×
04.07.2018
218.016.6a75

Способ определения предзадирного состояния в сопряжении цилиндро-поршневой группы двигателя внутреннего сгорания

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002659659
Дата охранного документа
03.07.2018
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к машиностроению, а именно к способам испытания двигателей внутреннего сгорания. Технический результат, достигаемый при осуществлении предлагаемого способа, заключается в определении момента срыва толщины масляного слоя в режимах рабочего хода и газообмена, характеризующего контакт трущихся поверхностей на уровне микронеровностей посредством сигналов датчиков. Сущность изобретения состоит в последовательном выведении двигателя на заданные режимы, регистрации толщины масляного слоя между боковыми поверхностями цилиндра, поршня и поршневого кольца, о которой судят по сигналам емкостных датчиков, и регистрации температуры головки поршня. Фиксируют изменения режима жидкостного трения в сопряжении при неизменном скоростном режиме работы двигателя, постепенно увеличивают нагрузку на двигатель и по углу поворота коленчатого вала двигателя регистрируют моменты контакта на уровне микронеровностей и срыва масляного слоя в сопряжениях цилиндропоршневой группы, о которых судят по максимальному значению сигнала емкостных датчиков и по минимальному значению сигнала емкостных датчиков. При этом предзадирное состояние в сопряжениях цилиндропоршневой группы определяют по одновременному наличию контакта на уровне микронеровностей в течение такта рабочего хода и срыву масляного слоя в течение тактов газообмена. 1 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к машиностроению, а именно к способам испытания двигателей внутреннего сгорания, и может быть использовано при определении предзадирного состояния в сопряжении цилиндропоршневой группы в целях оптимизации конструктивных параметров деталей авиационных поршневых двигателей внутреннего сгорания.

Известен способ контроля приработки трущихся поверхностей двигателя внутреннего сгорания, заключающийся в том, что выводят двигатель на заданный режим, регистрируют спектр амплитуд, распределенных по частоте, и разброс амплитуд, а в качестве параметров характеристик определяют сужение спектра, уменьшение амплитуды и моменты стабилизации спектра и разброса по которым судят о состоянии трущихся поверхностей в сопряжениях цилиндропоршневой группы двигателя (авторское свидетельство СССР №879364, 1981).

В известном техническом решении в процессе приработки трущихся поверхностей двигателя на заданном режиме имеет место существенное колебание амплитуды вибрации относительно среднего значения и непрерывное изменение спектра регистрируемых виброакустических параметров, которые при достижении определенных значений соответствуют характеристикам различных степеней приработанности деталей. Выравнивание микронеровностей на трущихся поверхностях деталей приводит к сужению спектра амплитуд, который становится постоянным и независящим от времени. При этом о наличии в сопряжении трещин, задиров или наступлении момента заклинивания судят по моментам появления в спектрах дополнительных составляющих.

Наиболее близким по совокупности существенных признаков к заявляемому техническому решению является способ определения предзадирного состояния в сопряжении цилиндропоршневой группы двигателя внутреннего сгорания, заключающийся в том, что последовательно выводят двигатель на заданные режимы, дискретно и синхронно по длине цилиндра в сечениях между зонами остановки головки поршня в наружной мертвой точке и юбки поршня во внутренней мертвой точке регистрируют толщину масляного слоя между боковыми поверхностями цилиндра, поршня и поршневого кольца, о которой судят по сигналам емкостных датчиков, регистрируют температуру головки поршня, сравнивают зарегистрированные значения с эталонными значениями для данного типа двигателя, при их несоответствии изменяют положение поршневых колец, подбирают диаметральные зазоры в сопряжении цилиндропоршневой группы путем изменения геометрических параметров поршня, повторяют последовательность предыдущих операций до получения результатов, соответствующих эталонным значениям, при этом фиксируют изменения режима жидкостного трения в сопряжении (патент RU №2391642, 2010).

В известном техническом решении предзадирное состояние оценивается по времени восстановления жидкостного трения в установившемся режиме заданием оптимального диаметрального зазора в сопряжении. При этом запас надежности в сопряжении оценивается по продолжительности контакта поверхностей трения в зависимости от угла поворота коленчатого вала двигателя до фиксации момента лавинного необратимого схватывания поверхностей трения.

Таким образом, общим существенным недостатком известных технических решений является их инерционность в фиксации момента устойчивого контакта и, как следствие, пропуска начала лавинного процесса схватывания трущихся деталей.

Техническая проблема, решение которой обеспечивается при осуществлении заявленного способа, заключается в повышении точности определения предзадирного состояния в сопряжении цилиндропоршневой группы двигателя внутреннего сгорания.

Технический результат, достигаемый при осуществлении предлагаемого способа, заключается в определении момента срыва сигналов датчиков толщины масляного слоя в режимах рабочего хода и газообмена, характеризующего контакт трущихся поверхностей на уровне микронеровностей.

Заявленный технический результат достигается за счет того, что при осуществлении способа определения предзадирного состояния в сопряжении цилиндропоршневой группы двигателя внутреннего сгорания последовательно выводят двигатель на заданные режимы, дискретно и синхронно по длине цилиндра в сечениях между зонами остановки головки поршня в наружной мертвой точке и юбки поршня во внутренней мертвой точке регистрируют толщину масляного слоя между боковыми поверхностями цилиндра, поршня и поршневого кольца, о которой судят по сигналам емкостных датчиков, регистрируют температуру головки поршня, сравнивают зарегистрированные значения с эталонными значениями для данного типа двигателя, при их несоответствии изменяют положение поршневых колец, подбирают диаметральные зазоры в сопряжении цилиндропоршневой группы путем изменения геометрических параметров поршня, повторяют последовательность предыдущих операций до получения результатов, соответствующих эталонным значениям, при этом фиксируют изменения режима жидкостного трения в сопряжении, при неизменном скоростном режиме работы двигателя постепенно увеличивают нагрузку на двигатель, при этом по углу поворота коленчатого вала двигателя регистрируют моменты контакта на уровне микронеровностей и срыва масляного слоя в сопряжениях цилиндропоршневой группы, где о моменте контакта судят по максимальному значению сигнала емкостных датчиков, о моменте срыва масляного слоя - по минимальному значению сигнала емкостных датчиков, при этом предзадирное состояние в сопряжениях цилиндропоршневой группы определяют по одновременному наличию контакта на уровне микронеровностей в течение такта рабочего хода и срыву масляного слоя в течение тактов газообмена.

Указанные существенные признаки обеспечивают решение поставленной технической проблемы с достижением заявленного технического результата, так как:

- постепенное увеличение нагрузки при неизменном скоростном режиме работы двигателя и регистрация моментов контакта на уровне микронеровностей обеспечивают снижение инерционности фиксации устойчивого контакта за счет повышения разрешающей способности датчиков;

- регистрация моментов контакта на уровне микронеровностей и срыва масляного слоя в сопряжениях цилиндропоршневой группы по углу поворота коленчатого вала двигателя позволяет упростить процесс регистрации момента срыва;

- определение момента контакта по максимальному значению сигнала емкостных датчиков и момента срыва масляного слоя - по минимальному значению сигнала емкостных датчиков обеспечивает повышение точности за счет информативности определения полужидкостного трения в сопряжениях в течение такта рабочего хода;

- определение предзадирного состояния в сопряжениях цилиндропоршневой группы по одновременному наличию контакта на уровне микронеровностей в течение такта рабочего хода и срыву масляного слоя в течение тактов газообмена обеспечивает повышение точности определения режима полужидкостного трения в сопряжении деталей по моменту фиксации срывов сигналов датчиков толщины масляного слоя.

Настоящий способ поясняется следующим описанием и иллюстрацией, где на фигуре изображена циклограмма сигналов емкостных датчиков толщины масляного слоя в соответствии с режимами работы двигателя.

Способ определения предзадирного состояния в сопряжении цилиндропоршневой группы двигателя внутреннего сгорания реализуется следующим образом.

Последовательно выводят двигатель на заданные режимы и при неизменном скоростном режиме работы двигателя постепенно увеличивают нагрузку на двигатель, дискретно и синхронно по длине цилиндра в сечениях между зонами остановки головки поршня в наружной мертвой точке и юбки поршня во внутренней мертвой точке регистрируют толщину масляного слоя между боковыми поверхностями цилиндра, поршня и поршневого кольца. О толщине масляного слоя судят по сигналам емкостных датчиков, регистрируют температуру головки поршня и сравнивают зарегистрированные значения с эталонными значениями для данного типа двигателя. При этом одновременно фиксируют изменения режима жидкостного трения в сопряжении и по углу поворота коленчатого вала двигателя регистрируют моменты контакта на уровне микронеровностей и срыва масляного слоя в сопряжениях цилиндропоршневой группы, причем о моменте контакта судят по максимальному значению сигнала емкостных датчиков. Точка 1 на циклограмме в такте рабочего хода поршня характеризует момент контакта на уровне микронеровностей. О моменте срыва масляного слоя судят по минимальному значению сигнала емкостных датчиков. Точка 2 на циклограмме в такте рабочего хода поршня характеризует срыв пограничного слоя и состояние полужидкостного трения в сопряжении. Отсутствие срыва сигналов емкостных датчиков в тактах газообмена определяет момент восстановления режима жидкостного трения в сопряжениях. Предзадирное состояние в сопряжениях цилиндропоршневой группы определяют по одновременному наличию контакта на уровне микронеровностей в течение такта рабочего хода и срыву масляного слоя в течение тактов газообмена (точка 3 на циклограмме). При несоответствии зарегистрированных значений толщины масляного слоя эталонным значениям изменяют положение поршневых колец, подбирают диаметральные зазоры в сопряжении цилиндропоршневой группы путем изменения геометрических параметров поршня и повторяют последовательность предыдущих операций до получения результатов, соответствующих эталонным значениям.

Таким образом, предложенный способ позволяет определить наличие контакта трущихся поверхностей на уровне микронеровностей в течение тактов рабочего хода и газообмена и определить предзадирное состояние в сопряжениях цилиндропоршневой группы по максимальному значению сигнала емкостных датчиков, что повышает точность определения предзадирного состояния.

Способ определения предзадирного состояния в сопряжении цилиндропоршневой группы двигателя внутреннего сгорания, заключающийся в том, что последовательно выводят двигатель на заданные режимы, дискретно и синхронно по длине цилиндра в сечениях между зонами остановки головки поршня в наружной мертвой точке и юбки поршня во внутренней мертвой точке регистрируют толщину масляного слоя между боковыми поверхностями цилиндра, поршня и поршневого кольца, о которой судят по сигналам емкостных датчиков, регистрируют температуру головки поршня, сравнивают зарегистрированные значения с эталонными значениями для данного типа двигателя, при их несоответствии изменяют положение поршневых колец, подбирают диаметральные зазоры в сопряжении цилиндропоршневой группы путем изменения геометрических параметров поршня, повторяют последовательность предыдущих операций до получения результатов, соответствующих эталонным значениям, при этом фиксируют изменения режима жидкостного трения в сопряжении, отличающийся тем, что при неизменном скоростном режиме работы двигателя постепенно увеличивают нагрузку на двигатель, при этом по углу поворота коленчатого вала двигателя регистрируют моменты контакта на уровне микронеровностей и срыва масляного слоя в сопряжениях цилиндропоршневой группы, где о моменте контакта судят по максимальному значению сигнала емкостных датчиков, о моменте срыва масляного слоя - по минимальному значению сигнала емкостных датчиков, при этом предзадирное состояние в сопряжениях цилиндропоршневой группы определяют по одновременному наличию контакта на уровне микронеровностей в течение такта рабочего хода и срыву масляного слоя в течение тактов газообмена.
Способ определения предзадирного состояния в сопряжении цилиндро-поршневой группы двигателя внутреннего сгорания
Способ определения предзадирного состояния в сопряжении цилиндро-поршневой группы двигателя внутреннего сгорания
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 46 items.
10.09.2013
№216.012.6765

Авиационная силовая установка на базе топливных элементов

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к авиационной силовой установке на базе топливных элементов. Авиационная силовая установка содержит воздушный винт, электродвигатель, батарею твердооксидных топливных элементов и устройство поддержания ее рабочей температуры. Воздушный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002492116
Дата охранного документа: 10.09.2013
10.10.2013
№216.012.7423

Способ измерения термогазодинамических параметров потока

Изобретение относится к области радиационной пирометрии, в частности к измерению параметров радиационного излучения, особенно к измерению параметров высокотемпературных потоков. Способ измерения термогазодинамических параметров потока включает формирование измерительного канала, измерение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002495388
Дата охранного документа: 10.10.2013
27.10.2013
№216.012.7a65

Поршневой двигатель с компрессионным зажиганием и способ его работы

Изобретение относится к области двигателестроения и позволяет расширить диапазон рабочих режимов двигателя с компрессионным зажиганием за счет повышения устойчивости воспламенения топливовоздушной смеси в цилиндре ДВС. Техническим результатом является упрощение конструкции двигателя и снижение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002496995
Дата охранного документа: 27.10.2013
27.10.2013
№216.012.7a67

Двигатель внутреннего сгорания и способ его работы

Изобретение относится к области двигателестроения и обеспечивает низкоэмиссионное сгорание топливовоздушной смеси, снижает риск взрыва топливовоздушной смеси. Техническим результатом является упрощение конструкции двигателя, повышение надежности и снижение токсичности продуктов сгорания....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002496997
Дата охранного документа: 27.10.2013
27.01.2014
№216.012.9c6b

Камера сгорания газотурбинного двигателя и способ ее работы

Камера сгорания газотурбинного двигателя содержит корпус, жаровую трубу с зонами горения и разбавления, систему подачи топлива, систему подачи первичного и вторичного потоков воздуха, снабженную устройством воздействия на поток вторичного воздуха в полости кольцевого канала между стенками...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002505749
Дата охранного документа: 27.01.2014
20.03.2014
№216.012.ad72

Бесконтактный магнитный электростатический подшипник

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в подшипниковых узлах. Изобретение позволяет создать подшипник, имеющий высокий срок службы и обеспечивающий высокую устойчивость к осевым и радиальным нагрузкам при минимизации габаритов и веса. Кроме этого,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002510117
Дата охранного документа: 20.03.2014
20.04.2014
№216.012.bab7

Камера сгорания газотурбинного двигателя и способ ее работы

Камера сгорания газотурбинного двигателя содержит корпус, расположенную в корпусе перфорированную жаровую трубу с зонами горения и разбавления, систему подачи топлива, систему подачи первичного и вторичного потоков воздуха и устройство зажигания топливовоздушной смеси. Система подачи потоков...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002513527
Дата охранного документа: 20.04.2014
20.05.2014
№216.012.c3e6

Кольцевая малоэмиссионная камера сгорания газотурбинного двигателя

Кольцевая малоэмиссионная камера сгорания газотурбинного двигателя содержит корпус с расположенной в нем кольцевой жаровой трубой, включающей две отстоящие друг от друга кольцевые оболочки, соединенные между собой в передней по потоку части жаровой трубы фронтовым устройством, систему подачи...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002515909
Дата охранного документа: 20.05.2014
20.05.2014
№216.012.c713

Ротор с компенсатором дисбаланса

Ротор с компенсатором дисбаланса содержит рабочее колесо ступени турбомашины и компенсатор дисбаланса колеса в виде балансировочного груза, выполненного в форме сегмента с круговыми внешней и внутренней поверхностями и стопорным элементом. Ротор имеет, по меньшей мере, с одной стороны в теле...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002516722
Дата охранного документа: 20.05.2014
10.06.2014
№216.012.cbfa

Способ определения характеристик композиционного материала

Изобретение относится к области измерения, в частности определения механических свойств материалов. Способ заключается в возбуждении колебаний образца композиционного материала в виде прямоугольной пластины со свободными краями и определении частот и картин форм собственных колебаний пластины....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002517989
Дата охранного документа: 10.06.2014
Showing 1-2 of 2 items.
20.07.2015
№216.013.63f6

Система подачи сжиженного газа

Изобретение может быть использовано в системах топливоподачи двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Система подачи сжиженного газа содержит резервуар (Р) 2 со сжиженным газовым топливом, топливный насос 3 с подающим трубопроводом (ПТ) 4 и гидравлически связанные с ним форсунки (Φ). Φ объединены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002557137
Дата охранного документа: 20.07.2015
10.07.2019
№219.017.ac5e

Способ оценки режимов трения в сопряжениях цилиндропоршневой и кривошипно-шатунной групп поршневого двигателя и устройство для его осуществления

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способам испытаний двигателей внутреннего сгорания (ДВС), и может быть использовано при совершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндропоршневой и кривошипно-шатунной групп поршневого ДВС, и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002391642
Дата охранного документа: 10.06.2010
+ добавить свой РИД