дата охранного документа: 18.12.2018
04.06.2019
№219.017.73a8

Трубобетонная арка

Изобретение относится к области строительства, в частности к строительным аркам и пролетным элементам мостов. Технический результат заключается в повышении надежности и долговечности конструкции. Трубобетонная арка содержит дугообразные секции, которые являются промежуточными звеньями между...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002690245
Дата охранного документа: 31.05.2019
10.10.2019
№219.017.d426

Пролетное трубобетонное строение моста

Изобретение относится к строительству малых и средних мостов, путепроводов и может быть использовано в конструкциях соответствующих пролетных строений. Технический результат - повышение несущей способности, долговечности, технологичности, ремонтопригодности. Пролетное трубобетонное строение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002702444
Дата охранного документа: 08.10.2019
29.12.2020
№219.017.f40e

Способ ремонта дорожного покрытия

Изобретение относится к способам ремонта дорожного покрытия, а именно к изменению геометрических форм ремонтируемого участка или карты. Способ ремонта дорожного покрытия заключается в предварительной очистке поверхности дороги от пыли, грязи и влаги; разметке контуров выбоин, располагаемых под...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002710585
Дата охранного документа: 27.12.2019
14.03.2020
№220.018.0bc5

Способ выплавки стали в конвертере

Изобретение относится к металлургии, конкретнее к процессам выплавки стали в конвертере. Осуществляют подачу в конвертер металлошихты в виде жидкого чугуна и металлолома, шлакообразующих материалов, агломерата, продувку расплава кислородом сверху через фурму, изменение по ходу продувки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002716554
Дата охранного документа: 12.03.2020
14.03.2020
№220.018.0bd5

Способ переработки пиритных огарков

Изобретение относится к области гидрометаллургии и может быть использовано для получения чистых соединений железа, концентратов цветных и благородных металлов из пиритных огарков, являющихся отходами сернокислотного производства. Пиритные огарки перерабатывают путем солянокислотного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002716440
Дата охранного документа: 12.03.2020
01.05.2020
№220.018.1a76

Способ подготовки извести к выплавке стали в сталеплавильном агрегате

Изобретение относится к способу подготовки извести к выплавке стали в сталеплавильном агрегате. Способ включает нагрев и обжиг известняка во вращающейся трубной печи, охлаждение получаемой извести и ее подачу в сталеплавильный агрегат, согласно изобретению для обжига используют известняк с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002720279
Дата охранного документа: 28.04.2020
+ добавить свой РИД