×
25.08.2017
217.015.b5e5

Результат интеллектуальной деятельности: Способ оценки основного параметра, определяющего уровень и характер нагрузки при диагностике особо ответственных узлов транспортных средств

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к способу диагностики узлов транспортных средств. Для оценки основного параметра, определяющего уровень и характер нагрузки для диагностики особо ответственных узлов транспортных средств, размещают датчики, количество и сочетание которых выбирается индивидуально, на узле транспортного средства, производят измерения различных частотных сигналов, формируют входные параметры для нейронной сети, выполненной на основе технологии параллельных вычислений Nvidia CUDA, производят первоначальное обучение нейронной сети при эксплуатации объекта, оценивают уровень нагрузки на узел транспортного средства с учетом комплексного воздействия всех отдельных параметров. Обеспечивается надежность диагностики транспортных средств. 1 ил., 1 табл.

Изобретение относится к области диагностики транспортных средств и отдельных его узлов и предназначено для оценки технического состояния его особо ответственных узлов.

Известен способ и устройство для технической диагностики сложного технологического оборудования на основе нейронных сетей с использованием датчиков, размещенных в рабочей зоне оборудования (Патент RU 2563161 C2 от 18.07.2013 г., опубл. 20.09.2015 г.)

Способ позволяет проводить диагностику сложного технологического оборудования за счет регистрации и обработки сигналов с датчиков, размещенных в рабочей зоне оборудования, после чего производят обучение нейронной сети и на ее основе получают динамическую модель. После чего происходит регистрация сигналов во время эксплуатации оборудования, и производят дополнительное обучение нейронной сети.

Недостатком способа является отсутствие параметра, определяющего характер и уровень нагрузки на узел транспортного средства, с целью более точной оценки состояния оборудования. Он также имеет ограниченную область использования. Так как это случайный процесс, то необходимо учитывать все факторы, оказывающие влияние на исследуемую систему, поэтому возникает потребность выявления основного показателя, влияющего на работоспособность ответственных узлов транспортных средств.

Для расширения области использования способа технической диагностики и возможности его использования для диагностики особо ответственных узлов транспортных средств, в частности, в условиях пониженных температур предлагается использование датчиков, таких как тензометрический датчик, датчик температуры, акселерометр и ряд других, для комплексной оценки состояния узла, причем в качестве основного оценочного параметра предлагается использовать показатель уровня нагрузки на узел транспортного средства.

Данный показатель выбран в качестве основного диагностирующего параметра, вследствие того, как показали экспериментальные исследования, он определяет все основные параметры, необходимые для оценки степени нагрузки на узел (виброускорение, напряжения (деформации), а также температуры), с определенным весом каждого показателя и их взаимного влияния, причем данную процедуру оценки в режиме реального времени целесообразно вести с использованием нейронной сети с применением технологии параллельных вычислений Nvidia CUDA.

Технический результат изобретения заключается в возможности точной оценки эксплуатационных режимов работы узла, их оптимизации и предотвращении его поломок в процессе эксплуатации, определении основного параметра, характеризующего уровень и характер нагружения узла транспортного средства для комплексной оценки его состояния, а также повышении надежности диагностики транспортных средств.

Технический результат достигается тем, что при способе оценки основного параметра, определяющего уровень и характер нагрузки для диагностики особо ответственных узлов транспортных средств, при котором на узле размещают датчики, производят измерения различных входных параметров и преобразование полученных амплитудно-частотных сигналов, формируют изменяющиеся во времени входные параметры для нейронной сети, производят первоначальное обучение нейронной сети при эксплуатации объекта, но при этом в качестве основного параметра для оценки уровня и характера нагрузки принимается уровень нагрузки на узел транспортного средства, который для каждого конкретного узла может быть оценен с учетом комплексного воздействия всех отдельных параметров, регистрируемых с помощью датчиков, количество и сочетание которых выбирается индивидуально для получения более точной оценки основного диагностирующего параметра; для увеличения скорости обучения нейронной сети и диагностики остаточного ресурса в режиме реального времени используется нейронная сеть на основе технологии параллельных вычислений Nvidia CUDA

Схема определения показателя уровня нагрузки (P) особо ответственных узлов транспортного средства с использованием нейронной сети показана на Фиг. 1.

В данном случае использована архитектура системы, которая построена по модульному принципу, из универсальных аппаратных модулей (1-3), сигналы с которых направляются на вход нейронной сети, которая определяет уровень нагрузки на узлы транспортного средства.

В данном случае в качестве датчиков используются датчик для измерения температуры 1, акселерометр 2 и тензометрический датчик 3, как показано на Фиг. 1.

С датчиков поступают сигналы на вход нейронной сети, данные сигналы изменяются во времени, в связи с этим меняется и уровень нагрузки на узел, которая выступает в качестве выходной характеристики нейронной сети.

Для обучения нейронной сети предварительно производится эксплуатация узла при различных уровнях нагрузки на узел, производится регистрация уровней вибраций, температур, деформаций, возникающих в материале, и ряда других параметров, измеряемых с помощью датчиков для каждого режима работы узла, при учете комплексного действия данных факторов. В этой связи для обучения нейронной сети предварительно составляется обучающая таблица (выборка) (табл. 1), куда вносятся исходные данные. Во время эксплуатации сеть также способна к самообучению. Выходной параметр – допустимый уровень нагрузки, при которой происходит выход узла из стоя, принимается в качестве критического значения ΔPi.

Табл.1. Исходные данные для оценки уровня нагрузки.

Виброускорение, A, м/с2 Деформации, ε, мм Температура, t, °C Условный показатель уровня нагрузки P, %
Ai εi ti Pi (Ai, εi, ti)

Таким образом, с помощью применения данного способа диагностики транспортного средства, можно определить уровень нагрузки Pi (0%-100%) с использованием заранее обученной и самообучающейся в процессе эксплуатации нейронной сети в режиме реального времени.

Преимущества данного подхода по сравнению с существующими способами состоят в следующем: достигается высокая точность результатов расчета за счет использования любого количества и сочетания входных параметров (датчиков, модулей) для каждого конкретного узла; уменьшается вероятность преждевременной поломки, за счет оценки уровня нагрузки на узел в режиме его эксплуатации и возможности её корректировки при превышении заданного уровня; существенно увеличивается скорость обучения нейронной сети на основе технологии параллельных вычислений Nvidia CUDA.

Способ оценки основного параметра, определяющего уровень и характер нагрузки для диагностики особо ответственных узлов транспортных средств, при котором на узле размещают датчики, производят измерения различных входных параметров и преобразование полученных амплитудно-частотных сигналов, формируют изменяющиеся во времени входные параметры для нейронной сети, производят первоначальное обучение нейронной сети при эксплуатации объекта, отличающийся тем, что в качестве основного параметра для оценки уровня и характера нагрузки принимается уровень нагрузки на узел транспортного средства, который для каждого конкретного узла может быть оценен с учетом комплексного воздействия всех отдельных параметров, регистрируемых с помощью датчиков, количество и сочетание которых выбирается индивидуально для получения более точной оценки основного диагностирующего параметра; для увеличения скорости обучения нейронной сети и диагностики остаточного ресурса в режиме реального времени используется нейронная сеть на основе технологии параллельных вычислений Nvidia CUDA.
Способ оценки основного параметра, определяющего уровень и характер нагрузки при диагностике особо ответственных узлов транспортных средств
Способ оценки основного параметра, определяющего уровень и характер нагрузки при диагностике особо ответственных узлов транспортных средств
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 12 items.
20.06.2013
№216.012.4caa

Способ изготовления режущих пластин

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к способу изготовления режущих пластин. Способ включает осаждение вакуумно-плазменным методом на твердосплавную основу двухслойного покрытия. В качестве нижнего слоя наносят нитрид титана и молибдена или нитрид титана и хрома, или...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485208
Дата охранного документа: 20.06.2013
27.09.2013
№216.012.6f6a

Способ вакуумно-плазменного осаждения покрытия на режущую пластину из твердосплавного материала

Изобретение относится к обработке резанием в машиностроении, в частности к металлорежущему инструменту. Осуществляют осаждение первого слоя покрытия из тугоплавкого соединения, затем второго слоя покрытия из тугоплавкого соединения с размером зерен 40-60 нм, после чего проводят...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002494173
Дата охранного документа: 27.09.2013
27.12.2013
№216.012.910e

Способ изготовления режущих пластин

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к способу изготовления режущих пластин, и может найти применение при производстве металлорежущего инструмента. Осуществляют осаждение вакуумно-плазменным методом на твердосплавную пластину двухслойного покрытия. В качестве нижнего слоя...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002502827
Дата охранного документа: 27.12.2013
10.09.2014
№216.012.f401

Режущая пластина

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к металлообработке. Режущая пластина содержит основу из твердого сплава и нанесенный на нее износостойкий слой из наноструктурного карбида вольфрама и наноструктурного карбида ниобия с размером зерен 20-50 нм, при их следующем...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002528288
Дата охранного документа: 10.09.2014
10.08.2016
№216.015.550c

Способ глубокой очистки моносилана

Изобретение относится к области получения кремнийсодержащих материалов. Способ получения моносилана осуществляют диспропорционированием трихлорсилана. Способ включает контактирование трихлорсилана и смеси хлорсиланов с катализатором в ректификационной колонне. Производят отгонку из смеси...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002593634
Дата охранного документа: 10.08.2016
13.01.2017
№217.015.8524

Способ компоновки электронного модуля, обеспечивающий улучшенные тепловые и габаритные размеры

Изобретение может применяться для охлаждения группы тепловыделяющих элементов, размещенных на печатной плате. Технический результат - обеспечение эффективного отвода тепла при минимизации объемов конструкции, отсутствии необходимости использования внутри устройства принудительной циркуляции...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002603014
Дата охранного документа: 20.11.2016
25.08.2017
№217.015.aec7

Способ определения остаточного ресурса узла транспортного средства

Изобретение относится к области диагностики транспортных средств и отдельных его узлов и предназначено для оценки остаточного и отработанного ресурса узлов. Способ технической диагностики и оценки остаточного и отработанного ресурса узлов транспортных средств заключается в установке на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002612951
Дата охранного документа: 14.03.2017
25.08.2017
№217.015.c061

Способ изготовления металловойлочных основ оксидно-никелевых электродов щелочных аккумуляторов

Изобретение относится к области изготовления щелочных аккумуляторов с металловойлочными оксидно-никелевыми электродами. Предложенный способ изготовления металловойлочных основ оксидно-никелевых электродов щелочных источников тока включает подготовку поверхности пористого полимерного материала...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002616584
Дата охранного документа: 18.04.2017
04.04.2018
№218.016.319e

Автоматизированное устройство для охлаждения образцов при усталостных испытаниях на изгиб

Изобретение относится к области усталостных испытаний материалов на изгиб и предназначено для охлаждения образцов в процессе подготовки и проведения усталостных испытаний на изгиб. Предложено автоматизированное устройство для охлаждения образцов при усталостных испытаниях на изгиб при...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002645162
Дата охранного документа: 16.02.2018
01.04.2020
№220.018.11f0

Система управления накопителем электрической энергии для расширения области допустимых режимов генерирующих установок источников распределенной генерации при кратковременных отклонениях частоты

Изобретение относится к электроэнергетике и может быть применено в энергорайонах для расширения области допустимых режимов генерирующих установок источников распределенной генерации при кратковременных отклонениях частоты, возникающих в сетях внешнего и внутреннего электроснабжения 6-220 кВ с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002718113
Дата охранного документа: 30.03.2020
Showing 1-10 of 10 items.
20.06.2013
№216.012.4caa

Способ изготовления режущих пластин

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к способу изготовления режущих пластин. Способ включает осаждение вакуумно-плазменным методом на твердосплавную основу двухслойного покрытия. В качестве нижнего слоя наносят нитрид титана и молибдена или нитрид титана и хрома, или...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485208
Дата охранного документа: 20.06.2013
27.12.2013
№216.012.910e

Способ изготовления режущих пластин

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к способу изготовления режущих пластин, и может найти применение при производстве металлорежущего инструмента. Осуществляют осаждение вакуумно-плазменным методом на твердосплавную пластину двухслойного покрытия. В качестве нижнего слоя...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002502827
Дата охранного документа: 27.12.2013
10.08.2016
№216.015.550c

Способ глубокой очистки моносилана

Изобретение относится к области получения кремнийсодержащих материалов. Способ получения моносилана осуществляют диспропорционированием трихлорсилана. Способ включает контактирование трихлорсилана и смеси хлорсиланов с катализатором в ректификационной колонне. Производят отгонку из смеси...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002593634
Дата охранного документа: 10.08.2016
13.01.2017
№217.015.8524

Способ компоновки электронного модуля, обеспечивающий улучшенные тепловые и габаритные размеры

Изобретение может применяться для охлаждения группы тепловыделяющих элементов, размещенных на печатной плате. Технический результат - обеспечение эффективного отвода тепла при минимизации объемов конструкции, отсутствии необходимости использования внутри устройства принудительной циркуляции...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002603014
Дата охранного документа: 20.11.2016
25.08.2017
№217.015.aec7

Способ определения остаточного ресурса узла транспортного средства

Изобретение относится к области диагностики транспортных средств и отдельных его узлов и предназначено для оценки остаточного и отработанного ресурса узлов. Способ технической диагностики и оценки остаточного и отработанного ресурса узлов транспортных средств заключается в установке на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002612951
Дата охранного документа: 14.03.2017
25.08.2017
№217.015.c061

Способ изготовления металловойлочных основ оксидно-никелевых электродов щелочных аккумуляторов

Изобретение относится к области изготовления щелочных аккумуляторов с металловойлочными оксидно-никелевыми электродами. Предложенный способ изготовления металловойлочных основ оксидно-никелевых электродов щелочных источников тока включает подготовку поверхности пористого полимерного материала...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002616584
Дата охранного документа: 18.04.2017
04.04.2018
№218.016.319e

Автоматизированное устройство для охлаждения образцов при усталостных испытаниях на изгиб

Изобретение относится к области усталостных испытаний материалов на изгиб и предназначено для охлаждения образцов в процессе подготовки и проведения усталостных испытаний на изгиб. Предложено автоматизированное устройство для охлаждения образцов при усталостных испытаниях на изгиб при...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002645162
Дата охранного документа: 16.02.2018
01.11.2018
№218.016.98d6

Способ обработки сигнала акустической эмиссии

Использование: для обработки сигналов акустической эмиссии. Сущность изобретения заключается в том, что сигнал, полученный с датчиков акустической эмиссии (АЭ), пропускают через цифровой полосовой фильтр, декомпозируют сигнал на полезную и шумовую составляющую на разных уровнях с помощью...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002671152
Дата охранного документа: 29.10.2018
02.08.2019
№219.017.bb73

Способ 3d печати на оборудовании с чпу с интеллектуальной оптимизацией режимов

Изобретение относится к способу изготовления изделия путем трехмерной печати электродуговой наплавкой на оборудовании с ЧПУ. Способ включает формирование заготовки электродуговой наплавкой в среде защитных газов из слоев, состоящих из соприкасающихся друг с другом наплавленных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002696121
Дата охранного документа: 31.07.2019
25.04.2020
№220.018.1969

Способ оценки температуры вязко-хрупкого перехода металла

Изобретение относится к испытательной технике и используется для определения температуры вязко-хрупкого перехода и регистрации сигнала акустической эмиссии на основе классификации импульсов с использованием искусственной нейронной сети. Сущность: образец, установленный на столе твердомера,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002719797
Дата охранного документа: 23.04.2020
+ добавить свой РИД