×
13.01.2017
217.015.8863

ТУННЕЛЬ ДЛЯ АВТОДОРОГ, ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ И МЕТРОПОЛИТЕНОВ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к горному и подземному строительству, в частности к конструкциям туннелей для автодорог, железных дорог и метрополитенов. Туннель для автодорог, железных дорог и метрополитенов с защитной обделкой, имеющий поперечное сечение в виде фигуры постоянной ширины. Поперечное сечение туннеля выполнено в виде треугольника Релло, причем один из углов треугольника Релло расположен в верхней сводной части туннеля. Технический результат состоит в повышении прочности, устойчивости и надежности работы туннеля для автодорог, железных дорог и метрополитенов в сложных инженерно-геологических и сейсмических условиях. 1 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к горному и подземному строительству, в частности к конструкциям туннелей для автодорог, железных дорог и метрополитенов.

Известен туннель для железных дорог с защитной железобетонной обделкой, имеющий поперечное сечение в виде неравносторонней параболической фигуры с арочным сводом [см. Тоннель и метрополитены (под редакцией Храпова В.Г.). М.: Транспорт, 1989, с. 77, рис. 5.3 (правый рисунок)].

Основным недостатком указанной конструкции является ограниченная надежность работы в сложных инженерно-геологических и сейсмических условиях из-за неравнопрочности конструкции и ограниченной устойчивости сводной части железнодорожного туннеля.

Из известных технических решений наиболее близким к заявляемому является туннель для метрополитена с обделкой из сборного железобетона, имеющий поперечное сечение в виде круга [см. Тоннель и метрополитены (под редакцией Храпова В.Г.). М.: Транспорт, 1989, с. 183, рис. 10.13 (правый рисунок)].

Основной недостаток конструкции туннеля-прототипа заключается в ограниченной надежности работы в сложных инженерно-геологических и сейсмических условиях из-за ограниченной прочности круглого сечения туннеля, особенно в его сводной части.

Задачей изобретения является повышение прочности, устойчивости и надежности работы туннеля для автодорог, железных дорог и метрополитенов в сложных инженерно-геологических и сейсмических условиях.

Для решения поставленной задачи в туннеле для автодорог, железных дорог и метрополитенов с защитной обделкой поперечное сечение туннеля выполнено в виде треугольника Релло, причем один из углов треугольника Релло расположен в верхней сводной части туннеля.

Сущность изобретения заключается в том, что поперечное сечение туннеля выполнено в виде треугольника Релло, причем один из углов треугольника Релло расположен в верхней сводной части туннеля.

Такой новый признак, как выполнение поперечного сечения туннеля в виде треугольника Релло, позволяет предложенному техническому решению приобрести новой свойство, заключающееся в том, что у туннеля с сечением в виде треугольника Релло при одинаковых площадях с туннелем с сечением в виде круга повышается поверхность как выработки, так и обделки. Это придает транспортному туннелю с обделкой более высокую устойчивость и прочность по отношению к внешним статическим и динамическим нагрузкам. Второй новый признак, как расположение одного из углов треугольника Релло в верхней сводной части туннеля, позволяет предложенному техническому решению приобрести новое свойство, заключающееся в том, что одна из наиболее жестких зон (угловая зона) треугольника Релло располагается в наиболее напряженной части транспортного туннеля.

Вышеуказанные новые признаки и свойства отсутствуют в известных технических решениях и позволяют предложенному техническому решению достигнуть положительного эффекта, заключающегося в повышении прочности, устойчивости и надежности работы туннеля для автодорог, железных дорог и метрополитенов в сложных инженерно-геологических и сейсмических условиях. Все это позволяет утверждать, что предложенное техническое решение соответствует критериям изобретения «новизна» и «изобретательский уровень».

На фиг. 1 показан туннель для автодорог, железных дорог и метрополитенов с защитной обделкой, поперечное сечение.

Туннель для автодорог, железных дорог и метрополитенов сооружается в горной или грунтовой выработке 1, выполненной в поперечном сечении в виде фигуры Релло. Защитная обделка 2 туннеля также выполнена в поперечном сечении в виде фигуры Релло. Один из углов 3 треугольника Релло сечения туннеля расположен в верхней сводной части 4 туннеля.

Треугольник Релло представляет собой фигуру постоянной ширины, образованную пересечением трех дуг радиуса а, центр которого находятся в вершинах равностороннего треугольника со стороной а.

Из всех фигур заданной постоянной ширины треугольник Релло обладает наименьшей площадью. Если ширина его равна а, то его площадь равна . Следовательно, при равных площадях, треугольник Релло имеет большую ширину по сравнению с кругом. По сравнению с транспортным туннелем с защитной обделкой, имеющей круглое поперечное сечение в виде треугольника Релло, имеет больший периметр, а следовательно, большую поверхность (это относится к выработке и конструкции защитной обделки), что имеет существенное значение для более эффективного рассеяния поверхностных напряжений.

Поверхность выработки и защитной обделки 2 туннеля с поперечным сечением в виде треугольника Релло, по сравнению с туннелем с круглым поперечным сечением, увеличивается более чем на 5%.

У треугольника Релло, по сравнению с кругом той же площади, диаметр почти во всех направлениях, проходящих через центр тяжести фигуры, больше на 5%, за исключением нескольких направлений, где они равны. Следовательно, жесткость транспортного туннеля увеличивается.

Наиболее жесткие участки в реллообразном туннеле для автодорог, железных дорог и метрополитенов формируются в угловых зонах. Поэтому наиболее рационально один из углов 3 реллообразного сечения туннеля расположить в верхней сводной части 4 туннеля. Свод, образованный в виде угла треугольника Релло, по результатам модельных исследований, оказался на 15-25% устойчивее полукруглого свода выработки и обделки туннеля.

Защитная обделка туннеля выполняется из монолитного железобетона или сборных железобетонных или металлических тюбингов.

Углы при вершинах треугольника Релло равны 120°, т.е. сложность армирования угловых зон монолитных железобетонных обделок реллообразного туннеля не возникает.

Технико-экономическая эффективность предложенного технического решения, по сравнению с прототипом, заключается в повышении прочности, устойчивости и надежности работы туннеля для автодорог, железных дорог и метрополитенов в сложных инженерно-геологических и сейсмических условиях.

Туннель для автодорог, железных дорог и метрополитенов с защитной обделкой, имеющий поперечное сечение в виде фигуры постоянной ширины, отличающийся тем, что поперечное сечение туннеля выполнено в виде треугольника Релло, причем один из углов треугольника Релло расположен в верхней сводной части туннеля.
ТУННЕЛЬ ДЛЯ АВТОДОРОГ, ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ И МЕТРОПОЛИТЕНОВ
ТУННЕЛЬ ДЛЯ АВТОДОРОГ, ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ И МЕТРОПОЛИТЕНОВ
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 412 items.
10.01.2013
№216.012.191d

Муфта для соединения дренажных труб

Изобретение относится к мелиорации и может быть использовано при строительстве закрытых осушительных и совмещенных мелиоративных систем. Муфта включает корпус из утилизированной автопокрышки с перфорацией на внешней поверхности, элементы, охватывающие соединяемые трубы, и элемент фиксации труб...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002471921
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.01.2013
№216.012.191e

Муфта для соединения труб дренажно-коллекторной линии

Изобретение относится к мелиорации и может быть использовано при строительстве закрытых осушительных и совмещенных мелиоративных систем. Муфта включает перфорированный по внешней поверхности корпус из упругой утилизированной автопокрышки, фиксируемой внутри двух труб в их стыковом соединении....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002471922
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.08.2013
№216.012.5d76

Устройство для соединения дренажных труб

Изобретение относится к области мелиорации и может быть использовано для устройства закрытого дренажа на орошаемых и осушаемых землях. Устройство для соединения дренажных труб 1 и 2 включает соединительные элементы 4, которые установлены в отверстиях 3 у торцов соединяемых труб и выполнены в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002489547
Дата охранного документа: 10.08.2013
20.09.2013
№216.012.6c14

Соединение дренажных труб

Изобретение относится к мелиорации, строительству и может быть использовано при строительстве закрытых осушительных линий. Соединение дренажных труб 1 и 2 включает муфту, надетую на концевые участки труб, в виде гибкой горообразной камеры 4 с заполнителем 5 из упругосжимаемого материала,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493319
Дата охранного документа: 20.09.2013
10.06.2014
№216.012.cb6a

Дренажное устройство с кольцевым эраном

Изобретение относится к мелиоративному строительству и может быть использовано при строительстве осушительных систем на тяжелых грунтах. Дренажное устройство с кольцевым экраном включает перфорированную трубу с экраном, выполненным замкнутым по периметру поперечного сечения и прерывистым по...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002517845
Дата охранного документа: 10.06.2014
10.06.2014
№216.012.cb6b

Дренажное устройство с распорным экраном

Изобретение относится к мелиоративному строительству и может быть использовано при строительстве осушительных систем на тяжелых грунтах. Дренажное устройство с распорным экраном включает перфорированную трубу, уложенную на дренажную подушку, водонепроницаемый экран, выполненный прерывистым по...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002517846
Дата охранного документа: 10.06.2014
27.06.2014
№216.012.d7a9

Дренажное устройство с экраном из уголкового профиля

Изобретение относятся к мелиоративному строительству и может быть использовано при строительстве осушительных систем на тяжелых грунтах. Дренажное устройство с экраном из уголкового профиля включает перфорированную трубу с непроницаемым экраном, выполненным прерывистым по длине, и дренажную...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002520987
Дата охранного документа: 27.06.2014
10.10.2014
№216.012.faf0

Устройство для подачи грузов в пневмоопорное сооружение

Изобретение относится к строительству, в частности к сооружениям, работающим с избыточным внутренним давлением, а именно к пневмоопорным сооружениям с устройствами для подачи грузов. Задача изобретения - повышение надежности устройства. Устройство для подачи грузов в пневмоопорное сооружение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002530086
Дата охранного документа: 10.10.2014
27.12.2014
№216.013.1616

Упругая муфта

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам соединения валов и передачи движения. Упругая муфта содержит эластичную камеру в виде торообразной оболочки с рабочим наполнителем, установленную с возможностью перемещения в осевом направлении в конусных полостях...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002537078
Дата охранного документа: 27.12.2014
10.03.2015
№216.013.31bb

Способ армирования грунта

Предложенное изобретение относится к области строительства, а именно к укреплению армированием грунтов склонов, откосов, насыпей, оснований сооружений. Способ армирования грунта включает отсыпку, выравнивание, уплотнение грунтового слоя, устройство на поверхности грунтового слоя армирующих...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002544199
Дата охранного документа: 10.03.2015
Showing 1-10 of 166 items.
10.10.2014
№216.012.faf0

Устройство для подачи грузов в пневмоопорное сооружение

Изобретение относится к строительству, в частности к сооружениям, работающим с избыточным внутренним давлением, а именно к пневмоопорным сооружениям с устройствами для подачи грузов. Задача изобретения - повышение надежности устройства. Устройство для подачи грузов в пневмоопорное сооружение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002530086
Дата охранного документа: 10.10.2014
27.12.2014
№216.013.1616

Упругая муфта

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам соединения валов и передачи движения. Упругая муфта содержит эластичную камеру в виде торообразной оболочки с рабочим наполнителем, установленную с возможностью перемещения в осевом направлении в конусных полостях...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002537078
Дата охранного документа: 27.12.2014
10.03.2015
№216.013.31bb

Способ армирования грунта

Предложенное изобретение относится к области строительства, а именно к укреплению армированием грунтов склонов, откосов, насыпей, оснований сооружений. Способ армирования грунта включает отсыпку, выравнивание, уплотнение грунтового слоя, устройство на поверхности грунтового слоя армирующих...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002544199
Дата охранного документа: 10.03.2015
27.03.2015
№216.013.3534

Устройство для перекачивания текучей среды

Изобретение относится к области насосостроения, касается объемных поршневых насосов и может найти применение в различных отраслях народного хозяйства. Устройство для перекачивания текучей среды содержит герметичную камеру, в которой установлен с возможностью совместного и одновременного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002545104
Дата охранного документа: 27.03.2015
27.03.2015
№216.013.3540

Устройство для перекачивания текучей среды

Изобретение относится к области насосостроения, касается объемных поршневых насосов и может найти применение в различных отраслях народного хозяйства. Устройство для перекачивания текучей среды включает герметичную камеру, в которой установлен с возможностью совместного и одновременного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002545116
Дата охранного документа: 27.03.2015
10.04.2015
№216.013.3c72

Устройство для преобразования энергии рабочего тела в электроэнергию

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в качестве исполнительных механизмов и устройств для преобразования энергии рабочего тела в электроэнергию. Технический результат состоит в повышении надежности. Устройство для преобразования энергии рабочего тела в электроэнергию...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002546962
Дата охранного документа: 10.04.2015
10.04.2015
№216.013.3f74

Движитель транспортного средства

Изобретение относится к движителям машин высокой проходимости, предназначенным для передвижения по пересеченной местности, и грунтам с низкой несущей способностью. Движитель транспортного средства содержит несущую раму, опирающуюся своими катками на удлиненную торообразную капсулу из гибкого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002547732
Дата охранного документа: 10.04.2015
10.04.2015
№216.013.402c

Устройство для захвата изделий с отверстием

Изобретение относится к подъемно-транспортному оборудованию, в частности к грузозахватным устройствам. Устройство для захвата изделий с отверстием содержит корпус, расположенную внутри него с возможностью продольного перемещения штангу, к нижнему концу которой и к корпусу прикреплена гибкая...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002547916
Дата охранного документа: 10.04.2015
10.06.2015
№216.013.5109

Центрирующий элемент для пропуска пневмоопалубки к пневмотрубоукладчику

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при возведении трубопроводов непосредственно на месте их эксплуатации. Центрирующий элемент для пропуска пневмоопалубки к пневмотрубоукладчику включает корпус с полостью в виде канала с расширенным горизонтальным и сужающимся...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002552266
Дата охранного документа: 10.06.2015
20.07.2015
№216.013.6305

Сейсмостойкая грунтовая плотина, возводимая в широких створах

Изобретение относится и гидротехническому строительству, а именно к грунтовым плотинам, возводимым в районах с повышенной сейсмичностью. Задача изобретения - удешевление конструкции и повышение гасящей способности сейсмоизолирующего слоя грунтовой плотины. Сейсмостойкая грунтовая плотина,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002556896
Дата охранного документа: 20.07.2015
+ добавить свой РИД