×
26.08.2017
217.015.ea3b

Способ вывода самолета в точку начала посадки

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к способу вывода самолета в точку начала посадки. Для вывода самолета в точку начала посадки измеряют текущие координаты самолета, предварительно строят участок маршрута в виде прямой линии заданного пути, являющейся касательной к дуге предпосадочного разворота самолета для выхода на ось взлетно-посадочной полосы в точке начала посадки с курсом в направлении ее центра, доопределяют маршрут из пункта возврата дугой предварительного разворота заданного радиуса для выхода по касательной к ней прямой линией заданного пути, строят четыре возможных маршрута комбинаций право- и левостороннего предварительного и предпосадочного разворота, рассчитывают длину их пути, осуществляют полет по маршруту с минимальной длиной пути до точки начала посадки. Обеспечивается сокращение времени вывода самолета в точку начала посадки. 2 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области управления летательными аппаратами и может быть использовано для автоматического вывода самолета или беспилотного летательного аппарата на аэродром посадки.

Одной из задач управления летательным аппаратом является вывод его из пункта возврата, в общем случае с произвольным местоположением и направлением полета, в точку начала посадки с заданными координатами и курсом, после которой выполняют специфический полет с уменьшением высоты полета по глиссаде на взлетно-посадочную полосу. Применительно к управлению самолетом точку начала посадки иначе называют как условную точку четвертого разворота [Системы управления и бортовые цифровые вычислительные комплексы летательных аппаратов. Под ред. Н.М. Лысенко. М.: ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского, 1990, с. 278]. Известные способы вывода летательного аппарата в точку начала посадки не оптимизированы по пути и затратам времени.

Известен способ автоматизированного возврата самолета на аэродром, включающий: формирование заданного курса и полет в направлении аэродрома с удалением от него пункта возврата не менее 250 км; затем, если курс самолета отличается от посадочного менее чем на 90°, формирование курса в точку четвертого разворота, расположенную на оси взлетно-посадочной полосы (ВПП) и удаленную от ее центра на 21 км, полет с выдерживанием курса до пересечения 5,5 км коридора относительно ВПП; после чего формирование курса в убегающую точку цели, расположенную на оси ВПП на 2,5 км впереди самолета и наведение его в эту точку; иначе формирование текущего курса сначала в одну из двух точек третьего разворота с последующим маневрированием до попадания в 5,5 км коридор и далее в соответствии с ранее указанными действиями. Для обеспечения полета используют наземную и бортовую аппаратуру радиотехнической системы ближней навигации и пилотажно-навигационный комплекс [Системы управления и бортовые цифровые вычислительные комплексы летательных аппаратов. Под ред. Н.М. Лысенко. М.: ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского, 1990, с. 275-278].

Недостатками способа является необходимость применения относительно сложной и дорогой аппаратуры радиотехнической системы ближней навигации и выполнение маневров по продолжительному маршруту, соответственно большие временные затраты на возврат к аэродрому посадки.

Наиболее близким по технической сущности (прототип) является способ возврата на аэродром с построением траектории возврата, включающий: измерение текущих координат самолета, предварительное построение маршрута в виде прямой линии заданного пути, проходящей через пункт возврата и являющейся касательной к дуге предпосадочного разворота самолета для выхода на ось взлетно-посадочной полосы в точке начала посадки (условной точке четвертого разворота) с курсом в направлении ее центра, и непосредственно дуги предпосадочного разворота заданного радиуса, затем осуществление полета по маршруту с учетом измеренных текущих координат самолета. Линию заданного пути характеризуют путевым углом, ее длиной и длиной участка линейного упреждения. Необходимые при этом расчеты выполняют в пилотажно-навигационном комплексе, для чего в его память вводят координаты пункта возврата, центра взлетно-посадочной полосы, ее направление, дальность от центра до точки начала посадки, радиус дуги (окружности) разворота. В процессе управления непрерывно выполняют поворот самолета в сторону: первоначально точки начала, затем завершения предпосадочного поворота и далее взлетно-посадочной полосы. Для чего в пилотажно-навигационном комплексе оценивают отклонение направления полета от направления на точку наведения по координатам ее и самолета [Системы управления и бортовые цифровые вычислительные комплексы летательных аппаратов. Под ред. Н.М. Лысенко. М.: ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского, 1990, с. 278-280].

Недостатком способа является большое время вывода самолета в точку начала посадки, так как маршрут строят в предположении соответствия начального направления полета (начального курса) в пункте возврата требуемому курсу. При движении в произвольном направлении возникает неопределенность, обусловленная возможностью маневров в двух направлениях: вправо и влево от начального курса движения. Правило формирования и выбора маршрута в таких условиях в способе-прототипе не определено. Выход на линию пути, с необходимой точностью, по принципу способа-аналога путем предварительного наведения на аэродром, возможен, но на значительном 250 км и более от него удалении, что увеличивает потребное на такой маневр время.

Технической задачей настоящего изобретения является сокращение времени вывода самолета в точку начала посадки при его полете с произвольным начальным курсом.

Решение поставленной задачи достигается тем, что в известном способе вывода самолета в точку начала посадки, включающем измерение текущих координат самолета, предварительное построение участка маршрута в виде прямой линии заданного пути, являющейся касательной к дуге предпосадочного разворота самолета для выхода на ось взлетно-посадочной полосы в точке начала посадки с курсом в направлении ее центра, и непосредственно дуги предпосадочного разворота заданного радиуса, полет по маршруту с учетом измеренных текущих координат самолета, дополнительно доопределяют маршрут из пункта возврата дугой предварительного разворота заданного радиуса для выхода по касательной к ней прямой линии заданного пути и, с учетом начального курса самолета, комбинаций вариантов право- и левостороннего направления предварительного и предпосадочного разворота, строят четыре возможных маршрута, рассчитывают длину их пути, а полет самолета осуществляют по маршруту, для которого путь до точки начала посадки минимален.

Сущность предлагаемого изобретения состоит в том, что доопределяют новый участок маршрута и полета по нему: дуга предварительного разворота из пункта возврата с выходом на прямую линию заданного пути. Существенно изменен порядок определения этой линии как дополнительной касательной к этой дуге. В обеспечение введен новый относительно прототипа параметр: начальный курс самолета, который может быть определен по приращению измеренных текущих координат при пролете пункта возврата или измерен в этот момент непосредственно, с привлечением бортовых измерителей курса [Системы управления и бортовые цифровые вычислительные комплексы летательных аппаратов. Под ред. Н.М. Лысенко. М.: ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского, 1990, с. 247-253]. Учтена возможность право- и левостороннего направления предварительного и предпосадочного разворота во всех четырех их комбинациях. Это позволило определить возможные маршруты, длину их пути и осуществить полет самолета по маршруту, для которого путь минимален, следовательно, и сократить время вывода самолета в точку начала посадки.

Предложенные изменения, в совокупности с известным, позволяют решить поставленную техническую задачу - сократить время вывода самолета в точку начала посадки при его полете с произвольным начальным курсом.

На фиг. 1 показаны возможные маршруты вывода самолета в точку начала посадки по предложенному способу;

на фиг. 2 - пример построения оптимального маршрута.

На фиг. 1 принята местная прямоугольная система с началом в центре О взлетно-посадочной полосы, ординатой Y в направлении пункта возврата N, перпендикулярной ей абсциссой X и отсчетом положительных углов от нее против часовой стрелки. Кроме того, введены следующие обозначения: Р - точка начала посадки, О11, O21, O12, O22 - центры окружностей возможных вариантов разворота; С11, С21, М11, М21 - точки возможного выхода из предварительного разворота; С12, С22, М12, М22 - точки возможного начала предпосадочного разворота, ЛЗПi - линии заданного пути для различных направлений разворота, i=1…4, ψ - начальный курс как угол вектора скорости , r - радиус разворота, ξ - курс посадки на взлетно-посадочную полосу, R - удаление от ее центра точки начала посадки, d - дальность до пункта возврата.

На фиг. 2 исходное положение самолета в пункте возврата отмечено ромбиком, точка начала посадки - кружком, а пунктиром - направление полета и взлетно-посадочной полосы (в центре).

Рассмотрим вариант реализации предложенного способа на основе применения принятого в прототипе пилотажно-навигационного комплекса и принципа самонаведения в заданную точку по отклонению курса на нее исходя из ее и измеренных текущих координат самолета.

В исходном состоянии в память пилотажно-навигационного комплекса заносят информацию о заданных параметрах: радиусе разворота r, курсе посадки на взлетно-посадочную полосу ξ и удалении R от ее центра точки начала посадки. Радиус разворота может задаваться непосредственно или рассчитываться по формуле: r=V/ω, где V - скорость самолета, ω - допустимая угловая скоростью разворота [Справочник летчика и штурмана. Под ред. В.М. Лавского. М: Воениздат, 1974, с. 372-373]:

В процессе полета измеряют текущие координаты самолета, которые представляют в местной прямоугольной системе координат фиг. 1.

По команде или в момент прибытия в пункт возврата в пилотажно-навигационном комплексе по указанной информации определяют маршрут, для которого путь до точки начала посадки минимален.

Особенности выполнения данной операции поясним с привлечением фиг. 1. Первоначально по текущим координатам самолета, измеренным в пункте возврата, определяют дальность до него , а по измерениям в различные, например с промежутком 1 с, моменты времени определяют начальный курс самолета , где arg(⋅) - аргумент комплексного числа (фаза), заключенного в скобки.

Здесь и далее принято комплексное представление координат , где - реальная часть, абсцисса, - мнимая часть, ордината, i - мнимая единица.

Поскольку имеются две точки разворота, предварительного и предпосадочного, в каждой из которых возможно движение по- и против- часовой стрелки, то исходя из общего числа сочетаний выход в точку начала посадки возможен по следующим четырем вариантам маршрута.

1) По «восьмерке» с первым правым разворотом по дуге (N, С11), полетом по ЛЗП1 и вторым левым разворотом по дуге (С12, Р).

2) По «восьмерке» с первым левым разворотом по дуге (N, С21), полетом по ЛЗП2 и вторым правым разворотом по дуге (С22, Р).

3) По «кругу» с первым правым разворотом по дуге (N, М11), полетом по ЛЗП3 и вторым правым разворотом по дуге (М12, Р).

4) По «кругу» с первым левым разворотом по дуге (N, М21), полетом по ЛЗП4 и вторым левым разворотом по дуге (М22, Р).

Методика построения маршрутов полета основывается на решении соответствующих геометрических задач и состоит в следующем.

1) Определяют две окружности с центрами О11, O21, по которым может осуществляться разворот самолета в направлении на аэродром посадки. Поскольку вектор скорости самолета является касательной к данным окружностям, а их центры расположены на перпендикуляре к начальному курсу самолета, то координаты центров рассчитывают по формулам

2) Определяют окружности с центрами O12, O22, по которым может осуществляться разворот самолета для захода на ось взлетно-посадочной полосы аэродрома с выходом в точку начала посадки, при этом ось полосы в точке начала посадки является касательной к этим окружностям, а центры расположены на перпендикуляре к ее оси. Координаты этих центров определят по формулам

3) Определяют возможные четыре линии заданного пути как касательные к первым двум окружностям разворота с центрами О11, O21 и к двум другим окружностям с центрами O12, O22. При этом координаты точек касания, соответственно точек выхода из первого разворота, по дуге предварительного разворота, и начала второго разворота, по дуге предпосадочного разворота, для разных вариантов маршрута рассчитывают по формулам

для первого варианта:

где

;

для второго варианта:

где

;

для третьего варианта:

где ;

для четвертого варианта:

где .

5) Определяют длину пути самолета от пункта возврата N до точки начала посадки Р каждого из маршрутов:

вариант 1:

вариант 2:

вариант 3:

вариант 4:

6) В завершение осуществляют выбор маршрута, длина пути которого из вариантов, рассчитанных по формулам (7)-(10), является минимальной.

На фиг. 2 жирной линией показан результат построения по приведенной методике оптимального маршрута вывода самолета в точку начала посадки для следующих исходных данных: радиус разворота 1719 м, удаление пункта возврата 7200 м, удаление центра взлетно-посадочной полосы от точки начала посадки 2000 м, начальный курс самолета -37,5°, курс посадки на взлетно-посадочную полосу (угол ориентации взлетно-посадочной полосы) -50°. В соответствии с рисунком обеспечивается требуемое построение маршрута с минимальной длиной пути. Расчетная программа выполнена в системе Mathcad, имеется у заявителя и авторов.

После завершения расчетов по командам управления пилотажно-навигационного комплекса осуществляют полет самолета по выбранному маршруту. Для чего оценивают отклонение направления полета от направления на точку наведения по координатам ее и самолета. При этом первоначально выполняют наведение на точку выхода из первого разворота с движением, в силу ограниченного заданного радиуса разворота, по дуге предварительного разворота. После этого выполняют перенацеливание на точку начала второго разворота с полетом по прямой линии заданного пути. По достижении этой точки выполняют перенацеливание и наведение в точку начала посадки с движением по дуге предпосадочного разворота. На заключительном этапе посадки осуществляют перенацеливание самолета на центр взлетно-посадочной полосы с движением в ее центр по глиссаде.

Положительный эффект от изобретения можно оценить, если ориентироваться на выполнение в способе-прототипе предварительного наведения в направлении аэродрома с требуемого удаления от него 250 км. Сравнение с фиг. 2 показывает, что в предлагаемом способе расстояние маршрута, следовательно, и время его прохождения сокращается не менее чем на порядок.

Таким образом, предложенное техническое решение обеспечивает сокращение на порядок времени вывода самолета в точку начала посадки при его полете с произвольным начальным курсом за счет выполнения полета по маршруту с минимальным расстоянием.

Способ вывода самолета в точку начала посадки, включающий измерение текущих координат самолета, предварительное построение участка маршрута в виде прямой линии заданного пути, являющейся касательной к дуге предпосадочного разворота самолета для выхода на ось взлетно-посадочной полосы в точке начала посадки с курсом в направлении ее центра, и непосредственно дуги предпосадочного разворота заданного радиуса, полет по маршруту с учетом измеренных текущих координат самолета, отличающийся тем, что дополнительно доопределяют маршрут из пункта возврата дугой предварительного разворота заданного радиуса для выхода по касательной к ней прямой линии заданного пути и, с учетом начального курса самолета, комбинаций вариантов право- и левостороннего направления предварительного и предпосадочного разворота, строят четыре возможных маршрута, рассчитывают длину их пути, а полет самолета осуществляют по маршруту, для которого путь до точки начала посадки минимален.
Способ вывода самолета в точку начала посадки
Способ вывода самолета в точку начала посадки
Способ вывода самолета в точку начала посадки
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 274 items.
20.02.2013
№216.012.2896

Трехслойный кабельный ввод

Изобретение относится к электротехнике, а именно к конструкции средства, обеспечивающего ввод кабелей, например, в коммутационный шкаф для герметичного подвода силовых кабелей. Трехслойный кабельный ввод содержит образованные сопряженными между собой парными пластинами с соосными крепежными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475910
Дата охранного документа: 20.02.2013
10.07.2013
№216.012.551a

Устройство обнаружения отказов в резервированной системе

Изобретение относится к пилотажно-навигационным комплексам летательных аппаратов и их бортовой радиоэлектронной аппаратуре и предназначается для формирования сигналов оповещения об отказе элементов в резервированных системах радиоавтоматики и системах автоматического управления летательными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487389
Дата охранного документа: 10.07.2013
27.07.2013
№216.012.5a6c

Система управления корректируемой авиационной бомбой, предназначенной для поражения радиоэлектронных средств противника

Изобретение относится к оборудованию для управляемого оружия и предназначено для использования при управлении полетом корректируемой авиационной бомбы (КАБ) с целью поражения радиоэлектронных средств (РЭС) противника. Система содержит пассивную радиотехническую головку самонаведения (ПРГС),...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488769
Дата охранного документа: 27.07.2013
10.08.2013
№216.012.5df6

Комбинированная система управления корректируемой авиационной бомбой

Изобретение относится к оборудованию для управляемого оружия и предназначено для использования при управлении полетом корректируемой авиационной бомбы (КАБ) при нанесении ударов по стационарным (наземным и надводным) объектам противника бомбами, оснащенными фугасными боевыми частями, в условиях...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002489675
Дата охранного документа: 10.08.2013
20.09.2013
№216.012.6d1f

Устройство восстановления работоспособности системы, резервированной с помощью мажоритарных элементов

Изобретение относится к современным пилотажно-навигационным комплексам летательных аппаратов и их бортовой аппаратуре и может быть использовано для восстановления работоспособности систем радиоавтоматики и автоматического управления, резервированных с помощью мажоритарных элементов путем...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493586
Дата охранного документа: 20.09.2013
20.10.2013
№216.012.76fa

Способ идентификации радиосигналов контролируемого объекта и определения местоположения источника

Изобретение может быть использовано в системах радиоконтроля. Способ включает предварительное определение рабочей зоны, в ней области объекта, прием радиосигналов в пунктах приема с помощью пеленгаторных антенн и многоканального приемного устройства. Для каждого пункта приема оценивают...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002496118
Дата охранного документа: 20.10.2013
10.02.2014
№216.012.9f6e

Способ поражения наземных станций активных помех бортовым радиолокационным станциям самолетов самонаводящимся по радиоизлучению оружием и система для его осуществления

Использование: относится к области управляемого оружия и может быть использовано в способе поражения наземных станций активных помех бортовым радиолокационным станциям самолетов самонаводящимся по радиоизлучению оружием и система для его осуществления. Сущность: пуск самонаводящегося по...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002506522
Дата охранного документа: 10.02.2014
20.03.2014
№216.012.abc1

Способ захода самолета на посадку в аварийных условиях (варианты)

Изобретение относится к области систем управления летательными аппаратами и обеспечивает заход самолета на посадку в аварийных ситуациях, связанных с отказом как штатных бортовых автоматических радиокомпасов (АРК), так и наземных средств привода самолетов дальних приводных радиомаяков (ДПРМ) в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002509684
Дата охранного документа: 20.03.2014
20.03.2014
№216.012.ad4f

Способ контроля дистанций между ведущим и ведомым самолетами при полете по маршруту с эшелонированием по высоте

Изобретение относится к области управления летательными аппаратами и предназначено для использования при решении задачи обеспечения контроля дистанций между ведущим и ведомым самолетами как в аварийных ситуациях, связанных с отказом штатных средств измерения дистанций, так и в условиях, когда...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002510082
Дата охранного документа: 20.03.2014
20.03.2014
№216.012.ad87

Способ создания ответных помех

Изобретение относится к радиотехнике и может быть использовано для подавления линий связи и радиоуправления, в частности минно-взрывными устройствами. Способ создания ответных помех включает когерентный прием радиосигналов на заданной частоте с помощью антенн, образующих антенную решетку, и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002510138
Дата охранного документа: 20.03.2014
Showing 1-10 of 84 items.
20.02.2013
№216.012.2896

Трехслойный кабельный ввод

Изобретение относится к электротехнике, а именно к конструкции средства, обеспечивающего ввод кабелей, например, в коммутационный шкаф для герметичного подвода силовых кабелей. Трехслойный кабельный ввод содержит образованные сопряженными между собой парными пластинами с соосными крепежными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475910
Дата охранного документа: 20.02.2013
27.03.2014
№216.012.aede

Устройство обнаружения факта наведения самонаводящегося по радиоизлучению оружия на радиоэлектронное средство, защищенное отвлекающим устройством

Изобретение относится к вооружению и может быть использовано в системах управления самонаводящимся по радиоизлучению оружием (СНО). Технический результат - расширение функциональных возможностей. Для этого устройство обнаружения содержит последовательно соединенные антенну (А),...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002510481
Дата охранного документа: 27.03.2014
20.05.2014
№216.012.c50f

Устройство определения направления и величины скачков пеленга на борту самонаводящегося по радиоизлучению оружия

Изобретение относится к средствам управления самонаводящимся по радиоизлучению оружием (СНО) и их бортовой радиоэлектронной аппаратуре. Устройство определения направления и величины скачков пеленга содержит последовательно соединенные антенну (А), приемно-пеленгационное устройство (ППУ) и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002516206
Дата охранного документа: 20.05.2014
20.05.2014
№216.012.c5f1

Способ определения местоположения источника радиоизлучения

Изобретение относится к радиотехнике и может быть использовано в многопозиционных радиотехнических системах с подвижными пунктами приема, устанавливаемыми, например, на летательных аппаратах. Способ включает периодический прием радиосигналов источника одновременно не менее чем в двух...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002516432
Дата охранного документа: 20.05.2014
20.07.2014
№216.012.e208

Способ однопунктного определения местоположения источника коротковолнового излучения

Изобретение относится к радиопеленгации и может быть использовано в комплексах радиоконтроля для определения местоположения источников излучения коротковолнового диапазона с ионосферным распространением радиоволн. Достигаемый технический результат - расширение функциональных возможностей....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002523650
Дата охранного документа: 20.07.2014
10.12.2014
№216.013.0ead

Способ двухмерного пеленгования воздушного объекта

Изобретение относится к области радиотехники. Достигаемый технический результат - повышение точности измерения угла места объекта и сокращение времени пеленгования. Указанный технический результат достигается тем, что принимают сигналы передатчика объекта с помощью антенн, образующих кольцевую...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002535174
Дата охранного документа: 10.12.2014
27.01.2015
№216.013.203f

Способ точной посадки беспилотного летательного аппарата

Изобретение относится к области способов посадки беспилотных летательных аппаратов (БЛА) и может быть использовано при решении задачи обеспечения точной автоматической посадки БЛА самолетной конструкции на площадку малых размеров. В способе выполняют посадку БЛА в улавливающую сеть, причем...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539703
Дата охранного документа: 27.01.2015
27.05.2015
№216.013.4f47

Устройство управления резервированной с выбором среднего арифметического значения выходных параметров системой

Изобретение относится к современным пилотажно-навигационным комплексам летательных аппаратов и их бортовой аппаратуре. Технический результат - повышение эффективности функционирования резервированной системы с выбором среднего арифметического значения выходных параметров резервируемых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002551813
Дата охранного документа: 27.05.2015
10.06.2015
№216.013.50b2

Формирователь последовательности прямоугольных импульсов с изменяемой длительностью и интервалом

Изобретение относится к импульсной технике и может быть использовано в устройствах радиоавтоматики и системах автоматического управления летательными аппаратами. Техническим результатом является формирование последовательности двух прямоугольных импульсов с возможностью изменения в широких...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002552179
Дата охранного документа: 10.06.2015
20.08.2015
№216.013.6f67

Способ пассивной радиолокации

Изобретение относится к радиотехнике и может быть использовано в многопозиционных системах пассивной радиолокации для определения местоположения и скорости движения радиоизлучающих объектов. Достигаемый технический результат - обеспечение измерения скорости движения объекта при одновременном...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002560089
Дата охранного документа: 20.08.2015
+ добавить свой РИД