×
13.01.2017
217.015.839c

Результат интеллектуальной деятельности: УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ ДВИГАТЕЛЯ ОТ РАСКРУТКИ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к авиационной технике, в частности к средствам защиты двигателей самолетов от неконтролируемого превышения частоты оборотов вала. Технический результат: повышенная помехозащищенность, высокая точность измерения частоты. Устройство защиты двигателя от раскрутки, состоящее из двух разнородных каналов измерения частоты, содержащих формирователи импульсов, соединенные с цифровой схемой сравнения и микроконтроллером, которые в свою очередь последовательно соединены с логической схемой выдачи результата на исполнительный механизм, содержит в каждом канале ограничители напряжения, включенные последовательно между фильтрами низких частот и формирователями импульсов, а также содержит дополнительный блок контроля напряжения с датчика, соединенный с микроконтроллером и датчиком частоты вращения. 1 ил.

Настоящее изобретение относится к авиационной технике, в частности к средствам защиты двигателей самолетов от неконтролируемого превышения частоты оборотов вала.

Известно устройство защиты машин от превышения частоты (патент РФ №2188962, F02D 17/04, G01M 15/00, 10.09.2002), состоящее из датчика частоты вращения вала двигателя, выход которого включен на вход преобразователя частоты вращения вала в электрический сигнал. К выходу преобразователя частоты вращения вала в электрический сигнал параллельно подключены входы первой, второй и третьей схем сравнения. Выход первой схемы сравнения включен на один из входов триггерной схемы, выход которой включен на вход исполнительного механизма топливной магистрали двигателя. На другой вход триггерной схемы включен выход логической схемы И, на входы которой включены соответственно выходы второй и третьей схем сравнения.

Недостатком известного решения является большое значение погрешности измерения частоты.

Также известно устройство защиты двигателя (авторское свидетельство СССР №1257246, F01D 21/02, 15.09.1986). Оно включает в себя электрические двухобмоточные бесконтактные датчики частоты вращения вала, установленные над зубчатым венцом, подключенные одними из своих обмоток к формирователям сигнала защиты, другими - к источнику частотного сигнала проверки через переключатель каналов. Формирователи выполнены в виде резонансных контуров с релейными усилителями, которые соединены с сигнальными лампами и исполнительным электромагнитным золотником.

Недостатками аналога являются малая точность измерения частоты, сложность настройки резонансного контура.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к заявляемому является устройство защиты двигателя PW4000, описанное в книге "Propulsion - avionics jet engine configuration FADEC" (https://ru.scribd.com/doc/34495104/8626431-1-Propulsion-Avionics-Jet-Engine-Config-FADEC), состоящее из двух разнородных каналов измерения частоты, в состав которых входят формирователи импульсов, соединенные с цифровой схемой сравнения и микроконтроллером, которые в свою очередь последовательно соединяются с логической схемой выдачи результата на исполнительный механизм.

К недостатком прототипа относится нестабильная последовательность действий для выявления превышения частоты.

Задачей изобретения является повышение надежности измерения частоты и точности измерения частоты.

Техническим результатом предлагаемого изобретения являются повышенная помехозащищенность, высокая точность измерения частоты.

Поставленная задача решается, а технический результат достигается тем, что устройство защиты двигателя от раскрутки, состоящее из двух разнородных каналов измерения частоты, содержащих формирователи импульсов, соединенные с цифровой схемой сравнения и микроконтроллером, которые в свою очередь последовательно соединяются с логической схемой выдачи результата на исполнительный механизм, отличающееся тем, что содержит в каждом канале ограничители напряжения, включенные последовательно между фильтрами низких частот и формирователями импульсов, а также содержит дополнительный блок контроля напряжения с датчика, соединенный с микроконтроллером и датчиком частоты вращения.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором представлена структурная схема блока системы.

Устройство защиты двигателя от раскрутки, содержащее датчик частоты 1, выход которого соединен с входами фильтров низких частот (ФНЧ) 2 и 3 и дополнительного блока контроля напряжения с датчика 4. Выходы ФНЧ 2 и 3 соединены с входами ограничителей напряжения 5 и 6, выходы которых соединены с входами формирователей импульсов (компараторов) 7 и 8. Сделано это с целью повышения точности. Выход формирователя импульсов аналогового канала 7 соединен с входом преобразователя "Частота-Напряжение" (ПЧН) 9. Выход ПЧН 9 соединен со входом цифровой схемы сравнения 10, выход которого соединен с входом логической схемы выдачи результата 12. Выход формирователя импульсов цифрового канала 8 соединен с входом преобразователя микроконтроллера (МК) 11. Выход микроконтроллера 11 соединен с входом логической схемы выдачи результата 12. Выход дополнительного блока контроля напряжения с датчика 4 соединен с входом микроконтроллера 11. Выход логической схемы выдачи результата 12 связан с исполнительным механизмом 13.

Устройство работает следующим образом.

Принцип работы аналогового канала измерения проходит по следующей последовательности действий. Входной сигнал с датчика частоты 1, характеризующий частоту через ФНЧ 2 и ограничитель напряжения 5 проходит на формирователь импульсов 7, реализованный на компараторе. Сформированный импульс поступает на вход ПЧН 9, включенный по типу конденсаторного частотомера, где преобразуется в напряжение, характеризующее частоту. Напряжение с выхода ПЧН 9 приходит на цифровую схему сравнения 10, реализованную на компараторе, где сравнивается с напряжением, характеризующим максимально допустимое значение частоты. Результат сравнения подается на логическую схему выдачи результата 12.

Принцип работы цифрового канала измерения имеет следующую последовательность действий. Входной сигнал с датчика частоты 1, характеризующий частоту через ФНЧ3 и ограничитель напряжения 6 проходит на формирователь импульсов 8, реализованный на компараторе. Сформированный импульс с выхода компаратора 8 поступает на вход микроконтроллера 11, где программно обрабатывается, и вычисляется значение частоты. Также внутри микроконтроллера 11 полученное значение частоты сравнивается с порогом, программно заложенным в него. Результат сравнения подается на логическую схему выдачи результата 12.

Результат сравнения частот через логическую схему выдачи результата 12, реализованную с помощью коммутирующих элементов, подает импульс, характеризующий превышение частоты на исполнительный механизм 13, формирующий команду останова только в случае прихода на ее вход двух положительных импульсов с аналогового и цифрового каналов измерения.

Дополнительный блок контроля напряжения с датчика 4 реализуется на аналоговых ключах. В момент предпускового контроля на дополнительный блок контроля напряжения с датчика 4 подается напряжение с микроконтроллера 11, которое открывает внутренние ключи дополнительного блока контроля напряжения с датчика 4. Проверяется состояние выходного напряжения с датчика, которое переправляется в микроконтроллер 11, выполняя функцию предпускового тестирования состояния датчиков. Микроконтроллер 11 обрабатывает встроенным АЦП информацию о состоянии входного напряжения датчика. Микроконтроллер 11 фиксирует либо нормальную работу датчика, либо обрывы линий передачи, питания датчика или короткие замыкания, что повышает надежность.

Итак, заявляемое изобретение позволяет повысить точность измерения частоты, повысить надежность выполнения основных функций устройства, повысить его помехозащищенность от внешних воздействий.

Устройство защиты двигателя от раскрутки, состоящее из двух разнородных каналов измерения частоты, содержащих формирователи импульсов, соединенные с цифровой схемой сравнения и микроконтроллером, которые в свою очередь последовательно соединены с логической схемой выдачи результата на исполнительный механизм, отличающееся тем, что содержит в каждом канале ограничители напряжения, включенные последовательно между фильтрами низких частот и формирователями импульсов, а также содержит дополнительный блок контроля напряжения с датчика, соединенный с микроконтроллером и датчиком частоты вращения.
УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ ДВИГАТЕЛЯ ОТ РАСКРУТКИ
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 55 items.
27.06.2014
№216.012.d846

Способ дистанционного тестирования приборов акустического каротажа в полевых условиях

Изобретение относится к нефтепромысловой геофизике и может быть использовано в процессе акустического каротажа. Согласно заявленному изобретению обеспечивается моделирование реального акустического волнового сигнала и полное дистанционное тестирование прибора акустического каротажа в полевых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002521144
Дата охранного документа: 27.06.2014
20.04.2015
№216.013.430c

Синхронный генератор с возбуждением от постоянных магнитов

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности к синхронным генераторам с возбуждением от постоянных магнитов. Технический результат: стабилизация выходного напряжения и активной мощности. Синхронный генератор с возбуждением от постоянных магнитов содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002548662
Дата охранного документа: 20.04.2015
27.04.2015
№216.013.456d

Пароводяной подогреватель

Изобретение относится к энергетике и может быть использовано в теплообменных аппаратах регенеративных систем, систем теплоснабжения, предназначенных для подогрева воды за счет конденсации пара на трубах поверхности теплообмена. Задачей изобретения является снижение эрозионного и коррозионного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002549277
Дата охранного документа: 27.04.2015
10.06.2015
№216.013.5213

Устройство охлаждения электрической машины

Изобретение относится к способам охлаждения электрических машин, в частности генераторов авиационного двигателя, и касается особенностей конструктивного выполнения их системы охлаждения. Технический результат: использование тепловой энергии авиационного двигателя (вспомогательного или...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002552532
Дата охранного документа: 10.06.2015
20.06.2015
№216.013.55b4

Емкостный двигатель

Изобретение относится к области электромашиностроения. Технический результат: повышение эксплуатационной надежности емкостного двигателя, повышение технологичности, упрощение конструкции. Емкостный двигатель содержит подвижный элемент в виде полого диэлектрического цилиндра, металлические...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002553470
Дата охранного документа: 20.06.2015
10.07.2015
№216.013.5fae

Трехфазный инвертор со звеном постоянного тока и способ управления им

Изобретение относится к устройствам преобразовательной техники и может быть использовано для питания с частотой 400 Гц бортовых систем летательных аппаратов (ЛА), а также для питания высокочастотного инструмента частотой 400 Гц или 200 Гц. Техническим результатом является снижение коэффициента...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002556035
Дата охранного документа: 10.07.2015
10.08.2015
№216.013.6b9b

Пароводяной телообменник

Изобретение относится к области теплоэнергетики и может быть использовано при проектировании и модернизации пароводяных теплообменников. Изобретение заключается в том, что на поверхностях U-образных труб закреплены кольцевые вставки под углом к горизонту с возможностью отвода конденсата с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002559105
Дата охранного документа: 10.08.2015
20.08.2015
№216.013.72cc

Система автоматического управления углом тангажа и ограничения предельных значений параметров летательного аппарата

Система автоматического управления углом тангажа и ограничения предельных значений параметров летательного аппарата содержит задатчик угла тангажа, вычислитель автопилота угла тангажа, алгебраический селектор, сервопривод руля высоты, датчик угла тангажа, задатчик максимального угла атаки,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002560958
Дата охранного документа: 20.08.2015
10.09.2015
№216.013.77c9

Преобразователь частоты и способ управления им

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в вакуумных установках для плавки и термообработки металлов. Технический результат: непрерывный контроль симметрии и величины напряжения вывода индуктора относительно заземленной нейтрали питающей сети, быстрое снижение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002562254
Дата охранного документа: 10.09.2015
10.09.2015
№216.013.794a

Способ вторичного вскрытия продуктивных пластов

Изобретение относится к нефтедобывающей промышленности, в частности к способу вторичного вскрытия продуктивных пластов перфорацией. Способ включает транспортирование перфоратора в забой скважины, его фиксацию, перфорацию стенок обсадной колонны, расфиксацию перфоратора и его извлечение на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002562639
Дата охранного документа: 10.09.2015
Showing 1-10 of 55 items.
27.06.2014
№216.012.d846

Способ дистанционного тестирования приборов акустического каротажа в полевых условиях

Изобретение относится к нефтепромысловой геофизике и может быть использовано в процессе акустического каротажа. Согласно заявленному изобретению обеспечивается моделирование реального акустического волнового сигнала и полное дистанционное тестирование прибора акустического каротажа в полевых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002521144
Дата охранного документа: 27.06.2014
20.04.2015
№216.013.430c

Синхронный генератор с возбуждением от постоянных магнитов

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности к синхронным генераторам с возбуждением от постоянных магнитов. Технический результат: стабилизация выходного напряжения и активной мощности. Синхронный генератор с возбуждением от постоянных магнитов содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002548662
Дата охранного документа: 20.04.2015
27.04.2015
№216.013.456d

Пароводяной подогреватель

Изобретение относится к энергетике и может быть использовано в теплообменных аппаратах регенеративных систем, систем теплоснабжения, предназначенных для подогрева воды за счет конденсации пара на трубах поверхности теплообмена. Задачей изобретения является снижение эрозионного и коррозионного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002549277
Дата охранного документа: 27.04.2015
10.06.2015
№216.013.5213

Устройство охлаждения электрической машины

Изобретение относится к способам охлаждения электрических машин, в частности генераторов авиационного двигателя, и касается особенностей конструктивного выполнения их системы охлаждения. Технический результат: использование тепловой энергии авиационного двигателя (вспомогательного или...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002552532
Дата охранного документа: 10.06.2015
20.06.2015
№216.013.55b4

Емкостный двигатель

Изобретение относится к области электромашиностроения. Технический результат: повышение эксплуатационной надежности емкостного двигателя, повышение технологичности, упрощение конструкции. Емкостный двигатель содержит подвижный элемент в виде полого диэлектрического цилиндра, металлические...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002553470
Дата охранного документа: 20.06.2015
10.07.2015
№216.013.5fae

Трехфазный инвертор со звеном постоянного тока и способ управления им

Изобретение относится к устройствам преобразовательной техники и может быть использовано для питания с частотой 400 Гц бортовых систем летательных аппаратов (ЛА), а также для питания высокочастотного инструмента частотой 400 Гц или 200 Гц. Техническим результатом является снижение коэффициента...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002556035
Дата охранного документа: 10.07.2015
10.08.2015
№216.013.6b9b

Пароводяной телообменник

Изобретение относится к области теплоэнергетики и может быть использовано при проектировании и модернизации пароводяных теплообменников. Изобретение заключается в том, что на поверхностях U-образных труб закреплены кольцевые вставки под углом к горизонту с возможностью отвода конденсата с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002559105
Дата охранного документа: 10.08.2015
20.08.2015
№216.013.72cc

Система автоматического управления углом тангажа и ограничения предельных значений параметров летательного аппарата

Система автоматического управления углом тангажа и ограничения предельных значений параметров летательного аппарата содержит задатчик угла тангажа, вычислитель автопилота угла тангажа, алгебраический селектор, сервопривод руля высоты, датчик угла тангажа, задатчик максимального угла атаки,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002560958
Дата охранного документа: 20.08.2015
10.09.2015
№216.013.77c9

Преобразователь частоты и способ управления им

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в вакуумных установках для плавки и термообработки металлов. Технический результат: непрерывный контроль симметрии и величины напряжения вывода индуктора относительно заземленной нейтрали питающей сети, быстрое снижение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002562254
Дата охранного документа: 10.09.2015
10.09.2015
№216.013.794a

Способ вторичного вскрытия продуктивных пластов

Изобретение относится к нефтедобывающей промышленности, в частности к способу вторичного вскрытия продуктивных пластов перфорацией. Способ включает транспортирование перфоратора в забой скважины, его фиксацию, перфорацию стенок обсадной колонны, расфиксацию перфоратора и его извлечение на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002562639
Дата охранного документа: 10.09.2015
+ добавить свой РИД