×
10.05.2018
218.016.47b8

СПОСОБ СНИЖЕНИЯ РАДИОЛОКАЦИОННОЙ ЗАМЕТНОСТИ ВОЗДУХОЗАБОРНИКА САМОЛЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ И УСТРОЙСТВО ЕГО РЕАЛИЗУЮЩЕЕ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области радиолокационной маскировки объектов и может быть использовано для снижения эффективной площади рассеяния воздухозаборника самолетного двигателя в передней полусфере. Техническим результатом заявленного изобретения является повышение эффективности снижения радиолокационной заметности воздухозаборника самолетного двигателя за счет поглощения падающего электромагнитного излучения в искусственно созданных параллельных каналах, на которые разделено входное окно воздухозаборника, и управления угловым положением этих каналов в соответствии с направлением поляризации падающего электромагнитного излучения. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области радиолокационной маскировки объектов и может быть использовано для снижения эффективной поверхности рассеяния (ЭПР) воздухозаборника самолетного двигателя в передней полусфере.

Известен способ снижения радиолокационной заметности воздухозаборника самолетного двигателя (см. патент RU №2369530 С1, МПК B64D 33/02, дата опубликования 10.10.2009 г.), основанный на диффузном рассеянии падающего электромагнитного излучения от металлического экрана с регулярными отверстиями, установленного в полости воздухозаборника.

Основным недостатком указанного способа является низкая эффективность снижения радиолокационной заметности самолетных двигателей из-за неуправляемого хаотичного рассеяния электромагнитного излучения, падающего на воздухозаборники с такими экранами. При этом перераспределение энергии приводит к увеличению уровня отраженного и (или) переотраженного излучения в других направлениях.

Известно устройство снижения ЭПР воздухозаборника самолетного двигателя (см. патент RU №2170480 C1, МПК 7 H01Q 17/00, дата опубликования 10.07.2001 г.), выполненное в виде объемной металлической решетки с квадратной ячейкой, размещенной в воздухозаборном канале, и рассеивающее падающее ЭМИ в широком диапазоне длин волн.

Основным недостатком этого устройства являются низкая эффективность снижения радиолокационной заметности самолетных двигателей, связанная со слабым поглощением ЭМИ на элементах решетки, не ориентированных вдоль направления поляризации падающего излучения, и сильным переотражением (рассеянием) падающего электромагнитного излучения на проводящих элементах встраиваемой конструкции. Кроме того, металлическая решетка с квадратной ячейкой создает дополнительное аэродинамическое сопротивление воздушному потоку, поступающему в двигатель самолета.

Наиболее близким по технической сущности к заявленному способу (прототипом) является способ радиолокационной маскировки впускных отверстий двигателей самолета (см. пат. DE №3641289, МКИ 4 H01Q 17/00, дата опубликования 16.06.1988 г.), заключающийся в разделении входного окна воздухозаборника на каналы меньшего размера.

Основным недостатком этого способа является низкая эффективность снижения радиолокационной заметности воздухозаборника самолетного двигателя, обусловленная несовпадением углового положения этих каналов с углом поляризации падающего электромагнитного излучения. Чем больше это угловое расхождение, тем слабее взаимодействие электромагнитной волны с такими каналами (Шестопалов В.П., Литвиненко Л.Н., Масалов С.А., Сологуб В.Г. Дифракция волн на решетках. - Харьков: Издательство Харьковского университета. 1973. - 288 с.). Это приводит к увеличению мощности электромагнитного излучения, отраженного от лопаток авиационного двигателя в обратную сторону и, соответственно, к низкой эффективности снижения радиолокационной заметности воздухозаборника в целом.

Наиболее близким по технической сущности к заявленному устройству (прототипом) является устройство радиолокационной маскировки впускных отверстий двигателей самолета (см. пат. DE №3641289, МКИ 4 H01Q 17/00, дата опубликования 16.06.1988 г.), состоящее из каналов, образованных пересекающимися под прямым углом металлическими полосковыми элементами (электропроводящими лентами).

Основным недостатком указанного прототипа является низкая эффективность снижения радиолокационной заметности воздухозаборника самолета, обусловленная фиксированным (неуправляемым) положением указанных каналов по отношению к изменяющемуся углу поляризации падающего ЭМИ и использования металлических (проводящих) элементов для разделения воздухозаборника на каналы меньшего размера.

Техническим результатом заявленного изобретения является повышение эффективности снижения радиолокационной заметности воздухозаборника самолетного двигателя за счет поглощения падающего ЭМИ в искусственно созданных параллельных каналах, на которые разделено входное окно воздухозаборника, и управления угловым положением этих каналов в соответствии с углом (направлением) поляризации падающего ЭМИ.

Указанный технический результат достигается тем, что в известном способе снижения радиолокационной заметности воздухозаборника самолетного двигателя, заключающемся в разделении входного окна воздухозаборника на параллельные радиопоглощающие каналы меньшего размера, измеряют угол поляризации падающего ЭМИ и угловое положение каналов воздухозаборника относительно горизонтальной плоскости и по результатам измерений управляют угловым положением каналов.

Указанный технический результат достигается тем, что в известном устройстве снижения радиолокационной заметности воздухозаборника самолетного двигателя, состоящем из каналов, образованных полосковыми элементами, установленными во входном окне воздухозаборника параллельно друг другу, полосковые элементы выполнены из радиопоглощающего материала, а каналы установлены с возможностью вращения вокруг продольной оси воздухозаборника, и дополнительно введены последовательно соединенные измеритель углового положения каналов, схема сравнения, формирователь команды управления и механизм управления, а также измеритель угла поляризации падающего электромагнитного излучения, выход которого соединен со вторым входом схемы сравнения.

Сущность изобретения заключается в том, что в известном способе измеряют угол поляризации падающего электромагнитного излучения и угловое положение каналов воздухозаборника относительно горизонтальной плоскости и по результатам измерений управляют угловым положением каналов.

Сущность изобретения заключается в том, что в известном устройстве полосковые элементы выполнены из радиопоглощающего материала, а каналы установлены с возможностью вращения вокруг продольной оси воздухозаборника, и дополнительно введены последовательно соединенные измеритель углового положения каналов, схема сравнения, формирователь команды управления и механизм управления, а также измеритель угла поляризации падающего электромагнитного излучения, выход которого соединен со вторым входом схемы сравнения.

Известно (Кобак В.О. Радиолокационные отражатели. М., Сов. Радио, 1975. - 248 с. С. 35-36), что при падении линейно поляризованного электромагнитного излучения на решетку из лент (полосковых элементов) наиболее полное его взаимодействие с элементами решетки достигается, когда электрический вектор падающей волны параллелен элементам решетки («индуктивная» решетка), т.е. когда угол поляризации падающего ЭМИ совпадает с угловым положением элементов решетки. При таком совмещении полосковых элементов и образованных с их помощью каналов решетки с направлением поляризации создаются условия для максимального поглощения падающего электромагнитного излучения на радиопоглощающих стенках указанных каналов и обеспечивается наибольшая эффективность маскировки воздухозаборника.

Поэтому, согласно изобретению, измеряют угол поляризации падающего ЭМИ и угловое положение каналов относительно горизонтальной плоскости, их сравнивают и управляют угловым положением каналов до момента полного совмещения с углом поляризации, что обеспечивает указанный в изобретении технический результат.

Измерение угла поляризации падающего ЭМИ можно выполнить, например, с помощью радиолокационного поляриметра (см. Борцова М.В., Попов А.В. Моделирование поляриметрических сигналов, отраженных подстилающей поверхностью, с учетом параметров радиолокационной станции. // Радиоэлектронные и компьютерные системы, 2009, №4(38). С. 33-41).

Текущее угловое положения каналов воздухозаборника может быть измерено, например, с помощью датчиков угла поворота (см. https://ru.wikipedia.org/wiki/Датчик_угла_поворота, дата обращения 03.06.2016 г.). Управление угловым положением каналов может быть выполнено путем вращения решетки из полосковых элементов вокруг продольной оси воздухозаборника до момента их полного совмещения с углом поляризации и реализовано, например, с помощью червячного механизма, передающего вращательный момент от реверсивного двигателя на поворотное кольцо с закрепленными внутри полосковыми элементами.

Устройство реализации способа

Способ снижения радиолокационной заметности воздухозаборника самолетного двигателя может быть реализован с помощью устройства, схема которого приведена на чертеже, где обозначено: 1.1 - измеритель углового положения каналов воздухозаборника, относительно горизонтальной плоскости; 1.2 - измеритель угла поляризации падающего ЭМИ; 2 - схема сравнения; 3 - формирователь команды управления; 4 - механизм управления; 5 - поворотное кольцо; 6 - радиопоглощающие полосковые элементы.

Измеритель 1.1 предназначен для измерения углового положения каналов воздухозаборника относительно горизонтальной плоскости. В качестве измерителя 1.1 может быть использован, например, оптический, резистивный, магнитный, индуктивный или механический датчик углового положения (https://ru.wikipedia.org/wiki/Датчик_угла_поворота, дата обращения 03.06.2016 г.), который преобразовывает углы поворота вращающегося объекта (вала) в электрические сигналы, позволяющие определить его угловое положение.

Измеритель 1.2 предназначен для измерения угла поляризации (угла поворота вектора напряженности электрического поля ) падающего электромагнитного излучения относительно горизонтального положения. В качестве измерителя 1.2 может быть использован, например, радиолокационный поляриметр (Борцова М.В., Попов А.В. Моделирование поляриметрических сигналов, отраженных подстилающей поверхностью, с учетом параметров радиолокационной станции. // Радиоэлектронные и компьютерные системы, 2009, №4(38). С. 33-41.), определяющий направление вектора (угол) поляризации падающего электромагнитного излучения.

Назначения устройств 2, 3 и 4 ясны из их названия.

Устройство работает следующим образом.

При падении на воздухозаборник самолетного двигателя электромагнитного излучения с выхода измерителя 1.2 на первый вход схемы сравнения 2 поступает сигнал об угловом направлении вектора напряженности падающего электрического поля (угле поляризации ЭМИ) - αп. На второй вход схемы сравнения 2 поступает сигнал об угловом положении каналов воздухозаборника - αк. Результат сравнения Δα=αпк передается на формирователь команды управления 3, и, в соответствии с его значением, формируется команда управления механизмом 4. Механизм управления 4, в соответствии с командой, вращает поворотное кольцо 5 с полосковыми элементами 6 вокруг продольной оси воздухозаборника до тех пор, пока угловое расхождение Δα не станет равным нулю.

При полном совмещении углового положения каналов с углом поляризации (Δα=0) повышается эффективность снижения радиолокационной заметности воздухозаборника самолетного двигателя, что обеспечивает указанный технический результат.


СПОСОБ СНИЖЕНИЯ РАДИОЛОКАЦИОННОЙ ЗАМЕТНОСТИ ВОЗДУХОЗАБОРНИКА САМОЛЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ И УСТРОЙСТВО ЕГО РЕАЛИЗУЮЩЕЕ
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ РАДИОЛОКАЦИОННОЙ ЗАМЕТНОСТИ ВОЗДУХОЗАБОРНИКА САМОЛЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ И УСТРОЙСТВО ЕГО РЕАЛИЗУЮЩЕЕ
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 244 items.
25.08.2017
№217.015.9bc8

Способ определения координат наземного источника радиоизлучения при радиопеленговании с борта летательного аппарата

Изобретение относится к радиотехнике и может быть использовано для определения координат наземных источников радиоизлучения (ИРИ) при радиопеленговании с борта летательного аппарата (ЛА). Достигаемый технический результат - повышение точности определения координат наземных ИРИ и снижение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002610150
Дата охранного документа: 08.02.2017
25.08.2017
№217.015.bb52

Способ управления приемниками воздушного давления

Изобретение относится к способу управления приемниками воздушных давлений (ПВД). Для управления ПВД выявляют неисправный ПВД путем измерения полного и статического давлений основного и резервного ПВД, определяют модули разности полного и статического давлений соответственно для основного и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002615813
Дата охранного документа: 11.04.2017
25.08.2017
№217.015.bf3b

Способ определения расстояния до неподвижного источника излучения движущимся пеленгатором

Изобретение относится к методам определения расстояния с использованием пеленгатора, размещенного на носителе, выполняющего движение в направлении источника радиоизлучения, в интересах снижения погрешности определения координат. Достигаемый технический результат – снижение погрешности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002617210
Дата охранного документа: 24.04.2017
25.08.2017
№217.015.bf46

Способ формирования маршрута носителя пеленгатора

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано в бортовой пассивной РЛС и автоматической системе управления самолета. Достигаемый технический результат - формирование маршрута носителя пеленгатора, определяющего местоположение излучателя, при котором достигается...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002617127
Дата охранного документа: 21.04.2017
25.08.2017
№217.015.bfc3

Устройство адаптивной маскировки объектов

Изобретение предназначено для маскировки стационарных или движущихся объектов с помощью адаптивных маскировочных устройств, работающих в оптическом диапазоне длин волн. Устройство адаптивной маскировки объектов содержит последовательно соединенные цифровую камеру с выносным объективом, ЭВМ,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002617157
Дата охранного документа: 21.04.2017
25.08.2017
№217.015.c160

Способ определения дальности до неподвижного источника излучения движущимся пеленгатором

Изобретение относится к методам определения дальности с использованием пеленгатора, размещенного на носителе, выполняющего движение в направлении источника радиоизлучения, в интересах снижения погрешности определения координат. Достигаемый технический результат – снижение погрешности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002617447
Дата охранного документа: 25.04.2017
25.08.2017
№217.015.c5b9

Фазовый пеленгатор

Изобретение относится к области радиотехники и может использоваться в радиомониторинге при поиске источников радиоизлучения на ограниченной территории и в помещениях, например, специальных электронных устройств перехвата информации. Достигаемый технический результат изобретения - обеспечение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002618522
Дата охранного документа: 04.05.2017
25.08.2017
№217.015.c61d

Способ буксировки самолетов с использованием малогабаритного буксировщика с дистанционным управлением

Изобретение относится к наземному обеспечению воздушных судов, в частности к их буксированию. Способ буксировки реализуется использованием малогабаритного буксировщика с дистанционным управлением, включающего рампу (8) механизма подъема и фиксации колес передней стойки воздушного судна и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002618611
Дата охранного документа: 04.05.2017
25.08.2017
№217.015.cb3f

Способ измерения задержки радиосигналов

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в системах радиолокации, навигации, связи для определения местоположения излучателей и синхронизации. Достигаемый технический результат - расширение области применения способа на класс непрерывных радиосигналов. Указанный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002620131
Дата охранного документа: 23.05.2017
25.08.2017
№217.015.cb48

Способ амплитудного двухмерного пеленгования

Изобретение относится к радиотехнике и может быть использовано в наземных и авиационных радиотехнических системах для всеракурсного определения направления на источники радиоизлучений. Достигаемый технический результат – обеспечение двухмерного всеракурсного пеленгования одновременно в двух...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002620130
Дата охранного документа: 23.05.2017
Showing 1-2 of 2 items.
04.04.2019
№219.016.fb41

Защитная панель для снижения радиолокационной и инфракрасной заметности объектов

Использование: для снижения радиолокационной и инфракрасной заметности объектов. Сущность изобретения заключается в том, что предлагаемое изобретение относится к области радиотехники и может быть использовано в качестве защитного маскирующего материала для обеспечения скрытности вооружения и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002683812
Дата охранного документа: 02.04.2019
24.05.2019
№219.017.5e82

Устройство для защиты от электромагнитного излучения

Изобретение относится к материалам для поглощения электромагнитных волн и конструкциям поглотителей, может быть использовано для создания экранов и панелей, для уменьшения инфракрасной и радиолокационной заметности объектов, в частности к использованию поглощающих и изоляционных материалов для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002688635
Дата охранного документа: 22.05.2019
+ добавить свой РИД