×
09.06.2018
218.016.5eb7

Результат интеллектуальной деятельности: АВТОМАТ ПЕРЕКОСА

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям систем управления несущими винтами. Автомат перекоса содержит установленный в расточке якоря шариковый однорядный подшипник с разрезным внутренним кольцом, опирающимся на заплечик корпуса и на навинченную на корпус гайку. Внутри упомянутого корпуса размещены два сухаря из антифрикционного материал со сферическими внутренними поверхностями, контактирующие с ползуном и зафиксированные упором с резьбой. Наружное кольцо шарикового радиально-упорного однорядного подшипника установлено в отверстии якоря и посредством винтов зажато между двумя дисками, плоские наружные поверхности которых контактируют с лабиринтами, которые имеют кольцевые канавки для размещения колец из эластичного материала, контактирующие с кольцевыми проточками в корпусе и в гайке. Отверстия в стеблях корпуса для соединения с тягами продольного и поперечного управления и отверстия в проушинах якоря для шарниров тяг управления шагами лопастей несущего винта размещены в одной общей плоскости, а корпус связан шарнирно реактивной тягой с корпусом вертолета. Обеспечивается увеличение ресурса, повышение надежности. 2 ил.

Изобретение относится к области авиастроения и может быть использовано в системах управления несущими винтами.

Известна трансмиссия вертолета, имеющая автоматы перекоса, связанные механически посредством тяги с рычагами, соединенными с опорными узлами лопастей несущего винта (см. кн. Вахитов А.В. Вертолет Ка-26. - М.: Транспорт, 1973, стр. 61). Автомат перекоса содержит тарелку с рычагами продольного и поперечного управления и ротор с рычагами для связи посредством тяг с лопастями несущего винта, а также шлиц-шарниры.

Недостатком этого устройства является сложность, плохая защищенность узлов трения и подшипников от воздействия окружающей среды.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к заявляемому является автомат перекоса (RU 2402457 C1, В64С 27/32, 27.10.2010), включающий корпус, якорь, колонку несущего винта, вал на роликовых подшипниках, установленный внутри колонки, шаровой подшипник, радиально-упорный подшипник скольжения, а также тяги управления.

Недостатком этого устройства является плохая защищенность узлов трения, большие фрикционные потери и невысокий КПД.

Снижение трудоемкости обслуживания и сокращение времени, затрачиваемого на регламентные работы за счет использования герметичного исполнения.

Задачей данного изобретения является создание автомата перекоса для управления лопастями несущего винта вертолета конструктивно простого и обладающего высокой надежностью.

Технический результат - увеличение ресурса, повышение надежности.

Указанная задача решается применением автомата перекоса, включающего корпус, якорь, колонну несущего винта, вал, установленный внутри колонны, шаровые подшипники, а также тяги управления, а технический результат достигается тем, что он содержит установленный в расточке якоря шариковый однорядный подшипник с разрезным внутренним кольцом, опирающимся на заплечик корпуса и на навинченную на корпус гайку, внутри упомянутого корпуса размещены два сухаря из антифрикционного материала со сферическими внутренними поверхностями, контактирующие с ползуном и зафиксированные упором с резьбой, причем наружное кольцо шарикового радиально-упорного однорядного подшипника установлено в отверстии якоря и, посредством винтов, зажато между двумя дисками, плоские наружные поверхности которых контактируют с лабиринтами, которые имеют кольцевые канавки для размещения колец из эластичного материала, контактирующие с кольцевыми проточками в корпусе и в гайке, отверстия в двух стеблях корпуса для соединения с тягами продольного и поперечного управления и отверстия в проушинах якоря для шарниров тяг управления шагами лопастей несущего винта размещены в одной общей плоскости, а корпус связан шарнирно реактивной тягой с корпусом вертолета.

Конструкция автомата перекоса поясняется чертежами: на фиг. 1 показан вертикальный разрез автомата перекоса; на фиг. 2 - вторая проекция устройства.

Автомат перекоса установлен на колонне 1 (фиг. 1), связанной с редуктором несущего винта вертолета (на чертеже не показан) посредством сферического шарнирного подшипника, образованного ползуном 2 и двумя сухарями 3 из антифрикционного материала со сферическими внутренними поверхностями, размещенными в расточке корпуса 4 и фиксированными при помощи упора 5 с резьбой, ввинченного в соответствующее отверстие корпуса 4 с возможностью воздействия на величину зазора между сухарями 3 и сферической поверхностью ползуна 2. Упомянутый упор 5 установлен и закреплен в нужном положении фиксатором 6.

На наружной цилиндрической поверхности корпуса 4 размещен шариковый однорядный радиально-упорный подшипник 7 с разрезным внутренним кольцом. Наружное кольцо шарикового радиально-упорного однорядного подшипника установлено в отверстии якоря 8 и, посредством винтов 9, зажато между двумя дисками 10, плоские наружные поверхности которых контактируют с лабиринтами 11, которые имеют кольцевые канавки для размещения колец 12 из эластичного материала, например резины.

Части внутреннего кольца шарикового радиально-упорного однорядного подшипника 7 опираются на заплечик корпуса 4 и на гайку 13, проточка которой использована для размещения лабиринта 11 и кольца 12. Аналогично размещены лабиринт 11 и кольцо 12 в соответствующей расточке корпуса 4. Корпус 4 имеет два взаимно перпендикулярных стебля А, предназначенных для взаимодействия с тягой продольного управления 14 и тягой поперечного управления 15, а цапфа Б сферическим шарнирным подшипником 16 соединена с реактивной тягой 17, связанной шарнирно с корпусом вертолета или редуктора его несущего винта.

Якорь 8 имеет две спицы с пазами, шарнирно связанные с тягами 18 и 19 управления основным и дифференциальным шагами лопастей несущего винта, а также прилив Г (фиг. 2) и сферический шарнирный подшипник 20 для взаимодействия со шлиц-шарниром (на чертеже не показан), допускающим перемещение ползуна 2 вдоль колонны 1 за счет воздействия на его цапфы Д системой управления винтом вертолета и исключающим возможность вращения якоря 8 относительно вала 21 и ступицы несущего винта. Детали шлиц-шарнира и ступицы винта на чертеже не показаны.

Внутренние полости Е заполнены пластичным смазочным материалом. Отверстия в стеблях корпуса для шарниров тяг продольного и поперечного управления и отверстия в проушинах якоря для шарниров тяг управления шагом лопастей размещены в одной общей плоскости.

Работает автомат перекоса следующим образом.

Вращение вала 21, связанного со ступицей несущего винта и, посредством шлиц-шарнира, с якорем 8 приводит несущий винт в движение, при этом тяги 18 и 19, связанные шарнирно с соответствующими рычагами лопастей несущего винта, поворачивают лопасти на угол атаки, определяемый осевым положением ползуна 2, управляемого через цапфы Д рукояткой управления вертолета (на чертеже не показана), которая соединена также с тягами продольного управления 14 и поперечного управления 15 кинематически, воздействием на которые устанавливается дифференциальный угол атаки лопастей, соответствующий выбранному режиму полета вертолета за счет наклона якоря 8 на требуемый угол. Синхронность вращения якоря 8 и вала 21 обеспечивается шлиц-шарниром.

Герметизация полости Е осуществляется лабиринтами 11 за счет упругой деформации колец 12 прижатыми к дискам 10 и образующими торцевые уплотнения. Возникающие в этих уплотнениях моменты трения воспринимаются посредством сферического шарнирного подшипника 16 через тягу 17 корпусом (фюзеляжем) вертолета.

В процессе сборки автомата перекоса зазор между сухарями 3 и сферой ползуна 2 регулируется ввинчиванием упора 5. Зазор в радиально-упорном подшипнике 7 устанавливается гайкой 13.

Применение предложенного автомата перекоса обеспечивает повышение надежности. Кроме того, упрощается система управления вертолетом за счет расположения шарниров тяг продольного и поперечного управления в общей плоскости с шарнирами управления основным и дифференциальным шагами лопастей несущего винта.

Таким образом, осуществляется надежное воздействие на углы атаки лопастей несущего винта вертолета и обеспечение необходимого шага лопастей на всех режимах полета вертолета.

Итак, заявленное изобретение позволяет повысить надежность. Кроме того, упрощается система управления вертолетом за счет расположения шарниров тяг продольного и поперечного управления в общей плоскости с шарнирами управления основным и дифференциальным шагами лопастей несущего винта.

Автомат перекоса, включающий корпус, якорь, колонну несущего винта, вал на роликовых подшипниках, установленный внутри колонны, шаровой подшипник, а также тяги управления, отличающийся тем, что он содержит установленный в расточке якоря шариковый однорядный радиально-упорный подшипник с разрезным внутренним кольцом, опирающимся на заплечик корпуса и на навинченную на корпус гайку, кроме того, внутри упомянутого корпуса размещены два сухаря из антифрикционного материала со сферическими внутренними поверхностями, контактирующими с ответной сферической поверхностью ползуна, зафиксированные упором с резьбой, причем наружное кольцо шарикового радиально-упорного однорядного подшипника установлено в отверстии якоря и посредством винтов зажато между двумя дисками, плоские наружные поверхности которых контактируют с лабиринтами, которые имеют кольцевые канавки для размещения колец из эластичного материала, контактирующие с кольцевыми проточками в корпусе и в гайке, причем отверстия в стеблях корпуса для соединения с тягами продольного и поперечного управления и отверстия в проушинах якоря для шарниров тяг управления шагами лопастей несущего винта размещены в одной общей плоскости, а корпус связан шарнирно реактивной тягой с корпусом вертолета.
АВТОМАТ ПЕРЕКОСА
АВТОМАТ ПЕРЕКОСА
АВТОМАТ ПЕРЕКОСА
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 146 items.
26.08.2017
№217.015.edc7

Способ изготовления комбинированной полой лопатки турбомашины из алюминиевого сплава

Изобретение относится к способам изготовления лопаток турбомашин. Способ изготовления полой лопатки турбомашины из алюминиевого сплава заключается в формировании элементов спинки и корыта лопатки путем придания пластинам из алюминиевого сплава заданного профиля и размеров, их фиксации,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002628843
Дата охранного документа: 22.08.2017
29.12.2017
№217.015.f0b8

Способ диагностики помпажа компрессора газотурбинного двигателя и устройство для его реализации

Группа изобретений относится к способу диагностики помпажа компрессора газотурбинного двигателя и устройству для диагностики помпажа компрессора газотурбинного двигателя. Техническим результатом является повышение достоверности и быстродействия определения начала помпажа на всех режимах работы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002638896
Дата охранного документа: 18.12.2017
19.01.2018
№218.016.02c3

Способ управления стартер-генератором, интегрированным в газотурбинный двигатель, при коротком замыкании

Изобретение относится к области энергомашиностроения и может быть использовано в авиационных стартер-генераторах, интегрированных в авиационный газотурбинный двигатель. Технический результат: стабильная работа системы защиты от короткого замыкания в стартер-генераторе при высокой температуре...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002630285
Дата охранного документа: 06.09.2017
19.01.2018
№218.016.05f3

Электропривод летательного аппарата (варианты)

Группа изобретений относится к авиакосмическим летательным аппаратам. Электропривод для летательного аппарата содержит корпус, шарико-винтовую пару, состоящую из гайки и винта, аксиальный подшипник, электродвигатель, зубчатую передачу, датчик положения ротора, демпфер и систему управления....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002630966
Дата охранного документа: 15.09.2017
19.01.2018
№218.016.0c45

Форсунка с ультразвуковым излучателем

Изобретение может быть использовано в системах топливоподачи двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Предложена топливная форсунка для ДВС, содержащая составной корпус 1 с топливным каналом высокого давления 7, распылитель 3 с иглой 2, штангу 5. В верхней части корпуса 1 форсунки закреплен...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002632639
Дата охранного документа: 06.10.2017
20.01.2018
№218.016.10cf

Способ низкотемпературного ионного азотирования титановых сплавов

Изобретение относится к металлургической промышленности, а именно к химико-термической обработке поверхности изделий из титановых сплавов, и может быть использовано при изготовлении деталей двигателей, работающих в условия износа, в медицине и других отраслях промышленности. Способ...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002633867
Дата охранного документа: 18.10.2017
20.01.2018
№218.016.153d

Устройство защиты от короткого замыкания высокотемпературного стартер-генератора обращённой конструкции

Использование: в области электротехники. Технический результат: защита от короткого замыкания стартер-генератора обращенной конструкции в составе газотурбинного двигателя в температурном режиме до 450°С за счет механического расцепления статора с неподвижным стержнем, сопровождающегося...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002634836
Дата охранного документа: 07.11.2017
20.01.2018
№218.016.1b7e

Гибридный магнитный подшипник с использованием сил лоренца (варианты)

Изобретение относится к области энергомашиностроения и может быть использовано для обеспечения бесконтактного вращения ротора электрических машин. Отличие по первому варианту гибридного магнитного подшипника с использованием сил Лоренца состоит в том, что введены две управляющие m-фазные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002636629
Дата охранного документа: 24.11.2017
20.01.2018
№218.016.1d36

Способ изготовления полой лопатки газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области обработки металлов давлением и может быть использовано для изготовления полой лопатки вентилятора газотурбинного двигателя из титанового сплава. Используют трехслойные заготовки обшивок и/или заполнителя, причем внешние слои заготовок выполняют из титанового...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002640692
Дата охранного документа: 11.01.2018
20.01.2018
№218.016.1d3f

Способ упрочнения и формирования винтового арматурного стержня

Изобретение относится к области упрочнения и формирования винтового профиля, в частности арматурных стержней, используемых для изготовления железобетонных элементов. Способ включает скручивание арматурной заготовки вокруг своей продольной оси. Повышение прочности арматурных стержней...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002640705
Дата охранного документа: 11.01.2018
Showing 1-7 of 7 items.
20.11.2013
№216.012.82dc

Способ ремонта надземного (балочного) перехода трубопровода

Изобретение относится к ремонту линейной части магистральных трубопроводов, в частности к ремонту надземных (балочных) переходов, пересекающих временные (постоянные) водотоки переводом их в подземный вариант. До начала ремонтных работ ниже по течению сооружают технологическую запруду с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499176
Дата охранного документа: 20.11.2013
20.02.2015
№216.013.277d

Редуктор вертолёта

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям трансмиссий вертолетов. Редуктор вертолета содержит корпус, в котором размещены конические зубчатые колеса, связанные с валами несущих винтов вертолета, коническая шестерня, образующая зацепления с вышеуказанными коническими...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002541566
Дата охранного документа: 20.02.2015
20.02.2015
№216.013.2780

Редуктор вертолёта соосной схемы

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям трансмиссий легких вертолетов соосной схемы. Редуктор вертолета соосной схемы содержит корпус, с установленными вертикально и коаксиально внутри него, с возможностью вращательного движения, пустотелые валы. На одном конце...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002541569
Дата охранного документа: 20.02.2015
10.08.2015
№216.013.6dd6

Трансмиссия вертолета

Изобретение относится к области авиастроения, в частности к конструкциям трансмиссий вертолетов. Трансмиссия вертолета, содержит двигатель, посредством муфты своим валом соединенный с ведущим валом редуктора, кинематически связанным с валом несущего винта вертолета, со ступицей винта, несущей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002559676
Дата охранного документа: 10.08.2015
10.05.2018
№218.016.3afc

Передача винт-гайка

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к устройствам преобразования вращательного движения в поступательное. Передача винт-гайка содержит винт, сопряженный с гайкой. Гайка выполнена в виде нескольких сегментов, имеющих внутреннюю резьбу, профиль, шаг которой и угол...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002647394
Дата охранного документа: 15.03.2018
07.09.2018
№218.016.841c

Устройство для укладки гибкого тягового органа на барабан лебедки

Изобретение относится области подъемно-транспортного машиностроения и может быть использовано для укладки проволоки на барабан лебедки при очистке насосно-компрессорных труб нефтяных скважин от парафина. Устройство для укладки гибкого тягового органа на барабан лебедки содержит основание,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002665999
Дата охранного документа: 05.09.2018
18.03.2020
№220.018.0cd9

Синхронизирующая зубчатая передача паровой винтовой машины

Изобретение относится к области энергетического машиностроения. Синхронизирующая зубчатая передача паровой винтовой машины содержит два ротора, связанные между собой. На хвостовиках роторов установлены шестерня и ступица. На ступице установлено зубчатое колесо и зубчатый компенсатор с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002716805
Дата охранного документа: 16.03.2020
+ добавить свой РИД