×
10.05.2018
218.016.43f4

Результат интеллектуальной деятельности: Устройство поворота плоского сопла турбореактивного двигателя

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к авиадвигателестроению, конкретно к реактивным плоским соплам газотурбинных двигателей маневренных летательных аппаратов. Устройство поворота плоского сопла турбореактивного двигателя содержит неподвижный корпус, плоское сопло, установленное на подшипнике с возможностью поворота в поперечной плоскости в противоположные стороны от нейтрального положения на угол до 90°, электрический исполнительный механизм и привод. Устройство дополнительно снабжено двумя контактными уплотнениями и кольцевыми вкладышами, двумя фланцами, кольцевым корпусом шестерни, наружным корпусом-обоймой с кольцевой накладкой и кольцевым замком. Привод выполнен в виде вала с шестерней, а фланцы выполнены с зубчатыми торцевыми контактными поверхностями и на их противоположных торцах с кольцевыми канавками под кольцевые вкладыши. Один из фланцев жестко закреплен на неподвижном корпусе, а другой на сопле. Фланцы направлены зубчатыми торцевыми контактными поверхностями навстречу друг другу и входят в зацепление с шестерней привода. Кольцевой корпус шестерни установлен между фланцами и имеет на боковой поверхности углубление под вал привода. В кольцевые канавки установлены кольцевые вкладыши с композитными вставками, причем наружный корпус-обойма с кольцевой накладкой и кольцевым замком опираются на вкладыши и на фланцы, закрепленные на корпусе и сопле с образованием двухрядного упорного подшипника скольжения. Контактные уплотнения расположены на фланцах перед подшипником для исключения просасывания через него воздуха. Изобретение позволяет обеспечить всеракурсность отклонения вектора тяги на плоском сопле, снижает габариты системы поворота по сравнению с известными устройствами, позволяет реализовать механизм поворота сопла в концепции «электрического» привода. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к авиадвигателестроению, конкретно к реактивным плоским соплам газотурбинных двигателей маневренных летательных аппаратов.

Известны всережимные всеракрусные, в том числе и плоские, реактивные сопла газотурбинных двигателей, содержащие различные приводные отклоняющие поток устройства, связанные с системами управления летательных аппаратов и предназначенные для использования на маневренных летательных аппаратах, применяемые, главным образом, на малых дозвуковых скоростях полета, где теряют эффективность аэродинамические рули летательного аппарата / US №4994660, МПК B64C 15/16, 19.02.1991/.

Такая конструкция сопла имеет ограниченную возможность применения. Например, перекос венцов створок реактивного сопла требует существенного усложнения системы автоматического регулирования газотурбинного двигателя и конструкции реактивного сопла, что приводит к дополнительным утечкам рабочего тела в зазоры между створками реактивного сопла и снижает тяговые характеристики двигателя и его надежность. Применение же дополнительных отклоняющих устройств в случае плоских сопел, используемых лишь при маневрах в ограниченной области его эксплуатации, ухудшает экономичность и массогабаритные характеристики летательного аппарата.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является устройство поворота плоского сопла турбореактивного двигателя, содержащее неподвижный корпус, плоское сопло, установленное на подшипнике с возможностью поворота в поперечной плоскости в противоположные стороны от нейтрального положения на угол до 90°, по меньшей мере один электрический исполнительный механизм и привод / Основы конструирования авиационных двигателей и энергетических установок», Книга 2, стр. 357/.

В известном решении управление поворотом сопла осуществляется при помощи цепных передач и механизма поворота сопела двигателя. Наличие цепи вокруг устройства поворота сопла, а также вынесенный на некоторое расстояние от устройства поворота сопла агрегат привода цепи громоздкие и ненадежные. Наличие в конструкции металлических тел качения (шариков) приводит к ограничению максимальной осевой силы, которое может выдержать устройство, а также усложняет сборку, делая ремонт узла в условиях эксплуатации практически невозможным.

Задачей изобретения является усовершенствование механизма для обеспечения высоких тягово-экономических характеристик газотурбинного двигателя.

Ожидаемый технический результат - обеспечение всеракурсности отклонения вектора тяги на плоском сопле, снижение габаритов системы поворота по сравнению с аналогичными устройствами, реализация механизма поворотного сопла в концепции «электрического» привода.

Ожидаемый технический результат достигается тем, что устройство поворота плоского сопла турбореактивного двигателя, содержащее неподвижный корпус, плоское сопло, установленное на подшипнике с возможностью поворота в поперечной плоскости в противоположные стороны от нейтрального положения на угол до 90°, по меньшей мере один электрический исполнительный механизм и привод, по предложению, снабжено двумя контактными уплотнениями и кольцевыми вкладышами, двумя фланцами, кольцевым корпусом шестерни, наружным корпусом-обоймой с кольцевой накладкой и кольцевым замком, при этом привод выполнен в виде вала с шестерней, а фланцы выполнены с зубчатыми торцевыми контактными поверхностями и на их противоположных торцах с кольцевыми канавками под кольцевые вкладыши, один из фланцев жестко закреплен на неподвижном корпусе, а другой - на сопле, фланцы направлены зубчатыми торцевыми контактными поверхностями навстречу друг другу и входят в зацепление с шестерней привода, кольцевой корпус шестерни установлен между фланцами и имеет на боковой поверхности углубление под вал привода, кольцевые вкладыши с композитными вставками установлены в кольцевые канавки, а наружный корпус-обойма с кольцевой накладкой и кольцевым замком опираются на вкладыши и на фланцы, закрепленные на корпусе и сопле с образованием двухрядного упорного подшипника скольжения, причем контактные уплотнения расположены на фланцах перед подшипником для исключения просасывания через него воздуха. Устройство поворота плоского сопла может быть снабжено гибкой тягой и установленным на фланце корпуса средством возвращения сопла в нейтральное положение, средство возвращения сопла соединено с одним концом гибкой тяги, а другой конец гибкой тяги соединен с корпусом электрического исполнительного механизма.

В предложенном решении поворот плоского сопла осуществляется устройством в виде минимум трех шестерен, одна из которых приводная и две паразитные для центрирования корпусов, образующих керамический подшипник скольжения, с помощью «плавающего» электрического исполнительного механизма, установленного на валу приводной шестерни на стыке форсажной камеры (или корпуса турбины) и плоского сопла.

Такое выполнение устройства позволяет уменьшить изгибные напряжения, возникающие в боковых стенках сопла под действием давления газового потока, и приводит к увеличению максимальной осевой силы, которую может выдержать устройство, позволяет равномерно передать усилия на фланец, закрепленный на корпусе, который при этом работает на растяжение.

На фиг. 1 показан общий вид плоского сопла.

На фиг. 2 - разрез устройства поворота сопла.

Устройство поворота плоского сопла турбореактивного двигателя содержит электрический исполнительный механизм 1, зубчатый фланец 2, жестко закрепленный на неподвижном корпусе форсажной камеры, зубчатый фланец 3, жестко закрепленный на поворотном сопле, вал привода с шестерней 4, кольцевой корпус шестерни 5 с углублением под вал привода, кольцевые вкладыши с композитными вставками 6, наружный корпус-обойма 7, кольцевая накладка с кольцевым замком 8, контактные уплотнения 9 расположенные на фланцах, и гибкую тягу 10, соединенную одним концом с соплом, а другим концом с корпусом электрического исполнительного механизма.

Принцип действия устройства. По команде системы автоматического управления электрический исполнительный механизм 1 вращает вал привода с шестерней 4, которая входит в контакт с зубьями на фланцах форсажной камеры 2 и сопла 3. За счет этого происходит вращение сопла вокруг продольной оси двигателя. Вращение осуществляется по паре керамических подшипников скольжения 6. При этом весь механизм поворота перемещается в окружном направлении на угол, равный половине угла поворота сопла. Кольцевой корпус шестерен 5 фиксирует положение шестерни 4, а также формирует проточную часть в месте стыка фланцев и уменьшает перетечку рабочего тела из двигателя. Замок 8 и контактные уплотнения 9 предназначены для фиксации в осевом направлении сопла относительно двигателя. Контактные уплотнения 9 уменьшают утечки рабочего тела из двигателя. Для обеспечения выставления плоского сопла в нейтральное положение при отказе электросистемы возможно использование как пневматического или гидравлического, так и механического аварийного устройства через гибкую тягу 10.

Применение механизма обеспечивает всеракурсность отклонения вектора тяги на плоском сопле, снижает габариты системы поворота по сравнению с известными устройствами, позволяет реализовать механизм поворота сопла в концепции «электрического» привода.


Устройство поворота плоского сопла турбореактивного двигателя
Устройство поворота плоского сопла турбореактивного двигателя
Устройство поворота плоского сопла турбореактивного двигателя
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 110 items.
29.12.2017
№217.015.f19b

Рабочее колесо второй ступени ротора компрессора высокого давления (квд) турбореактивного двигателя (варианты), диск рабочего колеса ротора квд, лопатка рабочего колеса ротора квд, лопаточный венец рабочего колеса ротора квд

Группа изобретений, связанных единым творческим замыслом, относится к области авиадвигателестроения. Рабочее колесо второй ступени вала ротора КВД ТРД содержит диск и образующие лопаточный венец рабочие лопатки. Диск включает ступицу с центральным отверстием, полотно и обод. Лопатка содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002636998
Дата охранного документа: 29.11.2017
29.12.2017
№217.015.f704

Лопатка турбомашины

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к конструкции лопатки турбомашины, в частности осевого компрессора газотурбинного двигателя. Лопатка турбомашины выполнена в виде пера с прикрепленными к нему входной и выходной кромками, выполненными из материала с пористой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639264
Дата охранного документа: 20.12.2017
29.12.2017
№217.015.f741

Устройство для смазки подшипниковой опоры ротора турбомашины

Изобретение относится к области авиадвигателестроения и касается устройства для смазки опорного подшипника ротора турбомашины, в частности авиационного двухроторного газотурбинного двигателя самолета (ГТД). Патрубок подвода масла выполнен из двух сообщающихся между собой трубопроводов,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639262
Дата охранного документа: 20.12.2017
29.12.2017
№217.015.f7a0

Узел уплотнения газовой турбины

Изобретение относится к авиадвигателестроению и может быть использовано в конструкциях узла уплотнения турбин авиационных газотурбинных двигателей и газотурбинных установках наземного применения. Узел уплотнения газовой турбины содержит закрепленный на статоре турбины кольцевой корпус (1) со...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639444
Дата охранного документа: 21.12.2017
29.12.2017
№217.015.f7bd

Универсальная модульная портальная силовая рама для статических и циклических стендовых испытаний деталей и корпусов турбомашин

Изобретение относится к области стендовых испытаний деталей и корпусов турбомашин, в частности авиационного двигателестроения, а именно к конструкции стендовых силовых рам для статических и циклических испытаний. Универсальная модульная портальная силовая рама содержит силовые стойки,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639451
Дата охранного документа: 21.12.2017
20.01.2018
№218.016.15df

Коробка двигательных агрегатов (кда) турбореактивного двигателя, узел кда турбореактивного двигателя (варианты)

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения. Коробка двигательных агрегатов КДА ТРД содержит корпус и крышку. Корпус КДА размещен на промежуточном корпусе двигателя. На корпусе КДА смонтированы центробежный топливоподкачивающий насос, суфлер центробежный и насос плунжерный. Со...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002635227
Дата охранного документа: 09.11.2017
20.01.2018
№218.016.15ec

Коробка двигательных агрегатов (кда) турбореактивного двигателя (трд), корпус кда, главная коническая передача (гкп) кда, ведущее колесо гкп кда, ведомое колесо гкп кда, входной вал кда

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения. Коробка двигательных агрегатов КДА ТРД содержит корпус и крышку, выполненных с уступообразным плоским дном и цилиндрическими стенками переменной кривизны. Корпус КДА седлообразно размещен на промежуточном корпусе двигателя. Корпус...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002635125
Дата охранного документа: 09.11.2017
13.02.2018
№218.016.1fa9

Поворотное осесимметричное сопло турбореактивного двигателя

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, в частности к конструкции поворотного осесимметричного сопла турбореактивного двигателя. Сопло содержит неподвижный корпус со сферической полой законцовкой и поворотное устройство, установленное с возможностью поворота относительно...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002641425
Дата охранного документа: 17.01.2018
17.02.2018
№218.016.2a8e

Рабочее колесо ротора компрессора высокого давления газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области турбомашиностроения, в частности, может быть использовано в конструкции рабочих колес осевых компрессоров газотурбинных двигателей. Рабочее колесо ротора компрессора высокого давления газотурбинного двигателя содержит диск с кольцевым пазом и лопатки. Между...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002642976
Дата охранного документа: 29.01.2018
17.02.2018
№218.016.2abe

Клапанный узел канала перепуска компрессора

Изобретение относится к газотурбинным двигателям, в частности к клапанным устройствам для газотурбинных двигателей, и может найти применение в авиадвигателестроении. Клапанный узел канала перепуска компрессора, содержащий корпус компрессора, внешний и внутренний корпуса канала перепуска с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002642991
Дата охранного документа: 29.01.2018
Showing 1-10 of 42 items.
20.04.2013
№216.012.37ba

Защитная маскирующая система для летательного аппарата, подвергающегося радиолокационному облучению

Изобретение относится к средствам защиты и маскирования объектов от систем радиолокационного облучения и опознавания, захвата, автоматического сопровождения и целеуказания, работающих в радиолокационном диапазоне электромагнитного спектра. Защитная маскирующая система для летательного аппарата,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479819
Дата охранного документа: 20.04.2013
20.05.2013
№216.012.40c3

Радиопоглощающий материал

Изобретение относится к радиопоглощающему материалу. Радиопоглощающий материал состоит из полимерного связующего, наполнителя в виде смеси порошкообразного феррита и карбонильного железа с диаметром частиц сферической формы 10-50 мкм и смеси фуллеренов С-60 и С-70. Радиопоглощающий материал...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482149
Дата охранного документа: 20.05.2013
20.05.2014
№216.012.c733

Шестеренчатый насос

Изобретение относится к гидравлическим машинам, используемым в области авиадвигателестроения, в частности к насосам с вращающимися во взаимном зацеплении элементами. Шестеренчатый насос содержит корпус 1 со съемными торцевыми крышками 2, ось 3 с осевым отверстием, приводной вал 4, по меньшей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002516754
Дата охранного документа: 20.05.2014
10.12.2014
№216.013.0fff

Способ дефектации элементов двигателя

Изобретение относится к способам сортировки элементов двигателей различного назначения, бывших или находящихся в эксплуатации, в частности к способам дефектации партий элементов в виде блоков сопловых лопаток турбин высокого давления для газотурбинного двигателя и их последующей сортировки на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002535512
Дата охранного документа: 10.12.2014
27.08.2015
№216.013.7464

Статор компрессора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к регулируемым направляющим аппаратам компрессоров многорежимных авиационных газотурбинных двигателей. Статор компрессора газотурбинного двигателя содержит корпус, поворотные лопатки направляющего аппарата, три кольцевые обоймы и три опорных элемента. Лопатки направляющего...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002561371
Дата охранного документа: 27.08.2015
10.10.2015
№216.013.824f

Формирователь сигналов амплитудного спектрометра ионизирующего излучения

Изобретение относится к области ядерной электроники, а именно к амплитудным спектрометрам ионизирующего излучения. Формирователь сигналов амплитудного спектрометра ионизирующего излучения содержит фильтр для максимизации отношения сигнал-шум, вход которого является входом формирователя...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002564956
Дата охранного документа: 10.10.2015
10.11.2015
№216.013.8c17

Устройство для измерения давления и температуры в потоке газа и/или жидкости и стенд для испытания и измерения характеристик работы газотурбинного двигателя

Изобретение относится к оптоволоконным технологиям, в частности к оптическим датчикам давления и температуры, в конструкции которых использованы оптические волокна. Устройство для измерения давления и температуры в потоке газа и/или жидкости содержит корпус датчика, мембрану, жестко...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002567470
Дата охранного документа: 10.11.2015
27.03.2016
№216.014.c616

Подшипник скольжения с наноструктурным функционально-градиентным антифрикционным покрытием

Изобретение относится к подшипникам скольжения и может быть использовано в ракетно-космической, авиационной, нефтегазодобывающей и перерабатывающей промышленности, в железнодорожном, автомобильном транспорте и других областях промышленности. Подшипник скольжения, включающий корпус,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002578840
Дата охранного документа: 27.03.2016
10.05.2016
№216.015.3bf8

Газожидкостный сепаратор

Изобретение относится к созданию оборудования для разделения многофазных смесей, в частности к сепараторам газ/жидкость, действие которых основано на разности плотностей фаз. Газожидкостный сепаратор содержит вертикальный цилиндрический корпус с патрубком подачи газожидкостной смеси, внутренний...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002583268
Дата охранного документа: 10.05.2016
13.01.2017
№217.015.663a

Роторная машина объемного типа

Изобретение относится к области энергетического машиностроения и может быть использовано для привода потребителей механической энергии. Роторная машина объемного типа содержит корпус 1 с профильным элементом 2, выполненным в виде выступа, пустотелое колесо-разделитель 6 с отверстием под элемент...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002592361
Дата охранного документа: 20.07.2016
+ добавить свой РИД