×
09.06.2018
218.016.5ff3

Результат интеллектуальной деятельности: Адаптивная система головного освещения автомобиля

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к автомобильной светотехнике и может быть использовано на автомобилях в качестве адаптивной системы головного освещения дорожного полотна. Адаптивная система фар головного освещения содержит эллипсоидный отражатель, конденсорную линзу и светодиод. Для изменения положения светового пучка на дорожном полотне введены модули горизонтального и вертикального перемещения линзы по шаровой поверхности, а для изменения ширины светового пучка при изменении скорости движения введен модуль осевого перемещения отражателя вдоль главной оптической оси. Достигается улучшение светораспределения на дорожном полотне на дальнем, ближнем и противотуманном свете в зависимости от скорости движения и положения рулевого колеса автомобиля. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к автомобильной светотехнике и может быть использовано на автомобилях в качестве адаптивной системы головного освещения дорожного полотна. Ожидаемый технический результат при осуществлении изобретения - улучшение видимости дорожного полотна при изменении скорости и маневре автомобиля при движении, в том числе в плохих погодных условиях, а также снижение слепимости водителей при встречном разъезде. Использование в качестве источника света RGB светодиода позволяет реализовать светораспределение дальнего, ближнего, противотуманного света, а также режим ходовых огней. Для регулирования направления светового пучка используется изменение положения либо всей фары, либо ее какого-то конструктивного элемента. Известен способ регулирования положения светового пучка фары транспортного средства [1], включающий процессы концентрации излучения источника света асесимметричным эллипсоидным отражателем в области его второй фокальной плоскости на входном торце волоконно-оптического преобразователя изображения, частичное виньетирование сконцентрированного изображения тела накала источника света, трансформацию волоконно-оптическим преобразователем изображения сконцентрированного изображения тела накала в изображение на его выходном торце, в котором процесс регулирования положения светового пучка фары относительно дорожного полотна осуществляют поворотом волоконно-оптического преобразователя изображения относительно второй фокальной точки эллипсоидного отражателя в горизонтальной и/или вертикальной плоскостях. К недостаткам данного способа можно отнести отсутствие возможности изменения ширины светового пучка в зависимости от скорости движения автомобиля, ослепление водителей транспортных средств при встречном разъезде из-за наложения светораспределений обоих транспортных средств в промежутке между ними при их сближении, а также невозможность создания предложенной конструкцией фары, для реализации данного способа, противотуманного адаптивного света.

Для снижения ослепления водителей при встречном разъезде наибольшее распространение получило либо статическое изменение положения светотеневой границы правой и левой фар, либо динамическое изменение, вырезающие часть конусного пространства из общего светового потока, ограниченного встречным транспортным средством, причем во втором варианте осуществляется изменение положения конусного пространства в зависимости от положения транспортного средства на дороге.

По первому варианту известна система фар прожекторного типа [2], в которой обтюраторы имеют одинаковую геометрию, причем их фокальные линии установлены зеркально относительно вертикальной плоскости симметрии, проходящей между левой и правой фарами. Световые пучки правой и левой фар, накладываясь друг на друга, образуют общее светораспределение с закрытым световым пробелом, соответствующим встречному транспортному средству. Недостатком системы головного освещения является невозможность изменения положения менее освещенного участка дороги при сближении транспортных средств, что приводит, с одной стороны, к плохой освещенности дороги на участках вырезаемых обтюраторами, а с другой - к ослеплению водителей из-за чрезмерной контрастности освещенных обоими транспортными средствами участков дороги по сравнению с менее освещенным. Кроме того, система не позволяет создавать противотуманный адаптивный свет.

По второму варианту наиболее близким к заявляемому является способ освещения дороги группой светодиодов [3], заключающийся в снижении уровня освещенности того участка, на котором находится движущийся автомобиль. Светодиоды питаются импульсами минимальной скважности, что соответствует их максимальной яркости. При появлении в зоне освещения светодиода ярких посторонних источников света световой поток, приходящий на фотоприемник между вспышками светодиода, резко возрастет, что приведет к возрастанию сигнала на его выходе выше порогового значения, который, управляя генератором импульсов питания светодиода, переведет его в режим большой скважности, что субъективно воспримется как выключение светодиода. Хотя способ и обеспечивает изменение (выключение) освещенности дорожного полотна в зависимости от положения встречного автомобиля, на остальной части дорожного полотна происходит сложение освещенностей двух сближающихся транспортных средств, что приведет к ослеплению водителей из-за чрезмерной контрастности освещенных обоими транспортными средствами участков дороги по сравнению с менее освещенным. К тому же система не позволяет создавать противотуманный адаптивный свет.

Предлагаемое изобретение направлено на улучшение светораспределения на дорожном полотне на дальнем, ближнем и противотуманном свете в зависимости от скорости движения и положения рулевого колеса автомобиля.

Ожидаемый технический результат при реализации предлагаемого изобретения - это возможность реализации светораспределения дальнего, ближнего и противотуманного света, а также повышение безопасности дорожного движения вследствие как снижения ослепления водителей встречных транспортных средств при встречном разъезде, так и автоматическом формировании противотуманного света. Использование RGB светодиода в качестве источника света снижает энергопотребление, стоимость и увеличивает срок службы системы освещения.

Это достигается тем, что в известной системе головного освещения в фаре, содержащей эллипсоидный отражатель, конденсорную линзу, для изменения положения светового пучка на дорожном полотне линза перемещается в горизонтальной и вертикальной плоскостях, а изменение ширины светового пучка при изменении скорости движения осуществляется осевым перемещением отражателя.

Отличительными конструктивными признаками фары для реализации заявляемой адаптивной системы от ближайшего аналога являются механизмы горизонтального, вертикального перемещения линзы, а также осевого перемещения отражателя. Для создания ближнего и противотуманного света введены модули перемещения соответствующих обтюраторов. Источник света на RGB светодиоде имеет механизм широтно-импульсного изменения силы света по двухпроводной линии связи для реализации дальнего, ближнего, противотуманного света и дневных ходовых огней при изменении спектрального состава для противотуманного света.

Конструкция фары для реализации заявляемой адаптивной системы освещения приведена на фиг. 1. Она состоит из 1 - RGB светодиода, 2 - отражателя, 3 - двигателя обтюратора противотуманного света, 4 - корпуса фары, 5 - направляющих горизонтального перемещения линзы, 6 - рамки вертикального перемещения линзы, 7 - линзы, 8 - двигателя вертикального перемещения, 9 - рамка и горизонтального перемещения линзы, 10 - двигателя горизонтального перемещения линзы, 11 - двигателя обтюратора ближнего света, 12 - направляющих продольного перемещения отражателя, 13 - двигателя продольного перемещения отражателя.

На фиг. 2 приведены расположения линзы и отражателя фары (фиг. 1) при формировании различных светораспределений. Осевым перемещением отражателя осуществляется изменение ширины светового пучка вплоть до создания светораспределения прожекторного типа для специальных автомобилей. Поворот светового пучка происходит перемещением линзы в горизонтальной плоскости в зависимости от скорости движения и положения рулевого колеса. Перемещение в вертикальном направлении необходимо при формировании противотуманного света, а также при осевой нагрузке на заднюю ось.

Благодаря наличию этих признаков в конструкции заявляемого устройства расширились функциональные возможности изделия, достигнут описанный выше технический результат, что в итоге дало возможность решить поставленную задачу и улучшить технические характеристики адаптивной системы головного освещения транспортного средства.

Сущность изобретения при встречном разъезде транспортных средств поясняется светораспределением на дорожном полотне, представленным на фиг. 3.

При правильной регулировке фар головного освещения освещенность точки В50L, соответствующей положению глаз водителя встречного автомобиля, находящегося на расстоянии приблизительно 50м, согласно ГОСТ Р 41.1-99, не превышает 0,4лк, что не приводит к ослеплению водителей встречных автомобилей светом фар. Проблема состоит в том, что ослепление водителей возникает вследствие чрезмерной контрастности освещения участка дороги между сближающимися автомобилями по сравнению с освещением обочины. Согласно СНИП для предотвращения чрезмерной контрастности двух разноярких поверхностей, находящихся рядом, отношение освещенностей их поверхностей не должно превышать 20 раз. Это соотношение выдерживается при освещении дороги на ближнем свете при движении только одного автомобиля. Так значение освещенности в зоне 1 контрольного экрана согласно нормам ЕЭК при ООН для ламп Н4 составляет 30лк, в то время как освещение правой обочины - 2 лк. Как видно, отношение освещенностей составляет 15. Однако дорожное полотно между сближающимися автомобилями будет освещаться двумя автомобилями, а, как известно, освещенность дорожного полотна обратно пропорциональна квадрату расстояния до освещаемого участка. В этой связи при уменьшении расстояния между автомобилями в два раза освещенность дорожного полотна между ними вырастет в 4 раза и будет многократно превышать допустимое значение в 20 раз. Тогда при перемещении взгляда с правой обочины в любую из зон, освещаемую двумя сближающимися автомобилями, будет наблюдаться ослепление обоих водителей вследствие чрезмерной контрастности двух разноярких участков дороги. Время аккомодации человеческого глаза составляет около 5с, что при движении автомобилей со скоростями 60 км/ч каждый приведет к сближению их за это время на 167 м. Неконтролируемая водителями ситуация может привести к аварии на дороге. И, наоборот, при переносе взгляда с наиболее освещённого участка на обочину будет наблюдаться эффект «черной ямы», когда водитель на время аккомодации практически ничего не видит. Следовательно, необходимо контролировать освещенность дорожного полотна между сближающимися автомобилями и изменять силу света их левых фар с тем, чтобы она не превышала допустимого значения согласно нормам ЕЭК при ООН. При этом для сохранения требуемой освещенности обочины сила света правых фар автомобилей изменяться не должна.

Для контроля освещенности в зоне 1 в предлагаемой системе введен датчик освещения дорожного полотна, по сигналу с которого модуль изменения силы света и спектрального состава RGB светодиода под управлением микроконтроллера снижает силу света левой фары.

Положение светового пучка на дорожном полотне контролируется с помощью введенных модулей горизонтального и вертикального перемещения линзы, а также осевого перемещения отражателя. По сигналу с датчика скорости модуль осевого перемещения линзы изменяет ширину светового пучка, а модуль вертикального перемещения линзы корректирует его положение по высоте с тем, чтобы максимально обеспечить освещенность дорожного полотна вдоль маршрута движения с целью своевременной реакции водителя на изменение дорожной обстановки. Сигнал с датчика положения рулевого колеса позволяет модулю горизонтального перемещения линзы заблаговременно изменять положение светового пятна на дорожном полотне по горизонтали с тем, чтобы при изменении маршрута движения (повороте, обгоне и т.п.) освещать тот участок движения, по которому будет продолжено движение транспортного средства. Работа всех модулей осуществляется под управлением микроконтроллера.

Движение в светлое время суток должно осуществляться с включенными ходовыми огнями. С этой целью в конструкции современных автомобилей предусмотрены специальные ходовые огни с определенной силой света, не имеющие четкой светотеневой границы. Поскольку освещенность земной поверхности в светлое время суток может изменяться в несколько десятков раз, то водители транспортных средств, как и пешеходы при переходе через дорогу или движении по тротуарам, подвергаются ослеплению однорежимными ходовыми огнями. Это существенно увеличивает аварийность на дорогах. Для реализации адаптивных ходовых огней в предлагаемой системе освещения введен датчик естественной освещенности, по сигналу с которого модуль изменения силы света и спектра RGB светодиода под управлением микроконтроллера уменьшает силу ближнего света фар с тем, чтобы обнаружение движущегося транспортного средства не приводило к одновременному ослеплению наблюдающего.

Для создания противотуманного света в предлагаемую систему введен модуль изменения силы и спектрального состава света, а также датчик тумана, сигнал с которого позволяет в режиме реального времени изменять силу света RGB светодиода и его цветность на селективно желтый. Для изменения ширины светового пучка введен модуль обтюратора противотуманного света, который совместно с модулями перемещения обтюратора ближнего света, осевого перемещения отражателя и горизонтального и вертикального перемещения линзы под управлением микроконтроллера формирует светораспределение, характерное для противотуманного света.

Структурная схема предлагаемой адаптивной системы головного освещения автомобиля приведена на фиг. 4.

Система состоит из 1 - датчика естественной освещенности, 2 - датчика освещенности дорожного полотна, 3 - датчика скорости автомобиля, 4 - датчика положения рулевого механизма, 5 - датчика тумана, 6 - модуля перемещения обтюратора противотуманного света, 7 - микроконтроллера, 8 - модуля изменения силы света и спектра RGB светодиода, 9 - модуля осевого перемещения отражателя, 10 - модуля перемещения обтюратора ближнего света, 11 - модуля горизонтального перемещения линзы, 12 - модуля вертикального перемещения линзы.

Модуль 8 содержит драйвер и импульсный регулятор силы и спектра RGB диода, а модули 6, 9, 10, 11 и 12, кроме драйверов, - электрические двигатели перемещения обтюратора противотуманного света, осевого перемещения отражателя, перемещения обтюратора ближнего света, горизонтального и вертикального перемещения линзы соответственно.

Система позволяет формировать дальний, ближний, противотуманный свет и заменяет дневные ходовые огни, обладает низким энергопотреблением, имеет большой срок службы, снижает ослепленность участников движения, увеличивая тем самым безопасность дорожного движения. Подключение производится к штатной бортовой сети питания автомобиля.

Источники информации

1. Патент РФ на изобретение №2 289 754, кл. F21S 8/12, F21V 14/00, B60Q 1/04, опубл. 20.12.2006.

2. Патент РФ на изобретение №2 441 778, кл. B60Q 1/14, F21V 14/08, опубл. 10.02.2012.

3. Патент РФ на изобретение №2 446 963, кл. B60Q 1/04, F21S 8/12, опубл. 10.04.2012.


Адаптивная система головного освещения автомобиля
Адаптивная система головного освещения автомобиля
Адаптивная система головного освещения автомобиля
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 31 items.
13.01.2017
№217.015.7f3b

Способ изготовления высокостабильного тензорезисторного датчика давления на основе тонкопленочной нано- и микроэлектромеханической системы

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к тензорезисторным датчикам давления на основе тонкопленочных нано- и микроэлектромеханических систем (НиМЭМС) с мостовой измерительной цепью, предназначенных для использования в системах управления, контроля и диагностики объектов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002601204
Дата охранного документа: 27.10.2016
25.08.2017
№217.015.9f8e

Способ получения композиционного материала

Изобретение может быть использовано для получения композиционных материалов с высокими значениями предела прочности и модуля упругости. Производят пакетирование чередующихся слоев металла-основы и армирующего перфорированного листа металла со сквозными каналами, распределенными равномерно по...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002606134
Дата охранного документа: 10.01.2017
25.08.2017
№217.015.c963

Способ формообразующей правки шлифовального круга алмазными роликами на шлифовальных станках с автоматическим циклом обработки

Изобретение относится к области абразивной обработки и может быть использовано при формообразующей правке шлифовального круга алмазным роликом. Осуществляет правку в два этапа с обеспечением формирования сначала чернового, а затем чистового профиля шлифовального круга с определенной глубиной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002619544
Дата охранного документа: 16.05.2017
25.08.2017
№217.015.d21c

Способ сепарирования молока и устройство для его осуществления

Согласно способу в центральную область потока молока, закрученного в вихревое течение, по продольной оси вводят поток диспергированного воздуха, насыщая им молоко. Процесс повторяют многократно. Нагрев молока осуществляют одновременно с процессом аэрирования за счет тепла, выделяемого при...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002621865
Дата охранного документа: 07.06.2017
26.08.2017
№217.015.de17

Усиливающий пьезоэлектрический актюатор повышенной точности позиционирования

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в качестве исполнительного механизма управляющих систем прецизионного приборостроения, в оптических системах. В усиливающем пьезоэлектрическом актюаторе, содержащем рабочее перемещаемое звено, линейные пьезоэлектрические элементы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002624773
Дата охранного документа: 06.07.2017
26.08.2017
№217.015.e8b6

Способ получения фотокатализатора на основе механоактивированного порошка оксида цинка

Изобретение относится к области нанотехнологий, а именно к способам получения фотокатализаторов для разложения веществ, загрязняющих воздух и воду, и может быть использовано в химической, фармацевтической и биосинтетической промышленности. Способ заключается в том, что порошок ZnO подвергают...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002627496
Дата охранного документа: 08.08.2017
29.12.2017
№217.015.f2d6

Комплексная связка для формования изделий из непластичных керамических порошков

Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к способам формования изделий из непластичных керамических порошков с использованием пластифицирующих добавок, и может быть использовано при производстве изделий из карбидокремниевых материалов. Технический результат изобретения -...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002637252
Дата охранного документа: 01.12.2017
29.12.2017
№217.015.f96c

Способ и устройство для отделочно-упрочняющей обработки внутренних поверхностей деталей

Изобретение относится к обработке внутренних поверхностей тонкостенных деталей. Детали устанавливают в контейнер и через полости деталей прокачивают гидродинамический поток рабочей среды. Деталям сообщают переносное вращение в плоскости, перпендикулярной движению потока. Скорость движения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639398
Дата охранного документа: 21.12.2017
19.01.2018
№218.016.0728

Устройство и способ управления самочувствительным ультразвуковым пьезоэлектрическим двигателем

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в устройствах микро- и нанопозиционирования различного назначения, замыкания контактов, системах автоматики, индикации и других. Техническим результатом является упрощение конструкции, уменьшение массогабаритных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002631332
Дата охранного документа: 21.09.2017
13.02.2018
№218.016.22c9

Многофункциональное транспортное средство

Изобретение относится к транспортным средствам. Многофункциональное транспортное средство состоит из двигателя, кабины, гусеничного движителя, тележки, платформы. Тележка многофункционального шасси состоит из двух полурам, которые шарнирно соединены между собою. Поворот осуществляется при...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002641951
Дата охранного документа: 23.01.2018
Showing 1-4 of 4 items.
10.04.2016
№216.015.2df1

Система светосигнальных огней автомобиля

Изобретение относится к области автомобильной светотехники. Система светосигнальных огней автомобиля содержит фонарь в корпусе со светодиодами, размещенными на плате. Источники света выполнены на RGB светодиодах. Управляющий режимами работы системы микроконтроллер соединен с платой по...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002579375
Дата охранного документа: 10.04.2016
26.06.2019
№219.017.91ec

Способ измерения уровня жидкости

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения уровня жидкостей в закрытых резервуарах. Техническим результатом является повышение точности измерения уровня. В способе измерения уровня жидкости, заключающемся в излучении зондирующего акустического импульса...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002692409
Дата охранного документа: 24.06.2019
06.07.2020
№220.018.2fee

Интегрирующий аналого-цифровой преобразователь напряжения

Изобретение относится к информационно-измерительной технике, в частности, к устройствам измерения электрического напряжения. Техническим результатом является повышение точности преобразования напряжения в код за счет оценки составляющей погрешности от краевых эффектов в многотактных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002725678
Дата охранного документа: 03.07.2020
11.05.2023
№223.018.53c8

Способ определения емкости датчика и измерительная цепь для его осуществления

Изобретение относится к электроизмерительной технике, а именно к способам для измерения емкости датчика. Способ определения емкости датчика заключается в формировании двух гармонических напряжений на измеряемой и образцовой емкостях датчика, сдвинутых относительно друг друга на 90°. Компенсацию...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002795381
Дата охранного документа: 03.05.2023
+ добавить свой РИД