×
25.08.2017
217.015.ab55

Гидроакустический измеритель местоположения необитаемого подводного аппарата

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области средств позиционирования необитаемого подводного аппарата (НПА) по его гидроакустическому полю, в частности на мобильных полигонах для отработки НПА при отсутствии гидроакустического маяка на его борту. Для повышения точности измерения скорости шумящего НПА и определения местоположения НПА (расстояния от точки измерения так называемого «бокового отклонения») на полигоне с N постами измерения на каждом посту перпендикулярно расчетной трассе движения НПА в створе установлены две взаимно направленные антенны с диаграммами направленности каждой антенны в виде трех акустических плоскостей (лучей), перпендикулярных поверхности воды и развернутых относительно друг друга на 45°, при этом первая антенна каждого поста соединена со входом первого предусилителя, выход которого соединен со входом первого детектора огибающей, выход которого соединен со входом первого компаратора, а вторая антенна соединена со входом второго предусилителя, выход которого соединен со входом второго детектора огибающей, выход которого соединен со входом второго компаратора, выходы первого и второго компараторов попарно соединены с соответствующей одной из N парой входов вычислителя параметров траектории. Техническое решение гидроакустического измерителя местоположения необитаемого подводного аппарата повышает точность измерения местоположения НПА за счет пространственной локализации участка измерения скорости и определения угла отклонения линии движения НПА от расчетной. 5 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области средств позиционирования необитаемого подводного аппарата (НПА) по его гидроакустическому полю, в частности на мобильных полигонах для отработки НПА при отсутствии гидроакустического маяка на его борту.

Известна система GIB-FT (мобильный торпедный полигон), которая состоит из набора установленных на якоре или свободно плавающих буев, которые по сигналам гидроакустических маяков (пингеров), установленных на торпеде и на мишени, определяют расстояния до торпеды, передают их и свои координаты по данным GPS по радиоканалу на пост управления и обработки сигналов, расположенный на корабле или на берегу, где определяется положение торпеды в пространстве. Позиции торпеды и мишени отображаются в реальном масштабе времени в географических координатах на экране монитора, что позволяет измерять в том числе скорость торпеды (группа «ALCEN», Франция, http://www.alcen.com/fr/defense-securite-aeronautique/equipements-de-localisation-sous-marine-gib, ссылка проверена 01.10.2015). Недостатком этой системы является необходимость установки на борт торпеды гидроакустического маяка-ответчика, возможность использования которого ограничена конструктивом торпеды из-за наличия большого шумоизлучения движителя торпеды и гидродинамикой ее движения (т.е. наличием на поверхности торпеды участков, имеющих надежный контакт с окружающей торпеду водой).

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому устройству является гидроакустическая станция «Сигнал» (закрытые источники информации, открытая ссылка, например, в статье «Торпеда 53-58» http://uzluga.ru/potr/Kaпитaн+1+paнгa+в+oтcтaвκe+зaкoнчил+в+1957+гoду+(тpeтий+выпуск)+Высшего+Военно-Морского+училища+инженеров+оружия.+Инженер-торпедист.+Службу+начал+сс/раrt-3.html, ссылка проверена 01.10.2015), которая использовалась до 90-х годов прошлого века для измерения скорости движения торпед и их местоположения в отдельных точках трассы движения на пристрелочных станциях в г. Пржевальске (Киргизская ССР) и в г. Феодосия. Станция состоит из нескольких постов измерения, расположенных вдоль трассы движения торпеды на дне (фиг. 1). В каждом посту располагаются антенны шумопеленгаторов, формирующие диаграммы направленности в виде двух «акустических плоскостей», перпендикулярных поверхности воды и расположенных одной плоскостью (центральный луч-1) перпендикулярно к линии движения торпеды, а другой (боковой луч-2) - под углом 45° к первому лучу. Сигналы с антенн А1N станции по кабелям передаются на пост обработки, где определяется средняя скорость Vcp торпеды на участке В между точками измерения и, с учетом времени движения Δt между двумя лучами в каждой точке измерения, вычисляется расстояние от торпеды до точки измерения - боковое отклонение D (фиг. 1) по формулам (для точки измерения 1):

где t1 - время пересечения шумящим источником торпеды луча 1 в точке измерения 1;

t2 - время пересечения шумящим источником торпеды луча 2 в точке измерения 1;

t3 - время пересечения шумящим источником торпеды луча 1 в точке измерения 2.

Структурная схема устройства-прототипа представлена на фиг. 2.

Устройство состоит из N идентичных каналов (по числу постов измерения), включающих, каждый, последовательно соединенные антенну (A1…AN), предусилитель (ПУ1…ПУN), детектор огибающей (ДO1…ДON), компаратор (КП1…КПN). На выходе каждого канала при проходе торпеды формируются два видеоимпульса, соответствующие времени пересечения торпедой лучей антенны. Временные отметки (t1…tN) поступают на входы вычислителя, где определяются средние скорости торпеды Vcp1 на участках (Vcp1…VcpN) и боковое отклонение (D1…DN) по формулам 1, 2.

Недостатком прототипа являются ошибки измерения скорости и бокового отклонения торпеды при отклонении направления линии ее движения от расчетной, а также при неравномерном движении торпеды на участке между точками измерения (постами), когда средняя скорость отличается от скорости при проходе торпеды мимо между лучами поста.

Техническим результатом предлагаемого изобретения является повышение точности измерения скорости шумящего НПА и определения местоположения НПА (расстояния от точки измерения, так называемого «бокового отклонения»).

Для достижения этого результата в устройство-прототип на каждом посту измерения на расстоянии Δ перпендикулярно расчетной трассе движения НПА устанавливают вторую антенну, при этом в каждую из антенн вводится дополнительный луч (акустическая плоскость), развернутый на 45° относительно луча, перпендикулярного линии движения НПА, в сторону, противоположную имеющемуся в антенне боковому лучу, причем зоны чувствительности обеих антенн направлены в сторону расчетной трассы движения НПА, каждая антенна подключена к последовательно соединенным предусилителю, детектору огибающей сигнала, компаратору, выходы компараторов всех постов измерения подключены к вычислителю параметров траектории, на выходе которого формируются величины скорости и бокового отклонения. Приведенная совокупность признаков заявляемого устройства обеспечивает увеличение точности измерения скорости и бокового отклонения НПА за счет определения истинного направления движения НПА и определения скорости НПА непосредственно во время прохода его относительно каждого поста измерения.

Сущность работы заявляемого устройства поясняется чертежами:

фиг. 1 - схема работы станции в прототипе;

фиг. 2 - структурная схема обработки сигнала в прототипе;

фиг. 3 - расположение постов измерения с антеннами на акватории;

фиг. 4 - схема для расчета скорости и бокового отклонения;

фиг. 5 - структурная схема заявляемого устройства.

Посты измерения предлагаемого гидроакустического измерителя устанавливаются в заданных точках акватории (фиг. 3). Расстояние Δ между антеннами А1/А1.1, А2/А2.1 и т.д. всех постов (коридор измерений) выбирается таким, чтобы НПА при всех возможных эволюциях его траектории находился в указанном коридоре. Лучи каждой из антенн поста измерения представляют собой перпендикулярные поверхности воды «акустические плоскости» и направлены в сторону расчетной линии движения. Устройство фиксирует моменты пересечения лучей антенн шумящим источником НПА, например, движителем, и по измеренным временным отрезкам между лучами рассчитывает скорость движения НПА и его боковое отклонение (расстояние D1.1/D2.1, D1.2/D2.2 и т.д.).

Расчет параметров движения НПА поясняется на фиг. 4.

Из треугольника KOL:

Из треугольника AKL:

Подставим (3), (4) в (5) и вычислим с1

Из треугольника ОМН:

Из треугольника АМН:

Подставим (5), (6) в (7) и вычислим с2

Введем коэффициент k:

где t1, t2 - время движения НПА между левым и центральным и центральным и правым лучами.

Из уравнения (11) определим угол α между расчетной и реальной трассами:

Для антенны 1 боковое отклонение D1 (на ФИГ. 4 обозначено как D):

где S1=v*t1, v - скорость НПА.

Для антенны 1.1 (на ФИГ. 4 не показана) боковое отклонение D2:

где S3=v*t3, v - скорость НПА.

Сумма D1 и D2 боковых отклонений от антенн 1 и 1.1 равна расстоянию Δ между этими точками (это расстояние известно, например, если точки измерений располагаются на жестких понтонах либо стационарно закреплены на дне):

Δ=D1+D2, откуда, подставив (13) и (14), получим скорость НПА:

Подставив (15) в (14) определим боковое отклонение D2:

Из формулы 15 видно, что измерение скорости происходит не на участке между постами как в прототипе, а на участке между лучами постов, который априори по длине много меньше расстояния между постами, за счет чего повышается точность определения скорости и бокового отклонения (формула 16). Кроме того, при определении V и D учитывается угол отклонения траектории НПА относительно расчетной линии движения НПА (формула 12), что дополнительно повышает точность измерений.

Структурная схема заявляемого устройства представлена на фиг. 5. Устройство состоит из N идентичных постов измерения, включающих, каждый, две антенны 1 (нумерация соответствует № поста). Каждая из антенн поста измерения подключена к последовательно соединенным предусилителю 2, детектору огибающей 3, компаратору 4. На выходах поста формируются видеоимпульсы, соответствующие моментам пересечения шумящей части НПА лучей антенн (t1 - время между пересечением НПА левого и центрального лучей первой антенны, t2 - время между пересечением НПА центрального и правого лучей первой антенны, t3 - время между пересечением НПА правого и центрального лучей второй антенны). Выходы постов соединены с вычислителем параметров траектории 5, выполняющим операции по формулам (11-16). На выходе вычислителя параметров траектории формируются и отображаются на дисплее, принтере и т.д. (на фиг. 5 не показано) величины скорости НПА и бокового отклонения НПА от расчетной линии его движения во время прохождения каждого поста измерения.

Предлагаемое техническое решение гидроакустического измерителя местоположения необитаемого подводного аппарата повышает точность измерения местоположения НПА за счет пространственной локализации участка измерения скорости и определения угла отклонения линии движения НПА от расчетной линии движения.

Устройство реализовано в 2013 г. в ходе выполнения опытной конструкторской работы в СПбГМТУ, эксплуатируется более 2 лет, результаты испытаний подтвердили повышение точности измерения скорости необитаемого аппарата и его бокового отклонения.

Гидроакустический измеритель местоположения необитаемого подводного аппарата (НПА), характеризующийся наличием N постов измерения, расположенных вдоль расчетной линии движения НПА, включающих, каждый, первую и вторую взаимно направленные антенны, установленные в створе по разные стороны от расчетной линии движения НПА, с диаграммами направленности каждой антенны в виде трех акустических плоскостей (лучей), перпендикулярных поверхности воды и развернутых относительно друг друга на 45°, при этом первая антенна каждого поста соединена со входом первого предусилителя, выход которого соединен со входом первого детектора огибающей, выход которого соединен со входом первого компаратора, а вторая антенна соединена со входом второго предусилителя, выход которого соединен со входом второго детектора огибающей, выход которого соединен со входом второго компаратора, выходы первого и второго компараторов попарно соединены с соответствующей одной из N парой входов вычислителя параметров траектории.
Гидроакустический измеритель местоположения необитаемого подводного аппарата
Гидроакустический измеритель местоположения необитаемого подводного аппарата
Гидроакустический измеритель местоположения необитаемого подводного аппарата
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 26 items.
25.08.2017
№217.015.c1fb

Корпус судна туннельного типа с демпфирующими пластинами

Изобретение относится к области судостроения, в частности к конструированию корпуса судна туннельного типа. Предложен корпус судна туннельного типа, имеющий надводный корпус и подводный корпус с днищем, выполненным по крайней мере с одним продольным аркообразным в поперечном сечении каналом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002617876
Дата охранного документа: 28.04.2017
25.08.2017
№217.015.c623

Стенд для моделирования процессов теплообмена в охлаждаемых лопатках

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, турбостроения, а именно к стендам для моделирования процессов теплообмена в охлаждаемых лопатках, и может найти применение при проектировании и оптимизации систем охлаждения лопаток высокотемпературных газовых турбин. Сущность изобретения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002618479
Дата охранного документа: 03.05.2017
29.12.2017
№217.015.f33d

Способ получения полимерных композиционных материалов

Изобретение относится к способу получения наномодифицированного полимерного композиционного материала, который может быть использован при изготовлении конструкционных композитных изделий в машиностроительной, авиационной, судостроительной, нефтегазовой и строительной промышленности....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002637227
Дата охранного документа: 01.12.2017
29.12.2017
№217.015.f4f1

Технологическая линия для изготовления композитной арматуры

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к технологическим линиям для непрерывного изготовления арматурных элементов из полимерных композиционных материалов для армирования обычных и предварительно напряженных строительных конструкций. Технологическая линия для изготовления...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002637226
Дата охранного документа: 01.12.2017
19.01.2018
№218.016.061a

Система пассивного отвода тепла реакторной установки

Система пассивного отвода тепла относится к области атомной энергетики, предназначена для отвода остаточных тепловыделений от реакторной установки и может быть использована в системах пассивного расхолаживания реакторных установок без потребления внешних источников энергии. Система пассивного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002631057
Дата охранного документа: 18.09.2017
19.01.2018
№218.016.0679

Способ оперативного контроля остойчивости судна в чрезвычайных ситуациях

Изобретение относится к способу оперативного контроля остойчивости судна в чрезвычайных ситуациях. Для осуществления способа генерируют варианты функциональной и организационной структуры системы управления (СУ) бортовой интеллектуальной системой (БИС), моделируют режимы функционирования СУ БИС...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002631127
Дата охранного документа: 19.09.2017
10.05.2018
№218.016.4b85

Секция корпуса подводного аппарата

Изобретение относится к области судостроения, а именно к конструкциям корпусов подводных аппаратов. Предложена секция корпуса подводного аппарата, содержащая наружный корпус и внутренний корпус. Наружный корпус выполнен в виде цилиндрической оболочки из эластичного материала, которая закреплена...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002651941
Дата охранного документа: 24.04.2018
29.05.2018
№218.016.57be

Способ подводного пуска необитаемого подводного аппарата с плавучего объекта и пусковой комплекс для его реализации

Изобретение относится к области судостроения, в частности к устройствам пуска с надводных и подводных носителей самоходных необитаемых подводных аппаратов (НПА), и может быть установлено на судах различного назначения. Предложен способ подводного пуска НПА с плавучего объекта, согласно которому...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002654888
Дата охранного документа: 23.05.2018
09.06.2018
№218.016.5c06

Способ обнаружения объектов в активной локации

Изобретение относится к активной локации, а именно к способам обработки эхосигналов с использованием инструментов сверхразрешения для применения в информационно-измерительных системах, основанных на обработке отраженного от объекта локации сигналов, то есть акустической локации и гидролокации,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002655664
Дата охранного документа: 29.05.2018
20.06.2018
№218.016.648e

Способ сверхразрешения сигналов по времени в активной локации

Изобретение относится к области активной локации, а именно к способам обработки эхосигналов в информационно-измерительных системах, системах РЛС и гидролокаторах, работающих в режимах активного распознавания слабоконтрастных целей с использованием инструментов сверхразрешения на фоне...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002658075
Дата охранного документа: 19.06.2018
Showing 1-8 of 8 items.
25.08.2017
№217.015.c1fb

Корпус судна туннельного типа с демпфирующими пластинами

Изобретение относится к области судостроения, в частности к конструированию корпуса судна туннельного типа. Предложен корпус судна туннельного типа, имеющий надводный корпус и подводный корпус с днищем, выполненным по крайней мере с одним продольным аркообразным в поперечном сечении каналом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002617876
Дата охранного документа: 28.04.2017
25.08.2017
№217.015.c623

Стенд для моделирования процессов теплообмена в охлаждаемых лопатках

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, турбостроения, а именно к стендам для моделирования процессов теплообмена в охлаждаемых лопатках, и может найти применение при проектировании и оптимизации систем охлаждения лопаток высокотемпературных газовых турбин. Сущность изобретения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002618479
Дата охранного документа: 03.05.2017
29.12.2017
№217.015.f33d

Способ получения полимерных композиционных материалов

Изобретение относится к способу получения наномодифицированного полимерного композиционного материала, который может быть использован при изготовлении конструкционных композитных изделий в машиностроительной, авиационной, судостроительной, нефтегазовой и строительной промышленности....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002637227
Дата охранного документа: 01.12.2017
29.12.2017
№217.015.f4f1

Технологическая линия для изготовления композитной арматуры

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к технологическим линиям для непрерывного изготовления арматурных элементов из полимерных композиционных материалов для армирования обычных и предварительно напряженных строительных конструкций. Технологическая линия для изготовления...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002637226
Дата охранного документа: 01.12.2017
19.01.2018
№218.016.061a

Система пассивного отвода тепла реакторной установки

Система пассивного отвода тепла относится к области атомной энергетики, предназначена для отвода остаточных тепловыделений от реакторной установки и может быть использована в системах пассивного расхолаживания реакторных установок без потребления внешних источников энергии. Система пассивного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002631057
Дата охранного документа: 18.09.2017
19.01.2018
№218.016.0679

Способ оперативного контроля остойчивости судна в чрезвычайных ситуациях

Изобретение относится к способу оперативного контроля остойчивости судна в чрезвычайных ситуациях. Для осуществления способа генерируют варианты функциональной и организационной структуры системы управления (СУ) бортовой интеллектуальной системой (БИС), моделируют режимы функционирования СУ БИС...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002631127
Дата охранного документа: 19.09.2017
16.07.2020
№220.018.32f3

Способ сборки дирижаблей жесткого типа и устройство для его осуществления

Способ сборки корпуса жесткого дирижабля включает сборку отсеков корпуса и внешней оболочки. Носовой, хвостовой и центральные отсеки дирижабля устанавливают на передвигаемые по рельсовым направляющим технологические опорные концевые и промежуточные фермы. Фиксируют отсеки корпуса лебедками,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002726579
Дата охранного документа: 14.07.2020
29.05.2023
№223.018.723e

Способ определения коэффициента теплоотдачи детали

Изобретение относится к области технической физики, а именно к способу определения коэффициента теплоотдачи детали, контактирующей с потоком охлаждающей среды, и может быть использовано при проектировании, доводке и оптимизации конструкции узлов и элементов авиационных газотурбинных двигателей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002796333
Дата охранного документа: 22.05.2023
+ добавить свой РИД