×
20.06.2016
217.015.0529

Результат интеллектуальной деятельности: ДВЕНАДЦАТИСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к коробкам передач. 12-ступенчатая коробка передач содержит картер с промежуточной стенкой, с размещенными в нем входным, выходным и промежуточным валами. Входной и выходной валы установлены соосно, а промежуточный вал установлен параллельно этим валам. Наконечник выходного вала с двухпозиционной муфтой переключения установлен в опоре промежуточной стенки. В этом наконечнике расположена опора входного вала. На валах расположены семь пар шестерен переднего хода и ряд шестерен заднего хода. Достигается повышение долговечности КП за счет повышения жесткости валов. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится транспортному машиностроению, к трансмиссии транспортных машин.

Известны агрегаты трансмиссии - коробки передач (КП) со ступенчатым изменением передаточных чисел, содержащие шестерни, валы, опоры, устройства переключения передач, применяемые на отечественных и зарубежных автомобилях (Осепчугов В.В., Фрумкин А.К. Автомобиль: Анализ конструкций, элементы расчета. - М.: Машиностроение, 1989. - 304 с.).

На автопоездах, имеющих малую удельную мощность (мощность, приходящуюся на единицу полной массы автопоезда), для удобства переключения передач интервалы между передачами (отношение передаточных чисел соседних передач) уменьшают за счет увеличения числа передач путем дополнительной установки к базовой КП переднего делителя или демультипликатора, а также обоих устройств.

Передние делители могут быть встроены в базовую КП (с. 63, рис. 40) или выполнены в отдельном картере и пристыкованы к базовой КП. Демультипликаторы выполняют в отдельном картере, отделенном промежуточной стенкой от базовой КП (с. 65, рис. 42).

Эти агрегаты конструктивно сложны и металлоемки.

Наиболее близким к предлагаемому техническому решению является 10-ступенчатая трехвальная соосная КП (с. 64, рис. 41) автомобилей КамАЗ, предназначенных для постоянной работы с прицепом или полуприцепом.

Этот трансмиссионный агрегат состоит из базовой 5-ступенчатой КП, дополненной передним делителем. Эту конструкцию можно рассматривать как картер с промежуточной стенкой. В опорах стенок пятиступенчатой базовой КП размещены три вала, причем первичный и выходной валы соосны, а промежуточный вал расположен параллельно соосным валам. Одна шестерня выполнена совместно с первичным валом, пять шестерен на выходном валу установлены свободно, на промежуточном валу шесть шестерен закреплены и зацеплены с шестернями соосных валов. Ведущая шестерня заднего хода промежуточного вала зацеплена с ведомой шестерней выходного вала через блок шестерен заднего хода, расположенных на отдельном валу. Между шестернями выходного вала установлены три трехпозиционные муфты переключения передач.

На ведущем валу делителя, являющегося опорой для первичного вала базовой КП, свободно установлена шестерня, находящаяся в постоянном зацеплении с шестерней промежуточного вала делителя, который при помощи шлицев соединяется с промежуточным валом базовой КП. Между шестерней ведущего вала делителя и кареткой первичного вала базовой КП установлена трехпозиционная муфта переключения передач.

Рассмотренная КП автомобилей КамАЗ конструктивно сложна и имеет ограниченные эксплуатационные возможности. Для десяти передач переднего хода используются 12 шестерен, расположенных на четырех валах, и 4 шестерни для двух передач заднего хода, в том числе блок из двух шестерен на отдельной оси.

Недостаток известной КП состоит в том, что она не является автономной - передний конец входного вала должен иметь опору в торце коленчатого вала двигателя. Кроме того, опора выходного вала, расположенная в торце первичного вала базовой КП, увеличивает диаметр шестерни этого вала и снижает величину передаточного числа зубчатого зацепления между первичным и промежуточным валами Uпр=46/25=1,84, что ограничивает диапазон коробки передач (отношение передаточных чисел низшей передачи к высшей) D=U1=7,82 и эксплуатационные возможности транспортного средства. Для обеспечения достаточного диапазона передаточных чисел делитель выполнен ускоряющим - высшая, 10-я передача имеет передаточное число 0,815. D=7,82/0,815=9,6. Применение ускоряющей передачи в КП приводит к увеличению передаточного числа и габаритов главной передачи. Современные КП, как правило, имеют высшую передачу прямую. Консольная установка шестерни первичного вала с опорой в ней выходного вала, значительная длина выходного и промежуточного валов приводит к тому, что при высоких нагрузках из-за изгибных напряжений и деформаций нарушается точность контакта зубчатых зацеплений, которая приводит к снижению долговечности КП.

Задачей изобретения является расширение компоновочных и эксплуатационных возможностей транспортного средства.

Технический результат обеспечивается за счет обеспечения автономности КП и уменьшения числа валов с 4-х до 3-х, увеличение ее долговечности за счет повышения жесткости валов при уменьшении их длины и исключении консольной опоры выходного вала, а также увеличении числа передач переднего хода с 10 до 12 и заднего хода с 2-х до 6-ти.

Указанный технический результат достигается тем, что:

1. двенадцатиступенчатая коробка передач, содержащая картер с промежуточной стенкой, с размещенными в нем входным, выходным и промежуточным валами, входной и выходной валы установлены соосно, а промежуточный вал установлен параллельно этим валам, на валах расположены шесть пар шестерен переднего хода и ряд шестерен заднего хода, причем ведущая шестерня заднего хода зацеплена с ведомой шестерней через дополнительную шестерню или блок из двух шестерен заднего хода, установленных на отдельном валу, на выходном валу две шестерни установлены свободно, между этими шестернями расположена трехпозиционная муфта переключения передач, ведущая шестерня передач переднего хода входного вала и три шестерни промежуточного вала закреплены на валах, при этом наконечник выходного вала с двухпозиционной муфтой переключения установлен в опоре промежуточной стенки, в этом наконечнике расположена опора входного вала, на входном валу рядом с опорой свободно установлены две шестерни, зацепленные с шестернями, закрепленными на промежуточном валу, одна трехпозиционная муфта переключения расположена между шестернями, свободно установленными на входном валу, две трехпозиционные муфты переключения расположены между шестернями, свободно установленными на промежуточном валу, и зацепленными с ведущими шестернями, закрепленными на входном валу.

2. двенадцатиступенчатая коробка передач по п. 1, при этом на выходном валу свободно установлены четыре шестерни, между парами шестерен расположены две трехпозиционные муфты переключения, ряд шестерен заднего хода расположен на входе коробки передач.

На фиг. 1 изображена кинематическая схема 12-ступенчатой трехвальной соосной КП 12R6 - 6×(2+1) (12 передач переднего хода и 6 передач заднего хода, шесть пар шестерен переднего хода на входе промежуточного вала и две пары шестерен на выходе), содержащей 14 шестерен для передач переднего хода и 3 шестерни для передач заднего хода (возможен вариант с 4 шестернями), пять муфт переключения передач. В нижней части приведены номера пар шестерен переднего хода (1-7) и обозначение ряда шестерен заднего хода - R.

На фиг. 2 приведена лучевая диаграмма этой КП с таблицами положений муфт переключения на различных передачах переднего (вверху) и заднего хода (внизу). В верхней части таблиц обозначены включенные в работу пары шестерен (1-7) или ряд шестерен заднего хода (R). На горизонтальных шкалах приведены в логарифмическом виде величины передаточных чисел пар шестерен и передач. Крайние горизонтали соответствуют выходному валу, а средняя - промежуточному валу. Чем значительнее наклон луча направо, тем больше передаточное число. Левый наклон луча указывает на ускоряющий режим работы пары шестерен. Наклон луча каждой пары шестерен постоянный на любом участке лучевой диаграммы.

На фиг. 3 изображена кинематическая схема 12-ступенчатой трехвальной соосной КП 12R6 - (3+1)×4 (12 передач переднего хода и 6 передач заднего хода, три пары шестерен переднего хода на входе промежуточного вала и четыре пары шестерен на выходе), содержащей 14 шестерен для передач переднего хода и 3 шестерни для передач заднего хода (возможен вариант с 4 шестернями), пять муфт переключения передач. В нижней части приведены обозначение ряда шестерен заднего хода - R и номера пар шестерен переднего хода (1-7).

На фиг. 4 приведена лучевая диаграмма этой КП с таблицами положений муфт переключения на различных передачах переднего (вверху) и заднего хода (внизу). В верхней части таблиц обозначены включенные в работу пары шестерен (1-7) или ряд шестерен заднего хода (R).

В опорах картера 12-ступенчатой КП 1 (см. фиг. 1) расположены входной 2, выходной 3 и промежуточный 4 валы. Входной 2 и выходной 3 валы расположены соосно, а промежуточный вал 4 установлен параллельно соосным валам. Картер 1 в промежуточной стенке имеет опору 5, в которой установлен наконечник 6 выходного вала 3. В наконечнике 6 размещена опора входного вала 2. На входном валу 2 закреплены (изготовлены совместно с валом) ведущие шестерни 7-10, а шестерни 11 и 12 свободно установлены на этом валу. Шестерни 13 и 14 свободно установлены на выходном валу 3. Ведомая шестерня заднего хода 14 через дополнительную шестерню заднего хода 15, установленную на отдельной оси 16, зацеплена с ведущей шестерней заднего хода 17, закрепленной на промежуточном валу 4. На этом валу также закреплены шестерни 18-20 и свободно установлены шестерни 21-24. Шестерня 18 зацеплена с шестерней 13 выходного вала 3, а шестерни 19-24 зацеплены соответственно с шестернями 12-7 входного вала 2. Трехпозиционная муфта 25 (А) крайних шестерен промежуточного вала 4 установлена между шестернями 24 и 23, трехпозиционная муфта 26 (В) средних шестерен промежуточного вала 4 установлена между шестернями 22 и 21, трехпозиционная муфта 27 (С) установлена между шестернями 11 и 12 входного вала 2, двухпозиционная муфта 28 (D) расположена на зубчатом венце наконечника 6 выходного вала 3, трехпозиционная муфта 29 (Е) выходного вала 3 установлена между шестернями 13 и 14.

На фиг. 3, в отличие от фиг. 1, на входном валу 2 закреплены только две шестерни 7 и 8, а шестерня 9 установлена свободно. На выходном валу 3 свободно установлены шестерни 10-14, зацепленные с шестернями 15-19, закрепленными на промежуточном валу 4, на котором также закреплена шестерня 20, зацепленная с шестерней 9 входного вала 2, и свободно установлены шестерни 21 и 22. Шестерня 21 зацеплена с шестерней 8 входного вала 2, ведущая шестерня заднего хода 7 этого вала через дополнительную шестерню заднего хода 23, закрепленную на отдельной оси 24, зацеплена с ведомой шестерней заднего хода 22. Трехпозиционная муфта 25 (А) крайних шестерен промежуточного вала 4 установлена между шестернями 21 и 22, двухпозиционная муфта 26 (В) расположена на зубчатом венце шестерни 9, трехпозиционная муфта 27 (С) расположена на зубчатом венце наконечника 6 выходного вала 3, первая трехпозиционная муфта 28 (D) установлена между шестернями 11 и 12, а вторая трехпозиционная муфта 29 (Е) установлена между шестернями 13 и 14 выходного вала 3.

Работа КП осуществляется следующим образом (см. фиг. 1 и 2):

Первая передача

Муфты А и Е в левом положении (Л), а муфты В, С и D - в нейтральном (см. фиг. 2, табл.справа над т. 1).

В работу включены 1-я и 7-я пары шестерен.

Крутящий момент (см. фиг. 1) от входного вала 2 передается парой шестерен 7-24, муфтой 25 (А) на промежуточный вал 4, далее парой шестерен 17-14 и муфтой 29 (Е) на выходной вал 3.

На лучевой диаграмме (см. фиг. 2) эта передача представлена двумя лучами: луч 1 выходит из т. 12 слева на верхней горизонтали и направлен направо вниз к средней горизонтали, далее луч 7 к т. 1 справа на верхней горизонтали.

Вторая передача

Переключаем муфту А в правое положение (П) - выключаем из работы 1-ю пару шестерен 7-24 и включаем 2-ю пару шестерен 8-23.

Крутящий момент от входного вала 2 по паре шестерен 8-23 передается муфтой 25 (А) на промежуточный вал 4 и далее, как на первой передаче.

На лучевой диаграмме эта передача представлена двумя лучами: 2 и 7 от т. 12 к т. 2.

Третья передача

Перемещаем муфту А в нейтральное положение, а муфту В переключаем из нейтрального в левое положение - выключаем из работы 2-ю пару шестерен 8-23 и включаем 3-ю пару шестерен 9-22.

Крутящий момент от входного вала 2 по паре шестерен 9-22 передается муфтой 26 (В) на промежуточный вал 4 и далее, как на первой передаче.

На лучевой диаграмме эта передача представлена двумя лучами: 3 и 7 от т. 12 к т. 3.

Четвертая передача

Перемещаем муфту В из левого в правое положение - выключаем из работы 3-ю пару шестерен 9-22 и включаем 4-ю пару шестерен 10-21. Крутящий момент от входного вала 2 по паре шестерен 10-21 передается муфтой 26 (В) на промежуточный вал 4 и далее, как на первой передаче.

На лучевой диаграмме эта передача представлена лучами 4 и 7 от т. 12 к т. 4.

Пятая передача

Перемещаем муфту B в нейтральное положение, а муфту С переключаем из нейтрального в левое положение - выключаем из работы 4-ю пару шестерен 10-21 и включаем 5-ю пару шестерен 11-20.

Крутящий момент передается от входного вала 2 по муфте переключения 27 (С), паре шестерен 11-20 на промежуточный вал 4, далее, как на предыдущих передачах.

На лучевой диаграмме эта передача представлена двумя лучами: 5 и 7 от т. 12 к т. 5.

Шестая передача

Перемещаем муфту С из левого в правое положение - выключаем из работы 5-ю пару шестерен 11-20 и включаем 6-ю пару шестерен 12-19.

Крутящий момент передается от входного вала 2 по муфте переключения 27 (С), паре шестерен 12-19 на промежуточный вал 4, далее, как на предыдущих передачах.

На лучевой диаграмме эта передача представлена двумя лучами: 6 и 7 от т. 12 к т. 6.

На следующих передачах на выходе КП вместо 7-й пары шестерен работает 6-я пара: 7-я передача соответствует 1-й, 8-я - 2-й, 9-я - 3-й, 10-я - 4-й 11-я - 5-й и 12-я передача - прямая.

Седьмая передача

Переключаем муфты С и Е в нейтральное положение, муфты А и D в левое положение, при этом включаются в работу 1-я и 6-я пары шестерен 7-24 и 19-12.

До промежуточного вала 4 крутящий момент передается, как на первой передаче, от промежуточного к выходному валу 3 по паре шестерен 19-12.

На лучевой диаграмме этой передаче соответствуют лучи 1 и 6 от т. 12 к т. 7.

Восьмая передача

Перемещаем муфту А из левого в правое положение - выключаем из работы 1-ю пару шестерен 7-24 и включаем 2-ю пару шестерен 8-23.

До промежуточного вала 4 крутящий момент передается, как на второй передаче, от промежуточного к выходному валу 3, далее, как на предыдущей передаче.

На лучевой диаграмме эта передача представлена лучами 2 и 6 от т. 12 к т. 8.

Девятая передача

Переключаем муфту А в нейтральное положение, а муфту B в левое положение.

До промежуточного вала 4 крутящий момент передается, как на третьей передаче, далее, как на предыдущих передачах.

На лучевой диаграмме луч 3 направо вниз и луч 6 вверх к т. 9 характеризуют эту передачу.

Десятая передача

Перемещаем муфту В из левого в правое положение.

До промежуточного вала 4 крутящий момент передается, как на четвертой передаче, далее, как на предыдущих передачах.

На лучевой диаграмме луч 4 направо вниз и луч 6 вверх к т. 10 характеризуют эту передачу.

Одиннадцатая передача

Переключаем муфту B в нейтральное положение, а муфту С в левое положение.

До промежуточного вала 4 крутящий момент передается, как на пятой передаче, далее, как на предыдущих передачах.

На лучевой диаграмме луч 5 направо вниз и луч 6 вверх к т. 11 характеризуют эту передачу.

Двенадцатая передача - прямая

Перемещаем муфту С из левого в правое положение.

Крутящий момент от входного вала 2 передается муфтой С на ступицу шестерни 12, далее муфтой D на выходной вал 3 с высоким КПД без трансформации крутящего момента парами шестерен.

На лучевой диаграмме эта передача представлена точкой 12.

Передачи заднего хода включаются при перемещении муфты Е в правое положение, которая соединяет ведомую шестерню заднего хода 14 с выходным валом 3. Положения муфт А, В и С соответствуют первой, второй, третьей, четвертой, пятой и шестой передачам переднего хода (см. табл.внизу).

Первый задний ход - 1R

Муфта А находятся в левом положении, муфта Е - в правом положении, муфты В, С и D - в нейтральном (см. фиг. 2, табл. справа под т. 1R).

Крутящий момент от входного вала 2 передается по шестерням 7-24, муфтой А на промежуточный вал 4, рядом шестерен заднего хода 17-15-14 и по муфте Е на выходной вал 3, который вращается в направлении противоположном вращению входного вала 2.

На лучевой диаграмме эта передача представлена двумя лучами: луч 1 из т. 12 слева на верхней горизонтали направо вниз к средней горизонтали, далее пологий луч R также направо вниз к т. 1R на нижней горизонтали.

Второй задний ход - 2R

Переключаем муфту А в правое положение.

До промежуточного вала 4 крутящий момент передается, как на второй передаче, далее, как на предыдущей передаче.

На лучевой диаграмме этой соответствуют лучи 2 и R.

Третий задний ход - 3R

Переключаем муфту А в нейтральное положение, а муфту В в левое положение.

До промежуточного вала 4 крутящий момент передается, как на третьей передаче, далее, как на предыдущих передачах.

На лучевой диаграмме этой соответствуют лучи 3 и R.

Четвертый задний ход - 4R

Переключаем муфту B в правое положение.

До промежуточного вала 4 крутящий момент передается, как на четвертой передаче, далее, как на предыдущей передаче.

На лучевой диаграмме этой соответствуют лучи 4 и R.

Пятый задний ход - 5R

Переключаем муфту B в нейтральное положение, а муфту С в левое положение.

До промежуточного вала 4 крутящий момент передается, как на пятой передаче, далее, как на предыдущих передачах.

На лучевой диаграмме этой соответствуют лучи 5 и R.

Шестой задний ход - 6R

Переключаем муфту С в правое положение.

До промежуточного вала 4 крутящий момент передается, как на шестой передаче, далее, как на предыдущей передаче.

На лучевой диаграмме этой соответствуют лучи 6 и R.

На фиг. 3 и 4 работа КП осуществляется следующим образом:

Первая передача

Муфты А и Е в правом положении (П), а муфты В, С и D - в нейтральном (см. фиг. 4, табл.справа над т. 1).

Крутящий момент (см. фиг. 3) от входного вала 2 передается 1-й парой шестерен 8-21, муфтой 25 (А) на промежуточный вал 4, далее 7-й парой шестерен 15-14 и муфтой 29 (Е) на выходной вал 3.

На лучевой диаграмме (см. фиг. 4) эта передача представлена двумя лучами: луч 1 выходит из т. 12 слева на верхней горизонтали и направлен направо вниз к средней горизонтали, далее луч 7 к т. 1 справа на верхней горизонтали.

Вторая передача

Выключаем муфту А в нейтральное положение, включаем муфту B в левое положение (Л).

Крутящий момент от входного вала 2 по шестерне 8 передается муфтой 26 (В) на пару шестерен 9-20, промежуточный вал 4 и далее, как на первой передаче.

На лучевой диаграмме эта передача представлена двумя лучами: 2 и 7 от т. 12 к т. 2.

Третья передача

Возвращаем муфту А в положение первой передачи. Муфту В переключаем в нейтральное положение, а муфту Е - из правого положения в левое - выключаем из работы пару шестерен 15-14 и включаем пару шестерен 16-13.

Крутящий момент передается от входного вала 2 до промежуточного вала 4, как на первой передаче, далее парой шестерен 16-13 и по муфте Е на выходной вал 3.

На лучевой диаграмме эта передача представлена лучами 1 и 6 к т. 3. Луч 6 значительно короче луча 7, что указывает на меньшее передаточное число во включенной паре шестерен.

Четвертая передача

Переключаем муфту А в нейтральное положение, включаем муфту B в положение второй передачи.

До промежуточного вала 4 крутящий момент передается, как на второй передаче, от промежуточного к выходному валу 3 - как на предыдущей передаче.

На лучевой диаграмме этой передаче соответствуют лучи 2 и 6 от т. 12 к т. 4.

Пятая передача

Возвращаем муфту А в положение первой передачи и включаем муфту D в правое положение.

До промежуточного вала 4 крутящий момент передается, как на первой и третьей передачах, далее по паре шестерен 17-12 и по муфте D на выходной вал 3.

На лучевой диаграмме луч 1 направо вниз и луч 5 направо вверх к т. 5 характеризуют эту передачу.

Шестая передача

Выключаем муфту А в нейтральное положение и включаем муфту B в левое положение.

До промежуточного вала 4 крутящий момент передается, как на второй и четвертой передачах, от промежуточного к выходному 3 - как на предыдущей передаче.

На лучевой диаграмме луч 2 направо вниз и луч 5 направо вверх к т. 6 характеризуют эту передачу.

Седьмая передача

Выключаем муфту B в нейтральное положение, включаем муфту А в правое положение, а муфту D переводим из правого в левое положение.

До промежуточного вала 4 крутящий момент передается, как на пятой передаче, далее по паре шестерен 18-11 и по муфте D на выходной вал 3.

На лучевой диаграмме луч 1 направо вниз и луч 4 вверх к т. 7 характеризуют эту передачу.

Восьмая передача

Выключаем муфту А в нейтральное положение и включаем муфту B в левое положение.

До промежуточного вала 4 крутящий момент передается, как на второй, четвертой и шестой передачах, от промежуточного к выходному валу 3 - как на предыдущей передаче.

На лучевой диаграмме луч 2 направо вниз и луч 4 вверх к т. 8 характеризуют эту передачу.

Девятая передача

Выключаем муфты В и D в нейтральное положение, муфты А и С переводим в правое положение.

До промежуточного вала 4 крутящий момент передается, как на первой, третьей, пятой и седьмой передачах, далее по паре шестерен 19-10, работающей в ускоряющем режиме и по муфте С на выходной вал 3.

На лучевой диаграмме луч 1 направо вниз и луч 3 налево вверх к т. 9 характеризует эту передачу.

Десятая передача

Выключаем муфту А в нейтральное положение и включаем муфту B в левое положение.

До промежуточного вала 4 крутящий момент передается, как на второй, четвертой, шестой и восьмой передачах, от промежуточного к выходному валу 3 - как на предыдущей передаче.

На лучевой диаграмме луч 2 направо вниз и луч 3 налево вверх к т. 10 характеризуют эту передачу.

Одиннадцатая передача

Выключаем муфту B в нейтральное положение, включаем муфту А в правое положение, а муфту С переводим из правого в левое положение.

До промежуточного вала 4 крутящий момент передается, как на первой, третьей, пятой, седьмой и девятой передачах, далее по паре шестерен 20-9 и по муфте С на выходной вал 3. Пара шестерен 20-9 работает в ускоряющем режиме. Ранее эта пара шестерен работала в замедляющем режиме - от шестерни 9 к шестерне 20.

На лучевой диаграмме луч 1 направо вниз и луч 2 налево вверх к т. 11 характеризуют эту передачу.

Двенадцатая передача - прямая

Выключаем муфту А в нейтральное положение и включаем муфту B в левое положение.

Крутящий момент от входного вала 2 передается шестерней 8 и муфтой В на ступицу шестерни 9, далее муфтой С на выходной вал 3 с высоким КПД без трансформации крутящего момента парами шестерен.

На лучевой диаграмме эта передача представлена точкой 12.

Передачи заднего хода включаются при перемещении муфты А в левое положение, которая соединяет шестерню 22 с промежуточным валом 4. Положения муфт Е, D и С соответствуют первой, третьей, пятой, седьмой, девятой и одиннадцатой передачам переднего хода (см. табл. внизу).

Первый задний ход - 1R

Муфта А находится в левом положении, муфты В, С и D - в нейтральном, а муфта Е - в правом положении (см. фиг. 4, табл. справа под т. 1R).

Крутящий момент от входного вала 2 передается рядом шестерен заднего хода 7-23-22, муфтой А на промежуточный вал 4, далее, как на первой передаче переднего хода по шестерням 15-14 и муфте Е на выходной вал 3, который вращается в направлении противоположном вращению входного вала 2.

На лучевой диаграмме эта передача представлена двумя лучами: луч R из т. 12 слева на верхней горизонтали направо вниз к средней горизонтали, далее пологий луч 7 также направо вниз к т. 1R на нижней горизонтали.

Второй задний ход - 2R

Переключаем муфту Е в левое положение.

До промежуточного вала 4 крутящий момент передается, как на предыдущей передаче, далее - как на третьей передаче переднего хода.

На лучевой диаграмме этой передаче соответствуют лучи R и 6.

Третий задний ход - 3R

Переключаем муфту Е в нейтральное положение, а муфту D в правое положение.

До промежуточного вала 4 крутящий момент передается, как на предыдущих передачах, далее - как на пятой передаче переднего хода.

На лучевой диаграмме этой передаче соответствуют лучи R и 5.

Четвертый задний ход - 4R

Переключаем муфту D в левое положение.

До промежуточного вала 4 крутящий момент передается, как на предыдущих передачах, далее - как на седьмой передаче переднего хода.

На лучевой диаграмме этой передаче соответствуют лучи R и 4.

Пятый задний ход - 5R

Переключаем муфту D в нейтральное положение, а муфту С в правое положение.

До промежуточного вала 4 крутящий момент передается, как на предыдущих передачах, далее - как на девятой передаче переднего хода.

На лучевой диаграмме этой передаче соответствуют лучи R и 3.

Шестой задний ход - 6R

Переключаем муфту С в правое положение.

До промежуточного вала 4 крутящий момент передается, как на предыдущих передачах, далее - как на одиннадцатой передаче переднего хода.

На лучевой диаграмме этой передаче соответствуют лучи R и 2.

Технико-экономическая эффективность заключается в следующем:

1. Автономность КП расширяет компоновочные возможности - допускается установка КП как в средней части транспортного средства аналогично автомобилю-самосвалу КАЗ-4540, так и компоновка "трансэксл" с расположением КП в задней части транспортного средства, для лучшей развесовки по осям.

2. Установка дополнительной опоры выходного и входного валов в средней части КП повышает долговечность КП за счет улучшения условий работы зубчатых зацеплений при уменьшении изгибных деформаций валов.

3. Устранение опоры выходного вала из торца входного вала позволяет увеличить величину передаточного числа пары шестерен привода промежуточного вала без увеличения межосевого расстояния, габаритов и массы КП, что расширяет диапазон КП и эксплуатационные возможности транспортного средства. Увеличение числа передач переднего хода с 10-ти до 12-ти и заднего хода с двух до шести также способствует расширению эксплуатационных возможностей транспортного средства.

Десятиступенчатая КП автомобиля КамАЗ имеет диапазон 9,6. На фиг. 2 и 4 приведены данные для диапазона 12 при среднем интервале между передачами 1,253. При этом на фиг. 1 и 2 передаточные числа пар шестерен составят: U1=1,25355=3,09; U7=1,2536=3,88; диапазон - D=U1×U7=3,09×3,88=12. Конструкция КП допускает увеличение передаточного числа низшей передачи и диапазона, что приведет к дальнейшему расширению эксплуатационных возможностей транспортного средства.

Обозначения на фиг. 1:

1 - картер КП;

2 - входной вал;

3 - выходной вал;

4 - промежуточный вал;

5 - опора промежуточной стенки картера 1;

6 - наконечник выходного вала 3;

7-10 - ведущие шестерни, закрепленные на входном валу 2;

11-12 - шестерни, свободно установленные на входном валу 2;

13-14 - шестерни, свободно установленные на выходном валу 3;

15 - дополнительная шестерня заднего хода;

16 - отдельная ось дополнительной шестерни заднего хода 15;

17 - ведущая шестерня заднего хода, закрепленная на промежуточном валу 4;

18-20 - шестерни, закрепленные на промежуточном валу 4;

21-24 - шестерни, свободно установленные на промежуточном валу 4;

25(А) - трехпозиционная муфта крайних шестерен промежуточного вала 4;

26(В) - трехпозиционная муфта средних шестерен промежуточного вала 4;

27(С) - трехпозиционная муфта шестерен, свободно установленных на входном валу 2;

28(D) - двухпозиционная муфта на зубчатом венце наконечника 6 выходного вала 3;

29(Е) - трехпозиционная муфта выходного вала 3.

Обозначения на фиг. 3:

7, 8 - ведущие шестерни, закрепленные на входном валу 2;

9 - шестерня, свободно установленная на входном валу 2;

10-14 - шестерни, свободно установленные на выходном валу 3;

15-20 - шестерни, закрепленные на промежуточном валу 4;

21,22 - шестерни, свободно установленные на промежуточном валу 4;

22 - ведомая шестерня заднего хода, свободно установленная на промежуточном валу 4;

23 - дополнительная шестерня заднего хода;

24 - отдельная ось дополнительной шестерни заднего хода 23.


ДВЕНАДЦАТИСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ
ДВЕНАДЦАТИСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ
ДВЕНАДЦАТИСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 233 items.
27.03.2013
№216.012.30db

Моторно-трансмиссионный модуль

Изобретение относится к машиностроению, в частности к моторно-трансмиссионным модулям наземных транспортных машин. В цилиндрах (1) реечно-шестеренного двигателя расположены поршни (2), взаимосвязанные с зубчатыми рейками (3) и (4), зацепленными с полушестерней, длина дуги зубьев которой немного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478045
Дата охранного документа: 27.03.2013
20.04.2013
№216.012.3776

Мобильный станок-качалка

Устройство предназначено для использования в области нефтедобычи для механизированной добычи нефти установками штангового скважинного насоса. В направляющих стойки установлена траверса, к которой крепится колонна штанг. Стойка оснащена двумя талевыми системами с основными противовесами....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479751
Дата охранного документа: 20.04.2013
10.05.2013
№216.012.3e47

Шестнадцатиступенчатая соосная коробка передач со сдвоенным сцеплением

Изобретение относится к коробкам передач со сдвоенным сцеплением в транспортных средствах. На входе в коробку передач расположено сдвоенное сцепление, часть ведомых дисков этого сцепления установлена на первичном валу, а другая часть - на трубчатом валу. На этих валах закреплены шестерни,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481510
Дата охранного документа: 10.05.2013
27.05.2013
№216.012.44e7

Полушестеренно-реечная поршневая машина

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в ДВС, компрессорах, насосах, в том числе многоцилиндровых. Поршневая машина содержит картер с зафиксированными в нем цилиндрами, поршни соединены двусторонними зубчатыми рейками, каждая зубчатая рейка валами с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483216
Дата охранного документа: 27.05.2013
10.06.2013
№216.012.48f3

Шестеренно-реечная поршневая машина

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, производству компрессоров, насосов. Шестеренно-реечная поршневая машина содержит картер с зафиксированными в нем цилиндрами, поршни соединены двусторонними зубчатыми рейками, каждая зубчатая рейка редуктором взаимосвязана...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484255
Дата охранного документа: 10.06.2013
10.07.2013
№216.012.54b5

Термомеханический комплекс внутреннего композиционного покрытия трубопровода

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано для нанесения защитного покрытия на внутреннюю поверхность трубопровода. Термомеханический комплекс состоит из последовательно шарнирно соединенных самоходного модуля очистки, модуля диагностики, турбодетандера и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487288
Дата охранного документа: 10.07.2013
20.07.2013
№216.012.578f

Привод штангового глубинного насоса

Изобретение относится к области насосостроения и может быть использовано для механизированной добычи нефти установками ШГН (штангового глубинного скважинного насоса). Привод ШГН содержит раму, противовесы, двигатель, в верхней части рамы установлены направляющие опоры вращения синхронизирующего...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488023
Дата охранного документа: 20.07.2013
10.10.2013
№216.012.73c8

Шестиступенчатая коробка передач

Изобретение относится к механическим коробкам передач. Шестиступенчатая коробка передач содержит соосные входной и выходной валы и промежуточный вал, установленный параллельно им. На валах установлены четыре пары шестерен переднего хода и ряд шестерен заднего хода, причем ведущая шестерня...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002495297
Дата охранного документа: 10.10.2013
10.10.2013
№216.012.73c9

Восьмиступенчатая коробка передач

Изобретение относится к механическим коробкам передач. Восьмиступенчатая коробка передач содержит соосные входной и выходной валы, установленный параллельно им промежуточный вал. На валах расположены пять пар шестерен переднего хода и ряд шестерен заднего хода. Ведущая шестерня заднего хода...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002495298
Дата охранного документа: 10.10.2013
10.10.2013
№216.012.73ca

Десятиступенчатая коробка передач

Изобретение относится к механическим коробкам передач транспортных машин. Десятиступенчатая коробка передач содержит картер с промежуточной стенкой с размещенными в нем входным, выходным и промежуточным валами. Входной и выходной валы установлены соосно, а промежуточный вал установлен...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002495299
Дата охранного документа: 10.10.2013
Showing 1-10 of 139 items.
27.03.2013
№216.012.30db

Моторно-трансмиссионный модуль

Изобретение относится к машиностроению, в частности к моторно-трансмиссионным модулям наземных транспортных машин. В цилиндрах (1) реечно-шестеренного двигателя расположены поршни (2), взаимосвязанные с зубчатыми рейками (3) и (4), зацепленными с полушестерней, длина дуги зубьев которой немного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478045
Дата охранного документа: 27.03.2013
27.05.2013
№216.012.44e7

Полушестеренно-реечная поршневая машина

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в ДВС, компрессорах, насосах, в том числе многоцилиндровых. Поршневая машина содержит картер с зафиксированными в нем цилиндрами, поршни соединены двусторонними зубчатыми рейками, каждая зубчатая рейка валами с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483216
Дата охранного документа: 27.05.2013
10.06.2013
№216.012.48f3

Шестеренно-реечная поршневая машина

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, производству компрессоров, насосов. Шестеренно-реечная поршневая машина содержит картер с зафиксированными в нем цилиндрами, поршни соединены двусторонними зубчатыми рейками, каждая зубчатая рейка редуктором взаимосвязана...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484255
Дата охранного документа: 10.06.2013
10.07.2013
№216.012.54b5

Термомеханический комплекс внутреннего композиционного покрытия трубопровода

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано для нанесения защитного покрытия на внутреннюю поверхность трубопровода. Термомеханический комплекс состоит из последовательно шарнирно соединенных самоходного модуля очистки, модуля диагностики, турбодетандера и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487288
Дата охранного документа: 10.07.2013
20.07.2013
№216.012.578f

Привод штангового глубинного насоса

Изобретение относится к области насосостроения и может быть использовано для механизированной добычи нефти установками ШГН (штангового глубинного скважинного насоса). Привод ШГН содержит раму, противовесы, двигатель, в верхней части рамы установлены направляющие опоры вращения синхронизирующего...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488023
Дата охранного документа: 20.07.2013
10.10.2013
№216.012.73ca

Десятиступенчатая коробка передач

Изобретение относится к механическим коробкам передач транспортных машин. Десятиступенчатая коробка передач содержит картер с промежуточной стенкой с размещенными в нем входным, выходным и промежуточным валами. Входной и выходной валы установлены соосно, а промежуточный вал установлен...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002495299
Дата охранного документа: 10.10.2013
20.12.2013
№216.012.8dc6

Станок-качалка "цепь"

Изобретение относится к области нефтедобычи и может быть использовано для добычи нефти установками скважинного штангового глубинного насоса. Станок-качалка содержит раму 3, двигатель 15, два параллельно установленных редуктора 9 привода звездочек цепных передач, расположенных на вертикальных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002501977
Дата охранного документа: 20.12.2013
10.02.2014
№216.012.9f2b

Станок-качалка

Изобретение относится к области нефтедобычи и может быть использовано в механизированном способе добычи нефти установками скважинного ШГН (штангового глубинного насоса). Станок-качалка содержит раму, двигатель, зубчатую рейку с закрепленной к ней колонной штанг. Зубчатая рейка зацеплена с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002506455
Дата охранного документа: 10.02.2014
10.02.2014
№216.012.9f2d

Станок-качалка

Изобретение относится к области нефтедобычи, применяется для механизированного способа добычи нефти установками скважинного ШГН. Станок-качалка содержит раму, двигатель, зубчатую рейку с закрепленной к ней колонной штанг. Зубчатая рейка зацеплена с шестерней, закрепленной на выходном валу...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002506457
Дата охранного документа: 10.02.2014
10.02.2014
№216.012.9f42

Четырнадцатиступенчатая коробка передач

Изобретение относится к коробкам передач транспортной техники. Четырнадцатиступенчатая коробка передач содержит картер с промежуточной стенкой, с размещенными в нем входным, выходным и промежуточным валами. Входной и выходной валы установлены соосно, а промежуточный вал установлен параллельно...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002506478
Дата охранного документа: 10.02.2014
+ добавить свой РИД