×
08.07.2018
218.016.6e65

Устройство частотного управления асинхронным электроприводом

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в частотно-регулируемых электроприводах. При использовании автоматизированных электроприводов с частотным управлением двигателями переменного тока без датчиков скорости возникают проблемы поддержания скорости. Особенное значение эта проблема приобретает при моментных нагрузках. Техническим результатом является обеспечение эффективности корректирующей положительной обратной связи по току статора в диапазоне скоростей электропривода не менее 1:100 при номинальной нагрузке и при сохранении устойчивости системы управления асинхронным электроприводом. В устройство управления асинхронным двигателем вводится инерционное звено первого порядка с переменным коэффициентом статического усиления и переменной постоянной времени и два статических нелинейных преобразователя. Статические нелинейные преобразователи формируют требуемые для заданной скорости вращения значения статического коэффициента усиления и постоянной времени во всем рабочем диапазоне скоростей. 2ил, 1 табл.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в частотно-регулируемых электроприводах. Предлагаемое устройство может быть использовано для создания автоматизированных электроприводов переменного тока с частотным управлением без дополнительных датчиков скорости.

При использовании автоматизированных электроприводов с частотным управлением двигателями переменного тока без дополнительных датчиков скорости возникают проблемы поддержания скорости. Особенное значение эта проблема приобретает при моментных нагрузках, изменяющихся в пределах номинального значения и диапазоне регулирования скорости более чем 1:100.

Из уровня техники известно, что стандартным решением в данной области является введение в систему управления электропривода так называемой IR-компенсации. При малых частотах и малых напряжениях на асинхронном двигателе (АД) возрастает роль падения напряжения на активном сопротивлении статора. Если снижать напряжение строго пропорционально частоте, то это приведет к уменьшению магнитного потока электродвигателя (ЭД). Поэтому, в частотном приводе напряжение должно снижаться в меньшей степени, чем . Для этого применяют систему IR-компенсации, в которой данный закон регулирования заменен соотношением

В приводах, в которых производится компенсация падения напряжения на сопротивлении статора, поддерживается постоянное соотношение между частотой и напряжением |U1 - I1⋅R1|. Это напряжение отличается от напряжения, подаваемого на статор электродвигателя, на величину падения напряжения на активном сопротивлении статора.

Упрощенная схема частотного электропривода с IR-компенсацией представлена на фиг. 4.

В приводе использован автономный инвертор напряжения (АИН) с управляемым выпрямителем (УВ), сигнал Uf, определяющий частоту задания, поступает на систему управления инвертором. Датчик тока (ДТ) производит измерение тока статора I1 и вырабатывает напряжение, пропорциональное амплитуде тока статора. Это напряжение поступает на вход управляемого выпрямителя (УВ) и увеличивает напряжение, подаваемое на статор электродвигателя. В результате выходное напряжение выпрямителя изменяется так, чтобы обеспечить необходимую связь между напряжением и частотой. Простота реализации данного решения привела к тому, что функция введения и изменения IR-компенсации стала стандартной для большинства промышленных преобразователей частоты.

Однако, как показал опыт практического применения электроприводов, введение IR-компенсации не позволяет полностью компенсировать статическую ошибку по скорости при значительном изменении нагрузки, в большом диапазоне регулирования скорости, кроме того, значительное увеличение значения IR-компенсации, которая является положительной обратной связью (ПОС) по току статора, приводит к неустойчивости процессов в цепях управления приводом, возникновению автоколебаний тока и скорости, а в некоторых случаях к полному срыву управления.

Наиболее близким устройством , позволяющим решить данную проблему, является устройство частотного управления асинхронным электроприводом (патент № 2599529 МПК H02P23/02; H02P25/02 (2006.01) опубл.10.10.2016г), которое содержит асинхронный двигатель, преобразователь частоты и напряжения, функциональный преобразователь, в котором реализуется зависимость амплитуды напряжения от частоты, и датчик тока статора, который формирует сигнал, пропорциональный амплитуде тока статора. Выход датчика тока соединен с входом инерционного звена первого порядка, выход которого подсоединен к входу функционального преобразователя. Как показано в описании устройства, инерционное звено в положительной обратной связи улучшает устойчивость замкнутого контура и позволяет получить необходимый коэффициент компенсации, для практически полной компенсации падения напряжения в статорной цепи при возрастании тока статора под нагрузкой, и, тем самым, для поддержания скорости с точностью 1% при номинальной скорости вращения и номинальном нагрузочном моменте.

Недостатками данного устройства является то, что принцип его работы не учитывает тот факт, что асинхронный электропривод представляет собой нелинейную систему, которая, даже при упрощении, описывается нелинейной динамической механической характеристикой (2) приведенной в известной работе А. А Усольцева «Частотное управление асинхронными двигателями» Учебное пособие. СПб: СПбГУ ИТМО, [1]:

В этой формуле: m - развиваемый двигателем момент, Sk - критическое скольжение, которое, строго говоря, изменяется при изменении синхронной скорости вращения двигателя (и, следовательно, частоты питающего статор напряжения), Sт - текущее скольжение, которое определяется скоростью вращения двигателя, Т2 - постоянная времени роторных цепей. Очевидно, что передаточная функция всего привода будет изменяться при изменении частоты питающего напряжения и синхронной скорости. Таким образом, настройка соответствующих коэффициентов функционального преобразователя для компенсации нагрузки на низких скоростях вращения приводит к неустойчивой работе на скоростях вращения близких к номинальным, и наоборот, настройка коэффициентов на частоты вращения, близкие к номинальным, приводит к неполной компенсации статической ошибки на низких оборотах.

Авторы провели исследования асинхронного электропривода с преобразователями частоты ATV32 и ATV71 производства компании Schneider Electric. Режим поддержания скорости исследовался в замкнутой по скорости системе и в разомкнутой с максимально возможным (без нарушения устойчивости) коэффициентом IR-компенсаций, которые должны обеспечивать поддержание скорости при увеличении нагрузки.

В замкнутой по скорости системе при работе на номинальной скорости и набросе номинальной нагрузки амплитуда напряжения на статоре увеличилась на 40 В, а частота напряжения - на 7 Гц, при этом, время переходного процесса в такой системе составило 0,6с.

В разомкнутой системе снижение скорости при той же нагрузке составило 30%, т.к. напряжение увеличилось на 5 В, а частота напряжения - на 1 Гц. Это произошло из-за того, что коэффициент IR-компенсации не достаточен для поддержания скорости в необходимом диапазоне изменения нагрузки. Увеличить его до необходимой величины возможности нет, т.к. безынерционная положительная обратная связь с таким коэффициентом приведет к неустойчивости электропривода.

Эксперименты, проведенные авторами, показали, что на частоте питающего напряжения 10Гц, при номинальной нагрузке для полной компенсации падения напряжения (т.е. для поддержания скорости, соответствующей 10Гц с погрешностью менее 1%) необходимо повысить его на 30В, а для устойчивости привода постоянная времени инерционного звена должна быть 100мс, для других частот питающего напряжения, значения постоянной времени и величина необходимого повышения напряжения приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Частота задания, Гц Величина повышения напряжения, В Постоянная времени, мс
10 30 100
20 35 120
50 50 140

Техническая задача изобретения направлена на обеспечение эффективности корректирующей положительной обратной связи по току статора в диапазоне скоростей электропривода не менее 1:100 при номинальной нагрузке и при сохранении устойчивости системы управления асинхронным электроприводом.

Под эффективностью понимается поддержание скорости вращения вала двигателя с точностью до 1% при нагрузке до 2Iн для электродвигателей с номинальным скольжением до 10 % и при нагрузке до 1,5Iн - со скольжением от 10% до 15%.

Технический результат изобретения - поддержание заданной скорости вращения асинхронного электродвигателя с погрешностью не более 1% при изменении момента нагрузки в широких пределах, в том числе при увеличении приложенного к приводу механического момента до полуторакратного значения номинального момента электродвигателя, и соответственно, увеличении тока статора до 1,5Iн.

Техническая задача достигается тем, что в устройство управления асинхронным двигателем, содержащем асинхронный двигатель, преобразователь частоты и напряжения, датчики тока статора, инерционное звено первого порядка с переменным коэффициентом статического усиления и переменной постоянной времени, вводятся два статических нелинейных преобразователя, на вход которых подается напряжение управления, соответствующее заданию скорости вращения, с выхода первого статического нелинейного преобразователя, сигнал соответствующий коэффициенту усиления, передается на второй вход инерционного звена, с выхода второго статического нелинейного преобразователя сигнал, соответствующий значению постоянной времени, передается на третий вход инерционного звена. Инерционное звено имеет три входа: на первый подается сигнал с функционального преобразователя тока статора, на второй и третий, сигналы с первого и второго статических нелинейных преобразователей соответственно. Причем второй вход используется для корректировки коэффициента усиления, а третий - для корректировки постоянной времени инерционного звена. При этом сигнал тока статора связан с выходным сигналом инерционного звена уравнением:

откуда передаточная функция инерционного звена:

т.е. сигнал задания частоты изменяет коэффициент усиления и постоянную времени инерционного звена.

Заявленное устройство представлено на следующих фигурах:

на Фиг.1 представлена блок-схема устройства частотного управления асинхронным электроприводом,

на Фиг. 2 представлен вариант реализации инерционного звена первого порядка с переменными коэффициентом усиления и постоянной времени,

на Фиг. 3 представлены диаграммы скоростей при заданной скорости вращения 10 и 50Гц, и набросе номинальной нагрузки:

А - при значениях коэффициента усиления и постоянной времени инерционного звена, оптимизированных для работы на частоте задания 50Гц, при этом привод находится в устойчивом состоянии и полностью компенсируется падение скорости на частоте задания 50Гц, но наблюдается «провал» скорости на частоте 10Гц;

Б - при значениях коэффициента усиления и постоянной времени инерционного звена, оптимизированных для работы на частоте задания 10Гц, при этом полностью компенсируется падение скорости на частоте задания 10Гц, но на частоте задания 50Гц привод становится не устойчивым;

В - при работе привода с инерционным звеном первого порядка с переменными коэффициентом усиления и постоянной времени, при этом полностью компенсируется падение скорости и сохраняется устойчивость привода на всех рабочих частотах.

Данный вариант используется в тех случаях, когда невозможна установка датчиков скорости и требуется поддержание скорости в пределах ±1% от заданного.

На Фиг. 1 представлена схема устройства частотного управления асинхронным электроприводом.

На Фиг. 1 цифрами обозначены:

1 - статический нелинейный преобразователь 1;

2 - статический нелинейный преобразователь 2;

3 - инерционное звено первого порядка;

4 - сумматор;

5 - преобразователь частоты;

6 - функциональный преобразователь тока статора;

7 - датчик тока фазы А;

8 - датчик тока фазы С;

9 - асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором.

Устройство управления асинхронным электроприводом (Фиг. 1) содержит асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором 9, статорные обмотки которого подключены к силовым выходам преобразователя частоты 5, управляющий вход которого соединен с выходом сумматора 4, на первый вход которого подается сигнал задания скорости, а в цепи статорных обмоток асинхронного двигателя включены датчики тока 7,8, выходы которых подключены к функциональному преобразователю тока 6, сигнал задания скорости подается на входы первого 1 и второго 2 нелинейных преобразователей, выходы которых соединены со вторым и третьим управляющими входами инерционного звена первого порядка 3 с изменяемыми коэффициентом усиления и постоянной времени, первый вход которого соединен с выходом функционального преобразователя тока 6, а выход соединен со вторым входом сумматора 4.

На Фиг.2 приведен вариант реализации инерционного звена Фиг.1;3 с переменными коэффициентом усиления и постоянной времени.

На Фиг. 2 обозначены:

УМ1 - умножающее звено; УМ2 - умножающее звено;

- интегрирующее звено.

Умножающее звено УМ1 изменяет постоянную времени инерционного звена 3, а умножающее звено УМ2 изменяет коэффициент усиления. Инерционное звено 3 (Фиг.2) имеет три входа: на первый подается сигнал с функционального преобразователя тока статора 6, на второй и третий, сигналы с первого и второго статических нелинейных преобразователей 1,2 соответственно. Причем второй вход используется для корректировки коэффициента усиления, а третий - для корректировки постоянной времени инерционного звена. При этом сигнал тока статора связан с выходным сигналом инерционного звена 3 уравнением (3), откуда передаточная функция инерционного звена 3 связана уравнением (4), т.е. сигнал задания частоты изменяет коэффициент усиления и постоянную времени инерционного звена 3.

Введение в систему инерционного звена первого порядка 3 (Фиг.1;3) с переменными коэффициентом усиления и постоянной времени, позволяет обеспечить устойчивость электропривода и практически полную компенсацию статической ошибки во всем доступном диапазоне скоростей вращения привода и моментов нагрузки.

Устройство работает следующим образом

При разгоне до заданной скорости на вход преобразователя частоты 5 (Фиг.1) поступает сигнал Uf, который соответствует напряжению Uз и заданной частоте, сигнал задания поступает на первый 1 и второй 2 статические нелинейные преобразователи, формирующие необходимые для данной скорости значения коэффициента усиления Кп и постоянной времени Т, соответственно, которые в дальнейшем поступают на второй и третий входы инерционного звена 3, и устанавливают необходимые коэффициент усиления Кп и постоянную времени Т. На первый вход инерционного звена 3 поступает сигнал, соответствующий значению тока статора I1a, выделенный при помощи датчиков тока 7,8 и обработанный в функциональном преобразователе тока 6. При малых токах статора на первый вход инерционного звена 3 поступает сигнал, близкий к нулю и амплитуда напряжения, подаваемого на статор не меняется. При увеличении нагрузки возрастает статорный ток и уменьшается скорость вращения, но одновременно, возрастает сигнал на выходе датчиков тока статора 7,8 и далее на входе функционального преобразователя тока статора 6 и на входе инерционного звена 3, выходной сигнал которого благодаря подобранному на данной частоте коэффициенту усиления формирует необходимое увеличение напряжение на статоре двигателе, чтобы скорость не менялась по сравнению с заданной, а постоянная времени инерционного звена 3 была такой, чтобы сигнал коррекции Uk подавался с необходимой временной задержкой для сохранения устойчивости привода.

Таким образом, установка 2-х статических нелинейных преобразователей и инерционного звена первого порядка с переменным коэффициентом передачи и изменяемой постоянной времени, изменяющимися в зависимости от заданной частоты вращения, позволяет получить поддержание заданной скорости вращения асинхронного электродвигателя с погрешностью не более 1% при изменении момента нагрузки в широких пределах, в том числе при увеличении приложенного к приводу механического момента до полуторакратного значения номинального момента электродвигателя, и соответственно, увеличении тока статора до 1,5Iн во всем рабочем диапазоне частот вращения электропривода.

Устройство частотного управления асинхронным электроприводом, содержащее асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором, статорные обмотки которого подключены к силовым выходам преобразователя частоты, управляющий вход которого соединен с выходом сумматора, на первый вход которого подается сигнал задания скорости, а в цепи статорных обмоток асинхронного двигателя включены датчики тока, выходы которых подключены к функциональному преобразователю тока, отличающееся тем, что в устройстве установлены первый и второй статические нелинейные преобразователи и инерционное звено первого порядка, на входы первого и второго статических нелинейных преобразователей подается напряжение управления, соответствующее сигналу задания скорости, выход первого нелинейного преобразователя соединен со вторым входом инерционного звена, а выход второго нелинейного преобразователя соединен с третьим входом инерционного звена, первый вход которого соединен с выходом функционального преобразователя тока, а выход соединен со вторым входом сумматора.
Устройство частотного управления асинхронным электроприводом
Устройство частотного управления асинхронным электроприводом
Устройство частотного управления асинхронным электроприводом
Устройство частотного управления асинхронным электроприводом
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 56 items.
13.01.2017
№217.015.8a45

Способ получения углеродного сорбента активного по отношению к фенолу

Изобретение относится к получению углеродных сорбентов. Способ получения углеродного сорбента включает измельчение угля до фракции 5-10 мм, обработку 20% раствором негашеной извести в уксусной кислоте, термообработку при температуре 380-420°C с выдержкой в течение 15-20 минут и охлаждение....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002604216
Дата охранного документа: 10.12.2016
25.08.2017
№217.015.a375

Кинематическая схема гибридной силовой установки с отключаемой обратимой электрической машиной и устройство для еe реализации

Изобретение относится к транспортному машиностроению. Кинематическая схема гибридной силовой установки, содержащая двигатель внутреннего сгорания, муфту сцепления, обратимую электрическую машину, коробку переключения передач, главную передачу и блок промежуточной шестерни, при этом вал...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002607150
Дата охранного документа: 10.01.2017
25.08.2017
№217.015.b8f8

Способ получения активного фракционированного угля в камере на решетке

Изобретение относится к энергетике и может быть использовано в топливосжигающих установках, в частности в котлах тепловых электростанций и промышленных котельных, а также в обжиговых печах при совмещении выработки пара, производства стройматериалов, металлоизделий и активирования угля. Способ...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002615241
Дата охранного документа: 04.04.2017
25.08.2017
№217.015.ce9e

Способ комбинированного сжигания угольной пыли, природного газа и жидкотопливной смеси

Изобретение относится к энергетике и может быть использовано в вертикальных четырехгранных призматических топках котлов электростанций, промышленных котельных и теплоэлектроцентралей при сжигании одновременно или отдельно угольной пыли, природного газа и жидкотопливной смеси. Способ...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002620614
Дата охранного документа: 29.05.2017
26.08.2017
№217.015.e562

Двухтактный двигатель внутреннего сгорания с наивысшими технико-экономическими и экологическими критериальными параметрами и электронным управлением аккумуляторной системой впрыска топлива широкого фракционного состава

Изобретение относится к поршневым двигателям внутреннего сгорания (ДВС). Техническим результатом является повышение эффективности работы двигателя. Сущность изобретения заключается в том, что двигатель содержит корпус с цилиндром - 1, по всему диаметру которого выполнены тангенциальные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002626611
Дата охранного документа: 31.07.2017
26.08.2017
№217.015.e6cc

Прямоточная камера сгорания газотурбинного двигателя

Камера сгорания газотурбинного двигателя содержит корпус, топливовоздушный канал с топливной форсункой и свечой. Камера сгорания выполнена прямоточной. Топливовоздушный канал расположен аксиально к корпусу и соединен с ним. В корпусе на обтекателе расположен регистр с углом закрутки лопаток...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002626892
Дата охранного документа: 02.08.2017
26.08.2017
№217.015.ebf1

Способ получения трубной заготовки методом непрерывного литья с вытягиванием заготовки вверх из кристаллизатора

Изобретение относится к области металлургии и может быть использовано при непрерывном литье полой трубной заготовки. Способ включает заливку металлического расплава в полость кристаллизатора через центровую литниковой системы, подачу в центровую тугоплавких модифицирующих частиц и вытягивание...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002628225
Дата охранного документа: 17.08.2017
19.01.2018
№218.016.0271

Способ получения керамических форм методом электрофореза для литья по выплавляемым моделям химически активных сплавов

Изобретение относится к литейному производству и может быть использовано для литья отливок из тугоплавких химически активных сплавов, в частности жаропрочных никелевых и титановых сплавов, сложнолегированных сталей в условиях вакуума. Способ включает формирование на токопроводной модели из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002630081
Дата охранного документа: 05.09.2017
20.01.2018
№218.016.1195

Способ модифицирования чугуна

Изобретение относится к черной металлургии, а именно к литейному производству, и может быть использовано при производстве высокопрочных чугунов и отливок из них ответственного назначения. Способ модифицирования чугуна включает введение в состав футеровки разливочного ковша оксида магния и его...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002634103
Дата охранного документа: 23.10.2017
20.01.2018
№218.016.1bb0

Способ управления подачей топлива и устройство подачи топлива

Изобретение может быть использовано в системах топливоподачи двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Предложено устройство подачи топлива, содержащее топливный насос высокого давления 18, гидроаккумулятор высокого давления 19 с клапаном регулирования высокого давления 20, электронный блок...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002636639
Дата охранного документа: 24.11.2017
Showing 1-8 of 8 items.
20.10.2014
№216.012.ff5d

Способ содержания и кормления молочных коров

Изобретение относится к области животноводства, в частности к способу содержания и кормления молочного скота. Способ содержания и кормления молочных коров предусматривает формирование групп и кормление животных с учетом изменения суточного удоя и живой массы по мере изменения физиологического...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002531229
Дата охранного документа: 20.10.2014
27.11.2015
№216.013.9479

Способ кормления молодняка свиней

Изобретение относится к животноводству, в частности к способу кормления молодняка свиней. Способ включает введение в комбикорм микродобавку, состоящую из 0,5 кг/т биологически активной добавки «Простор» и 100 мг/гол в сутки муки из личинок мухи Hermetia illucens. Использование изобретения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002569628
Дата охранного документа: 27.11.2015
10.05.2016
№216.015.3b57

Способ концентрирования изотопов азота

Изобретение относится к области технологии разделения стабильных изотопов азота N и N. Способ концентрирования изотопов азота включает проведение противоточного массообменного процесса с использованием молекулярного азота в качестве рабочего вещества, при этом газообразную смесь изотопов азота...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002583808
Дата охранного документа: 10.05.2016
13.01.2017
№217.015.785b

Устройство частотного управления асинхронным электроприводом

Изобретение относится к электротехнике, а именно к частотно-регулируемым электроприводам. Устройство управления асинхронным двигателем содержит преобразователь частоты и напряжения, управляющие входы которого соединены соответственно с выходами первого и второго сумматоров. Первый вход второго...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002599529
Дата охранного документа: 10.10.2016
19.01.2018
№218.016.0467

Электродвигатель

Изобретение относится к электродвигателям, расположенным в ведущих колесах транспортного средства. Электродвигатель включает корпус, электрическую часть, подшипниковые щиты и вал. При этом корпус электродвигателя выполнен несущим и имеет элементы крепления к транспортному средству. Между...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002630506
Дата охранного документа: 11.09.2017
11.09.2018
№218.016.85e5

Электропривод механизма подъема башенного крана с параметрическим управлением

Предложен электропривод механизма подъема башенного крана с параметрическим регулированием, состоящий из основного асинхронного электродвигателя с фазным ротором (9), с четырьмя группами силовых контакторов (4-7) и дополнительных сопротивлений в роторных цепях, вспомогательного асинхронного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002666494
Дата охранного документа: 07.09.2018
26.05.2019
№219.017.61a7

Устройство частотного управления асинхронным электроприводом

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в частотно-регулируемых электроприводах. Техническим результатом является обеспечение перегрузочной способности привода, снижение потерь в статоре и роторе двигателя, испытывающего большие нагрузки, за счет снижения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002412526
Дата охранного документа: 20.02.2011
06.06.2019
№219.017.73f5

Способ кормления молодняка сельскохозяйственных животных

Изобретение относится к животноводству, в частности к способу кормления молодняка молочного скота и свиней. Способ кормления молодняка сельскохозяйственных животных включает введение в рацион в микродозах муки из личинки мухи Hermetia illucens, при этом для телят используют 7 г/гол./сутки, для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002690487
Дата охранного документа: 03.06.2019
+ добавить свой РИД