×
26.08.2017
217.015.d4cb

Результат интеллектуальной деятельности: КОРПУС МАЛОМЕРНОГО СУДНА

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002622171
Дата охранного документа
13.06.2017
Аннотация: Изобретение относится к транспортной технике, в частности к маломерному судостроению, и может быть использовано в конструировании глиссирующих корпусов. Корпус маломерного судна содержит борт, носовую часть, транец и днище, которое расположено между ними и снабжено центральной горизонтальной гидролыжей. Гидролыжа размещена ниже основной плоскости днища. Плоскость днища образована продольными реданами-брызгоотбойниками и сопряжена с ними вертикальными или наклонными боковыми гранями. Поверхность гидролыжи имеет скос в области сопряжения с транцем до высоты продольных реданов-брызгоотбойников и является плоской по всей остальной ее длине с возможностью установки износостойких накладок, а плоскости гидролыжи и реданов-брызгоотбойников параллельны или реданы-брызгоотбойники имеют кильватность. Достигается расширение функциональных возможностей корпуса судна и повышение технологичности его изготовления. 2 ил.

Изобретение относится к транспортной технике, в частности к маломерному судостроению, и может быть использовано в конструировании глиссирующих корпусов.

Известен аналогичный корпус судна [1] с остроскулыми обводами, имеющий килеватое днище и транцевую корму, причем на днище корпуса в районе миделя и кормы выполнены соответственно мидельная и кормовая наделки, нижняя килеватая поверхность каждой из которых образует с днищем корпуса острый угол, направленный по ходу движения, причем ширина наделок меньше ширины корпуса, измеренной между острыми скулами, а ширина миделевой наделки меньше ширины кормовой наделки.

Недостатком аналога являются недостаточные функциональные возможности и низкая технологичность, обусловленная сложностью обводов.

В качестве прототипа выбран корпус глиссирующего судна [2], содержащий борт, носовую часть с форштевнем, транец и днище, расположенное между ними и снабженное центральной горизонтально расположенной гидролыжей, боковые грани которой образуют продольные реданы-брызгоотбойники, а также двумя бортовыми спонсонами, при этом внутренние боковые поверхности последних, сопрягаясь с поверхностью днища и боковыми гранями гидролыжи, образуют два продольных туннеля, причем корпус содержит передние поперечные реданы и задние поперечные стреловидные реданы, дополнительные брызгоотбойники-лыжи, разделенные с туннелями передними поперечными реданами, при этом туннели и спонсоны образуют тримаранные обводы в 1/3 передней части корпуса, переходящие через передние поперечные реданы в брызгоотбойники-лыжи, которые разделены задними поперечными стреловидными реданами в 1/5 по длине корпуса от кормы, а гидролыжа выполнена с наклонными боковыми поверхностями, прилегающими к ней, и на борту выполнены брызгоотбойники.

Недостатком прототипа является недостаточные функциональные возможности и низкая технологичность, обусловленная сложностью обводов.

Технический результат настоящего изобретения заключается в расширении функциональных возможностей корпуса судна и повышении технологичности его изготовления.

Технический результат достигается тем, что корпус маломерного судна содержит борт, носовую часть, транец и днище, расположенное между ними и снабженное центральной горизонтальной гидролыжей, размещенной ниже основной плоскости днища, образованной продольными реданами-брызгоотбойниками и сопряженной с ними вертикальными или наклонными боковыми гранями, при этом поверхность гидролыжи имеет скос в области сопряжения с транцем до высоты продольных реданов и является плоской по всей остальной ее длине с возможностью установки износостойких накладок, а плоскости гидролыжи и брызгоотбойников параллельны или брызгоотбойники имеют кильватность.

Заявленное устройство показано на Фиг. 1 - вид сбоку и с кормы корпуса маломерного судна, Фиг. 2 - общий вид корпуса.

Устройство содержит носовую часть 1, транец 2. Комбинированные обводы корпуса маломерного судна представляют собой гидролыжу 3 с кормовым скосом 4, проходящую от транца до конца носовой части с наклонными, либо вертикальными боковыми гранями 5 днища, продольными реданами-брызгоотбойниками 6 и бортами 7. В поперечном разрезе ширина гидролыжи 3 не превышает 1/3 ширины корпуса.

Смоченная поверхность гидролыжи 3 имеет проекцию вытянутого вдоль корпуса прямоугольника. Она выбрана так, чтобы на полном ходу судно глиссировало на ней, как на пластине, а наклонные боковые грани днища 5 и продольные реданы-брызгоотбойники 6 смачивались только при крене, встрече с волной, либо в водоизмещающем режиме. Гидролыжа 3 выполнена плоской по ее длине, составляющей не менее 1/2 от длины корпуса. Остальная часть гидролыжи может быть плоской, либо иметь незначительную переменную кильватность. Поверхность гидролыжи имеет скос в области сопряжения с транцем до высоты продольных реданов и является плоской по всей остальной ее длине с возможностью установки износостойких накладок, а плоскости гидролыжи и брызгоотбойников параллельны или брызгоотбойники имеют килеватность.

Форма сопряжения боковых граней днища 5 и продольных реданов-брызгоотбойников 6 предполагает отсечение от них брызговой пелены при вхождении корпуса в волну.

Широкие реданы-брызгоотбойники 6, образующие две лыжи (ширина каждого из которых не превышает 1/3 общей ширины днища), которые служат дополнительными глиссирующими поверхностями в момент выхода на расчетный режим движения, снижая гидравлическое сопротивление, и предназначены для уменьшения смоченной поверхности корпуса маломерного судна при плавании на волнении.

Реданы-брызгоотбойники 6, на которых создается дополнительная подъемная сила, расположены по всей длине корпуса. Помимо того, что они способствуют созданию подъемной силы, отражают брызги, вырывающиеся из-под гидролыжи 3, и придают судну высокую остойчивость, способствуют повышению остойчивости судна, демпфируют бортовую и продольную качки, смягчают ударные нагрузки катера на волне.

Корпус маломерного судна эксплуатируется следующим образом.

Корпус глиссирующего судна имеет комбинированные обводы, включающие элементы нескольких классических обводов. Комбинация этих обводов в одном корпусе с целенаправленными в зависимости от режима эксплуатации заданными соотношениями позволяет получить ряд новых более эффективных ходовых характеристик корпуса на разных режимах эксплуатации: стоянка, малый ход, переходный режим, глиссирование.

Помимо лучшей остойчивости и мореходных качеств, на стоянке на боковой волне корпус маломерного судна обеспечивает лучшую остойчивость благодаря наличию реданов-брызгоотбойников 6.

На малых скоростях судно глиссирует на полной ширине днища с уменьшенной удельной нагрузкой, которая оптимальна для данной скорости. По мере разгона гидродинамическая подъемная сила растет, корпус при переходном режиме уменьшает осадку. При этом борта 7 выходят из воды, глиссирующая поверхность ограничивается парой реданов-брызгоотбойников 6 и гидролыжей 3. Благодаря комбинации гидролыжи 3 и реданов-брызгоотбойников 6 осуществляется автоматическое регулирование ширины днища в зависимости от скорости судна.

На ходу при резком крене на редане-брызгоотбойнике 6 накрененного борта возникает дополнительная подъемная сила, которая препятствует дальнейшему увеличению крена, захлеста воды и опрокидыванию судна.

В переходном к глиссированию режиме донное сопротивление корпуса маломерного судна оказывается ниже, чем у других глиссирующих корпусов, в том числе с плоскими и килеватыми обводами за счет использования кормового скоса гидролыжи 4, поэтому корпус маломерного судна быстрее выходит на глиссирование и развивает более высокую скорость при полной нагрузке.

В результате корпус маломерного судна с гидролыжей 3, снабженный достаточно мощным двигателем, способен развивать большую скорость, а также обладает большей устойчивостью глиссирования и меньшей чувствительностью к изменению дифферента и положения центра тяжести.

Помимо лучшей остойчивости и мореходных качеств на волне, корпус маломерного судна предоставляет больше возможностей в планировке внутреннего расположения за счет прямоугольной в плане формы носовой части и увеличенной на 30% грузоподъемности при тех же размерениях.

Малое продольное раскачивание, поддержка малого дифферента и отсутствие дельфинирования при глиссировании на больших скоростях, достигнутое благодаря комбинированию гидролыжи 3 и реданов-брызгоотбойников 6, исключает необходимость использования транцевых плит при различных режимах эксплуатации за счет оптимизации обводов корпуса.

Значительное расширение возможностей корпуса маломерного судна достигается за счет значительно увеличенной прочности нижней части днища, образованной гидролыжей 3 и наклонными, либо вертикальными боковыми гранями днища 5 при рекордно низком весе конструкции в целом. При условии использования износостойких накладок на гидролыжу, корпус маломерного судна можно использовать на малых глубинах как с обычным, так и каменистым дном (в комбинации с водометным движителем), а также в качестве прицепа - саней за снегоходом.

При движении по глубокому снегу форма корпуса маломерного судна имеет значительно меньшее сопротивление и склонность к опрокидыванию по сравнению с санями аналогичных размеров за счет того, что нижняя часть днища, образованная гидролыжей 3 и участками днища 5, движутся в образованном гусеницей снегохода следе средней глубиной от 130 до 250 мм, а широкие реданы-брызгоотбойники 6 выполняют стабилизирующую функцию при возникновении крена.

При движении зимой по укатанным поверхностям для повышения устойчивости возможно использование съемных лыж, прикрепляемых к бортам корпуса.

Изобретение направлено на снижение затрат конечного потребителя, получающего в результате многофункциональный корпус маломерного судна, который позволит самостоятельно организовать комфортный безопасный активный отдых в различных климатических зонах как на территории РОССИИ, так и за ее пределами.

Пример. Изготовили корпус судна с заданными размерами, полученными в результате произведенных расчетов. Проведенные испытания показали следующее:

- увеличилась на 30%, по сравнению с судами аналогичных размерений, грузоподъемность судна;

- увеличилась на 50% скорость выхода на глиссирование по сравнению с аналогичными килеватными судами;

- повысилась остойчивость судна по сравнению с аналогичными плоскодонными судами;

- судно можно использовать как прицеп-сани для перевозки грузов до 700 кг по снежной целине, а по укатанной дороге при условии установки опорных лыж;

- снизилась масса корпуса относительно корпусов килеватной формы до уровня плоскодонных корпусов.

Процесс изготовления судна подтвердил высокую технологичность, достигнутую отсутствием сложнопрофильных лекальных поверхностей.

Используемая литература

1. Патент РФ №2211167. Быстроходное глиссирующее судно / Иштеев Р.Ф., Булдаков И.Н., Василевский И.М., Морин В.В., Суслов М.А. Опубл. 27.08.2003.

2. Патент РФ №2330776. Глиссирующий корпус судна "ВИНДЖЕТ" / Иштеев Р.Ф., Иштеев М.Р. Опубл. 10.08.2008 г., бюл. №22.

Корпус маломерного судна, содержащий борт, носовую часть, транец и днище, расположенное между ними и снабженное центральной горизонтальной гидролыжей, отличающийся тем, что гидролыжа размещена ниже основной плоскости днища, образованной продольными реданами-брызгоотбойниками, и сопряжена с ними вертикальными или наклонными боковыми гранями, при этом поверхность гидролыжи имеет скос в области сопряжения с транцем до высоты продольных реданов-брызгоотбойников и является плоской по всей остальной ее длине с возможностью установки износостойких накладок, а плоскости гидролыжи и реданов-брызгоотбойников параллельны или реданы-брызгоотбойники имеют кильватность.
КОРПУС МАЛОМЕРНОГО СУДНА
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 35 items.
20.01.2013
№216.012.1bcb

Способ изготовления абразивного инструмента

Изобретение относится к области изготовления ручного абразивного инструмента, в частности напильников и надфилей. Способ включает нанесение на металлическую заготовку абразивного покрытия с требуемой шероховатостью. Для этого путем детонационного напыления наносят твердосплавное абразивное...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472609
Дата охранного документа: 20.01.2013
20.02.2013
№216.012.27d8

Способ оценки энергии активации пластической деформации поверхностного слоя и переносной склерометр для его осуществления

Изобретение относится к области безобразцового контроля фактического состояния материалов при эксплуатации. Сущность: на исследуемую поверхность устанавливают переносной склерометр. За одно действие оператора производят три действия переносного склерометра: опускание индентора к испытываемой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475720
Дата охранного документа: 20.02.2013
27.02.2013
№216.012.2b5b

Способ обработки детали с гальваническим покрытием

Изобретение относится к технологии обработки деталей с гальваническими покрытиями для повышения износостойкости покрытий. Способ обработки детали с гальваническим покрытием включает покрытие детали радикалообразующим веществом и последующее обезводороживание покрытия. Обезводораживание...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476626
Дата охранного документа: 27.02.2013
27.02.2013
№216.012.2b5d

Способ нанесения композиционного электролитического покрытия на металлические изделия

Изобретение относится к области гальванотехники и может быть использовано для нанесения композиционных электролитических покрытий из серебра, содержащих ультрадисперсные алмазы (УДА), на изделия из стали, бронзы и других металлов. Способ включает введение в дицианоаргентатный электролит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476628
Дата охранного документа: 27.02.2013
10.05.2013
№216.012.3e82

Способ оценки газосодержания материалов с покрытиями

Изобретение относится к области исследования качества деталей с гальваническими покрытиями, в частности к оценке степени газосодержания поверхностей деталей с защитными гальваническими покрытиями. Способ включает нагрев детали с покрытием до температуры, при которой давление выделяющегося газа,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481569
Дата охранного документа: 10.05.2013
20.05.2013
№216.012.41fe

Устройство для триботехнических испытаний материалов

Изобретение относится к области исследования триботехнических свойств конструкционных и смазочных материалов, а именно к приспособлениям для проведения испытаний на трение и износ, позволяющим использовать в качестве привода токарные или сверлильные станки. Устройство содержит привод вращения,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482464
Дата охранного документа: 20.05.2013
10.06.2013
№216.012.4954

Способ замены труб в трубопроводах

Предлагаемое изобретение относится к строительству трубопроводов и может быть использовано для резки и замены участков труб в трубопроводах. Способ включает выполнение местных котлованов для оголения трубы, обрезку ее концевых участков и замену их новыми участками. На протяжении длины...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484352
Дата охранного документа: 10.06.2013
20.06.2013
№216.012.4dad

Способ балансировки элементов роторных систем и устройство для его осуществления

Изобретения относятся к области машиностроения, а именно к технологии балансировки вращающихся элементов роторных систем, например центробежных насосов, компрессоров, центрифуг и др. Способ заключается в том, что измеряют значения и направления дисбаланса, устраняют неуравновешенности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485467
Дата охранного документа: 20.06.2013
27.06.2013
№216.012.51b7

Способ определения работоспособности взрывчатых веществ

Изобретение относится к области испытаний взрывчатых веществ, в частности к определению работоспособности взрывчатых веществ. Принцип испытания заключается в том, что инициируют навеску взрывчатого вещества определенной массы и регистрируют уровень давления среды в точке, удаленной от...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002486512
Дата охранного документа: 27.06.2013
10.07.2013
№216.012.54b6

Способ изготовления поверхностей трения с применением твердых смазочных материалов на основе эпоксидных смол

Изобретение относится к триботехнике и может использоваться для снижения силы трения и повышения стойкости к задирам рабочих поверхностей деталей узлов трения машин. На поверхности трения формируют смазочные канавки, заполняют канавки твердым смазочным материалом, при этом канавки имеют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487289
Дата охранного документа: 10.07.2013
Showing 1-10 of 18 items.
20.05.2013
№216.012.41fe

Устройство для триботехнических испытаний материалов

Изобретение относится к области исследования триботехнических свойств конструкционных и смазочных материалов, а именно к приспособлениям для проведения испытаний на трение и износ, позволяющим использовать в качестве привода токарные или сверлильные станки. Устройство содержит привод вращения,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482464
Дата охранного документа: 20.05.2013
10.08.2014
№216.012.e7d7

Способ определения прочности сцепления покрытия с основой на отрыв и устройство для его осуществления

Изобретение относится к исследованиям механических свойств покрытий, а именно к способам определения прочности сцепления покрытия с основой. Технический результат достигается тем, что на основу наносят покрытие, прикладывают к нему усилие и по величине разрушающей нагрузки определяют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002525144
Дата охранного документа: 10.08.2014
20.09.2014
№216.012.f516

Способ определения прочности сцепления покрытия с основой

Изобретение относится к исследованиям механических свойств покрытий, а именно к способам определения прочности сцепления покрытия с основой. Технический результат достигается тем, что на основу наносят покрытие в виде «сидячей» капли, прикладывают к нему усилие и по величине разрушающей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002528575
Дата охранного документа: 20.09.2014
20.11.2014
№216.013.081b

Устройство для нанесения электролитических покрытий

Изобретение относится к области гальванотехники и может быть использовано для антифрикционной, антикоррозионной и художественно-декоративной обработки металлических поверхностей. Устройство содержит тампон из диэлектрического материала и анод, помещенный в электролит, при этом тампон и анод...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002533476
Дата охранного документа: 20.11.2014
20.02.2015
№216.013.29fd

Способ нанесения детонационных покрытий (варианты)

Группа изобретений относится к технологии детонационного напыления композиционных износостойких покрытий. Засыпают в детонационную установку дозированное количество смеси порошковых материалов для напыления покрытия и напыляют смесь на обрабатываемую поверхность с использованием энергии...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002542206
Дата охранного документа: 20.02.2015
20.02.2015
№216.013.29ff

Напильник со сменными режущими пластинами

Напильник содержит набор пластин и корпус с возможностью крепления в нем набора пластин. Для упрощения конструкции сменные режущие пластины расположены в посадочных местах корпуса таким образом, что режущие кромки сменных режущих пластин, расположенных в соседних рядах, перекрывают друг друга....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002542208
Дата охранного документа: 20.02.2015
10.07.2015
№216.013.5ce5

Способ шлифования деталей

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при шлифовании деталей. Проводят предварительное шлифование обрабатываемой поверхности и в зависимости от полученного результата производят выбор рациональных режимов шлифования. Во время предварительного шлифования...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002555322
Дата охранного документа: 10.07.2015
20.07.2015
№216.013.6503

Устройство для нанесения электролитического покрытия на инструмент со сложнопрофильными рабочими участками поверхностей

Изобретение относится к области гальванотехники и может быть использовано для ресурсоповышающей обработки металлического инструмента. Технический результат достигается тем, что устройство для нанесения электролитических покрытий содержит тампон из диэлектрического материала и анод, помещенный в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002557406
Дата охранного документа: 20.07.2015
27.07.2015
№216.013.6880

Способ изготовления сменных режущих пластин

Изобретение относится к области металлообработки, а именно к изготовлению сменных режущих пластин с износостойким покрытием для металлорежущего инструмента. Способ включает изготовление основы и нанесение на нее износостойкого покрытия. Основу изготавливают из стальной полосы или листа путем...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002558305
Дата охранного документа: 27.07.2015
20.10.2015
№216.013.8753

Способ и устройство для нанесения покрытий на основе нитрида титана

Изобретение относится к области нанесения покрытий детонационным способом и может быть использовано для получения порошкового нитрида титана и нанесения покрытий на его основе. Способ нанесения покрытия на основе нитрида титана на поверхность детали детонационным напылением включает установку...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002566246
Дата охранного документа: 20.10.2015
+ добавить свой РИД