×
13.01.2017
217.015.6996

Результат интеллектуальной деятельности: ПНЕВМОУПРАВЛЯЕМЫЙ КЛАПАН

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002591374
Дата охранного документа
20.07.2016
Аннотация: Изобретение относится к арматуростроению и может быть использовано в трубопроводных системах для управления потоками компонентов топлива в жидкостном ракетном двигателе. Пневмоуправляемый клапан состоит из корпуса с входным и выходным патрубками, пневмоцилиндра с установленным в нем управляющим поршнем и полого цилиндрического затвора, связанного с поршнем и поджатого пружиной к седлу. В пневмоцилиндре образованы две управляющие полости, которые соединены с разными источниками сжатого газа. На крышке пневмоцилиндра выполнен штуцер для продувки выходного патрубка клапана, который соединен со втулкой, установленной вдоль оси клапана. Указанная втулка через осевое отверстие в управляющем поршне свободно установлена в полости полого цилиндрического затвора с осевым зазором между внутренним торцом затвора и торцом втулки. Причем в полости втулки, в ее концевом участке, расположен обратный клапан. В торцевой внешней поверхности затвора выполнены сквозные продувочные отверстия, соединяющие полость затвора с полостью выходного патрубка. Технический результат состоит в исключении возможности попадания горючего в газогенератор до начала запуска и после отключения двигателя и уменьшения импульса последействия за счет снижения времени догорания топлива. 6 з.п. ф-лы, 1 ил.

Область техники

Изобретение относится к арматуростроению и может быть использовано в трубопроводных системах для управления потоками компонентов топлива в жидкостном ракетном двигателе (ЖРД).

Предшествующий уровень техники

Одной из важных и трудных задач, возникающих при создании ЖРД, является обеспечение нормального протекания переходных процессов.

Характер протекания переходных процессов во многом определяется работой агрегатов системы управления и регулирования двигателя: пусковых и отсечных топливных клапанов, электропневмоклапанов и других агрегатов автоматики.

Топливные клапаны в двигателе должны обладать малыми габаритами и небольшой массой. Кроме того, они должны исключать возможность попадания горючего и окислителя в агрегаты двигателя (газогенератор, камеру сгорания) до начала запуска и после отключения двигателя.

Известен пневмоклапан для дистанционного перекрытия магистрали, включающий в себя корпус с входным и выходным патрубками и пневмоцилиндр с установленным в нем управляющим поршнем, причем между крышкой пневмоцилиндра и поршнем размещен стакан, на наружной поверхности которого выполнен винтовой канал, связанный с патрубком, через который осуществляется подача сжатого газа в надпоршневую полость пневмоцилиндра.

Применение этого пневмоклапана позволяет уменьшить осевые и диаметральные габариты клапана. Аналог предлагаемого изобретения авт. свид. СССР №561829, МПК F16K 31/383, 1977 г.

Недостатком аналога является отсутствие в нем устройства, позволяющего осуществлять продувку жидкостной полости клапана при его закрытии.

Известен нормально закрытый клапан с пневмоприводом (см. кн. Г.Г. Гахун, «Конструирование и проектирование ЖРД», под общей ред., проф. Г.Г. Гахуна, М., Маш., 1989 г., с. 328-329, рис. 12.8), состоящий из корпуса с выходным и двумя выходными патрубками, затвора, поджатого пружиной к седлу. Затвор выполнен в виде стакана, внутри которого расположена пружина. Управляющий газ через штуцер и обратный клапан поступает внутрь стакана. Под давлением сжатого газа и действия пружины затвор плотно прижимается к седлу, чем объясняется высокая степень герметизации. Для открытия клапана стравливается давление сжатого газа из управляющей полости.

Недостатком этого клапана является отсутствие в нем устройства, позволяющего осуществлять продувку жидкостной полости клапана при его закрытии.

Известен также пневмоуправляемый клапан одностороннего действия, предназначен для управления подачей горючего в газогенератор ЖРД. Клапан содержит корпус, в котором выполнены входной и выходной патрубки, установленные под углом 90 градусов друг к другу, полый цилиндрический затвор, поджатый пружиной к седлу выходного патрубка, причем затвор выполнен за одно целое с поршнем (диаметр поршня больше диаметра затвора), установленным в управляющей полости клапана, ограниченной крышкой. Крышка имеет штуцер, через который подается управляющий сжатый газ в подпоршневую полость поршня. Управляющая и жидкостная полости отделены от атмосферы резиновыми манжетами (см. В.П. Глушко, «Альбом конструкций ЖРД», стр. 166, фиг. 419, 1989 г.).

Данное техническое решение принимаем в качестве прототипа.

Недостатки прототипа - нет устройства средств, обеспечивающих быстрое удаление горючего из жидкостной полости клапана.

Раскрытие изобретения

Задачей изобретения является создание пневмоуправляемого клапана, обеспечивающего продувку жидкостной полости клапана и удаление остатков топлива из этой полости в огневую полость газогенератора после закрытия клапана.

Эта задача решена за счет того, что в пневмоуправляемом клапане, состоящем из корпуса с входным и выходным патрубками, пневмоцилиндра с установленным в нем управляющим поршнем и полого цилиндрического затвора, связанного с поршнем и поджатого пружиной к седлу, а в пневмоцилиндре образованы две управляющие полости, которые соединены с разными источниками сжатого газа, а на крышке пневмоцилиндра выполнен штуцер для продувки выходного патрубка клапана, который соединен со втулкой, установленной вдоль оси клапана, которая через осевое отверстие в управляющем поршне свободно установлена в полости полого цилиндрического затвора с осевым зазором между внутренним торцом затвора и торцом втулки, причем в полости втулки, в ее концевом участке ,расположен обратный клапан, а в торцевой внешней поверхности затвора выполнены сквозные продувочные отверстия, соединяющие полость затвора с полостью выходного патрубка.

Другими отличиями являются:

- величина осевого зазора между внутренним торцом затвора и торцом втулки должна быть не меньше хода затвора;

- уплотнение между затвором и седлом выполнено «конус по конусу»;

- затвор выполнен за одно целое с управляющим поршнем;

- внешний диаметр затвора меньше диаметра управляющего поршня;

- отделение жидкостных полостей клапана от управляющих обеспечивается уплотнительными манжетами;

- продувка полостей клапана и агрегата, на котором он установлен, осуществляется азотом или гелием.

Технический результат состоит в исключении возможности попадания горючего в газогенератор до начала запуска и после отключения двигателя и уменьшения импульса последействия за счет снижения времени догорания топлива.

На чертеже представлен продольный разрез пневмоуправляемого клапана.

Пример осуществления изобретения

Как показано на чертеже, пневмоуправляемый клапан содержит корпус 1, в котором выполнены входной 2 и выходной 3 патрубки, установленные под углом 90 градусов друг к другу, полый цилиндрический затвор 4, поджатый пружиной 5 к седлу 6 выходного патрубка 3. Затвор 4 выполнен за одно целое с поршнем 7 (его диаметр больше диаметра затвора), который установлен в управляющей полости 8 клапана, ограниченной крышкой 9. В клапане имеется штуцер 10, через который подается сжатый газ в управляющую полость 8 поршня 7. Управляющая полость 8 поршня 7 отделена от атмосферы резиновой манжетой 11, жидкостная полость 12 отделена от управляющей полости также резиновой манжетой 13. В корпусе клапана выполнена вторая управляющая полость 14, которая через штуцер 15, выполненный в корпусе, соединена со сжатым газом. В крышке корпуса клапана имеется полая втулка 16, соосно расположенная вдоль оси клапана. Выходной конец полой втулки 16 вставлен в полый затвор с некоторым осевым зазором относительно внутренней поверхности 17 затвора 4. Внутри полой втулки 16 размещен обратный клапан 18. Затвор 4 клапана и его седло 6 выполнены конической формы, а в теле затвора 4 выполнены продольные каналы 19. В крышке выполнен штуцер 20, через который осуществляется пневматическая связь полой втулки 16 с инертным газом, обеспечивающим продувку жидкостной полости клапана и газогенератора (не показано) после его закрытия.

Работа устройства

В исходном положении клапан закрыт. Входная полость 2 заполнена рабочей жидкостью. Затвор 4 прижат пружиной 5 к седлу 6.

При подводе газа с высоким давлением к штуцеру 15 и в управляющую полость 14 затвор 4 под воздействием давления газа на неразгруженную площадь затвора движется, преодолевая усилия пружины 5, и открывает клапан, соединяя входную полость 2 с выходной полостью 3.

При высоком давлении рабочей жидкости в полостях 2 и 3 затвор 4 удерживается в открытом положении за счет воздействия этого давления жидкости на неразгруженную площадь затвора, при сбросе давления газа в полости 14.

По мере снижения давления рабочей жидкости в полостях 2 и 3 затвор 4 под действием усилия пружины 5 перемещается до посадки на седло 6, закрывая клапан. После закрытия клапана к штуцеру 20 подводится газ высокого давления, который через обратный клапан 18 и отверстия 19 в затворе поступает в выходную полость 3, освобождая ее и полость газогенератора от остатков рабочей жидкости.

В клапане предусмотрена возможность в случае аварийной ситуации принудительного закрытия клапана путем подачи управляющего газа в штуцер 10 (при отсутствии в полости 14 управляющего давления). Закрытие в этом случае может осуществляться при максимальном давлении рабочей жидкости в полостях 2 и 3.

Промышленное применение

Предлагаемый пневмоуправляемый клапан найдет применение в ЖРД для управления подачей топлива в газогенератор.


ПНЕВМОУПРАВЛЯЕМЫЙ КЛАПАН
ПНЕВМОУПРАВЛЯЕМЫЙ КЛАПАН
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 26 items.
10.04.2013
№216.012.33d6

Способ захолаживания криогенной магистрали жидкостного ракетного двигателя при многократных включениях двигателя

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к способу захолаживания криогенной магистрали жидкостного ракетного двигателя при многократных включениях двигателя. Способ захолаживания осуществляют за счет испарения криогенного компонента топлива, остающегося в указанной магистрали,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478813
Дата охранного документа: 10.04.2013
20.05.2013
№216.012.4180

Высокооборотный шнекоцентробежный насос

Изобретение относится к высокооборотным шнекоцентробежным насосам для подачи различных жидкостей, в частности топлива, и может быть использовано, например, в ракетной технике. Высокооборотный шнекоцентробежный насос содержит рабочее колесо, трубчатый (канальный) направляющий аппарат, спиральный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482338
Дата охранного документа: 20.05.2013
20.06.2013
№216.012.4b96

Способ соединения секций многослойных тонкостенных гофрированных оболочек между собой и с арматурой

Изобретение относится к сварке плавлением деталей малых толщин с деталями больших толщин. Способ включает соединение секций многослойных тонкостенных гофрированных оболочек между собой с помощью сплошных металлических колец. На внутренних цилиндрических поверхностях колец выполнены кольцевые...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484932
Дата охранного документа: 20.06.2013
20.08.2013
№216.012.6135

Центробежный насос для перекачки жидкости с абразивными включениями

Изобретение относится к машиностроению, а именно к центробежным насосам для перекачивания жидкости с абразивными включениями, имеющим гидростатические или гидродинамические подшипники (П), смазываемые и охлаждаемые перекачиваемой жидкостью. Насос содержит П скольжения, рабочие полости которых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002490517
Дата охранного документа: 20.08.2013
10.04.2014
№216.012.b403

Способ создания аэродинамического сопла многокамерной двигательной установки и составной сопловой блок для осуществления способа

При создании сопла двигательной установки создают внешний поток газов из первичных сопел многокамерной двигательной установки с центральным телом на первой ступени ракеты-носителя и внутренний поток газов из первичных сопел жидкостных ракетных двигателей, выполненных по закрытой схеме с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002511800
Дата охранного документа: 10.04.2014
20.04.2014
№216.012.b8bf

Способ обеспечения бессрывной работы турбонасосного агрегата многорежимного жидкостного ракетного двигателя на режимах глубокого дросселирования

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к высокооборотным шнекоцентробежным насосам турбонасосных агрегатов дросселируемых жидкостных ракетных двигателей. Способ обеспечения бессрывной работы насосов турбонасосного агрегата дросселируемого жидкостного ракетного двигателя,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002513023
Дата охранного документа: 20.04.2014
27.06.2014
№216.012.d6d1

Жидкостный ракетный двигатель по схеме с дожиганием генераторного газа

Изобретение относится к жидкостным ракетным двигателям (ЖРД), в частности к многокамерным ракетным двигателям. Жидкостный ракетный двигатель, включающий камеры (не менее двух) с трактами регенеративного охлаждения и смесительные головки; турбонасосную систему питания (ТНА) газогенераторов и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002520771
Дата охранного документа: 27.06.2014
10.09.2014
№216.012.f290

Способ повышения энергетических характеристик жидкостных ракетных двигателей

Изобретение относится к ракетной технике, а конкретно к кислородно-керосиновым жидкостным ракетным двигателям (ЖРД) замкнутой или открытой схем. Способ повышения энергетических характеристик жидкостного ракетного двигателя, работающего на компонентах топлива жидкий кислород и углеводородное...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002527918
Дата охранного документа: 10.09.2014
10.11.2014
№216.013.0417

Компоновка многоступенчатой ракеты-носителя

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано в ракетах-носителях. Многоступенчатая ракета-носитель содержит головной блок с полезным грузом, параллельно расположенные разделяемые ракетные блоки ступеней с многокамерными двигательными установками с топливными баками (ТБ)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002532445
Дата охранного документа: 10.11.2014
10.11.2014
№216.013.056b

Коррозионностойкая мартенситностареющая сталь

Изобретение относится к области металлургии, а именно к производству высокопрочных коррозионностойких мартенситностареющих сталей, используемых в энергетическом машиностроении для изготовления высоконагруженных упругих металлических уплотнений разъемных соединений энергетических установок,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002532785
Дата охранного документа: 10.11.2014
Showing 1-10 of 22 items.
10.04.2013
№216.012.33d6

Способ захолаживания криогенной магистрали жидкостного ракетного двигателя при многократных включениях двигателя

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к способу захолаживания криогенной магистрали жидкостного ракетного двигателя при многократных включениях двигателя. Способ захолаживания осуществляют за счет испарения криогенного компонента топлива, остающегося в указанной магистрали,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478813
Дата охранного документа: 10.04.2013
20.05.2013
№216.012.4180

Высокооборотный шнекоцентробежный насос

Изобретение относится к высокооборотным шнекоцентробежным насосам для подачи различных жидкостей, в частности топлива, и может быть использовано, например, в ракетной технике. Высокооборотный шнекоцентробежный насос содержит рабочее колесо, трубчатый (канальный) направляющий аппарат, спиральный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482338
Дата охранного документа: 20.05.2013
20.06.2013
№216.012.4b96

Способ соединения секций многослойных тонкостенных гофрированных оболочек между собой и с арматурой

Изобретение относится к сварке плавлением деталей малых толщин с деталями больших толщин. Способ включает соединение секций многослойных тонкостенных гофрированных оболочек между собой с помощью сплошных металлических колец. На внутренних цилиндрических поверхностях колец выполнены кольцевые...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484932
Дата охранного документа: 20.06.2013
20.08.2013
№216.012.6135

Центробежный насос для перекачки жидкости с абразивными включениями

Изобретение относится к машиностроению, а именно к центробежным насосам для перекачивания жидкости с абразивными включениями, имеющим гидростатические или гидродинамические подшипники (П), смазываемые и охлаждаемые перекачиваемой жидкостью. Насос содержит П скольжения, рабочие полости которых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002490517
Дата охранного документа: 20.08.2013
10.04.2014
№216.012.b403

Способ создания аэродинамического сопла многокамерной двигательной установки и составной сопловой блок для осуществления способа

При создании сопла двигательной установки создают внешний поток газов из первичных сопел многокамерной двигательной установки с центральным телом на первой ступени ракеты-носителя и внутренний поток газов из первичных сопел жидкостных ракетных двигателей, выполненных по закрытой схеме с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002511800
Дата охранного документа: 10.04.2014
20.04.2014
№216.012.b8bf

Способ обеспечения бессрывной работы турбонасосного агрегата многорежимного жидкостного ракетного двигателя на режимах глубокого дросселирования

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к высокооборотным шнекоцентробежным насосам турбонасосных агрегатов дросселируемых жидкостных ракетных двигателей. Способ обеспечения бессрывной работы насосов турбонасосного агрегата дросселируемого жидкостного ракетного двигателя,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002513023
Дата охранного документа: 20.04.2014
27.06.2014
№216.012.d6d1

Жидкостный ракетный двигатель по схеме с дожиганием генераторного газа

Изобретение относится к жидкостным ракетным двигателям (ЖРД), в частности к многокамерным ракетным двигателям. Жидкостный ракетный двигатель, включающий камеры (не менее двух) с трактами регенеративного охлаждения и смесительные головки; турбонасосную систему питания (ТНА) газогенераторов и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002520771
Дата охранного документа: 27.06.2014
10.09.2014
№216.012.f290

Способ повышения энергетических характеристик жидкостных ракетных двигателей

Изобретение относится к ракетной технике, а конкретно к кислородно-керосиновым жидкостным ракетным двигателям (ЖРД) замкнутой или открытой схем. Способ повышения энергетических характеристик жидкостного ракетного двигателя, работающего на компонентах топлива жидкий кислород и углеводородное...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002527918
Дата охранного документа: 10.09.2014
10.11.2014
№216.013.0417

Компоновка многоступенчатой ракеты-носителя

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано в ракетах-носителях. Многоступенчатая ракета-носитель содержит головной блок с полезным грузом, параллельно расположенные разделяемые ракетные блоки ступеней с многокамерными двигательными установками с топливными баками (ТБ)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002532445
Дата охранного документа: 10.11.2014
10.11.2014
№216.013.056b

Коррозионностойкая мартенситностареющая сталь

Изобретение относится к области металлургии, а именно к производству высокопрочных коррозионностойких мартенситностареющих сталей, используемых в энергетическом машиностроении для изготовления высоконагруженных упругих металлических уплотнений разъемных соединений энергетических установок,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002532785
Дата охранного документа: 10.11.2014
+ добавить свой РИД