×
19.01.2018
218.016.00c2

Результат интеллектуальной деятельности: АВТОНОМНАЯ КОРРЕКТИРУЕМАЯ ИНЕРЦИАЛЬНАЯ НАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области авиационного приборостроения и может быть использовано для повышения точности решения задач навигации. Для реализации данного изобретения в автономно-корректируемую ИНС введены дополнительно блок вычисления частной производной приращения высоты рельефа от путевой скорости, третий блок сравнения и блок вычисления частной производной от приращения от высоты рельефа подстилающей поверхности, а в блок мультимодального сравнения введены дополнительные субблоки вычисления ковариационной матрицы и субблоки сравнения. Технический результат - устранение погрешностей за счет дополнительного измерения приращений высоты рельефа в зависимости от путевой скорости летательного аппарата и дальнейшего совместного оценивания погрешностей измерения координат и путевой скорости. 1 ил.

Изобретение относится к области авиационного приборостроения и может быть использовано для повышения точности решения задач навигации.

Инерциальным навигационным системам (ИНС), установленным на движущемся объекте, присущи нарастающие по времени погрешности определения координат и скорости, для компенсации которых используются дополнительные автономные источники информации, сигналы с которых преобразуются с помощью устройств автономной коррекции в сигналы, корректирующие ИНС.

Известны ИНС с автономной коррекцией с использованием информации о рельефе местности (см. 1. Белоглазов И.Н., Джанджгава Г.И., Чигин Г.П. Основы навигации по геофизическим полям. - М.: Наука, 1985. с. 20-25, 30, 45-52; 2. Патент РФ №2161296 от 24.06.1999 г. МПК G01C 21/00).

Наиболее близким к предложенному является ИНС с автономной коррекцией (Патент РФ №2161296 от 24.06.1999 г. МПК G01C 21/00), в котором используется информация, полученная от датчиков рельефа и датчиков гравитационных аномалий.

Это устройство содержит две цепи из последовательно соединенных блока карты рельефа местности и первого блока сравнения, вторым входом связанного с преобразователем сигналов с датчиков неинерциальных структур (баровысотомера и радиовысотомера) и блока карты приращений ускорения силы тяжести, блока прогноза, вторым входом подключенного к блоку дифференцирования, подключенного, в свою очередь, к преобразователю сигналов с датчиков неинерциальных структур, и второй блок сравнения, второй вход которого подключен к гравиметру.

Кроме того, устройство содержит блок мультимодального сравнения, подключенный к выходам первого и второго блоков сравнения, а через блок вектора измерений связанный с блоком оптимального фильтра Калмана. Кроме того, блок карты рельефа местности, блок карты приращения ускорения силы тяжести и блок прогноза связаны с выходами спецвычислителя ИНС, входы которой подключены к блоку выходами оптимального фильтра Калмана, выход которого является выходом автономного блока коррекции и связан с блоком выдачи информации.

Известно, что для согласованного выполнения групповых действий авиации необходимо иметь точную информацию о путевой скорости, что дает возможность планирования зон встречи, зон совместного маневрирования и предотвращать столкновения летательных аппаратов. В устройстве-прототипе отсутствуют элементы, позволяющие оценивать ошибку определения путевой скорости ЛА и учитывать ее при определении координат, что снижает точность известного устройства автономной коррекции и его эффективность при обеспечении групповых действий авиации.

Задачей предложенного решения является устранение за счет дополнительного измерения приращений высоты рельефа в зависимости от путевой скорости ЛА и дальнейшего совместного оценивания погрешностей измерения координат Δφ, Δλ и путевой скорости ΔW.

Для реализации поставленной задачи в автономную корректируемую инерциальную навигационную систему, включающую спецвычислитель и содержащую блок карты рельефа местности, выход которого подключен к входу первого блока сравнения, блок дифференцирования, блок измерения высоты рельефа, датчики неинерциальных структур, при этом выходы датчиков неинерциальных структур соединены с входами блока измерения высоты рельефа, выход которого связан с входами первого блока сравнения и блока дифференцирования, также последовательно соединенные блок карты приращения ускорения силы тяжести, блок прогноза и второй блок сравнения, один из входов которого соединен с гравиметром, а выход второго блока сравнения соединен с входом блока мультимодального сравнения, выходы последнего через последовательно соединенные блок вектора измерений, блок фильтра Калмана подключены к блоку выдачи информации, при этом вход блока карты приращения ускорения силы тяжести объединен с входом блока карты рельефа местности и соединен с соответствующим выходом спецвычислителя инерциальной навигационной системы, второй вход блока прогноза соединен через блок дифференцирования с блоком измерения высоты рельефа, а его третий вход - с соответствующим выходом инерциальной навигационной системы, входы блока мультимодального сравнения 9 соединены с выходами первого и второго блоков сравнения, два входа блока 10 вектора измерений подключены к выходам блока мультимодального сравнения, а его выход соединен с блоком фильтра Калмана, в систему введены дополнительно блок вычисления частной производной приращения высоты рельефа от путевой скорости, третий блок сравнения и блок вычисления частной производной от приращения по высоте рельефа подстилающей поверхности, а в блок мультимодального сравнения введены дополнительные субблоки вычисления ковариационной матрицы и субблоки сравнения, при этом вход блока вычисления частной производной приращения высоты рельефа от путевой скорости соединен с выходом блока карты рельефа местности, а выход - с первым входом третьего блока сравнения, второй вход блока сравнения соединен с выходом блока вычисления частной производной от приращения по высоте рельефа подстилающей поверхности, а первый вход блока соединен с входами блока карты рельефа местности и блока прогноза, второй вход блока вычисления частной производной от приращения от высоты рельефа подстилающей поверхности через блок измерения высоты рельефа соединен с выходами датчиков неинерциальной структуры,

На чертеже приведена блок-схема автономной корректируемой инерциальной навигационной системы, где:

1 - блок карты рельефа местности;

2 - первый блок сравнения,

3 - блок измерения высоты рельефа с датчиков неинерциальной структуры (баровысотомера и радиовысотомера) и формирования сигнала ΔНИЗМ;

4 - блок карты приращения силы тяжести ΔG;

5 - блок прогноза;

6 - блок дифференцирования ;

7 - второй блок сравнения;

8 - гравиметр;

9 - блок мультимодального сравнения;

9.1, 9.3, 9.5 - блоки ковариационных матриц;

9.2, 9.4 - субблоки сравнения;

10 - блок вектора измерений;

11 - блок фильтра Калмана;

12 - датчики неинерциальных структур (баровысотомер и радиовысотомер);

13 - корректируемая ИНС, включающая спецвычислитель;

14 - блок выдачи информации;

15 - блок вычисления частной производной приращения высоты рельефа от путевой скорости ;

16 - третий блок сравнения;

17 - блок вычисления частной производной приращения высоты рельефа от высоты рельефа подстилающей поверхности .

Описываемая автономная корректируемая ИНС содержит три цепи коррекции из последовательно соединенных:

- блока 1 карты рельефа местности и первого блока 2 сравнения, вторым входом связанного с блоком измерения высоты рельефа с датчиков 12 неинерциальных структур - баровысотомера и радиовысотомера,

- и блока 4 карты приращений ускорения силы тяжести ΔG, блока (5) прогноза, вторым входом подключенного к блоку 6 дифференцирования, связанного, в свою очередь, с блоком измерения высоты рельефа с датчиков 12, и второго блока сравнения 7, другой вход которого подключен к гравиметру 8. Устройство содержит также блок 9 мультимодального сравнения, блок 10 вектора измерений и связанный с ним блок 11 фильтра Калмана, соответствующими входами подключенный к спецвычислителю корректируемой ИНС 13, выходами связанную с входами блоков карт 1 и 4 рельефа местности и приращений ускорения силы тяжести, а также блока 5 прогноза соответственно, а выходом подключенный к блоку 14 выдачи информации;

- блока 15 вычисления частной производной приращения высоты рельефа от путевой скорости ; блока 16 - третьего блока сравнения и блока 17 - блока вычисления частной производной приращения высоты рельефа от высоты рельефа подстилающей поверхности .

Работа устройства заключается в следующем. Со спецвычислителя корректируемой ИНС 13 в блоки 1 и 4 поступает априорная информация о координатах: широте ϕ, долготе λ и высоте Н объекта, что позволяет извлечь из памяти априорные значения приращения ускорения силы тяжести ΔG и высоты рельефа ΔНПР. В блоке 5 по информации о ΔG, а также по априорным значениям путевой W и угловой скоростей ω сопровождающего трехгранника и значениям вертикального ускорения , поступающего из блока 6, формируются прогнозируемые значения показаний гравиметра nПP.

nПP поступают в блок сравнения 7, куда также вводится измеренное гравиметром 8 его текущее показание nГР. Невязка Z2 поступает в блок 9 мультимодального сравнения. Из блока 2 в блок 9 также поступает невязка Z1, полученная как разность прогнозируемого ΔНПР и измеренного ΔНИЗМ значений приращений высоты рельефа местности. Приращение измеренного значения высоты рельефа формируется в блоке 3 по поступающей из блока 12 информации от радио-, баро- и лазерного высотомеров (датчиков неинерциальных структур).

Введенные в устройство дополнительно блок 15 вычисления производной , связанный входами с блоком 1 карты рельефа местности и корректируемой ИНС 13, а выходом подключенный к третьему блоку 16 сравнения, и блок 17 вычисления производной соответствующими входами подключены к выходам блока измерения высоты 3 с датчиков 12 неинерциальных структур и корректируемой ИНС 13 соответственно, а выходами связаны с третьим блоком 16 сравнения и блоком 9 мультимодального сравнения.

Блок мультимодального сравнения содержит дополнительные блоки сравнения 9.1 и 9.2 по отношению к прототипу для получения дополнительной информации о путевой скорости.

При введении дополнительно блоков 15, 16 и 17 и введении дополнительных связей в блоке 9 мультимодального сравнения в устройство коррекции вводится дополнительная информация, позволяющая оценить ошибку путевой скорости ΔW, а также осуществить уточнение ошибок координат Δφ, Δλ. Для осуществления последней операции в блок 9 вводятся дополнительные связи для формирования ковариационных матриц с учетом дополнительной информации о путевой скорости. В результате изменяются весовые коэффициенты μ1 и μ2 и формируется новый коэффициент μ3, которые позволяют сформировать трехмерный вектор измерения Z4, позволяющий получить более точные оценки в результате Калмановской фильтрации с учетом значений весовых коэффициентов.

Сформированный таким образом сигнал поступает в блок фильтра Калмана 11. Выходная информация блока 11 по отношению к прототипу расширяется на одну составляющую - поправку значения путевой скорости ΔW, чем достигается эффект повышения вероятности своевременного выхода летательного аппарата в заданную при выполнении групповых действий авиации. Кроме этого положительного фактора, скорректированное значение путевой скорости W имеет самостоятельной значение для более точного функционирования других бортовых систем - в первую очередь, для радиолокационной станции и для системы автоматического управления полетом.

Устройство не имеет ограничений по применению.

Автономная корректируемая инерциальная навигационная система, включающая спецвычислитель и содержащая блок карты рельефа местности, выход которого подключен к входу первого блока сравнения, блок дифференцирования, блок измерения высоты рельефа, датчики неинерциальных структур, при этом выходы датчиков неинерциальных структур соединены с входами блока измерения высоты рельефа, выход которого связан с входами первого блока сравнения и блока дифференцирования, также последовательно соединенные блок карты приращения ускорения силы тяжести, блок прогноза и второй блок сравнения, один из входов которого соединен с гравиметром, а выходы блоков сравнения соединены с входами блока мультимодального сравнения, выходы последнего через последовательно соединенные блок вектора измерений, блок фильтра Калмана подключены к блоку выдачи информации, при этом вход блока карты приращения ускорения силы тяжести объединен с входом блока карты рельефа местности и соединен с соответствующим выходом спецвычислителя инерциальной навигационной системы, второй вход блока прогноза соединен через блок дифференцирования с блоком измерения высоты рельефа, а его третий вход - с соответствующим выходом инерциальной навигационной системы, отличающаяся тем, что в систему введены дополнительно блок вычисления частной производной приращения высоты рельефа от путевой скорости , третий блок сравнения и блок вычисления частной производной от приращения от высоты рельефа подстилающей поверхности , а в блок мультимодального сравнения введены дополнительные субблоки вычисления ковариационной матрицы и субблоки сравнения, при этом вход блока вычисления частной производной приращения высоты рельефа от путевой скорости соединен с выходом блока карты рельефа местности, а выход - с первым входом третьего блока сравнения, второй вход третьего блока сравнения соединен с выходом блока вычисления частной производной от приращения от высоты рельефа подстилающей поверхности , а первый вход блока вычисления частной производной от приращения от высоты рельефа подстилающей поверхности соединен с входами блока карты рельефа местности и блока прогноза, второй вход блока вычисления частной производной от приращения от высоты рельефа подстилающей поверхности соединен с выходами блока измерения высоты рельефа.
АВТОНОМНАЯ КОРРЕКТИРУЕМАЯ ИНЕРЦИАЛЬНАЯ НАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА
АВТОНОМНАЯ КОРРЕКТИРУЕМАЯ ИНЕРЦИАЛЬНАЯ НАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА
АВТОНОМНАЯ КОРРЕКТИРУЕМАЯ ИНЕРЦИАЛЬНАЯ НАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА
АВТОНОМНАЯ КОРРЕКТИРУЕМАЯ ИНЕРЦИАЛЬНАЯ НАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА
АВТОНОМНАЯ КОРРЕКТИРУЕМАЯ ИНЕРЦИАЛЬНАЯ НАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА
АВТОНОМНАЯ КОРРЕКТИРУЕМАЯ ИНЕРЦИАЛЬНАЯ НАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА
АВТОНОМНАЯ КОРРЕКТИРУЕМАЯ ИНЕРЦИАЛЬНАЯ НАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА
АВТОНОМНАЯ КОРРЕКТИРУЕМАЯ ИНЕРЦИАЛЬНАЯ НАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-3 of 3 items.
27.12.2016
№216.013.9e10

Подвижный радиолокатор

Изобретение относится к радиолокационным пеленгаторам, размещаемым на подвижных объектах воздушного, морского и наземного базирования. Достигаемый технический результат - пеленгация цели по угловой координате с учетом навигационных характеристик объекта визирования, упрощение и миниатюризация...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002572094
Дата охранного документа: 27.12.2015
25.08.2017
№217.015.a29a

Астронавигационная система

Изобретение относится к области приборостроения и может найти применение в высокоточных астроинерциальным навигационных системах летательных аппаратов (ЛА). Технической результат - повышение точности выходных параметров за счет учета в процессе измерений в реальном времени изменения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002607197
Дата охранного документа: 10.01.2017
25.08.2017
№217.015.b18c

Лазерный гироскоп с компенсацией составляющей, вносимой виброподставкой

Изобретение относится к области приборостроения и касается лазерного гироскопа с компенсацией составляющей, вносимой виброподставкой. Лазерный гироскоп (ЛГ) содержит кольцевой лазер (КЛ), устройство виброподставки, блок обработки сигналов КЛ, выход которого подключен к блоку компенсации, датчик...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002613043
Дата охранного документа: 15.03.2017
Showing 1-5 of 5 items.
27.12.2016
№216.013.9e10

Подвижный радиолокатор

Изобретение относится к радиолокационным пеленгаторам, размещаемым на подвижных объектах воздушного, морского и наземного базирования. Достигаемый технический результат - пеленгация цели по угловой координате с учетом навигационных характеристик объекта визирования, упрощение и миниатюризация...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002572094
Дата охранного документа: 27.12.2015
25.08.2017
№217.015.a29a

Астронавигационная система

Изобретение относится к области приборостроения и может найти применение в высокоточных астроинерциальным навигационных системах летательных аппаратов (ЛА). Технической результат - повышение точности выходных параметров за счет учета в процессе измерений в реальном времени изменения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002607197
Дата охранного документа: 10.01.2017
25.08.2017
№217.015.b18c

Лазерный гироскоп с компенсацией составляющей, вносимой виброподставкой

Изобретение относится к области приборостроения и касается лазерного гироскопа с компенсацией составляющей, вносимой виброподставкой. Лазерный гироскоп (ЛГ) содержит кольцевой лазер (КЛ), устройство виброподставки, блок обработки сигналов КЛ, выход которого подключен к блоку компенсации, датчик...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002613043
Дата охранного документа: 15.03.2017
24.10.2019
№219.017.d9b0

Бортовая система беспилотного летательного аппарата (бла) с автономной коррекцией координат

Изобретение относится к области авиационного приборостроения и может быть использовано для повышения точности решения задач навигации, а именно определения координат в перспективных навигационных системах беспилотных летательных аппаратов (БЛА). Технический результат – расширение функциональных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002703806
Дата охранного документа: 22.10.2019
15.04.2020
№220.018.14d1

Беспилотный летательный аппарат

Беспилотный летательный аппарат содержит фюзеляж, в котором установлены измерительное радиоэлектронное устройство, навигационную систему, подключенную к спутниковой навигационной системе, крылья, оперение, двигатель. Измерительное радиоэлектронное устройство выполнено в виде малогабаритного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002718739
Дата охранного документа: 14.04.2020
+ добавить свой РИД