×
10.05.2018
218.016.3b26

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ ОБРАЗЦОВ СВАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ ТВЕРДЫХ МАТЕРИАЛОВ (ВАРИАНТЫ)

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002647401
Дата охранного документа
15.03.2018
Аннотация: Изобретение относится к сварочному производству. Для снижения остаточных сварочных напряжений изготавливают серию образцов, формируют сварной шов, состоящий по длине, например, из двух частей с установленным между этими частями рабочим элементом, проводят отпуск при температуре, постоянной для всех образцов и в течение различного для всех образцов временного интервала. После отпуска к рабочему элементу прикладывают усилие, необходимое для удаления рабочего элемента из сварного соединения, измеряют прикладываемое усилие и на основании сравнения полученных зависимостей усилия от длительности временного интервала выполненного отпуска для каждого образца, выбирают оптимальный временной интервал отпуска. Согласно второму варианту изобретения в каждом образце формируют сварной шов по длине всего образца и в этом сварном шве выполняют отверстие в форме сечения рабочего элемента. Проводят отпуск при температуре, постоянной для всех образцов и в течение различного для всех образцов временного интервала. После отпуска в выполненное отверстие устанавливают рабочий элемент и прикладывают к нему усилие, необходимое для проталкивания рабочего элемента, измеряют прикладываемое усилие, сравнивают и выбирают оптимальный временной интервал отпуска. 2 н.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к сварочному производству, а именно к способам испытаний образцов сварных соединений твердых материалов, и может быть применено при выборе оптимального временного интервала отпуска сварных соединений с целью снижения в них остаточных сварочных напряжений.

Практика изготовления сварных конструкций из твердых материалов, в частности из различных марок сталей и сплавов других металлов показывает, что получаемые сварные соединения часто имеют иные прочностные характеристики, чем основной металл. Вызвано это в первую очередь остаточными сварочными, механическими напряжениями, которые приводят к появлению различного рода дефектов, таких как образование трещин, стресс-коррозионных растрескиваний, появление питингов, ускоренное протекание коррозионных процессов и других. Послесварочный метод термообработки для снятия напряжений (отпуск), при котором производят однородный нагрев материала до достаточной температуры с последующим медленным охлаждением, позволяет снять большую часть остаточных сварочных напряжений. Для выбора оптимальных временных режимов отпуска необходимо определить достаточность снижения уровня остаточных напряжений в сварных конструкциях после проведения термообработки.

Известен способ определения остаточных напряжений в сварных соединениях, изложенный в статье Антонов А.А. и др. Остаточные сварочные напряжения в сплаве МА2-1. в сб. «Актуальные проблемы сварки цветных металлов», Киев, «Наукова думка», 1985, с. 29…31, при котором в зоне сварного шва высверливают отверстие и определяют уровень и картину распределения напряжений в области этого отверстия с помощью топографической интерферометрии. Этот способ позволяет точно определять уровень напряжений и раздельно измерять компоненты вектора перемещений участков детали в зоне отверстия под действием остаточных напряжений.

Однако предлагаемый способ трудоемок и требует специального сложного оборудования, что делает его малопригодным для оперативного определения эффективности режимов отпуска по снятию остаточных напряжений.

Известен способ измерения напряжений в кольце равного сопротивления, Винокуров В.А. Отпуск сварных конструкций для снижения напряжений. М., Машиностроение, 1973, с. 58, при котором для измерения остаточных сварочных напряжений не требуется специальное оборудование или установка. Кольцо равного сопротивления нагружается путем вдвигания в прорезь клина. Затем вместе с клином кольцо проходит необходимый цикл термической обработки. Остаточные напряжения определяют после полного остывания по величине упругой деформации, возникающей после удаления клина.

Основными недостатками данного способа являются необходимость изготовления относительно сложных образцов, а также сложность определения режима термообработки, обеспечивающего наибольшее снижение уровня остаточных напряжений в сварном соединении.

Задачей предлагаемого изобретения является разработка способа испытаний образцов сварных соединений твердых материалов, который позволяет определить оптимальный временной интервал отпуска при изготовлении сварных конструкций из таких материалов.

Получаемый при этом технический результат заключается в существенном снижении уровня остаточных сварочных напряжений при сохранении важнейших служебных свойств сварной конструкции, таких как твердость и вязкость.

Решение указанной задачи достигается тем, что в способе испытания образцов сварных соединений твердых материалов изготавливают серию образцов сварных соединений, в каждом из которых формируют сварной шов, состоящий по длине из двух, но не ограничиваясь этим, частей с установленным между этими частями рабочим элементом, далее выполняют отпуск при температуре, постоянной для всех образцов и в течение различного для всех образцов временного интервала. После отпуска к рабочему элементу прикладывают усилие, необходимое для удаления рабочего элемента из сварного соединения, измеряют прикладываемое усилие и на основании сравнения полученных зависимостей усилия от длительности временного интервала выполненного отпуска для каждого образца, выбирают оптимальный временной интервал отпуска. Согласно второму варианту изобретения, также изготавливают серию образцов сварных соединений, в каждом из которых формируют сварной шов по длине всего образца, после этого, в сварном шве выполняют отверстие в форме сечения рабочего элемента, далее выполняют отпуск при температуре, постоянной для всех образцов и в течение различного для всех образцов временного интервала. После отпуска в выполненное отверстие устанавливают рабочий элемент и прикладывают к нему усилие, необходимое для проталкивания рабочего элемента через это отверстие, измеряют прикладываемое усилие и на основании сравнения полученных зависимостей усилия от длительности временного интервала выполненного отпуска для каждого образца, выбирают оптимальный временной интервал отпуска. Отверстие в форме сечения рабочего элемента выполняют в зоне термического влияния сварного шва.

Указанные варианты способа являются равноценными для решения поставленной задачи. Необходимо также отметить, что предложенные варианты способа не требуют сложного оборудования, расчетов и расшифровки данных, что уменьшает их трудоемкость, повышает достоверность результатов.

На фиг. 1, 2, 3 схематично показаны варианты образцов сварных соединений для проведения испытаний по предлагаемому способу, где:

1, 2 - свариваемые части образца;

3, 5, 8 - сварные швы;

4 - рабочий элемент, установленный в процессе сварки между частями сварного шва 3;

6 - отверстие в сварном шве 5 для проталкивания рабочего элемента после отпуска;

7 - зона термического влияния сварного шва 8;

9 - отверстие в зоне термического влияния сварного шва 8 для проталкивания рабочего элемента после отпуска.

Способ испытаний образцов сварных соединений твердых материалов осуществляют следующим образом.

Изготавливают серию образцов сварных соединений из испытуемого материала, как пример, из термоупрочняемого алюминиевого сплава или конструкционной стали мартенситного класса с помощью механизированной (полуавтоматической) сварки плавящимся электродом в среде защитных газов. При изготовлении образцов используют, например, пластины из испытуемого материала. По первому варианту осуществления способа (фиг. 1), в процессе сварки двух свариваемых частей 1 и 2 образца при формировании сварного шва 3, между, например, двумя частями сварного шва 3 устанавливают рабочий элемент 4. В общем случае, рабочий элемент для осуществления предложенного способа может быть выполнен в виде, но не ограничиваясь этим, цилиндрического стержня, шайбы, шарика или ролика, например, от подшипника, и т.п. Далее, подготовленную таким образом серию образцов направляют для осуществления отпуска, причем температура отпуска постоянная для всех образцов из этой серии, но время отпуска различно. После отпуска к рабочему элементу 4 в каждом образце серии прикладывают усилие, необходимое для удаления этого рабочего элемента. Измеряют прикладываемое усилие. При осуществлении данного варианта способа, чем меньше усилие, приложенное к рабочему элементу 4 для его удаления из сварного шва 3, тем меньше остаточные сварочные напряжения в образце после термообработки (отпуска). После этого, сравнивают полученные зависимости усилия от длительности времени выполненного отпуска для каждого образца из серии. Выбирают оптимальный временной интервал отпуска, при котором остаточные сварочные напряжения в образце минимальны.

По второму варианту осуществления способа (фиг. 2), после сварки двух свариваемых частей 1 и 2 в сварном шве 5 каждого образца из серии выполняют отверстие 6 в форме сечения рабочего элемента. Далее, подготовленную таким образом серию образцов направляют для осуществления отпуска с постоянной температурой для всех образцов из этой серии, но с различным временем отпуска. После отпуска в выполненные отверстия 6 в сварных швах 5 образцов устанавливают рабочие элементы и с усилием проталкивают их сквозь отверстия до полного удаления. Измеряют прикладываемое усилие. При осуществлении данного варианта способа, чем больше усилие, приложенное к рабочему элементу при его проталкивании сквозь отверстие 6 в сварном шве 5 образца, тем меньше остаточные сварочные напряжения в образце после термообработки (отпуска). После этого, сравнивают полученные зависимости усилия от длительности времени выполненного отпуска для каждого образца из серии. Выбирают оптимальный временной интервал отпуска, при котором остаточные сварочные напряжения в образце минимальны.

При осуществлении способа временной интервал отпуска образцов сварных соединений при неизменной установленной температуре увеличивают до тех пор, пока усилие при проталкивании рабочего элемента не будет изменяться незначительно, что даст сигнал о снятии большей части остаточных сварочных напряжений.

В частном случае осуществления второго варианта способа (фиг. 3), отверстие 9 в форме сечения рабочего элемента для проталкивания рабочего элемента после выполнения отпуска возможно выполнить в зоне 7 термического влияния сварного шва 8.

Таким образом, при применении данного способа появляется возможность определения оптимального временного интервала (режима), отпуска сварной конструкции из твердых материалов, при котором существенно снижается уровень остаточных сварочных напряжений с одновременным сохранением важнейших служебных свойств сварной конструкции, таких как твердость и вязкость, например, для танковой брони.


СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ ОБРАЗЦОВ СВАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ ТВЕРДЫХ МАТЕРИАЛОВ (ВАРИАНТЫ)
СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ ОБРАЗЦОВ СВАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ ТВЕРДЫХ МАТЕРИАЛОВ (ВАРИАНТЫ)
СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ ОБРАЗЦОВ СВАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ ТВЕРДЫХ МАТЕРИАЛОВ (ВАРИАНТЫ)
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-5 of 5 items.
10.07.2014
№216.012.db50

Способ получения сварного шва при сварке или наплавке изделий из трудно свариваемых металлов и сплавов

Изобретение может быть использовано при сварке изделий из трудно свариваемых сплавов, в частности, в труднодоступных местах изделий и при сварке на монтаже. Последовательно получают участки сварного шва возвратным каскадным перемещением электрода или сварочной головки. Получают первый участок...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002521922
Дата охранного документа: 10.07.2014
10.01.2016
№216.013.9f91

Трехкольцевая колесная вставка безопасности

Изобретение относится к области автомобильного машиностроения, в частности к ходовым системам колесных автомобилей, а именно к средствам, позволяющим машине продолжать движение в течение некоторого времени после потери давления в шинах. Трехкольцевая колесная вставка состоит из демпфирующего...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002572486
Дата охранного документа: 10.01.2016
25.08.2017
№217.015.c67c

Энергопоглощающая структура для защиты днища наземных транспортных средств

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Энергопоглощающая структура для защиты днища наземных транспортных средств состоит из внутреннего и наружного слоев защиты, выполненных из броневых и/или конструкционных сплавов. Между слоями защиты расположена прослойка. Прослойка...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002618587
Дата охранного документа: 04.05.2017
19.04.2019
№219.017.2e0a

Свариваемая противопульная броневая сталь

Изобретение относится к области металлургии и к области бронезащиты, а именно к свариваемой противопульной броневой стали, применяемой для противопульной защиты автомобилей, спецвагонов и других легкобронированных машин. Сталь содержит углерод, кремний, марганец, хром, никель, молибден,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002392347
Дата охранного документа: 20.06.2010
19.06.2019
№219.017.8761

Слоистая плита на основе алюминия для противопульной сварной брони

Изобретение относится к сварным броневым конструкциям. Слоистая плита на основе алюминия для противопульной сварной брони включает лицевой, срединный и тыльный слои из алюминиевых сплавов, тонкие слои толщиной 1-3% толщины плиты, расположенные между указанными слоями и на внешних поверхностях...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002371660
Дата охранного документа: 27.10.2009
+ добавить свой РИД