×
13.01.2017
217.015.8c0b

ПОДШИПНИК

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к машиностроению, а именно к опорам качения и скольжения различных механизмов и машин, а также к отдельным деталям машин - валикам, роликам, втулкам, осям и другим деталям. Подшипник содержит детали, изготовленные из металлического малоразмерного проката в виде многослойной упрочненной металлической ленты или металлической проволоки. Малоразмерный металлический прокат выполнен из аморфного металла или аморфного металлического сплава толщиной 0,02-0,08 мм и уложен по профилю рабочей поверхности с натягом , где - напряжение растяжения, МПа; - предел упругости материала малоразмерного проката, МПа. Технический результат: создание подшипника, характеризующегося повышенной работоспособностью и более высокой технологичностью. 1 ил., 1 пр.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к машиностроению, а именно к опорам качения и скольжения различных механизмов и машин, а также к отдельным деталям машин - валикам, роликам, втулкам, осям и другим деталям.

Известны многочисленные конструкции подшипников качения, детали которых изготовлены из сплошного материала [1].

Недостатком данной конструкции является повышенный расход материала и высокая трудоемкость изготовления.

Известны конструкции подшипников [2-4], содержащих внутреннее и наружные металлические кольца, между которыми размещены тела качения, а тела качения или кольца изготовлены из аморфного цельнометаллического сплава.

Недостатком данных конструкций является высокая трудоемкость изготовления и высокая стоимость подшипника, так как аморфный металлический материал имеет повышенную стоимость и трудно подвергается механической обработке, и поэтому изготовление цельнометаллических деталей из этих сплавов является нерентабельным.

Наиболее близким по технической сущности к заявленной конструкции, выбранным в качестве прототипа является подшипник качения, содержащий детали, изготовленные из волокнистого материала в виде многослойной упрочненной металлической ленты или металлической проволоки [5]. Лента или проволока имеют размеры 0,2-0,3 мм и выше и уложены с повышенным натягом, составляющим 0,8-0,95 от предела упругости материала.

Недостатком данной конструкции подшипника являются пониженная работоспособность из-за наличия в металлических деталях дефектов в виде вакансий, дислокаций, микротрещин, высоких остаточных напряжений, а также ввиду пониженной коррозионной стойкости. Кроме того, металлическая лента или проволока уложены в подшипнике с повышенным натягом, что вызывает в материале повышенные напряжения, снижающие прочность деталей. Крупноразмерный прокат толщиной 0,2-0,3 мм и выше не обеспечивает высоких прочностных свойств, а из-за повышенной упругости в детали возникают высокие напряжения изгиба, что также снижает прочность детали, и эти напряжения стремятся нарушить приданную детали заданную форму. Из-за высокой толщины ленты рабочая поверхность детали имеет высокую шероховатость, для уменьшения которой требуется механическая обработка, что увеличивает затраты на изготовление подшипника.

Задачей изобретения является создание подшипника, характеризующегося повышенной работоспособностью и более высокой технологичностью.

Техническим результатом является повышение работоспособности подшипника, увеличение его грузоподъемности за счет выполнения деталей подшипника из малоразмерного металлического проката, обеспечивающего более высокое сопротивление внешним нагрузкам, а также повышение технологичности.

Поставленная задача достигается тем, что в известной конструкции подшипника, содержащей детали, изготовленные из металлического малоразмерного проката в виде многослойной упрочненной металлической ленты или металлической проволоки, малоразмерный металлический прокат выполнен из аморфного металла или аморфного металлического сплава толщиной 0,02-0,08 мм и уложен по профилю рабочей поверхности с натягом σ=(0,2-0,4)σt, σ - напряжение растяжения, МПа; σt - предел упругости материала малоразмерного проката, МПа.

Так как малоразмерный металлический прокат изготовлен из аморфного металла или аморфного металлического сплава, то детали подшипника не имеют дефектов в виде вакансий, дислокаций, микротрещин, в них отсутствуют внутренние напряжения и они не подвергаются коррозии [6], поскольку именно эти дефекты являются основной причиной выхода подшипника из строя. Кроме того, при укладке малоразмерного проката с более низким, но вполне остаточным для обеспечения необходимой плотности, натягом, обеспечивается повышенная прочность деталей. Детали из малоразмерного проката имеют более высокое сопротивление внешним нагрузкам, чем детали, изготовленные из крупноразмерного проката. Тем самым достигается повышение работоспособности подшипника, возрастают его статическая и динамическая грузоподъемность. С другой стороны, детали подшипника данной конструкции обладают высокой технологичностью, так как обеспечивают при их изготовлении минимальный расход материала и минимальные затраты на механическую обработку.

Сущность изобретения поясняется чертежом фиг. 1, где показан вариант конструкции упорного подшипника качения.

На фиг. 1 изображено поперечное сечение упорного шарикового подшипника с внутренним диаметром dν, наружным диаметром dn и высотой В. Между верхним 1 и нижним 2 кольцами расположены шарики 3. Кольца 1 и 2 залиты пластмассовыми кожухами 4 и 5, которые удерживаются от разъединения замком 6. В качестве материала наружного 1 и внутреннего 2 колец используют плотно навитую в рулон с натягом σ=(0,2-0,4)σt и удерживаемую материалом кожуха ленту толщиной 0,02-0,08 мм из аморфного металла или аморфного металлического сплава, что обеспечивает фазовую однородность структуры, отсутствие дефектов в кольцах 1 и 2 в виде вакансий, дислокаций, микротрещин. Кольца 1 и 2 не подвергаются коррозии. По прочностным свойствам аморфный металл или аморфный металлический сплав обычно превосходит прочность закаленной конструкционной стали. Более высокой прочностью обладает и сам по себе малоразмерный прокат, тем более, что он уложен с пониженным натягом и имеет невысокое напряжение изгиба. Все это обеспечивает высокую работоспособность подшипника. Особенностью конструкции подшипника также является то, что кольца 1 и 2 изготовлены из ленты постоянной ширины h, уложены по профилю рабочей поверхности и не требуют последующей механической обработки рабочей поверхности, что уменьшает затраты на его изготовление.

Пример. Разрабатываем конструкцию упорного подшипника 1118-2902840 (фиг. 1). В качестве материала наружного кольца 1 и внутреннего кольца 2 используем аморфный сплав на основе элементов подгруппы железа: Fe, Co, Ni, твердостью HV1000 ГН/м2 и прочностью 4 ГН/м2 [7]. Для сравнения - наиболее широко применяемая в промышленности металлическая лента из материала 65Г имеет показатели твердости и прочности более чем в 2 раза ниже указанных. Толщина ленты δ=0,05 мм, ширина h=2 мм. Известно, что тонкостенные многослойные изделия (канат, многослойные трубы и др.) по прочности в несколько раз превосходят цельнометаллические изделия, что дополнительно повышает прочность деталей подшипника. Лента плотно уложена с натягом σ=(0,2-0,4)σt в рулон с внутренним диаметром 70 мм и наружным диаметром 80 мм по профилю, эквидистантному профилю рабочей поверхности - дорожки качения r=2,6 мм. Кольца 1 и 2 удерживаются в подшипнике пластмассовыми кожухами 4 и 5, изготовленными из армамида типа ПА СВ 30-2ТМЧ. Из-за малой толщины ленты получаемая шероховатость поверхности невелика и не требует последующей механической обработки шлифованием. Между кольцами 1 и 2 располагаем шарики диаметром 5 мм в количестве 46 штук.

Так как от твердости дорожки качения подшипника во многом зависят его статическая и динамическая грузоподъемность, то предложенная конструкция подшипника обеспечивает существенное повышение его работоспособности. А изготовление подшипника из тонкой металлической ленты толщиной 0,5 мм обеспечивает повышенную прочность деталей и высокую долговечность подшипника. Подшипник обладает высокой технологичностью, так как обеспечивает минимальный расход материала при изготовлении и не требует механической обработки.

Технико-экономическая эффективность предлагаемой конструкции подшипника и способа его изготовления заключается в следующем:

1. В повышении работоспособности подшипника.

2. В снижении трудоемкости и уменьшении себестоимости изготовления подшипника.

Источники информации

1. Спришевский А.И. Подшипники качения. М.: Машиностроение, 1968. - 632 с.

2. DE 102004034547 (А1) - 2006-02-16. Anti-friction bearing, has multiple inner rings, multiple outer rings and three rolling bodies, where the inner and outer rings and the rolling bodies of bearing are manufactured from integrated amorphous steel.

3. WO 2011161182 (A1) - BALL BEARING.

4. US 4555186 (A) - Amorphous alloy plain bearings.

5. Патент RU №2391568 C1, 2009. Подшипник и способ его изготовления.

6. Золотухин И.В. Физические свойства аморфных металлических материалов. М.: «Металлургия», 1986 г. - 176 с.

7. ОАО "АМЗ", г. Аша, www.amet.ru; ТУ 12-123-149-2009.

Подшипник, содержащий детали, изготовленные из металлического малоразмерного проката в виде многослойной упрочненной металлической ленты или металлической проволоки, отличающийся тем, что малоразмерный металлический прокат выполнен из аморфного металла или аморфного металлического сплава толщиной 0,02-0,08 мм и уложен по профилю рабочей поверхности с натягом , где - напряжение растяжения, МПа; - предел текучести материала малоразмерного проката, МПа.
ПОДШИПНИК
ПОДШИПНИК
ПОДШИПНИК
ПОДШИПНИК
ПОДШИПНИК
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 46 items.
27.03.2013
№216.012.30cd

Способ релаксации остаточных напряжений

Изобретение относится к машиностроению и приборостроению, а именно к технологическим операциям релаксации остаточных напряжений в деталях, имеющих внутренний и внешний диаметры. Вводят в контакт с деталью три вращающихся валка, обеспечивающих ее упругую деформацию. Силу деформации детали...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478031
Дата охранного документа: 27.03.2013
10.05.2013
№216.012.3e3e

Шариковый упорно-радиальный подшипник

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных механизмах и машинах, в частности в верхней опоре передней подвески легковых автомобилей. Номинальный угол контакта в шариковом упорно-радиальном подшипнике соответствует соотношению радиальной и осевой составляющих...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481501
Дата охранного документа: 10.05.2013
20.05.2013
№216.012.3fe1

Способ растачивания цилиндрических отверстий деталей

Изобретение относится к области механической обработки металлов и предназначено для использования при растачивании цилиндрических отверстий деталей на станках токарной группы. Способ растачивания цилиндрических отверстий деталей включает сообщение детали вращения вокруг оси обрабатываемого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481923
Дата охранного документа: 20.05.2013
27.05.2013
№216.012.43df

Способ шлифования

Изобретение относится к области механической обработки и может быть использовано на операциях шлифования фасонных торцовых поверхностей. Шлифовальному кругу с торцовой рабочей поверхностью сообщают вращение вокруг своей оси и подачу относительно детали. Оси вращения шлифовального круга и детали...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482952
Дата охранного документа: 27.05.2013
10.10.2013
№216.012.73be

Способ повышения маслоемкости шарикоподшипника

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к конструкциям и способам изготовления подшипников качения, в частности радиальных и упорных шарикоподшипников. Способ повышения маслоемкости радиального или упорного шарикоподшипника заключается в том, что на тороидальных дорожках его...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002495287
Дата охранного документа: 10.10.2013
20.12.2013
№216.012.8c73

Устройство для абразивной обработки

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для чистовой обработки деталей типа колец высокоточных подшипников. Устройство содержит станину, смонтированную на ней с возможностью возвратно-поступательного перемещения вдоль оси шпинделя изделия инструментальную головку. В...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002501638
Дата охранного документа: 20.12.2013
20.08.2014
№216.012.eafb

Устройство для диффузионной сварки

Изобретение относится к оборудованию для сварки давлением, а именно к установкам для диффузионной сварки, и может быть использовано в электронной и авиационной промышленности. Целью изобретения является расширение технологических возможностей устройства и обеспечение большей прочности сварного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002525963
Дата охранного документа: 20.08.2014
20.08.2014
№216.012.eb00

Устройство для диффузионной сварки

Изобретение относится к оборудованию для сварки давлением, а именно к установкам для диффузионной сварки материалов в твердом состоянии, в частности металлов или металлов с неметаллами или неметаллов с неметаллами, и может быть использовано в электронной и авиационной промышленности. Целью...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002525968
Дата охранного документа: 20.08.2014
20.08.2014
№216.012.ec76

Способ нанесения покрытия

Изобретение относится к машиностроению, а именно к чистовой упрочняющей безабразивной обработке поверхностей деталей из конструкционных сталей. На поверхности дорожки качения подшипника размещают порошок графита или дисульфида молибдена и через слой порошка к поверхности вращающейся детали...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002526342
Дата охранного документа: 20.08.2014
27.11.2014
№216.013.0bad

Система для контроля и регулирования режима работы трубопровода

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано для автоматического контроля технологического процесса транспортировки жидкости и газа, например для контроля и управления блоком электроприводных задвижек на участках нефтепроводов, газопроводов, водоводов,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002534397
Дата охранного документа: 27.11.2014
Showing 1-10 of 54 items.
27.03.2013
№216.012.30cd

Способ релаксации остаточных напряжений

Изобретение относится к машиностроению и приборостроению, а именно к технологическим операциям релаксации остаточных напряжений в деталях, имеющих внутренний и внешний диаметры. Вводят в контакт с деталью три вращающихся валка, обеспечивающих ее упругую деформацию. Силу деформации детали...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478031
Дата охранного документа: 27.03.2013
10.05.2013
№216.012.3e3e

Шариковый упорно-радиальный подшипник

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных механизмах и машинах, в частности в верхней опоре передней подвески легковых автомобилей. Номинальный угол контакта в шариковом упорно-радиальном подшипнике соответствует соотношению радиальной и осевой составляющих...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481501
Дата охранного документа: 10.05.2013
20.05.2013
№216.012.3fe1

Способ растачивания цилиндрических отверстий деталей

Изобретение относится к области механической обработки металлов и предназначено для использования при растачивании цилиндрических отверстий деталей на станках токарной группы. Способ растачивания цилиндрических отверстий деталей включает сообщение детали вращения вокруг оси обрабатываемого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481923
Дата охранного документа: 20.05.2013
27.05.2013
№216.012.43df

Способ шлифования

Изобретение относится к области механической обработки и может быть использовано на операциях шлифования фасонных торцовых поверхностей. Шлифовальному кругу с торцовой рабочей поверхностью сообщают вращение вокруг своей оси и подачу относительно детали. Оси вращения шлифовального круга и детали...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482952
Дата охранного документа: 27.05.2013
10.10.2013
№216.012.73be

Способ повышения маслоемкости шарикоподшипника

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к конструкциям и способам изготовления подшипников качения, в частности радиальных и упорных шарикоподшипников. Способ повышения маслоемкости радиального или упорного шарикоподшипника заключается в том, что на тороидальных дорожках его...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002495287
Дата охранного документа: 10.10.2013
20.12.2013
№216.012.8c73

Устройство для абразивной обработки

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для чистовой обработки деталей типа колец высокоточных подшипников. Устройство содержит станину, смонтированную на ней с возможностью возвратно-поступательного перемещения вдоль оси шпинделя изделия инструментальную головку. В...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002501638
Дата охранного документа: 20.12.2013
20.08.2014
№216.012.eafb

Устройство для диффузионной сварки

Изобретение относится к оборудованию для сварки давлением, а именно к установкам для диффузионной сварки, и может быть использовано в электронной и авиационной промышленности. Целью изобретения является расширение технологических возможностей устройства и обеспечение большей прочности сварного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002525963
Дата охранного документа: 20.08.2014
20.08.2014
№216.012.eb00

Устройство для диффузионной сварки

Изобретение относится к оборудованию для сварки давлением, а именно к установкам для диффузионной сварки материалов в твердом состоянии, в частности металлов или металлов с неметаллами или неметаллов с неметаллами, и может быть использовано в электронной и авиационной промышленности. Целью...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002525968
Дата охранного документа: 20.08.2014
20.08.2014
№216.012.ec76

Способ нанесения покрытия

Изобретение относится к машиностроению, а именно к чистовой упрочняющей безабразивной обработке поверхностей деталей из конструкционных сталей. На поверхности дорожки качения подшипника размещают порошок графита или дисульфида молибдена и через слой порошка к поверхности вращающейся детали...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002526342
Дата охранного документа: 20.08.2014
27.11.2014
№216.013.0bad

Система для контроля и регулирования режима работы трубопровода

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано для автоматического контроля технологического процесса транспортировки жидкости и газа, например для контроля и управления блоком электроприводных задвижек на участках нефтепроводов, газопроводов, водоводов,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002534397
Дата охранного документа: 27.11.2014
+ добавить свой РИД