×
26.08.2017
217.015.e1b0

Результат интеллектуальной деятельности: Способ оценки коррозионной активности реактивных топлив в динамических условиях

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к оценке эксплуатационных свойств топлив, в частности к оценке коррозионной активности реактивных топлив. Сущность изобретения заключается в том, что топливо циркулирует в вертикально расположенном замкнутом контуре из нержавеющей стали, представляющем собой конструкцию из труб круглого сечения, пластинку из бронзы ВБ-23НЦ размещают в верхнем горизонтальном участке контура, циркуляцию топлива в контуре осуществляют в 3 этапа по 3 ч каждый, со сменой топлива после 1-го и 2-го этапов, перед началом первого этапа непосредственно за пластинкой по ходу потока устанавливают фильтрующий элемент. В качестве оценочных показателей используют потерю массы пластинки за время испытания, отнесенную к ее площади (K), и показатель забивки фильтрующего элемента (К) в 1-м этапе. Достигается повышение достоверности оценки коррозионной активности реактивных топлив за счет создания условий испытаний, приближенных к реальным условиям эксплуатации топливной системы двигателей при значительном сокращении времени испытания. 2 табл.

Изобретение относится к способам оценки эксплуатационных свойств топлив, в частности к способу оценки коррозионной активности реактивных топлив, и может быть использовано в нефтехимической, авиационной и других отраслях промышленности.

Коррозионная активность реактивных топлив обусловлена наличием в них химически активных веществ - меркаптанов, сульфидов, карбоновых кислот, спиртов и др., вызывающих коррозионное поражение деталей из сплавов на основе меди в агрегатах топливных систем авиационных газотурбинных двигателей (ГТД). К числу таких деталей относятся элементы плунжерных насосов-регуляторов, изготовленные из бронзы марки ВБ-23НЦ, например, пластины подпятников плунжеров, гильзы роторов, опоры сепараторов.

Значительную роль в развитии процессов химической коррозии играет циркуляция топлива при работе ГТД. При циркуляции процессы химической коррозии бронзы ВБ-23НЦ развиваются значительно интенсивнее, поскольку происходит более интенсивный приток коррозионно-активных компонентов реактивных топлив к деталям топливных агрегатов. Циркулирующее топливо смывает с поверхности деталей продукты коррозии, а обнажение поверхности способствует ускорению коррозии [1 - Зрелов В.Н, Пискунов В.А. Реактивные двигатели и топливо // М., Машиностроение. 1968, с. 261].

Коррозия деталей топливной аппаратуры сопровождается вначале разъеданием поверхности, затем образованием на ней отложений, продуктов коррозии, часть которых смывается топливом и накапливается в нем. Загрязнение топлива продуктами коррозии отрицательно сказывается на эксплуатационной надежности авиационной техники. Часть этих продуктов, нерастворимая в топливе, оседает в виде отложений в узких каналах агрегатов и на фильтрах топливной системы, нарушая их работоспособность [2 - Пискунов В.А., Зрелов В.Н. Влияние топлив на надежность реактивных двигателей и самолетов. Химмотологическая надежность // М.: Машиностроение, 1978, с. 270].

Авторы решали следующую задачу: разработать способ, позволяющий оценивать коррозионную активность реактивных топлив в условиях, приближенных к реальным условиям эксплуатации ГТД, в том числе оценить количество продуктов коррозии, образующихся в топливе, которые могут забивать фильтры топливной системы.

В реальных условиях эксплуатации топливо прокачивается по топливной системе, температура топлива в ней может достигать 150°C, в конструкциях агрегатов топливных систем ГТД широко применяется бронза марки ВБ-23НЦ, которая представляет собой сплав на основе меди.

Известен способ оценки коррозионной активности реактивных топлив, заключающийся в выдерживании медной пластинки в испытуемом топливе при температуре 100°C и фиксировании изменения ее внешнего вида, характеризующего коррозионное воздействие топлива. Топливо считают выдержавшим испытание, если на пластинке отсутствуют налет или пятна черного, коричневого или серо-стального цвета [3 - ГОСТ 6321-92 «Топливо для двигателей. Метод испытания на медной пластинке»].

Известен также способ оценки коррозионной активности реактивных топлив, заключающийся в определении потери массы медной фольги, после пребывания в топливе, находившегося в герметично закрывающихся металлических сосудах при температуре (150±2)°C в течение 4-х часов. Испытание проводят в 2 этапа по 2 часа со сменой топлива после первого этапа [4 - RU №2536287, G01N 17/00, 2014 г].

Общие недостатки перечисленных способов заключаются в том, что оценочный элемент изготовлен из меди - металла, который не применяется в топливной системе в чистом виде, а также в том, что условия испытания не соответствуют реальным условиям эксплуатации топлива в ГТД.

Наиболее близким по технической сущности и взятым за прототип является метод определения коррозионной активности реактивных топлив при повышенных температурах. Сущность метода заключается в следующем. Взвешивают предварительно подготовленные пластинки из меди или бронзы ВБ-23НЦ. В реакционные сосуды, представляющие собой пробирки диаметром (50±2) мм и высотой (380±5) мм из термостойкого стекла, заливают по 400 см3 топлива. К холодильникам при помощи нитки подвешивают по одной пластинке (из меди или бронзы) таким образом, чтобы она находилась в центре реакционного сосуда на расстоянии 100 мм от его дна. Устанавливают холодильники на пробирки и помещают в термостат, предварительно нагретый до температуры 150°C. Испытание проводят в 5 этапов нагрева продолжительностью по 5 ч. После каждого этапа заливают в реакционные сосуды свежее топливо, при этом реакционные сосуды и холодильники от образовавшегося осадка не промывают. После пятого этапа нагрева пластинки вынимают, обрабатывают, сушат и взвешивают. Коррозионную активность реактивных топлив оценивают по уменьшению массы пластинки за время испытания [5 - ГОСТ 18598-73 «Топливо для реактивных двигателей. Метод определения коррозионной активности при повышенных температурах» - прототип].

Недостатком данного способа является низкая достоверность получаемых результатов из-за несоответствия условий испытаний условиям эксплуатации топлива в ГТД. В реальных условиях топливо прокачивается по топливной системе при температуре, изменяющейся по мере его прохождения через агрегаты топливной системы от 30 до 150°C.

Технический результат изобретения - повышение достоверности оценки коррозионной активности реактивных топлив за счет создания условий испытаний, приближенных к реальным условиям эксплуатации топливной системы двигателей при значительном сокращении времени испытания.

Указанный технический результат достигается тем, что в известном способе оценки коррозионной активности реактивных топлив в динамических условиях, включающем взаимодействие обработанной шлифовальной шкуркой и промытой спиртом пластинки из бронзы ВБ-23НЦ с анализируемым топливом, залитым в реакционный сосуд и нагретым до температуры 150°С, в течение последовательных этапов заданной длительности и последующую оценку коррозионной активности по оценочному показателю K1, рассчитываемому по формуле

где m - масса пластинки, измеренная до испытания, г;

m1 - масса пластинки, измеренная после испытания и удаления с нее отложений, г;

S - площадь пластинки, м2,

согласно изобретению в качестве реакционного сосуда используют вертикально расположенный замкнутый контур, по которому осуществляют циркуляцию топлива за счет термосифонного эффекта, пластинку размещают в верхнем участке контура, в котором поддерживают температуру топлива 150°С, циркуляцию топлива в контуре осуществляют в 3 этапа по 3 часа каждый со сменой топлива после первого и второго этапов, при этом перед началом первого этапа непосредственно за пластинкой по ходу потока устанавливают фильтрующий элемент из нержавеющей стали пористостью 12-16 мкм, измеряют температуру топлива в нижнем участке контура в момент начала и окончания первого этапа, рассчитывают показатель K2 забивки фильтрующего элемента по формуле

где 150°С - температура в верхнем участке контура, °С;

tк - температура топлива в нижнем участке контура в момент окончания первого этапа, °С,

t0 - температура топлива в нижнем участке контура в момент начала первого этапа, °С;

после окончания первого этапа извлекают фильтрующий элемент и осуществляют второй и третий этапы циркуляции топлива, а коррозионную активность топлива считают удовлетворительной при значениях K1≤3 г/м2 и K2≤1,6.

Сущность изобретения заключается в том, что оценку коррозионной активности реактивных топлив проводят в условиях их циркуляции по замкнутому контуру, что позволило наряду с известным оценочным показателем коррозионной активности K1 дополнительно ввести показатель K2, характеризующий влияние коррозионно-активных соединений, присутствующих в реактивных топливах, на процессы коррозии бронзовой пластинки, в ходе которых образуются нерастворимые осадки, забивающие фильтрующий элемент, что приводит к снижению температуры в нижнем участке замкнутого контура.

Авторами была проведена серия экспериментов по определению влияния степени забивки фильтрующего элемента на температуру топлива в нижнем участке контура при неизменной температуре 150°С в верхнем участке контура. Забивку фильтрующего элемента имитировали при помощи его установки между двумя стальными шайбами с различными внутренними диаметрами. Из результатов, представленных в таблице 1, видно, что температура топлива в нижнем участке контура снижается по мере уменьшения проходного сечения фильтрующего элемента.

Авторами установлено, что установка фильтрующего элемента во 2-м и 3-м этапах не приводит к существенному улучшению информативности показателя K2, поскольку его значения незначительно отличаются от полученных в 1-м этапе, однако приводят к увеличению трудоемкости при проведении испытания.

Для подтверждения технического результата в объеме существенных признаков, изложенных в формуле изобретения, была изготовлена реакционная емкость - устанавливаемый вертикально замкнутый контур из нержавеющей стали, который представляет собой конструкцию из труб круглого сечения. В одном из вертикальных каналов размещается трубчатый электрический нагреватель, второй вертикальный канал является каналом охлаждения за счет конвективного теплообмена с окружающим воздухом. В верхнем и нижнем участках контура размещены термопары для измерения температуры топлива. В верхнем участке контура, в котором во время испытания поддерживается температура 150°С, размещают пластинку из бронзы ВБ-23НЦ, предварительно помещенную в проточную стеклянную трубку для исключения контакта пластинки с контуром. Для размещения в контуре фильтрующего элемента используют специальную оправку, помещаемую непосредственно за контрольной пластиной в стакан в верхней части канала охлаждения. В качестве фильтрующего элемента используют диск из нержавеющей сетки саржевого переплетения 80/720 пористостью 12-16 мкм. Выбор этого фильтрационного материала обоснован тем, что из нержавеющей сетки саржевого переплетения изготавливают большинство фильтроэлементов, применяемых в топливных системах отечественных авиационных ГТД [6 - Чертков Я.Б., Спиркин В.Г. Применение реактивных топлив в авиации, М., 1974 г.].

Сигнал от термопары, расположенной в непосредственной близости от места размещения пластинки, служит сигналом, управляющим работой измерителя-регулятора температуры, автоматически поддерживающего постоянной температуру топлива 150°С в верхнем участке контура перед пластинкой.

Температура топлива, измеряемая термопарой в нижнем участке контура, характеризует скорость циркуляции топлива в контуре и служит для оценки забивки фильтрующего элемента нерастворимыми продуктами коррозии. Эта температура зависит от физико-химических показателей топлива и в начале первого этапа ее значение устанавливается в диапазоне 100±5°С, что создает термосифонный эффект циркуляции. В процессе проведения первого этапа нерастворимые в топливе продукты коррозии забивают поры фильтрующего элемента, что приводит к уменьшению скорости циркуляции топлива в контуре и снижению температуры топлива в его нижней части. При забивке фильтра на 80-85%, что соответствует снижению температуры в нижней части контура на 30°С, считают, что уровень коррозионной активности топлива неудовлетворительный.

Способ оценки коррозионной активности реактивных топлив в динамических условиях реализуется следующим образом.

Контрольную пластинку размером (40×10×2) мм из бронзы ВБ-23НЦ (S=0,001 м2) обрабатывают шлифовальной шкуркой для удаления пятен и царапин, промывают спиртом, сушат и взвешивают с точностью до 0,0002 г. Результат взвешивания принимают за исходную массу пластинки m=6,2934 г. Далее контрольную пластинку помещают в стеклянную трубку, которую вставляют в верхнюю часть контура. Перед проведением первого этапа устанавливают в контуре непосредственно за пластинкой по ходу потока фильтрующий элемент. В контур установки заливают топливо объемом 350 см3 марки РТ, содержащее 100% гидроочищенную керосиновую фракцию, антиокислительную присадку в концентрации 0,004% масс. и противоизносную присадку в концентрации 0,0033% масс.

Испытание проводят в 3 этапа продолжительностью по 3 ч каждый.

При проведении испытания температуру топлива 150°С в верхней части контура поддерживают постоянной. В ходе первого этапа регистрируют температуру топлива в нижней части контура в момент начала (t0=105°C) и в момент окончания (tK=90°C) этапа. По окончании первого этапа рассчитывают показатель забивки фильтрующего элемента по формуле

Во втором и третьем этапах контрольный фильтр не устанавливают. После каждого этапа из контура сливают топливо, прошедшее этап нагрева и, не промывая контур от образовавшихся отложений, заливают в него 350 см3 свежего топлива. Каждый следующий этап нагрева проводят не позднее, чем через 18 ч после заправки контура топливом.

После третьего этапа нагрева и охлаждения контура пластинку из него вынимают и выдерживают в бюксе с изооктаном в течение 1 ч, затем сушат на листе фильтровальной бумаги, удаляют с пластинки образовавшиеся отложения, обрабатывая ее 30%-ным раствором серной кислоты. В фарфоровую чашку наливают 20-25 см3 раствора кислоты и погружают в нее пластинку. Чашку устанавливают в ультразвуковую ванну на 10-15 мин, затем пластинку очищают от остатков отложений кисточкой или ватой, дважды промывают дистиллированной водой, помещают на фильтровальную бумагу, высушивают на воздухе, выдерживают в эксикаторе в течение 1 ч и взвешивают. Результат взвешивания принимают за массу пластинки после испытания m1=6,2926 г. Рассчитывают показатель коррозионной активности по формуле

Поскольку полученные значения K1<3 г/м2 и K2<1,6, делают вывод, что анализируемый образец топлива марки РТ обладает низкой коррозионной активностью.

Заявляемым способом и способом по прототипу были испытаны образцы реактивных топлив РТ, ТС-1 (прямогонные и смесевые). Результаты испытаний приведены в таблице 2.

Как видно из данных таблицы 2, заявляемый способ позволяет лучше дифференцировать топлива по уровню их коррозионной активности. А именно образцы - №3, №4, №5 по способу-прототипу обладают низкой коррозионной активностью, а по заявляемому способу - высокой. То есть применение второго оценочного показателя позволяет более достоверно оценивать уровень коррозионной активности реактивных топлив.

Таким образом, применение предлагаемого способа позволит:

- повысить достоверность оценки коррозионной активности реактивных топлив за счет реализации условий испытаний, моделирующих эксплуатационные режимы топливных систем авиационных ГТД (циркуляция топлива в контуре, температура топлива 150°C, оценочный элемент изготовлен из бронзы марки ВБ-23НЦ).

- реализовать оценку коррозионной активности реактивных топлив по двум информационным показателям, характеризующим как непосредственно разрушение металла, так и образование нерастворимых в топливе осадков, содержащих продукты коррозии;

- снизить трудоемкость и сократить время испытания (3 этапа по 3 ч, вместо 5 этапов по 5 ч каждый).


Способ оценки коррозионной активности реактивных топлив в динамических условиях
Способ оценки коррозионной активности реактивных топлив в динамических условиях
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 103 items.
20.02.2013
№216.012.27ea

Установка для оценки совместимости топлив для реактивных двигателей с резиной, применяемой в топливных системах авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к оценке эксплуатационных свойств топлив. Установка состоит из каркаса с закрепленным в нем твердотельным термостатом с гнездом, в котором помещена герметичная реакционная емкость с испытуемым топливом. В крышке реакционной емкости жестко закреплен полый цилиндр, внутри...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475738
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.05.2013
№216.012.4200

Установка для оценки моющих свойств масел с присадками

Изобретение относится к области анализа материалов, преимущественно смазочных масел, в частности для оценки влияния масел на поверхности деталей двигателей внутреннего сгорания в зонах высоких температур, и может быть использовано в химической и нефтехимической промышленности для оценки моющих...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482466
Дата охранного документа: 20.05.2013
20.06.2013
№216.012.4c87

Моторное масло

Изобретение относится к составу универсального моторного масла, предназначенного для всесезонного применения, и может быть использовано в серийных и перспективных высокофорсированных турбонаддувных бензиновых и дизельных двигателях. Сущность изобретения состоит в разработке универсального...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485173
Дата охранного документа: 20.06.2013
10.08.2013
№216.012.5e1f

Способ определения количества присадки "меркаптобензотиазол" в маслах для авиационной техники

Изобретение относится к области контроля качества авиационных масел с помощью оптических средств и может найти применение в аналитических лабораториях, лабораториях предприятий нефтепродуктообеспечения. Способ включает отбор пробы, спектрофотометрирование, измерение оптической плотности на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002489716
Дата охранного документа: 10.08.2013
20.09.2013
№216.012.6b29

Вертикальный цилиндрический резервуар для легкоиспаряющихся жидкостей

Изобретение относится к хранению жидкостей, в частности нефти и нефтепродуктов в вертикальных цилиндрических резервуарах с понтоном, предохраняющим нефтепродукты от испарения. Резервуар состоит из корпуса 1, днища 2 и крыши 3. В нижней части корпуса 1 расположены приемо-раздаточный патрубок 4...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493084
Дата охранного документа: 20.09.2013
27.10.2013
№216.012.79d9

Топливная композиция для водоизмещающих кораблей

Изобретение относится к топливной композиции, состоящей из легкого вакуумного погона мазута с температурой выкипания 96 об.% до 400°С, негидроочищенного легкого газойля каталитического крекинга, 8-оксихинолина, диспергирующей присадки С-40 и гидроочищенного дизельного топлива. Совокупность...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002496855
Дата охранного документа: 27.10.2013
20.06.2014
№216.012.d295

Способ определения количества антиоксидантов в авиакеросинах

Изобретение относится к оценке эксплуатационных свойств топлив для реактивных двигателей (авиакеросинов), в частности определения в них количества антиоксидантов, и может быть применено в нефтехимической, авиационной и других отраслях промышленности. Способ заключается в использовании для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002519680
Дата охранного документа: 20.06.2014
27.06.2014
№216.012.d5b6

Способ контроля ресурса фильтроэлемента

Изобретение относится к способу испытания бумажных фильтрующих элементов для очистки жидкостей, нефтепродуктов. Способ контроля ресурса фильтроэлемента включает прокачку жидкости, смешанной с искусственным загрязнителем, и фиксацию перепада давления на фильтроэлементе через равные величины его...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002520488
Дата охранного документа: 27.06.2014
27.06.2014
№216.012.d6f0

Способ управления перекачкой жидкости по трубопроводу

Способ предназначен для автоматического регулирования процесса принудительного вытеснения светлых нефтепродуктов сжатым газом из участков трубопроводов. Способ включает вытеснение разделителем под действием сжатого газа, подаваемого от установленной на начальном пункте трубопровода...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002520802
Дата охранного документа: 27.06.2014
10.07.2014
№216.012.da2d

Установка для отделения от воды нефтепродуктов и мехпримесей

Изобретение относится к установкам гравитационного принципа действия для разделения несмешивающихся жидкостей и может быть использовано на складах и базах горючего для отделения от воды нефтепродуктов и механических примесей при зачистке и мойке резервуаров и при ликвидации аварийных проливов....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002521631
Дата охранного документа: 10.07.2014
Showing 1-10 of 68 items.
20.02.2013
№216.012.27ea

Установка для оценки совместимости топлив для реактивных двигателей с резиной, применяемой в топливных системах авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к оценке эксплуатационных свойств топлив. Установка состоит из каркаса с закрепленным в нем твердотельным термостатом с гнездом, в котором помещена герметичная реакционная емкость с испытуемым топливом. В крышке реакционной емкости жестко закреплен полый цилиндр, внутри...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475738
Дата охранного документа: 20.02.2013
10.05.2013
№216.012.3d29

Устройство для временной заделки пробоин и трещин в заполненных жидкостью стальных резервуарах

Изобретение относится к средствам временного ремонта стенок полых изделий из углеродистых (ферромагнитных) материалов, в частности стальных резервуаров, заполненных нефтью, нефтепродуктами и другими жидкостями и находящихся под внутренним избыточным давлением. Устройство содержит жесткий...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481224
Дата охранного документа: 10.05.2013
20.05.2013
№216.012.4200

Установка для оценки моющих свойств масел с присадками

Изобретение относится к области анализа материалов, преимущественно смазочных масел, в частности для оценки влияния масел на поверхности деталей двигателей внутреннего сгорания в зонах высоких температур, и может быть использовано в химической и нефтехимической промышленности для оценки моющих...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482466
Дата охранного документа: 20.05.2013
20.06.2013
№216.012.4c87

Моторное масло

Изобретение относится к составу универсального моторного масла, предназначенного для всесезонного применения, и может быть использовано в серийных и перспективных высокофорсированных турбонаддувных бензиновых и дизельных двигателях. Сущность изобретения состоит в разработке универсального...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485173
Дата охранного документа: 20.06.2013
10.08.2013
№216.012.5e1f

Способ определения количества присадки "меркаптобензотиазол" в маслах для авиационной техники

Изобретение относится к области контроля качества авиационных масел с помощью оптических средств и может найти применение в аналитических лабораториях, лабораториях предприятий нефтепродуктообеспечения. Способ включает отбор пробы, спектрофотометрирование, измерение оптической плотности на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002489716
Дата охранного документа: 10.08.2013
20.09.2013
№216.012.6b29

Вертикальный цилиндрический резервуар для легкоиспаряющихся жидкостей

Изобретение относится к хранению жидкостей, в частности нефти и нефтепродуктов в вертикальных цилиндрических резервуарах с понтоном, предохраняющим нефтепродукты от испарения. Резервуар состоит из корпуса 1, днища 2 и крыши 3. В нижней части корпуса 1 расположены приемо-раздаточный патрубок 4...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493084
Дата охранного документа: 20.09.2013
27.10.2013
№216.012.79d9

Топливная композиция для водоизмещающих кораблей

Изобретение относится к топливной композиции, состоящей из легкого вакуумного погона мазута с температурой выкипания 96 об.% до 400°С, негидроочищенного легкого газойля каталитического крекинга, 8-оксихинолина, диспергирующей присадки С-40 и гидроочищенного дизельного топлива. Совокупность...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002496855
Дата охранного документа: 27.10.2013
20.06.2014
№216.012.d295

Способ определения количества антиоксидантов в авиакеросинах

Изобретение относится к оценке эксплуатационных свойств топлив для реактивных двигателей (авиакеросинов), в частности определения в них количества антиоксидантов, и может быть применено в нефтехимической, авиационной и других отраслях промышленности. Способ заключается в использовании для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002519680
Дата охранного документа: 20.06.2014
27.06.2014
№216.012.d5b6

Способ контроля ресурса фильтроэлемента

Изобретение относится к способу испытания бумажных фильтрующих элементов для очистки жидкостей, нефтепродуктов. Способ контроля ресурса фильтроэлемента включает прокачку жидкости, смешанной с искусственным загрязнителем, и фиксацию перепада давления на фильтроэлементе через равные величины его...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002520488
Дата охранного документа: 27.06.2014
27.06.2014
№216.012.d6f0

Способ управления перекачкой жидкости по трубопроводу

Способ предназначен для автоматического регулирования процесса принудительного вытеснения светлых нефтепродуктов сжатым газом из участков трубопроводов. Способ включает вытеснение разделителем под действием сжатого газа, подаваемого от установленной на начальном пункте трубопровода...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002520802
Дата охранного документа: 27.06.2014
+ добавить свой РИД