Вид РИД
Изобретение
Изобретение относится к области военных, инженерно-технических сооружений и, в частности, может быть использовано для организации и сооружения оперативной и скрытой от противника переправы через водные акватории.
Известна проблема невозможности создания переправы через водное пространство по причинам неблагоприятной военной обстановки в данном регионе, отсутствия дорог для доставки понтонов и т.д.
Известен понтонный мост, содержащий открытые снизу понтоны, на которых смонтированы мостовые опоры, несущие пролетные строения с проезжей частью, и растяжки, соединяющие периферийные части понтона с неподвижными анкерами на грунте. При этом каждый понтон выполнен в виде пакета вертикально ориентированных и обращенных днищем вверх смежных емкостей, соединенных с системой подачи в них воздуха и регулирования его давления в каждой из них, причем растяжки расположены с противоположных сторон понтона с образованием с каждой из них треугольных фигур, ориентированных в пересекающихся плоскостях, и имеют демпферы и/или механизмы регулирования. Вертикально ориентированные емкости образуют в сечении горизонтальной плоскостью ряды равномерно расположенных, по крайней мере, на части площади сечения ячеек (RU 2351706, E01D 15/14, 07.09.2007).
Известен также понтонный мост-трансформер, содержащий плавучие металлические опоры и проезжую часть, уложенную по балочному металлическому пролетному строению моста. Плавучие опоры представляют собой полые водонепроницаемые металлические корпуса, имеющие трапециевидную форму над грузовой ватерлинией и форму эллипсоидную под грузовой ватерлинией. Опоры соединены попарно на уровне грузовой ватерлинии поперечно ориентированными шарнирами и общими для моста двумя продольными тросами, проходящими через фокусы больших осей корпусных эллипсоидов, с металлическим листом сверху внахлест над резиновым листом снизу в верхней части сопрягаемых шарнирами смежных корпусов. Продольные тросы, проходящие через фокусы больших осей корпусных эллипсоидов, могут крепиться своими концами через талрепы к балочному металлическому пролетному строению моста или к якорным устройствам на берегу (RU 2494189, E01D 15/14, В63В 35/34, 28.05.2012).
Однако известная конструкция моста предназначена для сборки и монтажа на берегу в месте намеченной переправы, что не всегда возможно по причинам невозможности доставки элементов конструкции к месту из-за отсутствия дорог, невозможности обеспечения скрытности от авиации и спутниковых систем ограниченности времени и т.д.
Целью изобретения является достижение технического результата по созданию переправы в любом месте берега водного пространства оперативно и скрытно от авиационных и спутниковых систем.
Указанный технический результат для конструкции моста достигается тем, что в известной конструкции моста, содержащей парные понтоны, предлагается соединить их в колонну, длина которой равна ширине реки в месте предполагаемой переправы, дополнительно ввести в комплект понтонов два моторных понтона, которые расположить спереди и сзади колонны, блоки управления моторными понтонами предлагается установить на их поверхности и замаскировать под моторную лодку, на боковой поверхности всех понтонов, ниже ватерлинии, предлагается установить закрываемые штуцеры.
Указанный технический результат для способа, включающего сборку моста, достигается тем, что сборку моста осуществляют в ночное время, в безопасном месте, на берегу основного водоема и/или его притока, путем соединения понтонов в плавучую колонну, моторные понтоны располагают спереди и сзади колонны, после чего понтоны моста притапливают посредством открытия штуцеров каждого понтона до осадки их поверхности в воду на глубину половины колеса грузового автомобиля. Колонну понтонов с помощью управляемых моторных понтонов буксируют к месту запланированной переправы боевых подразделений, после чего разворачивают колонну поперек реки и закрепляют.
Изобретение поясняется чертежами.
На фиг. 1 представлен вид сверху и сбоку колонны понтонов в процессе транспортировки к месту переправы, на фиг. 2 представлен вариант вылива воды из внутренних полостей понтона.
Конструкция моста представленная на чертежах, включает:
1 - парные понтоны;
2 - моторные понтоны;
3 - блоки управления моторных понтонов, замаскированные под моторную лодку;
4 - закрываемые штуцеры;
5 - колонна понтонов;
Понтонный мост состоит из парных понтонов 1, в процессе транспортировки соединенных в колонну, и двух моторных понтонов 2, которые располагают спереди и сзади колонны 5 (фиг. 1). Блоки управления 3 моторных понтонов 2 установлены на поверхности понтонов 1 и замаскированы под моторную лодку 3. На боковой поверхности понтонов 1 и 2, ниже ватерлинии, на глубину, равную высоте половины колеса грузового автомобиля, установлены закрываемые штуцеры 4. При этом понтоны 1 и 2 соединены в колонну 5, длина которой равна ширине водоема в месте указанной переправы.
Изобретение реализуется следующим образом.
В связи с невозможностью сборки моста в месте запланированной переправы по различным причинам (военная обстановка, отсутствие дорог и т.п.) сборку моста осуществляют на своей территории, в безопасном месте, на берегу водоема, его притока, в заводи, в ночное время. Мост, содержащий сдвоенные понтоны 1, соединяют в колонну 5, спереди и сзади которой ставят два моторных понтона 2, блок управления 3 которыми замаскирован под моторную лодку, установленную на поверхности понтонов 2. Все понтоны 1, 2 имеют установленные на боковой поверхности, ниже ватерлинии на глубину, равную высоте колеса грузового автомобиля, закрываемые штуцеры 4, все понтоны 1, 2 соединяют в колонну 5, длина которой равна ширине реки в месте предполагаемой установки моста, и транспортируют к месту переправы, где разворачивают поперек реки, а съезд и выезд маскируют путем сигнальных огней или указателей. После завершения переправы понтоны 1, 2 вытаскивают на берег и ставят в положение, при котором штуцеры располагают внизу для удаления из полостей понтонов воды.
Изобретение является новым, ранее неизвестным, что говорит о его соответствии критерию патентоспособности - новизна.
Все конструкции моста могут быть изготовлены на машиностроительном предприятии средней степени технологической оснащенности, что говорит о его соответствии критерию патентоспособности - промышленная применимость.