×
10.05.2018
218.016.4ee4

Результат интеллектуальной деятельности: Способ определения стрелочных переводов и положения остряков

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002652673
Дата охранного документа
28.04.2018
Аннотация: Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к способам и устройствам для идентификации элементов железнодорожного пути, в частности стрелочных переводов, и может быть использовано в компьютеризированных дефектоскопических и путеизмерительных диагностических вагонах, автомотрисах, выполняющих неразрушающий контроль и диагностику рельсового пути с помощью имеющихся мобильных средств. Способ определения стрелочных переводов и положения остряков стрелочных переводов состоит в том, что перемещают дефектоскопическое средство по рельсовому пути, зондируя его, сохраняют результаты зондирований в дефектограмме, оценивают их и определяют фактическое положение остряков стрелочного перевода и текущее направление движения дефектоскопического средства. При зондированиях обнаруживают рельсовые стыки, при оценке вычисляют относительные расстояния между стыками, сравнивают полученные величины с заранее известной матрицей шаблонов расстояний между стыками, определяют тип стрелочного перевода, а также фактическое положение остряков стрелочного перевода и текущее направление движения дефектоскопического средства. В результате становится возможным по косвенным признакам (рельсовым стыкам) надежно определить тип стрелочного перевода, положение остряков стрелочного перевода и текущее направление движения диагностического средства. 3 ил., 3 табл.

Способ определения стрелочных переводов и положения остряков стрелочных переводов относится к железнодорожному транспорту, а именно к способам и устройствам для идентификации элементов железнодорожного пути, в частности стрелочных переводов, и может быть использован в компьютеризированных дефектоскопических и путеизмерительных диагностических вагонах, автомотрисах и т.п., выполняющих неразрушающий контроль и диагностику рельсового пути с помощью имеющихся мобильных средств.

Известен механический способ определения положения остряков стрелочных переводов [1], заключающийся в том, что перемещают дефектоскопическое средство по рельсовому пути, зондируют его, измеряя вибрационные ускорения, создаваемые в дефектоскопическом средстве при его перемещении по стрелочному переводу, сохраняют результаты зондирований в дефектограмме, оценивают их и определяют фактическое положение остряков стрелочного перевода и текущее направление движения дефектоскопического средства.

Недостатком этого способа является его сложность, связанная с необходимостью установки средств автономных навигационных измерений и их обработке, для оценки скорости бокового перемещения. При прямом движении транспортного средства этот способ не обнаруживает стрелочный перевод.

Известен оптический способ определения положения остряков стрелочных переводов [2], заключающийся в том, что перемещают дефектоскопическое средство по рельсовому пути, зондируют его средствами видеонаблюдения, сохраняют результаты зондирований в дефектограмме, оценивают их и определяют фактическое положение остряков стрелочного перевода и текущее направление движения дефектоскопического средства, основанный на сравнении видео изображений стрелочных переводов с известными их видами.

Недостаток такого способа связан со сложностями получения таких изображений в разных условиях (снег, темнота и т.п.) и трудоемкости сравнения видеоизображений.

Наиболее близким к заявляемому является способ определения положения остряков стрелочных переводов, заключающийся в том, что перемещают дефектоскопическое средство по рельсовому пути, зондируя его, сохраняют результаты зондирований в дефектограмме, оценивают их и определяют фактическое положение остряков стрелочного перевода и текущее направление движения дефектоскопического средства. При этом могут использоваться вихретоковые (ВТ) [3], [4], ультразвуковые (УЗ) [5, стр. 241-271] или магнитодинамические (МД) [5 стр. 251] дефектоскопические средства.

В любом случае способы [3-5] основаны на попытке непосредственного обнаружения элементов рельсового перевода дефектоскопическим средством. Недостатками известных способов [3-5] является зависимость их результатов от многих факторов (ВТ методов - от зазора и загрязненности поверхности рельса, УЗ - от акустического контакта). Кроме того, сигналы от объектов рельсового пути (стыки, зазоры) в известных способах рассматривают обособленно друг от друга без учета их взаимного положения. Вопросы определения направления движения диагностического средства по фиксируемым дефектоскопическим сигналам в известных способах не рассматриваются.

Задачей, решаемой заявляемым способом, является обнаружение и определение стрелочного перевода и положения рельсового остряка косвенным методом - по положениям рельсовых стыков.

Для решения этой задачи в способе определения стрелочных переводов и положения остряков стрелочных переводов, заключающемся в том, что перемещают дефектоскопическое средство по рельсовому пути, зондируя его, сохраняют результаты зондирований в дефектограмме, оценивают их и определяют фактическое положение остряков стрелочного перевода и текущее направление движения дефектоскопического средства, при зондированиях обнаруживают рельсовые стыки, при оценке вычисляют относительные расстояния между стыками, сравнивают полученные величины с заранее известной матрицей шаблонов расстояний между стыками, определяют тип стрелочного перевода, а также фактическое положение остряков стрелочного перевода и текущее направление движения дефектоскопического средства.

Техническим результатом использования заявляемого способа является повышение достоверности (надежности) определения положения остряков стрелочных переводов.

Заявляемое изобретение иллюстрируют графические материалы.

Фиг. 1 - положения рельсовых стыков у стрелочного перевода проекта 2768 (точнее «Стрелочный перевод типа Р65 марки 1/11 проекта 2768.00.000» по [7. Каталог продукции. Переводы для магистральных путей. Муромский стрелочный завод. 2013].

Фиг. 2 - схема стрелочного перевода проекта 2768 и дефектограммы каждой нити пути, измеренные МД, а ниже УЗ каналами дефектоскопического комплекса. Стыки рельсового пути на схеме стрелочного перевод на дефектограмме помечены одинаковыми цифрами.

Фиг. 3 магнитный дефектоскоп на рельсах, где

1. Рельс.

2. Колеса дефектоскопического средства.

3. Катушки возбуждения магнитного поля в рельсах, установленные на осях колесных пар.

4. Магнитное поле.

5. Датчик магнитного поля.

6. Блок обработки.

7. Рельсовые накладки рельсового стыка.

8. Одометр.

Известны различные способы навигации рельсовых транспортных средств [6]: в том числе с использованием глобальных навигационных систем GPS и ГЛОНАС, одометров, и т.п. Ни один из этих способов не может считаться удовлетворительным из-за очевидного противоречия: большие расстояния перемещения (десятки-сотни километров) и высокие требования по точности при обнаружении дефектов (сантиметры и менее). В результате возникает потребность в периодической привязке координат транспортного средства к конструктивным элементам рельсового пути: пикетным столбам, маячным шпалам, рельсовым стыкам, стрелочным переводам и т.п. Кроме того, на стрелочных переводах необходимо отслеживать направление движения транспортного средства. При кажущейся простоте задача оказывается неочевидной. Например, акселерометр не обнаруживает стрелочный перевод при движении по прямой ветке. Способы [3-5] направлены на решение этих задач, однако их отличает невысокая точность, связанная со сложностью точного обнаружения элементов стрелочного перевода указанными дефектоскопическими средствами.

Элементы верхнего строения рельсового пути выполняются из ферромагнитных материалов (прежде всего - рельсовой стали) и имеют стыки с болтовыми соединениями или сварные. Эти стыки с разной достоверностью обнаруживаются ВТ, УЗ и МД дефектоскопическими средствами. Это позволяет определять на дефектограмме координаты указанных выше элементов пути в ручном или автоматическом режиме. Точность определения координат определяется в первую очередь характеристиками одометра, установленного на вагоне-дефектоскопе, и составляет порядка 10 см.

Каждый железнодорожный стрелочный перевод имеет определенные геометрические размеры, описанные в типовых проектах [7] http://murom-switch.ru/page/10 Каталог продукции Муромского стрелочного завода. В частности, проектами описываются расстояния между рельсовыми стыками. Анализ проектов показывает, что большинство из них предполагает реализацию одной из трех схем размещения отрезков рельса в стрелочном переводе. Схема 1: проекты 2750, 2830, 2882, 2751; схема 2: проекты 2768, 2764, 2759, 2802, 2851; схема 3: проекты 2769, 2766. Эти три схемы охватывают более 98% всех стрелочных переводов, применяемых на сети дорог ОАО «РЖД». В отдельных, редко встречающихся случаях, могут быть добавлены еще несколько типовых схем. Но это не меняет существо заявляемого способа, просто увеличится количество шаблонов - матриц, с которыми сравнивают последовательность сигналов диагностики.

С учетом того, что вагон может двигаться относительно одного и того же стрелочного перевода одним из четырех способов (пошерстно слева, пошерстно справа, противошерстно налево, противошерстно направо), на дефектограммах может присутствовать 3×4=12 типовых образов при проходе стрелок.

Обнаруженные рельсовые стыки проверяются на соответствие ожидаемым образам стрелочных переводов. Для этого берется набор из соседних стыковых элементов, попадающих в зону, длина которой определяется предполагаемой длиной стрелочного перевода, и вычисляется коэффициент взаимной корреляции К набора координат обнаруженных стыков с 12 координатами типовых образов стрелок:

где

- координаты обнаруженных на дефектограмме стыков;

- координаты, взятые из шаблона;

Т - коэффициент толерантности, в данном примере принят равным 500 мм (настраиваемый параметр);

rn - номер рельса из реального набора стыков;

Rn - номера рельса из шаблонного набора стыков;

- символ Кронекера (равен 0, если rn и Rn не совпадают и 1, если совпадают).

Если коэффициент взаимной корреляции К набора координат обнаруженных стыков с каким-либо из шаблонов превышает пороговое значение (например, 0.92), принимается решение о наличии стрелочного перевода. Кроме того, таким образом можно определить

1. Схему стрелки - к какому из 3 типовых, шаблонных схем относится обнаруженный стрелочный перевод.

2. Как именно пройдена стрелка:

- пошерстно слева или справа;

- противошерстно налево или направо.

Рассмотрим пример. На Фиг. 1 приведено положение рельсовых стыков стрелочного перевода схемы 2 - проекта 2768 (квадратными точками обозначены положения объектов стрелочного перевода - болтовых стыков и просвета (зазора) около крестовины, дающие четкий сигнал (отклик) МД метода контроля; на горизонтальной оси показаны координаты этих объектов в мм).

Рассмотрим шаблон стрелки в виде расстояний Xi между стыками. Шаблон соответствует стрелке проекта 2768, Таблица 1, Фиг. 2, пройденной противошерстно налево. В этом случае длина стрелочного перевода семейства составляет ~34 м.

Пусть в ходе проезда на некотором отрезке длиной 34 м были обнаружены стыки со следующими абсолютными координатами хi, Таблица 2:

После нормировки - приведения первого стыка к нулевой отметке получим следующие результаты измерений xi, Таблица 3:

Подставляем два имеющихся набора координат из Таблиц 1 и 3 в формулу (1) для вычисления коэффициента корреляции: N=М=9, - это первый столбец набор данных Таблицы 1, - это первый столбец набор данных Таблицы 3; слагаемое в формуле учитывается, только если рельсы совпадают: - это второй столбец набор данных (1), - это второй столбец набор данных (3). Получаем коэффициент взаимной корреляции около 0.99, поскольку координаты в наборах х и X очень близки.

Анализ МД, УЗ и ВТ методов дефектоскопии позволяет утверждать, что при обнаружении рельсовых стыков наиболее надежным является МД способ, который обеспечивает хорошую обнаруживающую способность и повторяемость результатов измерений. Сравнение МД и УЗ способов представлено на Фиг. 2, где видно, что УЗ метод дает менее достоверные результаты, а, кроме того, в существенной степени зависит от качества контакта электроакустических преобразователей с поверхностью рельса.

Рассмотрим возможность реализации заявляемого способа при использовании МД дефектоскопа.

Для работы заявляемого способа, Фиг. 3, на обе нити рельсов 1 устанавливаются известные две колесные пары 2, на осях которых установлены катушки 3 - возбуждения магнитного поля в рельсах 1 МД дефектоскопа. В более простом случае могут использоваться известные П-образные магниты. Между точками ввода магнитного поля 4 устанавливают приемные устройства 5 - индукционные катушки (или датчики Холла), воспринимающие неоднородности магнитного поля в рельсе 1. В качестве неоднородностей рассматриваются болтовые 7 стыки рельсов 1. При перемещении дефектоскопа в блоке обработки 6, содержащем компьютер с соответствующими контроллерами, обнаруживают рельсовые стыки и привязывают их координаты к рельсовому пути с помощью одометра 8 с абсолютными координатами xi. Нормируют полученные координаты и сравнивают их с матрицей шаблонов стрелок по формуле (1), как было показано выше. Определяют тип стрелочного перевода, фактическое положение остряков стрелочного перевода и текущее направление движения дефектоскопического средства.

Таким образом, заявляемый способ может быть реализован и позволяет надежно определить тип стрелочного перевода, положение остряков стрелочного перевода и текущее направление движения дефектоскопического средства косвенным способом.

Источники информации

1. Патент RU 2349480.

2. Патент ЕР 1747422.

3. Патент RU 44624.

4. Патент RU 48506.

5. Марков А.А., Кузнецова Е.А. Дефектоскопия рельсов. Формирование и анализ сигналов. Кн. 2. Расшифровка дефектограмм. - СПб.: Ультра Принт. 2014-332 стр.

6. Патент RU 150721.

7. http://murom-switch.ru/page/10. Каталог продукции Муромского стрелочного завода

Способ определения стрелочных переводов и положения остряков стрелочных переводов, заключающийся в том, что перемещают дефектоскопическое средство по рельсовому пути, зондируя его, сохраняют результаты зондирований в дефектограмме, оценивают их и определяют фактическое положение остряков стрелочного перевода и текущее направление движения дефектоскопического средства, отличающийся тем, что при зондированиях обнаруживают рельсовые стыки, при оценке вычисляют относительные расстояния между стыками, сравнивают полученные величины с заранее известной матрицей шаблонов расстояний между стыками, определяют тип стрелочного перевода, а также фактическое положение остряков стрелочного перевода и текущее направление движения дефектоскопического средства.
Способ определения стрелочных переводов и положения остряков
Способ определения стрелочных переводов и положения остряков
Способ определения стрелочных переводов и положения остряков
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 15 items.
29.05.2018
№218.016.534b

Устройство электромагнитно-акустического контроля рельсов

Изобретение относится к области неразрушающего контроля при реализации ультразвуковых бесконтактных методов дефектоскопии для обнаружения дефектов в рельсах на значительных скоростях сканирования. Устройство электромагнитно-акустического контроля рельсов содержит тестовое колесо с множеством...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002653663
Дата охранного документа: 11.05.2018
11.10.2018
№218.016.90a0

Способ обнаружения дефектов в рельсах

Использование: для ультразвукового (УЗ) неразрушающего контроля изделий, в частности железнодорожных рельсов. Сущность изобретения заключается в том, что в зоне досягаемости диаграммы направленности вертикального зондирующего электроакустического преобразователя (ЭАП), направленного через...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002668941
Дата охранного документа: 05.10.2018
01.11.2018
№218.016.9962

Способ магнитного обнаружения регулярных объектов рельсов

Использование: для обнаружения и оценки состояния сварных стыков рельсов и других регулярных объектов. Сущность изобретения заключается в том, что на дефектоскопическом средстве устанавливают устройство, создающее магнитное поле в рельсе, перемещают дефектоскопическое средство и фиксируют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002671368
Дата охранного документа: 30.10.2018
02.03.2019
№219.016.d195

Способ диагностики рельсового пути и синхронизации результатов измерений

Изобретение относится к методам неразрушающего контроля рельсовых путей. Согласно способу диагностики рельсового пути и синхронизации результатов измерений диагностический комплекс, содержащий средства дефектоскопии и навигации, перемещают по рельсовому пути, обнаруживают стрелочные переводы,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002680927
Дата охранного документа: 28.02.2019
02.03.2019
№219.016.d200

Устройство магнитной дефектоскопии ободьев колесной пары

Изобретение относится к устройствам исследования или анализа ферромагнитных материалов для обнаружения локальных дефектов с помощью магнитных средств. Устройство магнитной дефектоскопии ободьев колесной пары содержит электромагнит с сердечником, возбуждающий магнитный поток на исследуемых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002680857
Дата охранного документа: 28.02.2019
01.08.2019
№219.017.bb38

Способ обнаружения и оценки сварных стыков рельсов

Изобретение относится к области исследования материалов с помощью магнитных средств и может быть использовано при высокоскоростной дефектоскопии железнодорожных рельсов для обнаружения и оценки состояния сварных стыков рельсов. Сущность на рельсе устанавливают и используют несколько датчиков...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002696066
Дата охранного документа: 30.07.2019
12.09.2019
№219.017.ca2c

Способ прогнозирования развитий аномалий в головке рельсов

Использование: для оценки состояния рельсов. Сущность изобретения заключается в том, что по рельсовому пути перемещают дефектоскопические средства, зондируют ими головку рельсов, оценивают полученные сигналы, обнаруживают аномалии и регистрируют их с привязкой к координатам рельсового пути,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002699942
Дата охранного документа: 11.09.2019
15.10.2019
№219.017.d5a4

Устройство намагничивания для средств неразрушающего контроля длинномерных изделий

Использование: для неразрушающего контроля железнодорожных рельсов, труб и другого проката магнитным методом. Сущность изобретения заключается в том, что устройство намагничивания для средств неразрушающего контроля длинномерных изделий содержит два идентичных магнита в виде диска и диск с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002702809
Дата охранного документа: 11.10.2019
24.10.2019
№219.017.d96c

Способ определения расстояний между шпалами рельсового пути

Изобретение относится к способам и средствам неразрушающего контроля материалов и может быть использовано для диагностики рельсовых путей. Способ определения расстояний между шпалами рельсового пути заключается в перемещении по рельсовому пути измерителя, постоянном определении его текущего...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002703802
Дата охранного документа: 22.10.2019
06.12.2019
№219.017.e9fa

Способ скоростной магнитной дефектоскопии длинномерных изделий

Изобретение относится к области исследования материалов с помощью магнитных средств. Способ скоростной магнитной дефектоскопии длинномерных изделий содержит этапы, на которых осуществляют намагничивание контролируемого изделия движущейся относительно изделия системой намагничивания, фиксируют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002707977
Дата охранного документа: 03.12.2019
Showing 1-10 of 39 items.
10.02.2013
№216.012.232b

Способ диагностики рельсов

Изобретение относится к контрольно-измерительным устройствам для проверки состояния железнодорожных путей. Способ диагностики рельсов заключается в том, что на транспортное средство в известных относительных положениях устанавливают устройства: дефектоскопии, измерения неровностей и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474505
Дата охранного документа: 10.02.2013
20.01.2014
№216.012.989c

Акустический блок дефектоскопа

Использование: для дефектоскопии и толщинометрии. Сущность: заключается в том, что акустический блок дефектоскопа содержит платформу с возможностью ее перемещения вдоль исследуемого объекта, электроакустические преобразователи и проводник акустических колебаний, выполненный в виде тела вращения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002504767
Дата охранного документа: 20.01.2014
27.06.2014
№216.012.d815

Способ диагностики рельсового пути

Изобретение относится к способам и средствам неразрушающего контроля материалов и может быть использовано для диагностики рельсов и других протяженных объектов. Способ заключается в том, что магнитным дефектоскопом, установленным на вагоне-дефектоскопе, обследуют участок рельсового пути....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002521095
Дата охранного документа: 27.06.2014
27.01.2016
№216.014.bc9d

Способ контроля качества сварки

Использование: для контроля качества сварки металлических деталей. Сущность изобретения заключается в том, что выполняют ультразвуковое зондирование деталей в окрестности сварки, прием и оценку отраженных ультразвуковых сигналов, при этом дополнительно оценивают отраженные ультразвуковые...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002573707
Дата охранного документа: 27.01.2016
27.03.2016
№216.014.c8be

Способ оценки угона рельсовой плети

Изобретение относится к способам продольного перемещения (угона) участков рельсовых плетей бесстыкового железнодорожного пути. Способ оценки угона рельсовой плети заключается в том, что на каждой маячной шпале и на рельсовой плети, на нерабочей стороне рельса и на известном расстоянии друг от...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002578897
Дата охранного документа: 27.03.2016
20.04.2016
№216.015.32dc

Устройство отображения рельсового дефектоскопа

Использование: для оперативной оценки результатов ультразвуковой (УЗ) дефектоскопии. Сущность изобретения заключается в том, что устройство отображения рельсового дефектоскопа содержит подсистему измерения, содержащую несколько акустических блоков, каждый из которых содержит несколько...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002582298
Дата охранного документа: 20.04.2016
10.06.2016
№216.015.44b3

Способ магнитного контроля сварных стыков рельсов

Изобретение относится к области исследования материалов с помощью магнитных средств, в частности фиксации изменений величины магнитного потока при изменении номинального сечения или структуры металла с ферромагнитными свойствами. Способ магнитного контроля сварных стыков рельсов заключается в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002586090
Дата охранного документа: 10.06.2016
13.01.2017
№217.015.875e

Способ настройки чувствительности рельсового ультразвукового дефектоскопа

Использование: для настройки чувствительности рельсового ультразвукового дефектоскопа. Сущность изобретения заключается в том, что настройку чувствительности ведут не по образцовым изделиям с искусственно созданными дефектами, а по конструктивным элементам дефектоскопируемого рельсового пути....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002603332
Дата охранного документа: 27.11.2016
25.08.2017
№217.015.b261

Способ ультразвукового обнаружения микротрещин на рабочей выкружке головки рельса

Использование: для ультразвукового обнаружения микротрещин на рабочей выкружке головки рельса. Сущность изобретения заключается в том, что на поверхности катания рельса устанавливают два электроакустических преобразователя, направленных зеркально относительно плоскости поперечного сечения так,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002613574
Дата охранного документа: 17.03.2017
26.08.2017
№217.015.d411

Способ ультразвукового контроля изделий

Использование: для дефектоскопии листов, плит и других изделий двухсторонним доступом в металлургической, машиностроительной областях промышленности. Сущность изобретения заключается в том, что излучают с одной стороны контролируемого изделия импульсы ультразвуковых колебаний, принимают с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002622459
Дата охранного документа: 15.06.2017
+ добавить свой РИД