×
13.02.2018
218.016.24c9

СПОСОБ УСКОРЕННОГО СОЗДАНИЯ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЛЕДЯНОЙ ПЕРЕПРАВЫ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002642735
Дата охранного документа
25.01.2018
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Способ ускоренного создания и восстановления ледяной переправы относится к области льдотехники. Изобретение может использоваться для ускорения создания и восстановления ледяной переправы и повышения ее несущей способности, а также для ускоренного замораживания провалившейся под лед техники. Технический результат заключается в увеличении толщины ледяного покрова по всей поверхности ледяной переправы через реку путем искусственного увеличения толщины льда с большей несущей способностью до толщины, необходимой для переправы транспорта, а также в ускорении процесса полного вмораживания в лед провалившегося транспорта для того, чтобы вытащить транспорт на поверхность льда путем накопления и замораживания битого льда к нижней поверхности под ледяной переправой до необходимой толщины для переправы транспорта в подковообразных ловушках, сооруженных из вмороженного в лед подручного материала, например тальника. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Область, к которой относится изобретение

Изобретение относится к области льдотехники и может использоваться при создании и восстановлении ледяной переправы для транспортировки грузов, а также для ускоренного полного замораживания в лед провалившейся под лед техники.

Уровень техники

Известно техническое решение (1. Песчанский И.С. Ледоведение и ледотехника. - Л.: Морской транспорт. 1963. - 245 с.), в котором для интенсификации ледообразования для ледяной переправы предлагается заблаговременно расчищать поверхности льда от снега. Недостатком технического решения является недостаточная несущая способность ледяного покрова, используемого в качестве переправы, из-за низкой прочности нижних слоев льда вследствие перепада температуры по толщине ледяного покрова от 0°С на нижней кромке до температуры окружающего воздуха на верхней кромке льда, т.к. с повышением температуры прочность льда понижается (2. Богородский В.В., Гаврило В.П. Лед. Физические свойства. Современные методы гляциологии. - Л.: Гидрометеоиздат, 1981. - 384 с.).

Известно техническое решение (3. RU 2149945 С1, 27.05.2000), в котором для повышения прочности ледяного покрова снижают температуру нижней части льда путем помещения слоя теплоизоляционного материала под лед и поджатия его к нижней поверхности ледяного покрова. Недостатком данного технического решения является низкая скорость снижения температуры нижней поверхности льда из-за положительной температуры слоя теплоизоляционного материала, имеющего значение температуры верхних слоев воды, т.е. охлаждение происходит только с одной стороны - со стороны верхней толщи ледяного покрова, а также низкая скорость увеличения толщины ледяного покрова за счет естественного замерзания воды, поступающей через водопроницаемый теплоизоляционный материал.

Наиболее близким является техническое решение (4. RU 2352710 С1, 20.04.2009), в котором между нижней поверхностью ледяного покрова и теплоизоляционным материалом помещают слой льда. Недостатком данного технического решения является сложность удержания прямоугольных пластин льда на месте переправы сплошным слоем в ряд и прижимание пластин льда к нижней поверхности ледяного покрова теплоизоляционным слоем.

Раскрытие изобретения

Задачей предлагаемого изобретения является создание надежной ледяной переправы.

Технический результат, достигаемый при решении поставленной задачи, заключается в ускорении создания ледяной переправы, повышении ее прочности и в ускорении замораживания в лед провалившейся под лед техники для последующего ее вытаскивания.

Существенные признаки, характеризующие изобретение.

Ограничительные: ледяную переправу создают путем зачистки поверхности льда от снега, помещения к нижней поверхности ледяного слоя льда и постепенном замораживании затонувшей под лед техники путем освобождения ее ото льда без нарушения ледяного слоя между освобождаемой техникой и водой.

Отличительные: к нижней поверхности ледяного покрова под ледяной переправой и вокруг провалившейся под лед техники накапливают битый лед.

Известно [2], что понижение температуры ледяного покрова приводит к повышению его прочностных характеристик и более интенсивному росту его толщины. Известно также (5. Гаврильев Р.И. Теплофизические свойства горных пород и напочвенных покровов криолитозоны. - Новосибирск. Издательство СО РАН, 1998. - С. 15), что коэффициент теплопроводности чистого льда почти в 4 раза больше, чем коэффициент теплопроводности воды. При помещении под нижнюю поверхность ледяного покрова дополнительного слоя льда скорость понижения температуры воды, находящейся между кусками льда под слоем ледяного покрова, увеличится, что приведет к образованию единого монолита льда, состоящего из хаотично расположенных кусков льда. Известно (6. Способ создания ледяной переправы/ заявка на изобретение 2003113294, 10.02.2005 Бюл. №4), что для увеличения несущей способности ледовой переправы искусственно разрушают ледяной покров на месте переправы для создания хаотично замерших льдин. Известно, что в условиях стоячей воды, например на озерах и водохранилищах, ледостав начинается раньше и толщина ледяного покрова больше, чем на акваториях с течением (на реках) при одинаковой температуре атмосферного воздуха (7. Бутягин И.П. Прочность льда и ледяного покрова. - Новосибирск: Наука, 1996. - 153 с.). Известно также, что при наличии в потоке жидкости гидравлического сопротивления в виде задвижки или вертикальной пластины, ориентированной поперек потока, за ней образуется застойная зона, причем, если пластину наклонить, то ширина застойной зоны возрастает (8. Альтшуль А.Д. Гидравлическое сопротивление. – М.: Стройиздат, 1973). Все приведенные способы можно использовать для восстановления ледяной переправы при уменьшении ледяного покрова в отдельных местах переправы или ускоренного замораживания образовавшейся полыньи на ледяной переправе. Известно, что для вытаскивания провалившейся под лед техники постепенно ее освобождают ото льда осторожно без нарушения ледяного слоя между освобождаемой техникой и водой для естественного нарастания ледяной оболочки вокруг затонувшей техники. При искусственном накоплении кусков льдин вокруг провалившейся под лед техники этот процесс нарастания льда ускорится.

Таким образом, несущая способность ледяной переправы возрастает как за счет ускоренного увеличения прочностных свойств льда, так и за счет ускоренного увеличения толщины ледяного покрова по всей поверхности намечаемой ледяной переправы или при восстановлении отдельных участков.

Краткое описание чертежей

На фиг. 1 приведена схема расположения лунок на поверхности ледяного покрова. На фиг. 2 приведена схема накопление льдин в ловушках. На фиг. 3 приведена схема восстановления участка ледяной переправы. На фиг. 4 приведена схема искусственного накопления кусков льдин вокруг провалившейся под лед техники.

Осуществление изобретения

Для ускорения увеличения необходимой толщины льда ледяной переправы через реку можно использовать шугу или куски льда, накапливая их подо льдом с помощью ловушек, образованных подручными материалами, например тальниками, растущими у берегов реки. Во время весеннего ледохода река уносит большое количество таких тальников или деревьев, поэтому использованные для создания переправы материалы можно оставить вмороженными в лед, не опасаясь нанесения экологического вреда. Способ осуществляют следующим образом. По мере замерзания реки с обоих берегов, где планируется ледяная переправа, создают ловушки льда, для чего пробуривают на поверхности льда лунки, расположенные подковообразно (фиг. 1), куда вставляют и замораживают подручные материалы (тальники) с наклоном навстречу течению реки так, чтобы между нижней поверхностью ледяного покрова и выступающей частью тальника образовали угол меньше чем 90°, а длина выступающей части тальников подо льдом была не менее необходимой толщины льда из расчета веса переправляемого транспорта. По мере дальнейшего замерзания реки от берегов замораживание в лед тальников продолжают навстречу друг к другу от двух берегов по направлению намечаемой переправы. Для ускорения накопления необходимой толщины битого льда для нарастания толщины льда выше по течению реки ломают ледяной покров и битый лед запускают под лед, чтобы течением его занесло в замороженные тальники. Битый лед подо льдом, натыкаясь на выступающие части тальника, накапливается в подковообразных ловушках и замораживается хаотичным образом благодаря хорошей теплопроводности льда быстрее, чем в остальной части ледяного покрова (фиг. 2). Между ловушками образуется застойная зона, где толщина ледяного покрова становится больше, чем на акватории с течением. По истечении времени, необходимого для полного замерзания слоя воды между кусками льдин в последних подковообразных ловушках, переправа готова к эксплуатации.

В период эксплуатации ледяной переправы в отдельных местах уменьшается необходимая для переправы толщина льда или образуется полынья. Для ускоренного восстановления ледяной переправы ниже по течению, по краю, где толщина льда стала меньше, чем допустимая толщина льда для переправы транспорта, или образовавшейся полыньи пробуривают лунки, расположенные подковообразно (фиг. 3), и вмораживают тальники, стволы тонких деревьев или другой подручный материал. Выше по течению ломают лед и запускают их под лед с таким расчетом, чтобы битый лед накапливался в подковообразных ловушках до необходимой толщины ледяной переправы. Вода, находящаяся между битыми льдами, благодаря высокой теплопроводности льда замерзнет быстрее.

Иногда под лед проваливается транспортное средство, например трактор. В таких случаях, чтобы вытаскивать транспорт на поверхность льда, его вмораживают в лед путем постепенного откалывания слоя льда вокруг него так, чтобы не проткнуть утончившийся слой откалываемого льда и вода не поступила на то пространство вокруг транспорта, которое освобождено ото льда. Иначе просочившаяся вода заполнит указанное пространство и откалывание льда вокруг транспорта придется повторить. Увеличение толщины откалываемого льда происходит естественным наращиванием толщины льда за счет охлаждения воды через утончившийся лед атмосферным воздухом. В предлагаемом способе, так же, как и при восстановлении отдельного участка ледяной переправы, ниже по течению провалившегося транспорта на льду пробуривают лунки расположенные подковообразно (фиг. 4), и вмораживают тальники, стволы тонких деревьев или другой подручный материал так, чтобы длина выступающей части тальников подо льдом была ниже самой нижней части провалившегося транспорта или доходила до дна водоема. Выше по течению ломают лед и запускают их под лед с таким расчетом, чтобы битый лед накапливался в подковообразных ловушках до полного замуровывания провалившегося транспорта. Вода, находящаяся между битыми льдами, благодаря высокой теплопроводности льда замерзнет быстрее. По мере замерзания колотого льда вокруг транспорта для ускорения замерзания битого льда постепенно и осторожно откалывают слои льда вокруг транспорта.

Таким образом, не дожидаясь естественного увеличения толщины ледяного покрова по всей поверхности реки можно увеличить ее на месте переправы или для восстановления необходимой толщины ледяной переправы, увеличивая искусственно несущую способность льда до толщины, необходимой для переправы транспорта, а также ускорить процесс полного вмораживания в лед провалившегося транспорта для того, чтобы вытащить транспорт на поверхность льда.


СПОСОБ УСКОРЕННОГО СОЗДАНИЯ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЛЕДЯНОЙ ПЕРЕПРАВЫ
СПОСОБ УСКОРЕННОГО СОЗДАНИЯ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЛЕДЯНОЙ ПЕРЕПРАВЫ
СПОСОБ УСКОРЕННОГО СОЗДАНИЯ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЛЕДЯНОЙ ПЕРЕПРАВЫ
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 10 items.
10.01.2013
№216.012.1921

Устройство для сбора нефти под водой

Изобретение относится к охране окружающей среды и предназначено для обеспечения превентивных мер защиты водоемов от аварийных разливов нефти в подводных переходах нефтепровода. Устройство выполнено в виде гибкого водо- и нефтенепроницаемого полотна 2. Полотно 2 покрывает поверхность траншейного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002471925
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.01.2013
№216.012.1923

Нефтесборщик для рек с быстрым течением

Изобретение относится к области охраны окружающей среды и может использоваться при сборе случайных или аварийных проливов нефти и нефтепродуктов с поверхности рек с быстрым течением. Устройство содержит емкость 1, наполненную водой, и водяное колесо 4. Емкость 1 перевернута вверх дном и ее края...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002471927
Дата охранного документа: 10.01.2013
27.12.2013
№216.012.9121

Устройство для сбора нефти под водой

Изобретение относится к охране окружающей среды и предназначено для обеспечения мер защиты водоемов от аварийных разливов нефти в подводных переходах нефтепровода. Устройство содержит металлический поддон с приваренным покрытием. В днище поддона выполнены отверстия. Один угол покрытия...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002502846
Дата охранного документа: 27.12.2013
10.07.2014
№216.012.dd00

Способ рекультивации нефтезагрязненных почвогрунтов

Изобретение относится к области охраны окружающей среды и может использоваться при ликвидации последствий разлива нефти на почву. Способ заключается в перемешивании загрязненного нефтью почвогрунта, расстиланного на поверхности свежевспаханного незагрязненного поля слоем толщиной от 1/10 до 1/6...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002522354
Дата охранного документа: 10.07.2014
20.08.2014
№216.012.ebff

Способ оценки износостойкости полимерных композиционных материалов

Изобретение относится к области испытания полимерных композиционных материалов и может быть использовано для оценки их износостойкости. Сущность: проводят испытания плоских образцов на трение и износ при постоянной скорости цилиндрического контртела за один и тот же период времени по одному и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002526223
Дата охранного документа: 20.08.2014
20.11.2014
№216.013.0658

Способ разупрочнения ледяного покрова

Изобретение относится к проведению предупредительных работ для предотвращения заторообразования на участке реки и может быть использовано для разупрочнения ледяного покрова в местах подводных коммуникаций. Очищенный от снега ледяной покров зачерняют и на его поверхности размещают ледяные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002533025
Дата охранного документа: 20.11.2014
10.12.2014
№216.013.0efb

Способ регулирования уровня паводковой воды на реках

Изобретение относится к способам регулирования уровня паводковой воды на реках, покрытых льдом. Способ заключается в создании искусственной преграды, способствующей уменьшению гидравлического сечения реки. Ледяной покров реки разупрочняется солнечными лучами. Происходит одновременное...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002535252
Дата охранного документа: 10.12.2014
10.12.2014
№216.013.0f89

Устройство для сбора нефти подо льдом

Изобретение относится к охране окружающей среды, предназначено для ликвидации аварийных разливов нефти из-подо льда в водоемах в зоне прокола нефтепровода при технической эксплуатации магистральных нефтепроводов, проложенных под дном реки. Устройство содержит вертикальную полую штангу, водо- и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002535394
Дата охранного документа: 10.12.2014
27.01.2015
№216.013.206f

Способ определения нефтеемкости водонасыщенных сорбентов

Изобретение относится к области испытаний и может использоваться для определения сорбционной емкости до заданной степени насыщенных водой сорбентов нефтью и нефтепродуктами. В различной степени водонасыщенный сорбент вводится в нефть или нефтепродукт непосредственно с водной среды. Расчет...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539751
Дата охранного документа: 27.01.2015
26.08.2017
№217.015.e773

Способ и образец для определения прочности муфтового сварного соединения полимерных труб

Изобретение относится к области испытаний соединения полимерных труб, полученного посредством сварки с использованием накладной муфты. Сущность: вырезают из муфтового сварного соединения образец, содержащий части соединяемых полимерных труб и перекрывающую их и приваренную к ним часть муфты....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002627170
Дата охранного документа: 03.08.2017
Showing 1-10 of 21 items.
10.01.2013
№216.012.1921

Устройство для сбора нефти под водой

Изобретение относится к охране окружающей среды и предназначено для обеспечения превентивных мер защиты водоемов от аварийных разливов нефти в подводных переходах нефтепровода. Устройство выполнено в виде гибкого водо- и нефтенепроницаемого полотна 2. Полотно 2 покрывает поверхность траншейного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002471925
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.01.2013
№216.012.1923

Нефтесборщик для рек с быстрым течением

Изобретение относится к области охраны окружающей среды и может использоваться при сборе случайных или аварийных проливов нефти и нефтепродуктов с поверхности рек с быстрым течением. Устройство содержит емкость 1, наполненную водой, и водяное колесо 4. Емкость 1 перевернута вверх дном и ее края...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002471927
Дата охранного документа: 10.01.2013
27.12.2013
№216.012.9121

Устройство для сбора нефти под водой

Изобретение относится к охране окружающей среды и предназначено для обеспечения мер защиты водоемов от аварийных разливов нефти в подводных переходах нефтепровода. Устройство содержит металлический поддон с приваренным покрытием. В днище поддона выполнены отверстия. Один угол покрытия...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002502846
Дата охранного документа: 27.12.2013
10.07.2014
№216.012.dd00

Способ рекультивации нефтезагрязненных почвогрунтов

Изобретение относится к области охраны окружающей среды и может использоваться при ликвидации последствий разлива нефти на почву. Способ заключается в перемешивании загрязненного нефтью почвогрунта, расстиланного на поверхности свежевспаханного незагрязненного поля слоем толщиной от 1/10 до 1/6...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002522354
Дата охранного документа: 10.07.2014
20.08.2014
№216.012.ebff

Способ оценки износостойкости полимерных композиционных материалов

Изобретение относится к области испытания полимерных композиционных материалов и может быть использовано для оценки их износостойкости. Сущность: проводят испытания плоских образцов на трение и износ при постоянной скорости цилиндрического контртела за один и тот же период времени по одному и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002526223
Дата охранного документа: 20.08.2014
20.11.2014
№216.013.0658

Способ разупрочнения ледяного покрова

Изобретение относится к проведению предупредительных работ для предотвращения заторообразования на участке реки и может быть использовано для разупрочнения ледяного покрова в местах подводных коммуникаций. Очищенный от снега ледяной покров зачерняют и на его поверхности размещают ледяные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002533025
Дата охранного документа: 20.11.2014
10.12.2014
№216.013.0efb

Способ регулирования уровня паводковой воды на реках

Изобретение относится к способам регулирования уровня паводковой воды на реках, покрытых льдом. Способ заключается в создании искусственной преграды, способствующей уменьшению гидравлического сечения реки. Ледяной покров реки разупрочняется солнечными лучами. Происходит одновременное...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002535252
Дата охранного документа: 10.12.2014
10.12.2014
№216.013.0f89

Устройство для сбора нефти подо льдом

Изобретение относится к охране окружающей среды, предназначено для ликвидации аварийных разливов нефти из-подо льда в водоемах в зоне прокола нефтепровода при технической эксплуатации магистральных нефтепроводов, проложенных под дном реки. Устройство содержит вертикальную полую штангу, водо- и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002535394
Дата охранного документа: 10.12.2014
27.01.2015
№216.013.206f

Способ определения нефтеемкости водонасыщенных сорбентов

Изобретение относится к области испытаний и может использоваться для определения сорбционной емкости до заданной степени насыщенных водой сорбентов нефтью и нефтепродуктами. В различной степени водонасыщенный сорбент вводится в нефть или нефтепродукт непосредственно с водной среды. Расчет...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539751
Дата охранного документа: 27.01.2015
26.08.2017
№217.015.e773

Способ и образец для определения прочности муфтового сварного соединения полимерных труб

Изобретение относится к области испытаний соединения полимерных труб, полученного посредством сварки с использованием накладной муфты. Сущность: вырезают из муфтового сварного соединения образец, содержащий части соединяемых полимерных труб и перекрывающую их и приваренную к ним часть муфты....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002627170
Дата охранного документа: 03.08.2017
+ добавить свой РИД