×
29.05.2018
218.016.5351

Результат интеллектуальной деятельности: ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНЫЙ ТЯГОВЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД АВТОНОМНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002653945
Дата охранного документа
15.05.2018
Аннотация: Изобретение относится к электрическим тяговым системам транспортных средств. Энергоэффективный тяговый электропривод автономного транспортного средства содержит первичный дизельный двигатель, синхронный генератор переменного тока, управляемый выпрямитель и автономный инвертор напряжения, выполненные на основе полностью управляемых полупроводниковых ключей, два измерительных блока, асинхронный тяговый двигатель, датчик напряжения, конденсатор, тормозной резистор и систему управления. Резистор, соединенный последовательно с коммутатором, подключен параллельно между выходами выпрямителя и входами инвертора. Система управления получает информацию о действующих значениях токов и напряжений, поступающую с измерительных блоков и датчика напряжения, и формирует управляющие воздействия, поступающие на выводы управления полностью управляемых полупроводниковых ключей и коммутатора. Технический результат изобретения заключается в повышении энергетических показателей системы электропривода. 3 ил.

Изобретение относится к дизель-электрической системе привода автомобильного и железнодорожного транспорта и может быть использовано на транспортных средствах с автономным источником энергии, в частности карьерных автосамосвалах с тяговым электроприводом.

Известна тяговая электротрансмиссия гусеничной машин (патент РФ №2006388, опубл. 30.01.1994 г.), содержащая тепловой двигатель, два механически связанных с ним генератора тока, подключенные через преобразователи напряжения к тяговым электродвигателям, выходные валы которых через редукторы подсоединены к движителям.

Недостатками указанной трансмиссии являются увеличенные массогабаритные параметры трансмиссии, низкая энергоэффективность и низкий коэффициент полезного действия электротрансмиссии, обусловленный наличием дополнительных механических связей.

Известен тяговый теплоэлектрический привод переменного тока (авторское свидетельство СССР №527313, опубл. 05.09.1976 г.), содержащий тепловой двигатель, генератор, неуправляемый выпрямитель, инверторы, соединенные с тяговыми электродвигателями.

К недостаткам данной трансмиссии можно отнести низкие показатели энергетической эффективности системы электропривода и низкое быстродействие при резком изменении нагрузки.

Известна дизель-электрическая система привода с возбуждаемым постоянными магнитами синхронным генератором (патент РФ №2429980, опубл. 27.09.2011 г.). Система содержит дизельный двигатель, возбуждаемый постоянными магнитами, синхронный генератор, двухзвенный вентильный преобразователь напряжения, несколько электрических машин с вращающимся магнитным полем, в частности трехфазные асинхронные двигатели, и тормозной прерыватель.

Недостатком такого электропривода является наличие системы возбуждения генератора от постоянных магнитов, что негативно сказывается на надежности системы электропривода при резко переменном изменении нагрузки, свойственной для системы электропривода карьерных самосвалов.

Известен тяговый электропривод автономного транспортного средства (патент РФ №2139798, опубл. 20.10.1999 г.), принятый за прототип, содержащий m-фазный тяговый генератор переменного тока, управляемый выпрямитель, выполненный на тиристорах, соединенных по схеме m-фазного мостового выпрямителя, и имеющий m входных выводов, подключенных к фазам тягового генератора, и первый и второй выходные выводы, автономный инвертор тока, имеющий выходные выводы, к которым подключен асинхронный тяговый двигатель, и два входных вывода, один из которых соединен с первым выводом управляемого выпрямителя через сглаживающий реактор, а другой - непосредственно со вторым выводом управляемого выпрямителя, и тормозной резистор, отличающийся тем, что в систему тягового электропривода введены дополнительные тиристоры по числу фаз тягового генератора, а тормозной резистор подключен одним выводом к одному из выходных выводов управляемого выпрямителя, а другим - к общей точке соединения одноименных выводов дополнительных тиристоров, другие выводы которых подключены к соответствующим фазам тягового генератора.

Недостатком такого электропривода являются низкая энергетическая эффективность, а также невозможность поддержания нагрузки, необходимой для работы первичного дизельного двигателя в оптимальном режиме при работе системы электропривода в режиме торможения, низкое быстродействие системы привода, обусловленное использованием тиристорных ключей.

Техническим результатом является повышение энергетических показателей системы электропривода и повышение быстродействия системы при резком изменение нагрузки.

Технический результат достигается тем, что устройство дополнительно содержит автономный инвертор напряжения, к выходным выводам которого подключен измерительный блок, а два входных вывода, соединенные с первым и вторым выходными выводами управляемого выпрямителя, управляемый выпрямитель и автономный инвертор напряжения, выполненные на полностью управляемых полупроводниковых ключах, два измерительных блока, каждый из которых содержит два датчика тока и два датчика напряжения, первый измерительный блок, подключен входными выводами к выходным выводам m-фазного тягового генератора переменного тока, а выходными выводами к входным выводам управляемого выпрямителя, второй измерительный блок подключен входными выводами к выходным выводам автономного инвертора напряжения, а выходными выводами к входным выводам асинхронного тягового двигателя, конденсатор, датчик напряжения и тормозной резистор, соединенный последовательно с коммутатором, подключенные параллельно между выходными выводами управляемого выпрямителя и входными выводами автономного инвертора напряжения, систему управления, получающую информацию от измерительных блоков и датчика напряжения и формирующую управляющие воздействия, подаваемые на выводы управления управляемым выпрямителем, автономным инвертором напряжения и коммутатором.

Энергоэффективный тяговый электропривод автономного транспортного средства поясняется следующими фигурами:

фиг. 1 - общая схема устройства;

фиг. 2 - поясняющая схема полностью управляемого полупроводникового ключа;

фиг. 3 - поясняющая схема измерительного блока, где:

1 - первичный дизельный двигатель;

2 - трехфазный синхронный генератор переменного тока;

3 - измерительный блок;

4 - управляемый выпрямитель;

5 - автономный инвертор напряжения;

6 - асинхронный тяговый двигатель;

7 - выходные выводы трехфазного синхронного генератора переменного тока;

8 - входные выводы управляемого выпрямителя;

9 - полностью управляемый полупроводниковый ключ;

10 - выходные выводы управляемого выпрямителя;

11 - датчик напряжения;

12 - конденсатор;

13 - коммутатор;

14 - тормозной резистор;

15 - входные выводы автономного инвертора напряжения;

16 - выходные выводы автономного инвертора напряжения;

17 - входные выводы асинхронного тягового двигателя;

18 - транзистор;

19 - диод;

20 - датчик тока;

21 - система управления.

Энергоэффективный тяговый электропривод автономного транспортного средства содержит (фиг.1) первичный дизельный двигатель 1, соединенный с трехфазным синхронным генератором переменного тока 2, управляемый выпрямитель 4 на основе полностью управляемых полупроводниковых ключей 9, каждый из которых содержит (Фиг.2) параллельно включенные транзистор 18 и диод 19, подключенный входными выводами 8 через измерительный блок 3, содержащий (Фиг. 3) датчики тока 20 и датчики напряжения 11, к выходным выводам 7 трехфазного синхронного генератора переменного тока 2, и имеющий первый и второй выходные выводы 10, автономный инвертор напряжения 5 на основе полностью управляемых полупроводниковых ключей 9, имеющий выходные выводы 16, к которым через измерительный блок 3 подключены входные выводы 17 асинхронного тягового двигателя 6, и два входных вывода 15, к которым параллельно подключены датчик напряжения 11, конденсатор 12, тормозной резистор 14, включенный последовательно с коммутатором 13 и выходные выводы 10 управляемого выпрямителя 4, систему управления 21, получающую информацию о действующих значениях токов и напряжений, поступающую с измерительных блоков 3 и датчика напряжения 11, и формирующую управляющие воздействия, поступающие на выводы управления полностью управляемых полупроводниковых ключей 9 и коммутатора 13.

Энергоэффективный тяговый электропривод автономного транспортного средства работает следующим образом.

В режиме тяги. Первичный дизельный двигатель 1 приводит во вращение вал трехфазного синхронного генератора переменного тока 2, переменное напряжение поступает на выходные выводы 7 трехфазного синхронного генератора переменного тока 2, пройдя через измерительный блок 3 и входные выводы управляемого выпрямителя 8, выпрямляется управляемым выпрямителем 4. Регулируя угол включения полностью управляемых полупроводниковых ключей 9, поддерживают постоянное значение выпрямленного напряжения на конденсаторе 12, измеряемое датчиком напряжения 11, и соответственно на выходных выводах 10 управляемого выпрямителя 4, которое автономным инвертором напряжения 5 преобразуется в переменное напряжение регулируемой частоты, регулируемое переключением полностью управляемых полупроводниковых ключей 9, измеряемое измерительным блоком 3, и подаваемое на входные выводы 17 асинхронного тягового двигателя 6, создающего крутящий момент. Система управления 21, получающая информацию от датчика напряжения 11 и измерительных блоков 3, содержащих датчики тока 20 и напряжения 11, формирует управляющие воздействия, подаваемые на выводы управления полностью управляемых полупроводниковых ключей 9 управляемого выпрямителя 4 и автономного инвертора напряжения 5, таким образом, чтобы управляемый выпрямитель 4 и автономный инвертор напряжения 5 обеспечивали максимальный коэффициент мощности сети.

В режиме торможения. Ротор асинхронного тягового двигатели 6 вращается с частотой большей, чем частота переключения полностью управляемых полупроводниковых ключей 9 автономного инвертора напряжения 5. При протекании тока через входные выводы 17 асинхронного тягового двигателя 6 формируется напряжение на входных выводах 15 автономного инвертора напряжения 5. Полностью управляемые полупроводниковые ключи 9 управляемого выпрямителя 4 включают с углом регулирования 0<αр<π/2, формируемым системой управления 21, таким образом, чтобы момент, создаваемый трехфазным синхронным генератором переменного тока 2, переведенным в двигательный режим, поддерживал оптимальный момент нагрузки на валу первичного дизельного двигателя 1, при увеличении мощности, подаваемой на выходные выводы 7 трехфазного синхронного генератора переменного тока 2, выше допустимого значения, устанавливаемого по условиям режима работы первичного дизельного двигателя 1, системой управления 21 формируется управляющее воздействие, подаваемое на вывод управления коммутатора 13, включающим в цепь тормозной резистор 14. Ток протекает по цепи следующим образом (например, интервал времени 0÷π/3) - от входных выводов 17 асинхронного тягового двигателя 6, проходя через измерительный блок 3, поступает на выходные выводы 16 автономного инвертора напряжения 5, проходя через замкнутый полностью управляемый полупроводниковый ключ 9 поступает на входной вывод 15 автономного инвертора напряжения 5, заряжает конденсатор 12 и поступает на выходной вывод 10 управляемого выпрямителя 4 далее, проходя через замкнутый полностью управляемый полупроводниковый ключ 9 и измерительный блок 3, поступает на выходной вывод 7 трехфазного синхронного генератора переменного тока 2 и далее, пройдя через измерительный блок 3, обратно на входной вывод 8 управляемого выпрямителя 4, при этом избыточная мощность, поступающая от асинхронного тягового двигателя 6, рассеивается в тормозном сопротивлении 14, включаемым в цепь коммутатором 13 по управляющему воздействию, поступающему от системы управления 21.

Технико-экономическая эффективность предложения определяется тем, что снижается потребление топлива и увеличивается ресурс первичного дизельного двигателя за счет уменьшения отложения нагара на форсунках и деталях шатунно-поршневой группы.

Энергоэффективный тяговый электропривод автономного транспортного средства, содержащий m-фазный тяговый генератор переменного тока, управляемый выпрямитель по схеме m-фазного мостового выпрямителя и имеющий m входных выводов, подключенных к фазам тягового генератора, и первый и второй выходные выводы, асинхронный тяговый двигатель, отличающийся тем, что дополнительно содержит автономный инвертор напряжения, к выходным выводам которого подключен измерительный блок, а два входных вывода, соединенные с первым и вторым выходными выводами управляемого выпрямителя, управляемый выпрямитель и автономный инвертор напряжения, выполненные на полностью управляемых полупроводниковых ключах, два измерительных блока, каждый из которых содержит два датчика тока и два датчика напряжения, первый измерительный блок подключен входными выводами к выходным выводам m-фазного тягового генератора переменного тока, а выходными выводами к входным выводам управляемого выпрямителя, второй измерительный блок подключен входными выводами к выходным выводам автономного инвертора напряжения, а выходными выводами к входным выводам асинхронного тягового двигателя, конденсатор, датчик напряжения и тормозной резистор, соединенный последовательно с коммутатором, подключенные параллельно между выходными выводами управляемого выпрямителя и входными выводами автономного инвертора напряжения, систему управления, получающую информацию от измерительных блоков и датчика напряжения и формирующую управляющие воздействия, подаваемые на выводы управления управляемым выпрямителем, автономным инвертором напряжения и коммутатором.
ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНЫЙ ТЯГОВЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД АВТОНОМНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНЫЙ ТЯГОВЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД АВТОНОМНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 204 items.
20.08.2016
№216.015.4da8

Способ получения кобальта с использованием горючих сланцев

Изобретение относится к металлургической промышленности, преимущественно к металлургии кобальта. Способ получения кобальта включает приготовление шихты смешением кобальтсодержащего материала с горючими сланцами в качестве углеродсодержащего восстановителя, которые содержат кварцевый песок,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002595169
Дата охранного документа: 20.08.2016
13.01.2017
№217.015.7831

Способ по добыче и переработке торфа и растительно-торфяных сплавин и устройство для реализации этого способа

Изобретение относится к горнодобывающей отрасли и может быть использовано в торфяной промышленности для добычи и переработки торфа и растительно-торфяных сплавин в акваториях водохранилищ, а также для добычи и переработки торфа на обводненных территориях. Техническим результатом является...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002599117
Дата охранного документа: 10.10.2016
13.01.2017
№217.015.785d

Способ разложения алюминатных растворов при переработке нефелинового сырья

Изобретение относится к области химии и цветной металлургии и может быть использовано при переработке низкокачественного алюминийсодержащего сырья, в том числе нефелинов, методом спекания. Предложенный способ включает деление раствора после первой стадии обескремнивания на содощелочную и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002599295
Дата охранного документа: 10.10.2016
13.01.2017
№217.015.786e

Проходческий комплекс для проведения вспомогательных выработок

Изобретение относится к горному делу, а именно к проходческому комплексу, предназначенному для проведения вспомогательных выработок. Такое решение комплекса обеспечивает четкое оконтуривание призабойной зоны у кровли выработки, уменьшает вес исполнительного органа, что снижает затраты времени...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002599115
Дата охранного документа: 10.10.2016
13.01.2017
№217.015.7924

Состав для предотвращения образования отложений солей при добыче нефти и газа

Изобретение относится к нефтяной и газовой промышленности. Технический результат - повышение эффективности предотвращения выпадения солей в течение длительного времени эксплуатации скважины за счет снижения межфазного натяжения на границе «нефть - ингибирующий раствор» и образования прочных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002599150
Дата охранного документа: 10.10.2016
13.01.2017
№217.015.79e3

Способ борьбы с горными ударами и внезапными выбросами

Изобретение относится к горной промышленности, в частности к способам предотвращения горных ударов и выбросов газа и пыли. Техническим результатом является снижение трудоемкости и повышение эффективности предотвращения динамических явлений в массиве горных пород за счет обеспечения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002599121
Дата охранного документа: 10.10.2016
13.01.2017
№217.015.79ea

Устройство для очистки фильтровой зоны продуктивного пласта

Изобретение относится к нефтедобывающей промышленности и может быть использовано для повышения нефтеотдачи добывающих скважин при многократном гидроимпульсном воздействии на пласт. Устройство для очистки фильтровой зоны продуктивного пласта содержит гидроцилиндр с боковыми отверстиями,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002599122
Дата охранного документа: 10.10.2016
13.01.2017
№217.015.80c2

Устройство регулирования напряжения и передаваемой мощности электрической сети

Изобретение относится к электротехнике и электроэнергетике, а именно к устройствам регулирования напряжения и передаваемой мощности в электрических распределительных сетях переменного тока. Техническим результатом является повышение эффективности регулирования уровня и длительности отклонения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002602086
Дата охранного документа: 10.11.2016
13.01.2017
№217.015.80de

Способ извлечения лантана(iii) из растворов солей

Изобретение относится к способу извлечения лантана (III) из растворов солей. Способ включает флотоэкстракцию с использованием органической фазы, в качестве которой используют изооктиловый спирт, и собирателя, в качестве которого используют ПАВ анионного типа - додецилсульфат натрия в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002602112
Дата охранного документа: 10.11.2016
13.01.2017
№217.015.8141

Устройство для перемещения грузов в скважинах малого диаметра

Изобретение относится к грузоподъемным устройствам и может быть применено для подъема и опускания научно-исследовательской аппаратуры, бурового инструмента в сверхглубоких скважинах малого диаметра при бурении антарктических льдов. Устройство может быть также использовано для контроля и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002602241
Дата охранного документа: 10.11.2016
Showing 1-10 of 10 items.
27.02.2013
№216.012.2cbf

Способ управления электромагнитным моментом асинхронного электродвигателя с короткозамкнутым ротором

Изобретение относится к области электротехники и используется для управления электромагнитным моментом асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором, питающегося от автономного инвертора напряжения, в котором используются полностью управляемые транзисторы IGBT. Техническим результатом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476982
Дата охранного документа: 27.02.2013
20.06.2013
№216.012.4d3b

Подводный газоперекачивающий агрегат для многониточного трубопровода

Изобретение относится к транспортировке углеводородного сырья по проложенным по морскому дну трубопроводам большой протяженности. Газоперекачивающий агрегат имеет охранный кожух, разделенный уплотнениями на отсеки, в которых помещены по отдельности электродвигатель и компрессор, приводным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485353
Дата охранного документа: 20.06.2013
27.10.2013
№216.012.7a9d

Обратимая электротурбодетандерная установка

Изобретение относится к области газовой промышленности и энергетики, в частности к установкам перекачки природного газа и энергетическим установкам, утилизирующим энергию избыточного давления природного газа. Обратимая электротурбодетандерная установка содержит электрическую машину,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002497051
Дата охранного документа: 27.10.2013
10.11.2013
№216.012.8037

Энергосберегающая система управления асинхронным электроприводом

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в системах управления электроприводами общепромышленного применения. Технический результат - снижение энергопотребления частотно-регулируемого асинхронного электропривода при снижении нагрузок двигателя ниже номинальных....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002498496
Дата охранного документа: 10.11.2013
10.11.2013
№216.012.8038

Высокодинамичный бездатчиковый асинхронный электропривод с непосредственным управлением моментом

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах различного отраслевого применения, построенных на основе асинхронного короткозамкнутого двигателя. Технический результат заключается в снижении пульсаций электромагнитного момента за счет обеспечения плавного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002498497
Дата охранного документа: 10.11.2013
20.01.2014
№216.012.9852

Электроприводная перекачивающая станция на морской платформе

Изобретение относится к транспортировке многофазной углеводородной смеси по трубопроводам, проложенным по морскому дну. Перекачивающая станция на морской платформе содержит контейнер. Контейнер разделен на три отсека. Во втором отсеке установлен электродвигатель, ротор которого установлен на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002504693
Дата охранного документа: 20.01.2014
20.05.2014
№216.012.c570

Устройство для тепловой обработки газогидратных залежей

Изобретение относится к горному делу и может применяться для разработки газогидратных залежей, тепловой обработки призабойной зоны скважины и восстановления гидравлической связи пласта со скважиной. Устройство для тепловой обработки газогидратных залежей содержит два корпуса нагревателя,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002516303
Дата охранного документа: 20.05.2014
25.08.2017
№217.015.cabf

Способ управления автономным инвертором напряжения

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в системах управления автономными инверторами напряжения с широтно-импульсной модуляцией для преобразователей частоты, входящих в состав систем электроприводов переменного тока с жесткими требованиями по электромагнитной и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002620129
Дата охранного документа: 23.05.2017
10.05.2018
№218.016.4cbf

Электроэнергетическая система морской буровой платформы

Электроэнергетическая система морской буровой платформы содержит дизельные двигатели и синхронные генераторы, главный распределительный щит, автономные инверторы напряжения, электроприводы переменного тока бурового насоса, роторного стола и спуско-подъемного механизма, измерительные блоки,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652286
Дата охранного документа: 25.04.2018
26.06.2019
№219.017.91fe

Тяговый электропривод автономного транспортного средства

Изобретение относится к электрическим силовым установкам для транспортных средств. Тяговый электропривод автономного транспортного средства содержит синхронный генератор, преобразователь частоты с конденсатором фильтра в звене постоянного тока, автономный инвертор напряжения, асинхронный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002692288
Дата охранного документа: 24.06.2019
+ добавить свой РИД