×
17.02.2018
218.016.2a00

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ СПУСКА ОТДЕЛЯЮЩЕЙСЯ ЧАСТИ РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к ракетно-космической технике и касается отделяющихся частей (ОЧ) ступеней ракет-носителей (РН) при их движении по траектории спуска. Спуск ОЧ РН на жидких компонентах топлива в заданный район падения основан на стабилизации ОЧ, ориентации и управляемом движении ОЧ за счет энергетики, заключенной в невыработанных остатках компонентов жидкого топлива на основе их газификации и подачи в двигательную установку. При этом после входа в атмосферу рассчитывают величину балансировочного угла атаки, его ориентацию, обеспечивающую переход на попадающую траекторию спуска в заданную точку прицеливания. Рассчитывают параметры спиральной траектории («Спираль»), по которой осуществляют полет с балансировочными углами атаки относительно попадающей траектории спуска. Причем переход ОЧ на «Спираль» осуществляется с достижения значений величин аэродинамического момента, обеспечивающего возможность маневра перехода ОЧ на «Спираль» с траектории неуправляемого спуска ОЧ, а нижний конец «Спирали» касается начала траектории тормозного участка, на котором осуществляют отработку тормозного импульса. Движение ОЧ по «Спирали» осуществляют путем разворота ОЧ с угловой скоростью, определяемой из условия попадания ОЧ в начало тормозного участка с минимальной скоростью движения центра масс ОЧ. Достигается снижение массы конструкции, увеличение точности посадки ОЧ, снижение нагрузки на корпус ОЧ. 1 ил.

Изобретение относится к ракетно-космической технике, в частности к ракетам-носителям (РН) на жидких компонентах ракетного топлива (KPT), а именно к отделяющимся частям (ОЧ) ступеней РН при их движении по траекториям спуска.

Известно техническое решение по способу управления полетом ЛА на атмосферном участке траектории спуска по патенту RU №2495802 от 20.10.2013 г., где при отделении ОЧ на высоте более 70 км применяют воздушно-космическую парашютную систему из термостойких материалов и средства пассивной ориентации, стабилизации, торможения и тепловой защиты, на высоте ниже 10 км применяют парашютную систему и на высоте ниже 3 км применяют вертолетный подхват ОЧ.

Однако использование этого технического решения связано с привлечением значительных средств, в том числе парашютных систем, вертолетного подхвата.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому решению является патент RU №2414391 от 20.03.2011 г. «Способ спуска отделяющейся части ступени РН и устройство для его осуществления», в котором спуск ОЧ ступени РН на жидких КРТ в заданный район падения основан на стабилизации ОЧ положением двигательной установкой вперед, ориентации и управляемом движении ОЧ, после отделения ОЧ маневр спуска в заданный район падения осуществляют за счет энергетики, заключенной в невыработанных остатках КРТ на основе их газификации и подачи в газовую ракетную двигательную установку (ГзРДУ), а управление движением центра масс и вокруг центра масс ОЧ осуществляют отклонениями камер ГзРДУ, установленных в одностепенные приводы.

К недостаткам этого технического решения относится высокая скорость ОЧ в точке приземления, что при решении вопросов по разработке систем мягкой посадки приводит к необходимости значительных энергетических затрат на торможение ОЧ и, соответственно, к утяжелению конструкции системы мягкой посадки ОЧ (см., например, мягкая посадка первой ступени РН «Фалкон-9» http://www.spacex.com. патент RU №2309089 от 27.10.2007 г. «Способ возвращения на космодром многоразовой первой ступени»).

Задачей заявляемого технического решения является повышение эффективности способа спуска ОЧ за счет снижения скорости ОЧ при касании поверхности района падения на основе введения режима полета ОЧ с балансировочными углами атаки по спиральной траектории спуска.

Данный технический результат достигается тем, что в способе спуска ОЧ ступени РН на жидких КРТ в заданный район падения, основанном на стабилизации и ориентации ОЧ за счет энергетики, заключенной в невыработанных остатках жидких КРТ на основе их газификации, вводят следующие действия:

а) после входа в атмосферу рассчитывают величину балансировочного угла атаки (αб), его ориентацию, обеспечивающую переход на попадающую траекторию спуска в заданную точку прицеливания;

б) рассчитывают параметры спиральной траектории (далее «Спираль»), по которой осуществляют полет с балансировочными углами атаки αб относительно попадающей траектории спуска, при этом переход ОЧ на «Спираль» осуществляется с достижения значений величин аэродинамического момента, обеспечивающего возможность маневра перехода ОЧ на «Спираль» с траектории неуправляемого спуска ОЧ, а нижний конец «Спирали» касается начала траектории тормозного участка, на котором осуществляют отработку тормозного импульса;

в) движение ОЧ по Спирали осуществляют путем разворота ОЧ с угловой скоростью, определяемой из условия попадания ОЧ в начало тормозного участка с минимальной скоростью движения центра масс ОЧ.

Реализация предлагаемого технического решения поясняется фиг., где:

1 - ОЧ на нисходящей части внеатмосферного участка траектории спуска 1-3-8-9 без реализации предлагаемого аэродинамического маневра спуска;

2 - вход в атмосферу (h ~100 км);

3 - участок перехода ОЧ на попадающую траекторию спуска 4 и «Спираль» 5;

5 - «Спираль», начинающая с конца участка 3 и заканчивающая в точке 6 - начале траектории тормозного участка ОЧ и лежащее на попадающей траектории 4;

7 - смещенная точка падения ОЧ;

8 - траектория спуска ОЧ без аэродинамического маневра по изменению точки падения ОЧ;

9 - точка падения ОЧ без аэродинамического маневра;

10 - ОЧ на «Спирали» с балансировочными углами атаки.

1. Балансировочный угол атаки αб рассчитывают из условия равенства нулю аэродинамического момента (см. кн. 1 Аппазов Р.Ф., Сытин О.Г. Методы проектирования траекторий ракет-носителей и спутников Земли. Изд-во «Наука», 1987. С. 427-428). Например, для плоского случая необходимо выбрать такое значение пространственного угла атаки αб/(αz), являющегося функцией только угла атаки, чтобы соответствующий аэродинамический момент в канале тангажа был равен нулю:

Это достигается обеспечением совпадения центра масс и центра давления. Используя программный продукт ANSYS FLUENT осуществляют расчет MZ при различных углах атаки на основе численного решения уравнений Навье-Стокса (см. кн. 2 Краснов А.Ф. Аэродинамика. 1980, ч. 1, 2 стр. 105). При различных углах атаки изменяется картина обтекания ОЧ, в результате чего происходит изменение координаты цента давления и при достижении условия совпадения координат центра давления и центра масс реализуется условие (1).

Для трехмерного случая, что имеет место для предлагаемой схемы спуска, необходимо обеспечение равенства аэродинамического момента нулю в каналах тангажа и рыскания:

что обеспечивается выбором пространственного балансировочного угла атаки αбz, αy), который является уже как функции угла атаки αz и скольжения αy. Определение балансировочного угла скольжения αy осуществляется аналогично определению балансировочного угла атаки αz.

2. Расчет параметров «Спираль», по которой осуществляют полет с балансировочными углами атаки αб:

- «Спираль» представляет собой траекторию, аналогичную по смыслу орбите фазирования при сближении КА на орбитах (см. кн. 4, Инженерный справочник по космической технике / под. ред. А.В. Солодова, М.: изд. Мин-во обороны СССР, 1977. С. 106-108), т.е. переход на орбиту (траекторию) движение по которой кроме решения транспортной задачи обеспечивает еще и удовлетворение дополнительного условия, например подход к конечной точке в заданный момент времени. В данном случае «Спираль» обеспечивает торможение ОЧ, вращаясь и снижаясь около попадающей траектории 4, обеспечивая планирующий спуск ОЧ с заданными балансировочными углами атаки (поз. 3-5-6 фиг. 1) с поз. 3 в поз. 6;

- верхний конец «Спирали» (конец участка 3) начинается с достижения значений величин аэродинамического момента, обеспечивающего возможность маневра перехода на «Спираль» с траектории неуправляемого спуска ОЧ (начало участка 3,8,9);

- нижний конец «Спирали» касается начала тормозного участка (поз. 5), тормозной участок - вертикальный участок траектории спуска на котором осуществляют отработку тормозного импульса с помощью специальной тормозной ракетной двигательной установки (см., например, спуск отработанной ступени «Фалкон-9» www.spacex.com, а также по патенту РФ №2414391 от 20.03.2011 г. «Способ спуска отделяющейся части ступени РН и устройство для его осуществления»).

3. Движение ОЧ по «Спирали» осуществляют путем разворота ОЧ с угловой скоростью, определяемой из условия попадания ОЧ в начало тормозного участка с минимальной скоростью движения центра масс ОЧ, при этом:

- угловая скорость разворота ОЧ ωxc реализуется путем формирования управляющего момента в плоскости угла скольжения, которое формируется за счет сопел газореактивной системы ОЧ;

- значение величины ωxc и времени движения по «Спирали» производится с использованием метода оптимизации (см., например, кн. 3 Лесин В.В. Основы методов оптимизации: учебное пособие / Лесин В.В., Лисовец Ю.П. - СПб.: Лань, 2011. - 342 с.). Критерием оптимизации (в данном случае минимизации) является значение скорости центра масс ОЧ на начало участка торможения (поз. 6) либо величина тормозного импульса.

Использование предлагаемого способа спуска позволяет существенно уменьшить затраты на торможение ОЧ ступени при реализации мягкой посадки. Например, проведенные оценки при традиционном спуске ОЧ первой ступени РН «Союз-2.1.в» показывают, что при нулевом угле атаки время пассивного полета составляет 353 с, а скорость центра масс ОЧ при касании поверхности района падения ~169 м/с.

При использовании предлагаемого способа спуска ОЧ с балансировочными углами атаки (в интервале 30°-60°) время пассивного полета составляет ~500 с, а скорость ОЧ в точке касания поверхности района падения составляет ~75 м/с, следовательно, как видно из приведенного примера для ОЧ первой ступени РН «Союз-2.1.в», применение предлагаемого способа спуска позволяет:

- существенно (примерно в 2 раза) снизить запасы топлива на гашение скорости центра масс ОЧ при мягкой посадке, соответственно, уменьшить массу конструкции топливных баков;

- увеличение времени спуска ОЧ, соответственно, позволит увеличить величину смещения точки прицеливания относительно исходной, а также увеличить точность посадки ОЧ;

- движение ОЧ по траектории «Спирали» разгружает корпус ОЧ от изгибных моментов, соответственно, снижает нагрузки на корпус ОЧ;

- увеличение времени спуска приводит к увеличению затрат топлива на стабилизацию и ориентацию ОЧ, однако, учитывая малость возмущающих моментов из-за движения ОЧ на балансировочных углах, это увеличение незначительно по сравнению с экономией запасов топлива на реализацию тормозного импульса.

Способ спуска отделяющейся части (ОЧ) ракеты-носителя на жидких компонентах топлива в заданный район падения, основанный на стабилизации ОЧ, ориентации и управляемом движении ОЧ за счет энергетики, заключенной в невыработанных остатках компонентов жидкого топлива на основе их газификации и подачи в двигательную установку, отличающийся тем, что после входа в атмосферу рассчитывают величину балансировочного угла атаки, его ориентацию, обеспечивающую переход на попадающую траекторию спуска в заданную точку прицеливания, рассчитывают параметры спиральной траектории («Спираль»), по которой осуществляют полет с балансировочными углами атаки относительно попадающей траектории спуска, при этом переход ОЧ на «Спираль» осуществляется с достижения значений величин аэродинамического момента, обеспечивающего возможность маневра перехода ОЧ на «Спираль» с траектории неуправляемого спуска ОЧ, а нижний конец «Спирали» касается начала траектории тормозного участка, на котором осуществляют отработку тормозного импульса, движение ОЧ по «Спирали» осуществляют путем разворота ОЧ с угловой скоростью, определяемой из условия попадания ОЧ в начало тормозного участка с минимальной скоростью движения центра масс ОЧ.
СПОСОБ СПУСКА ОТДЕЛЯЮЩЕЙСЯ ЧАСТИ РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ
СПОСОБ СПУСКА ОТДЕЛЯЮЩЕЙСЯ ЧАСТИ РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 132 items.
10.02.2013
№216.012.2462

Способ моделирования процесса газификации остатков жидкого ракетного топлива и устройство для его реализации

Изобретения относятся к области исследования материалов и м.б. использованы при физическом моделировании процессов газификации остатков жидкого топлива в баках отделяющихся частей ступеней ракет-носителей (РН). Моделирование осуществляют с помощью экспериментальной установки путем введения в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474816
Дата охранного документа: 10.02.2013
20.02.2013
№216.012.26b5

Способ спуска отделяющейся части ступени ракеты космического назначения

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано для программного смещения координат точек падения отделяющихся частей (ОЧ) ступеней ракет космического назначения. Программу управления работой газовых ракетных двигателей и движением ОЧ ступеней ракет космического...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475429
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.02.2013
№216.012.27eb

Способ моделирования процесса газификации остатков жидкого ракетного топлива и устройство для его реализации

Изобретения относятся к физическому моделированию, в земных или натурных условиях, процессов в топливных баках отделяющихся ступеней ракет-носителей в условиях малой гравитации. Способ основан на введении в поток теплоносителя (ТН) микрочастиц пористых керамических элементов. Моделирование...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475739
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.05.2013
№216.012.4050

Способ увода отделяющейся части ракеты-носителя с орбиты полезной нагрузки и устройство для его реализации

Изобретение относится к ракетно-космической технике, в частности к ракетам космического назначения (РКН) с жидкостными ракетными двигателями (ЖРД). Газовый ракетный двигатель (ГРД) предназначен для увода отделяющейса части (ОЧ) РКН с орбиты полезной нагрузки. ГРД обеспечивает вращение вокруг...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482034
Дата охранного документа: 20.05.2013
27.07.2013
№216.012.5a33

Способ организации рабочего процесса в космической двигательной установке на газообразном топливе

Изобретение относится к области ракетной техники, а именно к организации процесса подготовки и сжигания газообразного топлива в камере сгорания. Предварительно газифицированные компоненты топлива, газообразный гелий из системы вытеснения и порошок алюминия подаются в форкамеру для смешения....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488712
Дата охранного документа: 27.07.2013
20.08.2013
№216.012.5fe7

Стыковочное устройство космических аппаратов

Изобретение относится к ракетно-космической технике. Стыковочное устройство космических аппаратов содержит активный агрегат, в центре которого установлен стыковочный механизм, и пассивный агрегат с ответным приемным конусом, который заканчивается гнездом. Приемным конусом служит сопло маршевого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002490183
Дата охранного документа: 20.08.2013
20.09.2013
№216.012.6c73

Способ моделирования процесса газификации остатков жидкого компонента ракетного топлива в условиях пониженного давления и устройство для его реализации

Изобретение относится к ракетно-космической технике. Способ моделирования процесса газификации остатков жидкого компонента ракетного топлива в баках отделяющихся частей ступени ракет-носителей, основанном на введении в экспериментальную установку теплоносителя, обеспечении условий...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493414
Дата охранного документа: 20.09.2013
10.02.2014
№216.012.9e32

Способ спуска отделяющейся части ступени ракеты космического назначения и устройство для его осуществления

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано для спуска отделяющихся частей (ОЧ) ракет космического назначения (РКН) с орбит полезных нагрузок. ОЧ РКН содержит топливный отсек, силовой отсек с днищами. На верхнем днище установлены поворотные камеры газового...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002506206
Дата охранного документа: 10.02.2014
10.06.2014
№216.012.cbfe

Способ реализации тяги ракетного двигателя

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано для отделяющихся частей (ОЧ) ступеней ракет космического назначения (РКН) для увода на орбиты утилизации или в указанные районы падения. Способ реализации тяги ракетного двигателя, основанный на газификации жидких...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002517993
Дата охранного документа: 10.06.2014
10.06.2014
№216.012.cf9b

Способ увода отделившейся части ступени ракеты-носителя с орбиты полезной нагрузки и устройство для его реализации

Изобретение относится к ракетно-космической технике с жидкостными ракетными двигателями (ЖРД), разгонным блокам и могут быть использованы при запуске двигательных установок (ДУ), когда остатки запасов жидкого топлива малы и не превышают 3% от начальной заправки. В способе увода отделяющейся...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002518918
Дата охранного документа: 10.06.2014
Showing 1-10 of 94 items.
10.02.2013
№216.012.2462

Способ моделирования процесса газификации остатков жидкого ракетного топлива и устройство для его реализации

Изобретения относятся к области исследования материалов и м.б. использованы при физическом моделировании процессов газификации остатков жидкого топлива в баках отделяющихся частей ступеней ракет-носителей (РН). Моделирование осуществляют с помощью экспериментальной установки путем введения в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474816
Дата охранного документа: 10.02.2013
20.02.2013
№216.012.26b5

Способ спуска отделяющейся части ступени ракеты космического назначения

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано для программного смещения координат точек падения отделяющихся частей (ОЧ) ступеней ракет космического назначения. Программу управления работой газовых ракетных двигателей и движением ОЧ ступеней ракет космического...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475429
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.02.2013
№216.012.27eb

Способ моделирования процесса газификации остатков жидкого ракетного топлива и устройство для его реализации

Изобретения относятся к физическому моделированию, в земных или натурных условиях, процессов в топливных баках отделяющихся ступеней ракет-носителей в условиях малой гравитации. Способ основан на введении в поток теплоносителя (ТН) микрочастиц пористых керамических элементов. Моделирование...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475739
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.05.2013
№216.012.4050

Способ увода отделяющейся части ракеты-носителя с орбиты полезной нагрузки и устройство для его реализации

Изобретение относится к ракетно-космической технике, в частности к ракетам космического назначения (РКН) с жидкостными ракетными двигателями (ЖРД). Газовый ракетный двигатель (ГРД) предназначен для увода отделяющейса части (ОЧ) РКН с орбиты полезной нагрузки. ГРД обеспечивает вращение вокруг...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482034
Дата охранного документа: 20.05.2013
27.07.2013
№216.012.5a33

Способ организации рабочего процесса в космической двигательной установке на газообразном топливе

Изобретение относится к области ракетной техники, а именно к организации процесса подготовки и сжигания газообразного топлива в камере сгорания. Предварительно газифицированные компоненты топлива, газообразный гелий из системы вытеснения и порошок алюминия подаются в форкамеру для смешения....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488712
Дата охранного документа: 27.07.2013
20.08.2013
№216.012.5fe7

Стыковочное устройство космических аппаратов

Изобретение относится к ракетно-космической технике. Стыковочное устройство космических аппаратов содержит активный агрегат, в центре которого установлен стыковочный механизм, и пассивный агрегат с ответным приемным конусом, который заканчивается гнездом. Приемным конусом служит сопло маршевого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002490183
Дата охранного документа: 20.08.2013
20.09.2013
№216.012.6c73

Способ моделирования процесса газификации остатков жидкого компонента ракетного топлива в условиях пониженного давления и устройство для его реализации

Изобретение относится к ракетно-космической технике. Способ моделирования процесса газификации остатков жидкого компонента ракетного топлива в баках отделяющихся частей ступени ракет-носителей, основанном на введении в экспериментальную установку теплоносителя, обеспечении условий...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493414
Дата охранного документа: 20.09.2013
10.02.2014
№216.012.9e32

Способ спуска отделяющейся части ступени ракеты космического назначения и устройство для его осуществления

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано для спуска отделяющихся частей (ОЧ) ракет космического назначения (РКН) с орбит полезных нагрузок. ОЧ РКН содержит топливный отсек, силовой отсек с днищами. На верхнем днище установлены поворотные камеры газового...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002506206
Дата охранного документа: 10.02.2014
10.06.2014
№216.012.cbfe

Способ реализации тяги ракетного двигателя

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано для отделяющихся частей (ОЧ) ступеней ракет космического назначения (РКН) для увода на орбиты утилизации или в указанные районы падения. Способ реализации тяги ракетного двигателя, основанный на газификации жидких...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002517993
Дата охранного документа: 10.06.2014
10.06.2014
№216.012.cf9b

Способ увода отделившейся части ступени ракеты-носителя с орбиты полезной нагрузки и устройство для его реализации

Изобретение относится к ракетно-космической технике с жидкостными ракетными двигателями (ЖРД), разгонным блокам и могут быть использованы при запуске двигательных установок (ДУ), когда остатки запасов жидкого топлива малы и не превышают 3% от начальной заправки. В способе увода отделяющейся...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002518918
Дата охранного документа: 10.06.2014
+ добавить свой РИД