×
13.01.2017
217.015.82a5

Результат интеллектуальной деятельности: РОТОРНО-ПОРШНЕВАЯ МАШИНА АРУТЮНЯНА

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002601821
Дата охранного документа
10.11.2016
Аннотация: Изобретение относится к области машиностроения, в частности к многоцилиндровым роторно-поршневым машинам с цилиндрами, расположенными звездой или веером. Роторно-поршневая машина состоит из корпуса 1, крышки 2, блока цилиндров 3, с поршнями 4, снабженными осями 11, центральными роликами 12 и боковыми роликами 13. В корпусе 1 смонтировано наружное кольцо 14 и внутреннее кольцо 15 с дорожками 16 для тел качения 17. Между кольцами 16, 17 установлен ротор 18 с балансировочными полостями 19. Наружная поверхность 20 и внутренняя поверхность 21 ротора 18 выполнены с эксцентриситетом «е» для обеспечения хода поршней 4 на величину «2е». Внутреннее кольцо 15 имеет направляющую канавку 22 для взаимодействия с опорными роликами 12, а на его боковых поверхностях смонтированы диски 23 для взаимодействия с боковыми роликами 13. Технический результат заключается в повышении КПД машины и ее долговечности за счет снижения механических потерь и увеличения быстроходности. 4 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к многоцилиндровым роторно-поршневым машинам с цилиндрами, расположенными звездой или веером, когда элемент, на который осуществляется воздействие или который сам осуществляет воздействие, расположен на внешних концах цилиндров. Предлагаемое техническое решение может найти применение при проектировании и производстве насосов, компрессоров детандеров и двигателей.

Из уровня техники известна радиально-поршневая машина (АС SU 222167, F04B 1/04, 1968 г.). Машина снабжена цапфовым распределителем рабочей жидкости, имеющая в сопряжении поршня с цилиндром камеры гидравлический разгрузки поршневого механизма. Подобные машины, как правило, содержат кулачковое кольцо, выполненное с возможностью вращательного взаимодействия с цилиндрами. Такая конструкция роторно-поршневой машины, однако, не обеспечивает высокого КПД машины в силу потерь на трения и низкой частоты вращения, обусловленной необходимостью силового контакта поршня с криволинейной волнистой поверхностью кулачкового кольца.

В качестве прототипа выбран сборочный узел двигателя или насоса (Патент RU 6058547, F01B 1/06, 1997 г.). Известный сборочный узел содержит блок цилиндров с множеством радиально расположенных цилиндров и кулачковое кольцо, связанное с поршнями и выполненное с возможностью вращательного взаимодействия с блоком цилиндров. При этом либо блок цилиндров, либо кулачковое кольцо могут вращаться при помощи внешнего источника, например, двигателя.

Основным недостатком известного сборочного узла, как и в первом аналоге, является наличие кулачкового кольца, связанного с радиально расположенными поршнями. Такая схема сообщения поршням возвратно-поступательного перемещения ведет к избыточным нагрузкам в подшипниковых узлах и ограничивает возможность повышения быстроходности и производительности машины.

Задачей настоящего изобретения является создание высокоэффективной, экономичной и удобной в эксплуатации роторно-поршневой машины, которой не присущи вышеперечисленные недостатки.

Технический результат, обеспечиваемый при решении указанной задачи, состоит в повышении КПД машины и ее долговечности за счет снижения механических потерь и увеличения быстроходности.

Названный технический результат достигнут в изобретении благодаря тому, что роторно-поршневая машина содержит корпус с крышкой, жестко закрепленный на крышке блок цилиндров с множеством радиально расположенных цилиндров, установленными в цилиндрах поршнями, впускными и выпускными клапанами, соединенными с впускным и выпускным каналами. В корпусе машины смонтированы наружное и внутреннее кольца с дорожками для тел качения, между указанными кольцами размещен ротор с дорожками для тел качения со стороны наружного и внутреннего колец и размещенные в них тела качения. Наружная кольцевая поверхность ротора соосна блоку цилиндров, а внутренняя выполнена с эксцентриситетом «е» для обеспечения хода поршней на величину «2е». Каждый поршень снабжен осью с центральным опорным, и боковыми роликами, на боковых поверхностях внутреннего кольца смонтированы диски, при этом, указанные ролики и внутреннее кольцо со смонтированными на нем дисками выполнены с возможностью возвратно-вращательного взаимодействия с центральным опорным и боковыми роликами.

Кроме того, внутреннее кольцо снабжено направляющей канавкой, ширина которой равна ширине центрального опорного ролика.

Кроме того, на роторе выполнены балансировочные полости.

Кроме того, центральный опорный и боковые ролики снабжены подшипниками, преимущественно, игольчатыми.

Кроме того, на боковой поверхности ротора смонтирована шайба, соединенная, например, с электродвигателем для передачи на ротор вращательного движения.

Далее изобретение, его признаки, детали и преимущества можно понять из описания, приведенного со ссылкой на прилагаемые чертежи, иллюстрирующие пример выполнения изобретения, на которых показано:

фиг. 1 - поперечное сечение роторно-поршневой машины, условное изображение,

фиг. 2 - роторно-поршневая машина согласно настоящему изобретению, аксонометрическое изображение,

фиг. 3 - изображает сечение роторно-поршневой машины по Α-A на фиг. 2, с местным видом соединения поршневого узла с внутренним кольцом,

фиг. 4 - поршневой узел роторно-поршневой машины, аксонометрическое изображение.

Как видно из чертежей (см. фиг. 1-4), роторно-поршневая машина состоит из корпуса 1, крышки 2, жестко закрепленного на крышке 2 блока цилиндров 3, с поршнями 4, впускными клапанами 5 и выпускными клапанами 6. При этом корпус 1 смонтирован на фланце 7 электродвигателя 8, впускные клапаны 5 соединены с впускным каналом 9, а выпускные клапаны 6 - с выпускным каналом 10. Поршни 4 снабжены осями 11, центральными опорными роликами 12 и боковыми роликами 13. В корпусе 1 смонтировано наружное кольцо 14 и внутреннее кольцо 15 с дорожками 16 для тел качения 17. Между кольцами 16, 17 установлен ротор 18 с балансировочными полостями 19, причем наружная поверхность 20 и внутренняя поверхность 21 ротора 18 выполнены с эксцентриситетом «е» для обеспечения хода поршней 4 на величину «2е». Внутреннее кольцо 15 имеет направляющую канавку 22 для взаимодействия с центральными опорными роликами 12, а на его боковых поверхностях смонтированы диски 23 для взаимодействия с боковыми роликами 13. Ролики 12, 13 снабжены игольчатыми подшипниками (на чертеже не указано). Вал 24 электродвигателя 8 снабжен полумуфтой 25, соединенной с шайбой 26, закрепленной на роторе 18.

Роторно-поршневая машина работает следующим образом. От смонтированной на валу 24 электродвигателя 8 полумуфты 25 вращение передается на шайбу 26 и ротор 18. Взаимодействующие с направляющей канавкой 22 и дисками 23 ролики 12, 13 обеспечивают возвратно-поступательное движение поршней 4. При этом внутреннее кольцо 15 на участках, прилегающих к поршням 4, совершает возвратно-качательное движение. Рабочая среда из впускного канала 9 через клапаны 5, 6 попадает в выпускной канал 10.

Заявителем спроектирован и изготовлен опытный образец роторно-поршневой машины. Испытания показали, что предложенная роторно-поршневая машина может успешно конкурировать по надежности, коэффициенту полезного действия, быстродействия с другими типами роторных машин. Чертежи и описание позволяют изготовить предлагаемую роторно-поршневую машину из известных материалов с использованием известных технологий, что характеризует изобретение как промышленно применимое.

Приведенный выше пример конкретного выполнения по изобретению не является единственно возможным. Допускаются различные модификации и улучшения, не выходящие за пределы области действия изобретения, определенной прилагаемой формулой.


РОТОРНО-ПОРШНЕВАЯ МАШИНА АРУТЮНЯНА
РОТОРНО-ПОРШНЕВАЯ МАШИНА АРУТЮНЯНА
РОТОРНО-ПОРШНЕВАЯ МАШИНА АРУТЮНЯНА
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-3 of 3 items.
20.09.2014
№216.012.f58e

Бестраншейный способ нанесения изоляции на внутреннюю поверхность трубопровода

Бестраншейный способ нанесения изоляции на внутреннюю поверхность трубопровода, основанный на нанесении на очищенную внутреннюю поверхность участка трубопровода композитного связующего и наложении на него первого защитного слоя, выполненного в виде листов композитного материала, которые...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002528695
Дата охранного документа: 20.09.2014
20.01.2015
№216.013.1e4d

Устройство для чистки внутренней поверхности трубы вращающимся стальным канатом

Устройство для чистки внутренней поверхности трубы (1) вращающимся стальным канатом (23) включает несущую ось (2), нижние опоры (3,4), верхние опоры (5), привод (7) режущей головки (8) и привод подачи (26). Привод (7) и верхние опоры (5) закреплены на несущей оси (2) при помощи клемм (6,42), а...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539198
Дата охранного документа: 20.01.2015
23.10.2018
№218.016.94f0

Клапанный узел поршневой машины

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройству органов распределения машин объемного вытеснения. Клапанный узел поршневой машины состоит из смонтированных в корпусе (1) гильзы (2) с поршнем (3), взаимодействующего с торцевой поверхностью (4), подпружиненного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002670347
Дата охранного документа: 22.10.2018
Showing 1-3 of 3 items.
20.09.2014
№216.012.f58e

Бестраншейный способ нанесения изоляции на внутреннюю поверхность трубопровода

Бестраншейный способ нанесения изоляции на внутреннюю поверхность трубопровода, основанный на нанесении на очищенную внутреннюю поверхность участка трубопровода композитного связующего и наложении на него первого защитного слоя, выполненного в виде листов композитного материала, которые...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002528695
Дата охранного документа: 20.09.2014
20.01.2015
№216.013.1e4d

Устройство для чистки внутренней поверхности трубы вращающимся стальным канатом

Устройство для чистки внутренней поверхности трубы (1) вращающимся стальным канатом (23) включает несущую ось (2), нижние опоры (3,4), верхние опоры (5), привод (7) режущей головки (8) и привод подачи (26). Привод (7) и верхние опоры (5) закреплены на несущей оси (2) при помощи клемм (6,42), а...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539198
Дата охранного документа: 20.01.2015
23.10.2018
№218.016.94f0

Клапанный узел поршневой машины

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройству органов распределения машин объемного вытеснения. Клапанный узел поршневой машины состоит из смонтированных в корпусе (1) гильзы (2) с поршнем (3), взаимодействующего с торцевой поверхностью (4), подпружиненного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002670347
Дата охранного документа: 22.10.2018
+ добавить свой РИД