Вид РИД
Изобретение
Изобретение относится к авиадвигателестроению, к способам повышения ресурса и основных параметров за счет введения в конструкцию двигателя систем охлаждения турбин.
Известен способ подачи охладителя в лопаточный аппарат газотурбинной установки путем регулирования его расхода при изменении режима работы установки. В момент включения камеры сгорания и в период последующего заброса температуры газа относительный расход охладителя увеличивают до величины, превышающей в 1,5-2 раза его номинальное значение, после заброса расход уменьшают до величины, составляющей 0,25-0,3, и поддерживают неизменным до режима предельной по условиям прочности лопаток температуры, после чего расход увеличивают до номинального значения пропорционально росту мощности установки. А также в период заброса температуры газа охладитель подают от внешнего источника, а после заброса - от компрессора установки (АС SU №585303, F02C 7/12; F01D 25/12, 23.12.1977 г; бюллетень №47).
Недостатком способа является отсутствие учета количественного влияния температурного градиента в лопатке на малоцикловую усталость.
Известен способ охлаждения рабочего колеса турбины многорежимного турбореактивного двигателя, включающий подачу охлаждающего воздуха в систему охлаждения рабочего колеса и изменение его расхода по режимам работы двигателя, по которому на крейсерских режимах работы двигателя наряду с уменьшением расхода охлаждающего воздуха подводят газ из проточной части турбины на вход системы охлаждения рабочего колеса турбины, при этом соотношение массовых расходов газа и охлаждающего воздуха выбирают в пределах 0,8-1,6 (RU 2159335 C1, F01D 25/12, F02C 7/12, 28.04.1999).
Недостатком способа является отсутствие учета влияния фактора прогрева рабочего колеса на малоцикловую усталость.
Известен способ термоусталостных испытаний конвективно-охлаждаемых лопаток, включающий подачу охлаждающей среды внутрь перфорированного дефлектора испытываемой лопатки и нагрев ее внешней поверхности и выпуск среды через щель в выходной кромке лопатки, предварительно разделяют внутреннее пространство дефлектора на переднюю и заднюю полости, нагрев внешней поверхности лопатки осуществляют постоянно, а подачу охлаждающей среды производят поочередно в переднюю и заднюю полости соответственно с температурами ниже и выше температуры поверхности лопатки до момента установления стационарного температурного состояния, причем при подаче среды в заднюю полость в передней создают пониженное давление (AC SU 1118774 A, F01D 5/18, 15.10.1984 г.; бюллетень №38).
Этот способ характеризуется экспериментальной оценкой малоцикловой (термической) усталости.
Недостатками способа являются большие трудоемкость и стоимость.
Известен способ контроля охлаждаемых лопаток турбины путем продувки каналов контролируемой лопатки рабочей средой, измерение параметра, характеризующего состояние системы ее охлаждения, и сравнение его с одноименным параметром эталонной лопатки, лопатку предварительно помещают в герметичную емкость с внутренней поверхностью, эквидистантной наружной поверхности лопатки, и осуществляют нагрев емкости, а в качестве характерного параметра используют распределение температурных напоров между внутренней поверхностью емкости и лопаткой для сходственных точек эталонной и контролируемой лопаток (AC SU №1138524 A, F01D 5/18, 7.02.1985 г.; бюллетень №5).
Недостатками способа являются большие трудоемкость и стоимость.
Наиболее близким к предлагаемому способу является способ снижения температурных перепадов в дисках газовой турбины на переходных и стационарных режимах путем подогрева диска рабочим газом из проточной части, подаваемым в полость, заключенную между диском и полостью, газ отводят из полости в атмосферу через отверстие в корпусе с отбором газа по оси вращения диска (АС SU №213466, F01С, 12.03.1968 г.; бюллетень №10).
Недостатком способа является использование отработанных газов, содержащих частицы нагара, которые в процессе эксплуатации приводят к уменьшению проходных сечений системы охлаждения.
Задача изобретения - расширение функциональных возможностей газотурбинного двигателя на пусковых режимах за счет снижения перепада температур между газовым потоком, обтекающим лопатки турбины, и внутренними полостями охлаждаемых лопаток, а также за счет снижения перепада температур между ободом диска и ступицей.
Технический результат изобретения - повышение ресурса работы двигателя по числу запусков путем снижения перепада температур в лопатках и дисках турбины за счет их предварительного подогрева горячим воздухом.
Поставленная задача достигается тем, что в способе повышения ресурса авиационного газотурбинного двигателя по числу запусков, соответственно по малоцикловой усталости, в котором снижают температурные перепады в газовой турбине, в отличие от прототипа перед холодной прокруткой и запуском двигателя в полости охлаждаемых сопловых и рабочих лопаток, а также на диски турбины двигателя подают горячий воздух с параметрами охлаждающего воздуха данного двигателя от внешнего вспомогательного газотурбинного двигателя и прогревают в течение 3…6 минут, после чего запускают двигатель, подачу горячего воздуха в систему охлаждения отключают после выхода двигателя на режим «малый газ».
Сущность изобретения поясняется чертежами. На фиг. 1 изображена схема подачи горячего воздуха в систему охлаждения турбины, в которую перед холодной прокруткой и запуском двигателя подают горячий воздух (поз. 1) от внешнего вспомогательного газотурбинного двигателя или от наземной установки и прогревают лопатки и диски турбины. Параметры подаваемого горячего воздуха соответствуют температуре и расходу воздуха на охлаждение турбины данного двигателя. На фиг. 2 приведена типовая диаграмма термической усталости. На фиг. 3 приведена схема установки распределительного крана (клапана) подачи горячего воздуха от внешнего источника в систему охлаждения турбины: 1 - отбор воздуха от компрессора на охлаждение турбины; 2 - подвод воздуха на охлаждение турбины двигателя; 3 - распределительный кран подвода воздуха на охлаждение от внешнего источника.
Пример конкретной реализации способа
Перед запуском газотурбинного двигателя температура лопаток и дисков турбины имеет температуру окружающего воздуха: зимой до -30°С и ниже, летом до +30°С и выше.
Рассмотрим запуск двигателя с выходом на режим «малый газ» без предварительного подогрева лопаток и дисков.
Допустим, что на режиме «малый газ» температура газов перед турбиной составляет tг*=600°С. Температура окружающего воздуха 20°С. Температура холодного двигателя и, соответственно, температура лопатки принимается равной температуре окружающего воздуха. В этом случае во время запуска в момент розжига камеры сгорания температура охлаждающего воздуха tохл* принимается равной температуре окружающего воздуха 20°С. Тогда температура лопатки tл определяется по известной формуле
где Θ=0,5 - коэффициент интенсивности конвективно-пленочного охлаждения лопатки.
Перепад температур между наружной и внутренней стенками лопатки составит
Δt=tл-tохл*=290°.
А величина термической деформации εt составит
εt=α⋅Δt=3,828⋅10-3,
где α=13,2⋅10-6 К-1 - коэффициент теплового расширения жаропрочного сплава.
Рассмотрим запуск двигателя с выходом на режим «малый газ» с предварительным подогревом лопаток и дисков.
Допустим, что в систему охлаждения турбины подается воздух от внешнего вспомогательного газотурбинного двигателя с температурой 250°С, т.е. tохл*=250°С. Повторив расчет термической деформации для этого случая, получим
εt=α⋅Δt=2,31⋅10-3.
Таким образом, в данном случае величина термической деформации уменьшилась примерно на 66%.
Используя диаграмму термической усталости (фиг. 2), получим увеличение числа циклов до разрушения с N1 до N2. При одинаковом запасе по числу циклов нагружения можно соответственно повысить ресурс двигателя по числу запусков, то есть по малоцикловой усталости.
Для реализации способа необходимо в коммуникацию (обвязку) двигателя ввести следующие конструктивные доработки.
В трубопровод, подающий воздух от компрессора на охлаждение турбины 2 (фиг. 3), устанавливается распределительный кран (клапан) подачи горячего воздуха от внешнего источника в систему охлаждения турбины. Распределительный кран открывает подачу горячего воздуха от внешнего источника перед холодной прокруткой и запуском двигателя и закрывает ее после выхода двигателя на режим «малый газ».
Итак, заявляемое изобретение позволяет расширить функциональные возможности за счет подогрева лопаток и дисков турбины через систему ее охлаждения.
Способ повышения ресурса авиационного газотурбинного двигателя по числу запусков, соответственно по малоцикловой усталости, в котором снижают температурные перепады в газовой турбине, отличающийся тем, что перед холодной прокруткой и запуском двигателя в полости охлаждаемых сопловых и рабочих лопаток, а также на диски турбины двигателя подают горячий воздух с параметрами охлаждающего воздуха данного двигателя от внешнего вспомогательного газотурбинного двигателя и прогревают в течение 3…6 минут, после чего запускают двигатель, подачу горячего воздуха в систему охлаждения отключают после выхода двигателя на режим «малый газ».