×
09.06.2018
218.016.5cf9

Результат интеллектуальной деятельности: Штифтовое соединение для вала турбомашины

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области турбомашиностроения, преимущественно к авиадвигателестроению, а именно к штифтовым соединениям частей вала турбины низкого давления (ТНД) газотурбинного двигателя. Штифтовое соединение для вала турбомашины, состоящее по меньшей мере из двух соосно расположенных частей вала (1, 3), с выполненными на их торцах выступом (4) и ответным пазом (2) соответственно, и соединенных между собой штифтами (5). Штифты (5) расположены в окружном направлении вала. Штифты (5) установлены наклонно к радиальному направлению относительно оси вала, причем угол наклона (6) каждого следующего штифта (5) выполнен в отличную от предыдущего сторону. Углы наклонов (6) штифтов (5) к радиальному направлению относительно оси вала равны. Углы наклонов (6) штифтов (5) к радиальному направлению относительно оси вала образуют острый угол не более 15°. Изобретение обеспечивает увеличение прочности и надежности штифтового соединения с наклонными штифтами, за счет увеличения площади поверхности среза последних и восприятия центробежных нагрузок не только натягом и вальцовкой удерживающих штифт вдоль оси, но и боковой поверхностью штифта, частично снимающей нагрузку в поперечном направлении, а также в частных случаях реализации позволяет сохранить существующие заготовки частей вала ТНД, используемые для соединения радиальными штифтами. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области турбомашиностроения, преимущественно к авиадвигателестроению, а именно к штифтовым соединениям частей вала турбины низкого давления (ТНД) газотурбинного двигателя.

Известно штифтовое соединение для вала ТНД авиационного газотурбинного двигателя, содержащее по меньшей мере две соосно расположенные части вала ТНД, с выполненными на торцах выступом и ответным пазом соответственно, и соединенных между собой штифтами, расположенными в окружном направлении вала ТНД (Основы конструирования, производства и эксплуатации авиационных газотурбинных двигателей и энергетических установок в системе CALS технологий: в 3 кн. / Н.Н. Сиротин, А.С. Новиков, А.Г. Пайкин, А.Н. Сиротин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Наука, 2011. Кн. 1: Конструкция и прочность ГТД и ЭУ. - 2011. -1087 с., см. стр. 528, рис. 10.20).

Недостатками известного штифтового соединения частей вала ТНД турбомашины является радиальное расположение штифтов, что в случае недостаточного натяга и/или некачественной развальцовки может привести к потере штифта в результате действия центробежных сил в работе, а также восприятие штифтом передаваемой соединением срезающей нагрузки по площади среза, подобной кругу, то есть минимальная площадь среза для штифта.

Техническим результатом, достигаемым при использовании заявленного изобретения, является устранение описанных недостатков, что увеличивает прочность и надежность вновь разрабатываемого штифтового соединения с наклонными штифтами, относительно радиальных штифтов, за счет увеличения площади поверхности среза последних и восприятия центробежных нагрузок не только натягом и вальцовкой удерживающих штифт вдоль оси, но и боковой поверхностью штифта, частично снимающей нагрузку в поперечном направлении, а также в частных случаях реализации позволяет сохранить существующие заготовки частей вала ТНД, используемые для соединения радиальными штифтами.

Указанный технический эффект достигается тем, что в известном штифтовом соединении для вала ТНД, состоящем по меньшей мере из двух соосно расположенных частей вала, с выполненными на их торцах выступом и ответным пазом соответственно, и соединенных между собой штифтами, расположенными в окружном направлении вала. При этом штифты установлены наклонно к радиальному направлению относительно оси вала, причем угол наклона каждого следующего штифта выполнен в отличную от предыдущего сторону.

Кроме того, углы наклонов штифтов к радиальному направлению относительно оси вала равны.

При этом, углы наклонов штифтов к радиальному направлению относительно оси вала образуют острый угол не более 15°.

Выполнение штифтов с углом наклона оси к радиальному направлению относительно оси вала ТНД увеличивает площадь поверхности среза последних, а также снижает вероятность потери штифта в работе от действия центробежных сил, что повышает прочность и надежность штифтового соединения конструкции вала ТНД.

Выполнение угла наклона оси к радиальному направлению каждого следующего в окружном направлении штифта в отличную от предыдущего сторону, в частном случае реализации, в противоположную сторону от предыдущего, позволяет увеличить расстояние между отверстиями под штифты на каждой части вала ТНД, тем самым снизив влияние зон концентрации напряжений вокруг последних друг на друга, что повышает прочность и надежность штифтового соединения конструкции вала ТНД.

Выполнение углов наклонов штифтов к радиальному направлению относительно оси вала ТНД равными позволяет равномерно распределить передаваемую нагрузку на большую часть области штифтового соединения, что повышает прочность и надежность штифтового соединения конструкции вала ТНД.

Выполнение угла наклона оси штифтов к радиальному направлению относительно оси вала ТНД с образованием острого угла не более 15° позволяет в частном случае реализации использовать заготовки отдельных частей существующего вала ТНД, предназначенных для соединения радиальными штифтами.

На чертеже представлен вариант установки штифтов, плоскость угла наклона каждого из которых проходит через ось вала ТНД турбореактивного двигателя.

Штифтовое соединение для вала ТНД авиационного ГТД, содержащее часть 1 вала ТНД, на торце которой выполнен цилиндрический паз 2, и ответную часть 3 вала ТНД, на торце которой выполнен цилиндрический выступ 4 с возможностью входить в паз 2 и контактировать по меньшей мере с одной поверхностью последнего. При этом в области соединения частей 1, 3 вала ТНД наклонно установлены штифты 5, ось каждого из которых наклонена к радиальному направлению относительно оси вала ТНД, при этом угол наклона 6 (α) расположен в плоскости, проходящей через ось вала ТНД, а наклон каждого последующего штифта 5 в окружном направлении выполнен в противоположную сторону от предыдущего. Данный частный вариант штифтового соединения позволяет увеличить передаваемую последним срезающую нагрузку и повысить его надежность относительно традиционного соединения с радиальными штифтами. При этом, для выполнения данного штифтового соединения возможно использовать существующие заготовки частей вала ТНД, так как для них можно использовать угол наклона оси штифтов 5 до 15° включительно при том же диаметре штифтов 5. Иначе осевой размер паза 2 на части 1 вала и выступа 4 на ответной части 3 вала ТНД должен быть увеличен. Использование существующих заготовок частей 1, 3 вала ТНД также влияет на надежность соединения в лучшую сторону, так как производство новых заготовок требует освоения нового технологического процесса их производства, что на ранних этапах может привести к ряду технологических дефектов. А использование существующих заготовок сохраняет известную вероятность технологических дефектов, что по совокупности признаков увеличивает надежность штифтового соединения.

При сборке штифтового соединения выступ 4 ответной части 3 вала ТНД заводят в паз 2, выполненный на торце части 1, обеспечив при этом посадку с натягом по контактирующим цилиндрическим поверхностям (например, разогреванием охватывающей детали). После чего, устанавливают собранные части 1, 3 вала ТНД на сверлильный станок и выполняют совместные наклонные отверстия под штифты 5. Далее устанавливают с натягом штифты 5 в совместные отверстия и завальцовывают по наружной поверхности вала ТНД.

В процессе работы ТНД газотурбинного двигателя основные нагрузки (осевая сила, крутящий момент) передаются с ответной части 3 вала ТНД на часть 1. Эти нагрузки большей своей частью воспринимаются штифтами 5, которые дополнительно нагружены центробежными силами, действующими в радиальном направлении. Прочность и надежность соединения, при этом, обеспечивается прочностью штифтов 5 и соединяемых частей 1, 3 вала ТНД в области паза 2 и выступа 4. Наклон оси штифтов 5 увеличивает площадь поверхности среза последних, которая подобна эллипсу, что снижает напряжения среза в штифтах 5. Это также увеличивает расстояние между отверстиями под штифты 5, что снижает влияние зон концентрации напряжений вокруг отверстий друг на друга и увеличивает область передачи нагрузки, что увеличивает прочность вала ТНД вокруг штифтового соединения.

Наклонное расположение штифтов 5 к радиальному направлению позволяет частично воспринимать центробежные силы, действующие на штифты 5, боковой поверхностью последних, что помогает удерживать их в отверстиях и повышает надежность соединения.

Реализация штифтового соединения частей 1, 3 вала ТНД газотурбинного двигателя с наклонными штифтами 5 позволяет передавать большие срезающие нагрузки через штифты 5 и работать последним в поле больших центробежных сил, что повышает прочность и надежность соединения в целом.


Штифтовое соединение для вала турбомашины
Штифтовое соединение для вала турбомашины
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 71 items.
29.12.2017
№217.015.f69c

Способ управления двухроторным газотурбинным двигателем

Изобретение относится к области авиационной техники, к способам управления двухроторным газотурбинным двигателем. При останове двигателя генерируемую вращением вала ротора низкого давления электроэнергию передают на электродвигатель-генератор вала ротора высокого давления, для создания...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639260
Дата охранного документа: 20.12.2017
29.12.2017
№217.015.f907

Способ регулирования авиационного турбореактивного двигателя

Изобретение относится к системам регулирования, оптимизирующим параметры турбореактивного двигателя (ТРД) в зависимости от целей полета самолета. При осуществлении способа предварительно для данного типа двигателей со штатной программой регулирования проводят его испытания на максимальном и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639409
Дата охранного документа: 21.12.2017
29.12.2017
№217.015.f961

Компенсатор относительных перемещений внутреннего и внешнего корпусов турбомашины

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к конструкции компенсаторов относительных перемещений внутреннего и внешнего корпусов турбомашин. Компенсатор относительных перемещений внутреннего и внешнего корпусов турбомашины содержит жестко закрепленный на внутреннем корпусе...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639399
Дата охранного документа: 21.12.2017
29.12.2017
№217.015.f98b

Охлаждаемая турбина двухконтурного газотурбинного двигателя

Охлаждаемая турбина двухконтурного газотурбинного двигателя содержит сопловой аппарат турбины с сопловыми лопатками, диск с рабочими лопатками, установленными в проточной части турбины, многоканальный воздуховод. Многоканальный воздуховод проходит через внутренние полости сопловых лопаток, его...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639443
Дата охранного документа: 21.12.2017
20.01.2018
№218.016.1b72

Механизм передачи крутящего момента агрегатам турбореактивного двигателя (трд), центральная коническая передача (цкп) трд, главная коническая шестерённая пара цкп трд, корпус цкп трд, ведущее зубчатое коническое колесо цкп, ведомое зубчатое коническое колесо цкп, узел цкп трд

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения. Единый механизм передачи крутящего момента агрегатам двухвального, двухконтурного авиационного ТРД, имеющего газодинамически связанные между собой соосные валы РВД и РНД, включает соединенные с РВД с возможностью передачи агрегатам...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002636626
Дата охранного документа: 24.11.2017
20.01.2018
№218.016.1d6b

Узел уплотнения газовой турбины

Изобретение относится к авиадвигателестроению и может быть использовано в конструкциях узла уплотнения турбин авиационных газотурбинных двигателей и газотурбинных установках наземного применения. Узел уплотнения газовой турбины содержит кольцевой корпус (1) с установленной на нем кольцевой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002640974
Дата охранного документа: 12.01.2018
20.01.2018
№218.016.1d99

Способ диагностики технического состояния двухконтурного газотурбинного двигателя при эксплуатации

Изобретение относится к области измерительной техники, к испытаниям, доводке, диагностике и эксплуатации реактивных двигателей, а конкретно к способам диагностики технического состояния двухконтурного газотурбинного двигателя по газодинамическим параметрам потока. Диагностику технического...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002640972
Дата охранного документа: 12.01.2018
20.01.2018
№218.016.1e3e

Маслосистема газотурбинного двигателя маневренного самолета

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и касается масляной системы газотурбинного двигателя маневренного самолета. Перепускной клапан установлен за топливомасляным теплообменником, а выход из перепускного клапана сообщен трубопроводом с внутренней полостью...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002640900
Дата охранного документа: 12.01.2018
17.02.2018
№218.016.2a88

Единый механизм передачи крутящего момента агрегатам газотурбинного двигателя (варианты)

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения, а именно к газотурбинным двигателям газоперекачивающего агрегата. Единый механизм передачи крутящего момента агрегатам двигателя включает газодинамически связанные между собой соосные валы РВД и РНД модуля газогенератора и вал ротора...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002642955
Дата охранного документа: 29.01.2018
04.04.2018
№218.016.2ead

Единый механизм передачи крутящего момента агрегатам газотурбинного двигателя (варианты)

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения, а именно к газотурбинным двигателям газоперекачивающего агрегата. Единый механизм передачи крутящего момента агрегатам двигателя включает газодинамически связанные между собой соосные валы роторов высокого давления (РВД) и роторов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002644497
Дата охранного документа: 12.02.2018
Showing 1-10 of 47 items.
27.04.2014
№216.012.be93

Упругодемпферная опора ротора турбомашины

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к конструкции упругодемпферных опор роторов турбомашин. Техническим результатом, достигаемым при использовании заявленной упругодемпферной опоры ротора турбомашины, является существенное снижение напряжений в балочках разрезной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002514527
Дата охранного документа: 27.04.2014
10.08.2014
№216.012.e8bc

Упругодемпферная опора ротора турбомашины

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к конструкции упругодемпферных опор роторов турбомашин. Техническим результатом, достигаемом при использовании заявленной упругодемпферной опоры ротора турбомашины, является снижение напряжений в упругом элементе опоры и, как...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002525373
Дата охранного документа: 10.08.2014
27.09.2014
№216.012.f7cf

Упругая опора ротора турбомашины

Изобретение относится к энергетике. Упругая опора ротора турбомашины, содержащая установленный на валу радиальный подшипник, корпус которого соединен со статорным элементом, причём статорный элемент снабжен прорезями с образованными между ними балочками, сориентированными в радиальном...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002529276
Дата охранного документа: 27.09.2014
10.12.2014
№216.013.0fb2

Упругая опора с регулируемой жесткостью для стендовых динамических испытаний роторов турбомашин

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции упругих опор с изменяемой податливостью, применяемых в стендовых динамических испытаниях роторов турбомашин. Упругая опора с регулируемой жесткостью содержит подшипник, статорный элемент, жестко закрепленный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002535435
Дата охранного документа: 10.12.2014
27.01.2015
№216.013.210d

Упругодемпферная опора ротора турбомашины

Упругодемпферная опора ротора турбомашины содержит подшипник, установленный на валу, статорный элемент. Статорный элемент содержит обечайку и закрепленную на наружном кольце подшипника обечайку. Последняя обечайка соединена со статорным элементом посредством разрезной втулки и образует с ним...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539909
Дата охранного документа: 27.01.2015
20.02.2015
№216.013.27b6

Упругая опора ротора турбомашины

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к конструкции упругих опор роторов турбомашин. Упругая опора содержит установленный на валу подшипник, статорный элемент, обечайку, по меньшей мере, две спицы и кольцевой элемент с фланцем. Обечайка закреплена на наружном кольце...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002541623
Дата охранного документа: 20.02.2015
20.04.2015
№216.013.4161

Компенсатор относительных перемещений внутреннего и внешнего корпусов турбомашины

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к конструкции компенсаторов относительных перемещений внутреннего и внешнего корпусов турбомашин. Компенсатор содержит полый элемент, проходящий сквозь внутренний и внешний корпуса. Полый элемент выполнен жестким и закреплен на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002548235
Дата охранного документа: 20.04.2015
27.05.2015
№216.013.4dde

Опора ротора турбомашины

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к конструкции опор роторов турбомашин. Опора ротора турбомашины содержит корпус, по меньшей мере один участок которого выполнен симметричным относительно оси опоры, а также установленный на валу подшипник, наружная обойма которого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002551452
Дата охранного документа: 27.05.2015
27.08.2015
№216.013.7457

Упругая опора ротора турбомашины

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к конструкции упругих опор роторов турбомашин. Упругая опора ротора турбомашины содержит корпус, подшипник, наружное кольцо которого выполнено с фланцем, и упругие элементы. Каждый упругий элемент выполнен в виде балки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002561358
Дата охранного документа: 27.08.2015
10.02.2016
№216.014.c50f

Упругая опора ротора турбомашины

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к конструкции упругих опор роторов турбомашин. Упругая опора ротора турбомашины содержит установленный на валу радиальный подшипник, наружное кольцо которого соединено с корпусом, в котором выполнены прорези с образованием между ними...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002574945
Дата охранного документа: 10.02.2016
+ добавить свой РИД