×
12.07.2018
218.016.6f80

Результат интеллектуальной деятельности: Система управления для стенда прочностных испытаний

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002661067
Дата охранного документа
11.07.2018
Аннотация: Изобретение относится к области измерительной и испытательной техники и может быть использовано для формирования переменных нагрузок в циклических программных испытаниях для определения надежности и эксплуатационного ресурса авиационных конструкций. Система управления для стенда прочностных испытаний содержит объект регулирования, гидропривод, включающий электрогидравлический распределитель и гидроцилиндр, датчик обратной связи (динамометр), измеритель рассогласования с суммирующим входом и вычитающим входом, задатчик опорной величины силового нагружения и блок управления. Система управления дополнительно содержит блок оценки амплитуды высокочастотных колебаний, вычислитель и умножитель, причем вход блока амплитуды оценки высокочастотных колебаний подключен к выходу измерителя рассогласования, выход блока амплитуды оценки высокочастотных колебаний подключен на вход вычислителя, первый вход умножителя подключен к выходу блока управления, второй вход умножителя подключен к выходу вычислителя, а выход умножителя подключен на вход электрогидравлического распределителя. Технический результат - повышение точности воспроизведения заданной программы силового нагружения конструкций. 1 з.п. ф-лы, 10 ил.

Предлагаемое изобретение относится к области измерительной и испытательной техники и может быть использовано для формирования переменных нагрузок в циклических программных испытаниях для определения надежности и эксплуатационного ресурса авиационных конструкций. Совершенствование методов и средств натурных ресурсных испытаний конструкций авиационной, ракетной и космической техники является важной составной частью мер, направленных на повышение надежности и обеспечения заданного эксплуатационного ресурса разрабатываемых аппаратов и систем, поэтому актуальной проблемой является увеличения точности реализации нагрузки в процессе испытаний. Целью изобретения является повышенные точности воспроизведения заданной программы силового нагружения конструкций.

Известен способ стабилизации планера самолета в пространстве при прочностных испытаниях и устройство для его осуществления (патент RU 2562672 С2). Указанное устройство содержит датчики перемещения по крену, расположенные в корне крыла, и датчики перемещения по тангажу, установленные в носовой и хвостовой частях фюзеляжа, каналы нагружения и систему автоматического управления. Каналы нагружения содержат сервоприводы с электрогидравлическими распределителями, гидроцилиндры, тензодинамометры. Описание указанного способа прочностных испытаний и устройств для его реализаций также дано в книге Щербань К.С. Ресурсные испытания натурных конструкций самолетов - М.: Изд-во физико-математической литературы, 2001. - с. 159-162.

Управление сервоприводами в данном устройстве осуществляется с помощью системы автоматического управления, в которой обычно используются такие типовые алгоритмы управления, как пропорционально-интегральный (ПИ) регулятор или пропорционально-интегрально-дифференциальный (ПИД) регулятор.

Однако указанная система управления стендом испытаний авиационных конструкций обладает таким недостатком, как возникновение высокочастотных колебаний при изменении направления движения штока гидроцилиндра, что ведет к снижению точности формирования заданной величины силового нагружения конструкций.

Известна система управления нагружением для ресурсных испытаний конструкций (патент RU 1646410 А1), которая содержит задатчик, регулятор, сумматор, силовой привод, объект нагружения и датчик нагружения. В данной системе был введен блок коррекции, в котором формируется дополнительный сигнал в канал управления, величина которого зависит от производной опорного сигнала и ошибки на выходе сумматора.

Однако данная система управления обладает тем же недостатком, а именно возникновение высокочастотных колебаний при изменении направления движения штока гидроцилиндра, что ведет к снижению точности формирования заданной величины силового нагружения конструкций.

Кроме того, известна система управления стендом (SU 1423979 А1), содержащая объект регулирования (нагружаемая конструкция), исполнительный механизм (гидропривод), электрогидравлический распределитель, гидроцилиндр, датчик обратной связи (динамометр), измеритель рассогласования с суммирующим входом и вычитающим входам, задатчик опорной величины силового нагружения. Данная система управления стендом принята за прототип.

Однако указанная система управления стендом испытаний авиационных конструкций обладает тем же недостатком, а именно возникновение высокочастотных колебаний при изменении направления движения штока гидроцилиндра, что не позволяет обеспечить требования на высокую точность формирования заданной величины силового нагружения конструкций.

Целью изобретения является повышение точности системы силового нагружения конструкций и снижение амплитуды высокочастотных колебаний, возникающих при изменении направления движения штока гидроцилиндра.

Поставленная цель достигается тем, что в систему управления для стенда прочностных испытаний, содержащую объект регулирования, гидропривод, включающий электрогидравлический распределитель и гидроцилиндр, датчик обратной связи (динамометр), измеритель рассогласования с суммирующим входом и вычитающим входом, задатчик опорной величины силового нагружения и блок управления, введены блок оценки амплитуды высокочастотных колебаний, вычислитель и умножитель, причем вход блока амплитуды оценки высокочастотных колебаний подключен к выходу измерителя рассогласования, выход блока амплитуды оценки высокочастотных колебаний подключен на вход вычислителя, первый вход умножителя подключен к выходу блока управления, второй вход умножителя подключен к выходу вычислителя, а выход умножителя подключен на вход электрогидравлического распределителя.

Поставленная цель достигается тем, что блок оценки амплитуды высокочастотных колебаний содержит блок дифференцирования, блок выделения абсолютного значения сигнала, блок ограничения сигнала и фильтр, причем вход блока дифференцирования подключен к выходу измерителя рассогласования, выход блока дифференцирования подключен ко входу блока выделения абсолютного значения сигнала, выход блока выделения абсолютного значения сигнала подключен ко входу устройства ограничения, выход которого подключен ко входу фильтра, а выход фильтра подключен на вход вычислителя.

На фиг. 1 показана структурная схема системы управления стенда прочностных испытаний.

На фиг. 2 - блок оценки амплитуды высокочастотных колебаний.

На фиг. 3 - функциональный график устройства ограничения.

На фиг. 4 - структурная схема системы управления без блоков подстройки коэффициента усилений контура регулирования.

На фиг. 5 - график сигнала у на выходе динамометра 5 для схемы, изображенной на фиг. 4.

На фиг. 6 - график сигнала u на входе электрогидравлического распределителя 3 для схемы, изображенной на фиг. 4.

На фиг. 7- график сигнала е на выходе измерителя рассогласования 6 для схемы, изображенной на фиг. 4.

На фиг. 8 график сигнала у на выходе динамометра 5 для схемы, изображенной на фиг. 1.

На фиг. 9 - график сигнала u на входе электрогидравлического распределителя 3 для схемы, изображенной на фиг. 1.

На фиг. 10 - график сигнала е на выходе измерителя рассогласования 6 для схемы, изображенной на фиг. 1.

Система управления стенда прочностных испытаний включает в себя объект регулирования 1 (нагружаемая конструкция), исполнительный механизм 2 (гидропривод), электрогидравлический распределитель 3, гидроцилиндр 4, датчик 5 обратной связи (динамометр), измеритель рассогласования 6 с суммирующим входом и вычитающим входом, задатчик опорной величины силового нагружения 7, блок управления 8, блок оценки амплитуды высокочастотных колебаний 9, вычислитель 10, умножитель 11, блок дифференцирования 12, блок выделения абсолютного значения сигнала 13, блок ограничения сигнала 14 и фильтр 15.

Предлагаемая система управления (фиг. 1) работает следующим образом. При возникновении высокочастотных колебаний в системе управления в блоке 9 осуществляется оценка амплитуды этих колебаний, значение этой оценки поступает на вычислитель 10. На выходе вычислителя 10 формируется сигнал в обратной зависимости от величины входного сигнала вычислителя 10. Выходной сигнал вычислителя 10 поступает на второй вход умножителя 11, в результате чего осуществляется уменьшение коэффициента усиления в канале управления при возникновении высокочастотных колебаний. Таким образом, достигается ограничение амплитуды колебаний при одновременном сохранении требований на точность воспроизведения циклограммы силового нагружения.

Блок оценки амплитуды высокочастотных колебаний (фиг. 2) работает следующим образом. Вход блока дифференцирования 12 подключен к выходу измерителю рассогласования 6, выход блока дифференцирования 12 подключен ко входу блока 13 для выделения абсолютного значения сигнала с выхода блока дифференцирования 12, выход блока 13 подключен на вход устройства ограничения 14, выход устройства ограничения 14 подключен ко входу фильтра 15, где выход фильтра 15 подключен на вход вычислителя 10.

Для реализации блока дифференцирования 12 используется динамическое звено с передаточной функции вида:

,

где Тх выбирается достаточно малой величины с учетом условия , здесь ƒ частота возникающих высокочастотных колебаний, которая определяется свойствами гидропривода.

Блок 13 для выделения абсолютного значения сигнала с выхода блока дифференцирования 12 реализует зависимость между входным сигналом х и выходным сигналом х1 следующего вида: х1=|х|,

Устройства ограничения 14 реализуют функциональную зависимость:

,

график которой представлен на Фиг. 3.

Величина нижнего порога а1 выбирается исходя из допустимого уровня амплитуды высокочастотных колебаний и уровня помех в канале управления, а выбор величины верхнего порога а2, осуществляется исходя из допустимой степени уменьшения коэффициента усиления в канале управления.

Для реализации фильтра 15 используется динамическое звено с передаточной функции, вида:

,

где Tz выбирается, например, с учетом условия .

Вычислитель 10 выполнен в виде функционального блока, реализующего обратно пропорциональную зависимость между выходным сигналом и входным сигналом:

,

где z выход блока оценки амплитуды высокочастотных колебаний 9,

х2 - выход устройства ограничения 14.

Предложенная система управления была апробирована на стенде прочностных испытаний.

Первоначально эксперимент был проведен для системы без блоков подстройки коэффициента усилений контура регулирования в соответствии со схемой (фиг. 4), где в блоке управления 8 был использован пропорционально-интегральный регулятор с передаточной функцией вида , где K1=0.543, К2=0.678. Результаты эксперимента для этой схемы приведены на фиг. 5-7.

Затем эксперимент был поведен на стенде с системой управления с блоками подстройки (фиг. 1). По результатам проведенных экспериментов на стенде с данной системой управления (фиг. 8-10), следует, что предлагаемая система управления позволяет уменьшить амплитуду высокочастотных колебаний примерно в 3-5 раз и одновременно позволяет сохранить высокую точность воспроизведения заданной диаграммы силового нагружения авиационных конструкций.


Система управления для стенда прочностных испытаний
Система управления для стенда прочностных испытаний
Система управления для стенда прочностных испытаний
Система управления для стенда прочностных испытаний
Система управления для стенда прочностных испытаний
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 26 items.
20.05.2014
№216.012.c67c

Стенд для усталостных испытаний конструкций самолетов

Изобретение относится к области испытательной техники, в частности к стендам для прочностных испытаний авиационных конструкций. Стенд содержит маслонасосную станцию, электрогидравлические усилители, гидравлические цилиндры. В маслонасосной станции стенда установлен дополнительно насос высокого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002516571
Дата охранного документа: 20.05.2014
10.01.2015
№216.013.1da6

Устройство перемещения закрылков веерного типа крыла самолета

Изобретение относится к области авиации, в частности к системам увеличения площади крыльев летательных аппаратов. Устройство перемещения закрылков крыла самолета содержит закрылки, каретки, тяги, рычаги, приводы поступательного действия. Устройство включает кинематические системы разворота и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539018
Дата охранного документа: 10.01.2015
10.05.2015
№216.013.47e9

Гидросистема для нагружения авиационных конструкций при прочностных испытаниях

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для испытаний авиационных конструкций. Гидросистема включает электрогидравлический усилитель, блокирующие клапана с злектроуправлением, распределительные клапана с электроуправлением, сливные клапана, обратные клапана,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002549916
Дата охранного документа: 10.05.2015
10.06.2015
№216.013.5241

Способ испытания летательных аппаратов на прочность и устройство для его осуществления

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к стендам для прочностных испытаний летательных аппаратов. Способ заключается в том, что для воспроизведения заданной программы знакопеременную нагрузку сжатия-растяжения прикладывают к одной из поверхностей испытываемой конструкции,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002552578
Дата охранного документа: 10.06.2015
10.09.2015
№216.013.796b

Способ стабилизации планера самолета в пространстве при прочностных испытаниях и устройство для его осуществления

Группа изобретений относится к стендам для прочностных испытаний самолетов. При способе стабилизации планера самолета в пространстве при прочностных испытаниях формируют непрерывные сигналы коррекции по крену и тангажу планера самолета и осуществляют аварийную защиту по максимальной величине...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002562672
Дата охранного документа: 10.09.2015
20.09.2015
№216.013.7ae0

Стенд для испытания гидроэлектромеханических агрегатов

Изобретение относится к стендам испытательной техники и может быть использовано при проектировании и изготовлении стендов для испытания агрегатов летательных аппаратов. Стенд содержит насосную станцию, распределитель, программное устройство, тягу, пневматическую систему загрузки с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002563053
Дата охранного документа: 20.09.2015
10.04.2016
№216.015.2b65

Трехкоординатный нижний пост ручного управления самолетом

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к конструкциям устройств управления самолетом. Пост ручного управления содержит штурвал, шлицевой штурвальный вал, установленный подвижно в направляющей трубе, проходящей через вырез в панели приборов, телескопическую тягу,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002579250
Дата охранного документа: 10.04.2016
10.04.2016
№216.015.2e45

Трехкоординатный пост дублированного ручного управления самолетом

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к конструкциям устройств управления летательными аппаратами. Пост ручного дублированного управления самолетом содержит штурвалы, штурвальные колонки, основание с законцовками, которое шарнирно закреплено в кронштейнах на полу кабины....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002579417
Дата охранного документа: 10.04.2016
10.08.2016
№216.015.5443

Установка для тепловых испытаний элементов конструкций летательных аппаратов

Изобретение относится к области испытательной техники, в частности к установкам для тепловых испытаний авиационных конструкций. Установка содержит вентиляторы, электрические воздухонагреватели, термокамеру, коллекторы газообразного теплоносителя, датчики температур, систему автоматического...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002593921
Дата охранного документа: 10.08.2016
13.01.2017
№217.015.80c1

Сверхзвуковой административный самолет

Изобретение относится к авиационной технике. Сверхзвуковой самолет содержит фюзеляж, стреловидное крыло двойной стреловидности с механизацией задней кромки, силовую установку, состоящую из двигателей, которые разнесены по оконечностям фюзеляжа. Передний двигатель расположен под кабиной экипажа...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002602130
Дата охранного документа: 10.11.2016
Showing 1-1 of 1 item.
10.05.2018
№218.016.4800

Способ распознавания мест критического разрушения конструкции при статических испытаниях и устройство для его реализации

Изобретение относится к области испытательной техники, в частности к устройствам для прочностных испытаний конструкций. В способе осуществляется непрерывный анализ процесса изменения параметров первичных датчиков от уровня прилагаемой нагрузки и при выходе расчетного параметра любого датчика за...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002650749
Дата охранного документа: 17.04.2018
+ добавить свой РИД