×
13.01.2017
217.015.871c

Результат интеллектуальной деятельности: ЗАМОК С ТЕПЛОВЫМ РАСЦЕПЛЕНИЕМ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к автоматическим средствам пожаротушения и может быть использовано для тушения пожаров. Задачей изобретения является упрощение конструкции, расширение функциональных возможностей и повышение эксплуатационных характеристик. Перед началом эксплуатации вал 6 устанавливают поворотом по часовой стрелке в исходное положение. При этом тело 3 качения отходит от заклинивающей поверхности 5, преодолевая усилие пружины 8, позволяя валу 6 поворачиваться, а пружина 8 закручивается, создавая возвращающий вал момент. После снятия момента установки тело качения вновь окажется на заклинивающей поверхности, произойдет самоторможение вала 6 и метка 11 останется вверху. При этом произойдет разобщение входного и выходного патрубков корпуса 1 валом 6. Возникновение пожара вызовет повышение температуры около корпуса 1 и последующий нагрев кольца 9, которое начнет увеличиваться в диаметре. Между кольцом и выступом 10 появится зазор, под действием возвращающего момента вала 6 тело 3 качения продвинется по заклинивающей поверхности 5 консольной балки 2, приподнимая последнюю. Пройдя всю заклинивающую поверхность 5, тело качения начнет проворачиваться, не препятствуя вращению вала 6 против часовой стрелки за счет возвращающего момента пружины 8. Раскручиваемый пружиной вал повернется на большой угол, в результате чего входной и выходной патрубки окажутся соединенными через отверстие 7 вала и огнетушащее вещество поступит в исполнительные устройства, подающие его в очаг пожара. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к автоматическим средствам пожаротушения и может быть использовано для тушения пожаров.

Прототипом является замок для спринклеров и форсунок с тепловым расцеплением, имеющий корпус форсунки, выходной канал и выходное отверстие, причем на корпусе форсунки над выходным отверстием расположен конструктивный элемент, герметично закрывающий выходное отверстие и выходной канал, при этом конструктивный элемент удерживается защитной пластиной, соединенной с помощью плавкого разобщающего средства с кольцом, прочно соединенным с корпусом форсунки механическими средствами, при этом в кольце установлен нагревательный элемент [Пат. РФ 2425703, МПК А62С 37/12, 2011].

Недостатками прототипа являются:

- ограниченные функциональные возможности замка, обусловленные невозможностью выполнять без других датчиков дополнительные функции, например подачу предупредительного сигнала о пожаре перед выбросом огнетушащего вещества, что при ложном срабатывании может привести к неоправданной порче имущества и других материальных ценностей. Кроме того, такой замок нельзя, например, вмонтировать (врезать) в трубопровод и использовать его в виде вентиля;

- неудобство в эксплуатации, вызванное невозможностью проведения плановой (контрольной) проверки работоспособности замка;

- сложность конструкции, обусловленная наличием большого числа деталей.

Задачей изобретения является устранение этих недостатков, а именно упрощение конструкции, расширение функциональных возможностей и повышение эксплуатационных характеристик.

Задача решается тем, что замок с тепловым расцеплением, содержащий корпус с входным и выходным патрубками, конструктивный элемент, герметично закрывающий последние, кольцо, размещенное на корпусе, и упругий элемент, снабжен телом качения, а конструктивный элемент выполнен в виде вала с радиальным отверстием, соединяющим между собой патрубки, причем в корпусе выполнен паз с имеющей заклинивающую поверхность консольной балкой, взаимодействующей свободным концом с кольцом, при этом тело качения размещено в пазу и имеет возможность контакта с заклинивающей поверхностью и с валом, а упругий элемент выполнен в виде пружины, один конец которой закреплен на валу, а другой - на корпусе.

Часть вала выполнена в виде спускового элемента. Кольцо размещено на корпусе с зазором. На валу выполнена метка.

Указанные отличительные признаки позволяют достичь следующих преимуществ по сравнению с прототипом.

Снабжение замка телом качения, выполнение конструктивного элемента в виде вала с радиальным отверстием, соединяющим между собой патрубки, и паза в корпусе с имеющей заклинивающую поверхность консольной балкой, взаимодействующей свободным концом с кольцом, а также размещение тела качения в пазу, имеющего возможность контакта с заклинивающей поверхностью и с валом, позволяет упростить конструкцию замка за счет уменьшения числа элементов. Кроме того, расширяются его функциональные возможности, позволяющие использовать такой замок не только для выпуска огнетушащего вещества, но и в виде вентиля трубопровода.

Выполнение упругого элемента в виде пружины, один конец которой закреплен на валу, а другой - на корпусе, уменьшает габариты устройства, что улучшает эксплуатационные характеристики.

Выполнение части вала в виде спускового элемента расширяет функциональные возможности устройства, позволяя, например, перед выбросом огнетушащего вещества включить предупредительный сигнал о пожаре.

Размещение кольца на корпусе с зазором уменьшает площадь соприкосновения кольца с корпусом, благодаря чему тепло восходящего потока теплого воздуха при пожаре не отводится от кольца на корпус, что повышает точность срабатывания устройства и улучшает эксплуатационные характеристики.

Выполнение на валу метки позволяет контролировать его положение визуально в процессе плановых проверок, что повышает эксплуатационные характеристики.

Изобретение поясняется чертежами.

На фиг. 1 изображен замок с тепловым расцеплением. На фиг. 2- разрез А-А.

Замок с тепловым расцеплением содержит корпус 1 с входным и выходным патрубками, в котором выполнен паз с консольной балкой 2, контактирующей с телом 3 качения, поджатым пружиной 4 к ее заклинивающей поверхности 5 и к валу 6, установленному с возможностью вращения в корпусе и имеющему отверстие 7 для прохода огнетушащего вещества из входного в выходной патрубок. На вал свободно посажена и неподвижно закреплена одним концом пружина 8 кручения, другой конец которой прикреплен к корпусу. Кольцо 9, обладающее большим коэффициентом линейного расширения, чем корпус, охватывает его с выступом 10 консольной балки. Вал может иметь метку 11.

Замок с тепловым расцеплением работает следующим образом.

Перед началом эксплуатации вал 6 устанавливают (поворачивая, например ключом или ручкой, по часовой стрелке) в исходное положение (фиг. 1). При этом тело 3 качения отходит от заклинивающей поверхности 5, преодолевая усилие пружины 8, позволяя валу 6 поворачиваться по часовой стрелке, а пружина 8 закручивается, создавая возвращающий вал момент (фиг. 2). Однако после снятия момента установки тело 3 качения вновь окажется на заклинивающей поверхности 5, произойдет самоторможение вала 6 и метка 11 останется, например, вверху. При этом произойдет разобщение входного и выходного патрубков валом 6.

Возникновение пожара вызовет повышение температуры около корпуса 1 и последующий нагрев кольца 9, которое начнет увеличиваться в диаметре. После того как диаметр кольца увеличится настолько, что между ним и выступом 10 появится зазор, под действием возвращающего момента вала 6 тело 3 качения продвинется по заклинивающей поверхности 5 консольной балки 2, приподнимая последнюю и выбирая, тем самым, указанный зазор. Исчезновение зазора приведет к останову тела 3 качения на поверхности 5 и самоторможению вала 6. При этом он вместе с меткой 11 повернется на некоторый угол от своего первоначального положения, что будет свидетельствовать о значительном повышении температуры. Если метку 11 сделать, например, выступающей, то посредством нее можно, например, замкнуть контакты звукового сигнала, предупреждающего о повышении температуры в зоне замка и о возможном последующем срабатывании замка.

Чем выше будет температура, тем на больший угол повернется вал. Если температура больше увеличиваться не будет, то тело качения и вал останутся на месте, механически фиксируя («запоминая») максимальное значение температуры (или факт ее повышения) в зоне замка. Понижение температуры вокруг замка, например после ликвидации источника теплового излучения, также не вызовет поворота вала, так как при сжатии кольца 9 произойдет смещение вниз выступа 10, т.е. консольная балка 2 несколько изогнется (выгнется) на теле качения, оставляя при этом его на прежнем месте. Заметим, что одновременно немного (в пределах упругой деформации) вытянется и кольцо 9, приняв слегка овальную форму. Во время очередного осмотра противопожарной системы по отклонению метки 11 от первоначального верхнего положения судят о тепловом режиме вокруг замка. Если метка 11 находится близко к положению, при котором происходит подача предупреждающего звукового сигнала (электрическим или механическим способом), то необходимо установить причину такого нагрева. Метку 11 можно потом вернуть в исходное состояние, повернув вал 6 по часовой стрелке. Заметим, что периодически можно проверять работу замка, снимая вручную кольцо 9 с корпуса 1.

Если температура продолжает повышаться, что имеет место при пожаре, то кольцо 9 расширится так, что тело 3 качения пройдет всю заклинивающую поверхность 5 и начнет проворачиваться, не препятствуя уже вращению вала 6 против часовой стрелки за счет возвращающего момента пружины 8. Раскручиваемый пружиной вал повернется на большой угол, в результате чего входной и выходной патрубки окажутся соединенными через отверстие 7 вала и огнетушащее вещество, например вода, поступит в исполнительные устройства, подающие его в очаг пожара.

Заметим, что замок можно привести в действие и дистанционно, нагревая кольцо от дополнительного источника или деформируя в горизонтальном направлении.

Внедрение изобретения позволит создать простой и удобный в эксплуатации замок для автоматической системы пожаротушения.


ЗАМОК С ТЕПЛОВЫМ РАСЦЕПЛЕНИЕМ
ЗАМОК С ТЕПЛОВЫМ РАСЦЕПЛЕНИЕМ
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 186 items.
27.01.2013
№216.012.1f04

Способ управления тормозами грузового железнодорожного состава

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к тормозным системам грузового железнодорожного состава, и связано с управлением тормозами. Способ включает экстренное затормаживание головы состава, одновременную подачу из кабины машиниста команды экстренного торможения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473441
Дата охранного документа: 27.01.2013
10.02.2013
№216.012.232a

Способ контроля теплового состояния буксы грузового железнодорожного вагона

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к системам контроля и сигнализации состояния букс грузового поезда. Способ контроля теплового состояния буксы грузового железнодорожного вагона включает регистрацию недопустимого повышения температуры буксы, сигнализацию...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474504
Дата охранного документа: 10.02.2013
27.02.2013
№216.012.2a3d

Способ управления тормозом грузового железнодорожного вагона

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к тормозным системам грузового железнодорожного вагона, и может быть использовано при расформировании составов. Способ заключается в зарядке тормоза сжатым воздухом, отпуске и торможении посредством повышения и понижения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476340
Дата охранного документа: 27.02.2013
27.02.2013
№216.012.2a3e

Способ работы тормоза грузового железнодорожного вагона

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к устройствам, обеспечивающим автоматическое регулирование различных режимов торможения грузовых железнодорожных вагонов. Способ включает преобразование величины нагрузки, приходящейся на ось тележки, с помощью чувствительного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476341
Дата охранного документа: 27.02.2013
10.03.2013
№216.012.2dbe

Способ спасения человека при кораблекрушении

Изобретение относится к спасению на воде, в частности, с использованием индивидуальных носимых спасательных средств. Способ спасения человека при кораблекрушении включает закрепление поясом на теле воздухонепроницаемой камеры в виде хомута с заголовным, шейными и нагрудными, имеющими элемент...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477241
Дата охранного документа: 10.03.2013
27.04.2013
№216.012.3851

Способ подкормки растений

Изобретение относится к области сельского хозяйства. Способ включает образование смеси подкармливающего препарата с водой и подачу смеси к растениям. При этом распыление подкармливающего препарата проводят путем формирования гидравлического удара в смеси с перемешиванием и образованием мелких...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479978
Дата охранного документа: 27.04.2013
27.04.2013
№216.012.3a91

Способ уборки снега с проезжей части

Изобретение относится к коммунальному хозяйству. На поверхность разделительной полосы 2 прямолинейно укладывают термокабель 3 и прикрывают конец и начало его щитом 4, между которым и термокабелем формируют зазор 6, при этом часть щита выдвигают за край 5 снежного сугроба и подключают...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480554
Дата охранного документа: 27.04.2013
10.05.2013
№216.012.3d11

Способ работы токоприемника на электрическом подвижном составе

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к токоприемникам электроподвижного состава. При увеличении скорости движения подвижного состава набегающий воздушный поток воздействует на аэродинамические профили (9) и (14), поворачивая по часовой стрелке рычаг (2) на оси (7),...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481200
Дата охранного документа: 10.05.2013
10.05.2013
№216.012.3d12

Способ удаления гололеда с провода контактной сети

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к эксплуатации контактной сети. При образовании льда на контактном проводе (4) поднимают первый токоприемник (1) с подключенной нагрузкой. Вследствие наличия на токоприемнике изолирующей накладки (2) между электрическим контактом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481201
Дата охранного документа: 10.05.2013
20.05.2013
№216.012.41b9

Способ очистки воздуха

Изобретение относится к очистке и обеззараживанию воздуха и может быть использовано для вентиляции различных помещений чистым воздухом. Технический результат заявленного изобретения заключается в упрощении конструкции, реализующей способ, и повышении эффективности степени очистки воздуха, а...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482395
Дата охранного документа: 20.05.2013
Showing 1-10 of 193 items.
27.01.2013
№216.012.1f04

Способ управления тормозами грузового железнодорожного состава

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к тормозным системам грузового железнодорожного состава, и связано с управлением тормозами. Способ включает экстренное затормаживание головы состава, одновременную подачу из кабины машиниста команды экстренного торможения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473441
Дата охранного документа: 27.01.2013
10.02.2013
№216.012.232a

Способ контроля теплового состояния буксы грузового железнодорожного вагона

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к системам контроля и сигнализации состояния букс грузового поезда. Способ контроля теплового состояния буксы грузового железнодорожного вагона включает регистрацию недопустимого повышения температуры буксы, сигнализацию...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474504
Дата охранного документа: 10.02.2013
27.02.2013
№216.012.2a3d

Способ управления тормозом грузового железнодорожного вагона

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к тормозным системам грузового железнодорожного вагона, и может быть использовано при расформировании составов. Способ заключается в зарядке тормоза сжатым воздухом, отпуске и торможении посредством повышения и понижения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476340
Дата охранного документа: 27.02.2013
27.02.2013
№216.012.2a3e

Способ работы тормоза грузового железнодорожного вагона

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к устройствам, обеспечивающим автоматическое регулирование различных режимов торможения грузовых железнодорожных вагонов. Способ включает преобразование величины нагрузки, приходящейся на ось тележки, с помощью чувствительного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476341
Дата охранного документа: 27.02.2013
10.03.2013
№216.012.2dbe

Способ спасения человека при кораблекрушении

Изобретение относится к спасению на воде, в частности, с использованием индивидуальных носимых спасательных средств. Способ спасения человека при кораблекрушении включает закрепление поясом на теле воздухонепроницаемой камеры в виде хомута с заголовным, шейными и нагрудными, имеющими элемент...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477241
Дата охранного документа: 10.03.2013
27.04.2013
№216.012.3851

Способ подкормки растений

Изобретение относится к области сельского хозяйства. Способ включает образование смеси подкармливающего препарата с водой и подачу смеси к растениям. При этом распыление подкармливающего препарата проводят путем формирования гидравлического удара в смеси с перемешиванием и образованием мелких...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479978
Дата охранного документа: 27.04.2013
27.04.2013
№216.012.3a91

Способ уборки снега с проезжей части

Изобретение относится к коммунальному хозяйству. На поверхность разделительной полосы 2 прямолинейно укладывают термокабель 3 и прикрывают конец и начало его щитом 4, между которым и термокабелем формируют зазор 6, при этом часть щита выдвигают за край 5 снежного сугроба и подключают...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480554
Дата охранного документа: 27.04.2013
27.04.2013
№216.012.3b71

Способ испытания электрических машин постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для испытания электрических машин постоянного тока. Способ испытания электрических машин постоянного тока методом взаимного нагружения, при котором якорные обмотки двигателей соединяются параллельно и подключаются к регулируемому источнику...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480778
Дата охранного документа: 27.04.2013
10.05.2013
№216.012.3d11

Способ работы токоприемника на электрическом подвижном составе

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к токоприемникам электроподвижного состава. При увеличении скорости движения подвижного состава набегающий воздушный поток воздействует на аэродинамические профили (9) и (14), поворачивая по часовой стрелке рычаг (2) на оси (7),...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481200
Дата охранного документа: 10.05.2013
10.05.2013
№216.012.3d12

Способ удаления гололеда с провода контактной сети

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к эксплуатации контактной сети. При образовании льда на контактном проводе (4) поднимают первый токоприемник (1) с подключенной нагрузкой. Вследствие наличия на токоприемнике изолирующей накладки (2) между электрическим контактом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481201
Дата охранного документа: 10.05.2013
+ добавить свой РИД