×
20.06.2016
217.015.02f1

Результат интеллектуальной деятельности: ЦИФРОВОЙ БИОМЕТРИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПИЛОТА ВОЗДУШНОГО СУДНА

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к устройствам для определения психофизиологического состояния человека и может быть использовано для контроля операторской деятельности человека. Цифровой биометрический комплекс оценки функционального состояния пилота воздушного судна состоит из датчика кожно-гальванической реакции и двух блоков, из которых первый размещен на теле оператора и содержит датчики температуры и сердечных сокращений, выходы которых соединены с входами первого микроконтроллера, осуществляющего циклический опрос датчиков первого блока, имеющего энергонезависимую память и связанного своим выходом с входом передающего модуля радиоканала, и второй блок состоит из приемного модуля радиоканала, выход которого соединен с входом второго микроконтроллера, выход которого соединен с интерфейсом связи с внешними устройствами. Датчик кожно-гальванической реакции связан со вторым микроконтроллером, размещен на штурвале или ручке управления, а первый блок дополнен идентификатором, выполненным с возможностью формирования кода номера устройства или фамилии пилота. Изобретение позволяет повысить оперативность получения и достоверность результатов диагностики. 1 ил.
Основные результаты: Цифровой биометрический комплекс оценки функционального состояния пилота воздушного судна, состоящий из датчика кожно-гальванической реакции и двух блоков, из которых первый размещен на теле оператора и содержит датчики температуры и сердечных сокращений, выходы которых соединены с входами первого микроконтроллера, осуществляющего циклический опрос датчиков первого блока, имеющего энергонезависимую память и связанного своим выходом с входом передающего модуля радиоканала, и второй блок состоит из приемного модуля радиоканала, выход которого соединен с входом второго микроконтроллера, выход которого соединен с интерфейсом связи с внешними устройствами, отличающийся тем, что датчик кожно-гальванической реакции связан со вторым микроконтроллером, размещен на штурвале или ручке управления, а первый блок дополнен идентификатором, выполненным с возможностью формирования кода номера устройства или фамилии пилота.

Изобретение относится к устройствам для определения психофизиологического состояния человека и может быть использовано для контроля операторской деятельности человека, например на авиационном, железнодорожном, морском и речном транспорте, а также для индивидуального самоконтроля функциональных возможностей человека. Устройство позволяет повысить оперативность получения и достоверность результатов диагностики, а также увеличить информативность определения психофизиологического состояния человека и обеспечить надежность и безопасность его профессиональной деятельности.

Комплексной задачей предлагаемого изобретения является как расширение функциональных возможностей штатных бортовых систем регистрации, так и обеспечение записи информации о состоянии операторов, что обеспечит возможность оценки вклада человеческого фактора при разборе происшествий.

В настоящее время для записи параметров работы бортовых агрегатов и переговоров экипажа используется способ записи с помощью бортовых самописцов - самопишущих приборов, устанавливаемых на борту воздушного судна в качестве дополнительного источника сведений для проведения профилактических мероприятий и расследования авиационного происшествия или инцидента (Правила расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации", утвержденные постановлением Правительства РФ от 18.06.1998 №609).

Такие бортовые самописцы являются частью системы объективного контроля воздушного судна, которая собирает сведения о состоянии материальной части (давление топлива на входе в двигатель, давление в гидросистемах, обороты двигателей, температура воздуха за турбиной и т.д.), о действиях экипажа (степень отклонения органов управления, уборка и выпуск взлетно-посадочной механизации, воздействие на органы управления) и переговорах внутри кабины, навигационные (скорость и высота полета, курс, прохождение приводных маяков) и другие данные.

Зачастую к причине аварии эксперты относят стрессовое состояние пилотов или их неадекватное поведение - так называемый «человеческий фактор», однако получение объективной информации о состоянии оператора (пилота) при оценке отсутствует, поскольку в бортовых системах регистрации ее ввод не предусмотрен.

Известны способы определения функционального состояния человека путем измерения физиологических показателей до и после нагрузки, с помощью размещения на его теле датчиков, циклического их опроса и записи, либо передачи записей их показаний, или осуществления непосредственного контроля состояния организма (см. Патент РФ №2204318, Способ определения функционального состояния организма человека. А61В 5/02, А61В 5/16; Патент РФ №2289301. Способ определения функционального состояния человека. А61В 5/0452, А61В 5/021).

Указанные способы реализуются путем размещения на теле человека датчиков, характеризующих физическое состояние организма.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является адаптация известных устройств измерения функционального состояния организма к условиям работы пилотов воздушных судов. Технический результат заключается в реализации указанного действия путем включения в состав бортовых систем регистрации биометрического комплекса и размещения части его датчиков на штурвале или рычаге управления.

Известно устройство для определения психофизиологического состояния и функциональных возможностей человека (см. Патент РФ №2286090. Устройство для определения психофизиологического состояния и функциональных возможностей человека. А61В 5/16), содержащее датчик электрокожного сопротивления и датчик фотоплетизмограммы, соединенные выходами с входами соответствующих каналов преобразования сигналов измерительного блока, блок датчиков имеет размещенный на руке человека датчик артериального давления крови, выход которого подключен ко входу, по меньшей мере, одного дополнительного канала преобразования сигналов измерительного блока.

Известно взятое за прототип устройство для цифрового биометрического контроля функционального состояния оператора (Кулешов С.В. Цифровой биометрический браслет контроля функционального состояния оператора // Научное приборостроение, 2011, том 21, №2, с. 63-66), состоящее из двух блоков: первого, состоящего из размещенных на теле оператора датчиков температуры, сердечных сокращений и датчика кожно-гальванической реакции (электропроводимости), выходы которых соединены с входом первого микроконтроллера, осуществляющего циклический опрос датчиков, имеющего энергонезависимую память и связанного своим выходом с входом передающего модуля радиоканала, и второго блока, состоящего из приемного модуля радиоканала, выход которого соединен с входом второго микроконтроллера, выход которого соединен с интерфейсом USB.

Недостатком данного устройства является невозможность использования прототипа для определения времени изменения параметров датчиков пилота, управляющего самолетом (вертолетом).

Технический результат заключается в определении физиологического состояния летчика за штурвалом и одновременном определении времени пилотирования конкретным летчиком.

Данный технический результат достигается тем, что в состав устройства в качестве дополнительного датчика включен идентификатор устройства, а датчик кожно-гальванической реакции и датчик сердечных сокращений размещены на штурвале или ручке управления самолета (вертолета).

На чертеже приведен состав предлагаемого устройства, на котором обозначены:

1 - датчик температуры,

2 - датчик сердечных сокращений,

3 - датчик кожно-гальванической реакции,

4 - первый микроконтроллер с энергонезависимой памятью,

5 - передающий модуль радиоканала,

6 - идентификатор устройства,

7 - приемного модуля радиоканала,

8 - второй микроконтроллер,

9 - интерфейс,

10 - штурвал,

11 - ручка управления.

Предлагаемое устройство работает следующим образом.

Первый микроконтроллер (4) циклически опрашивает расположенные в первом блоке (по крайней мере, два датчика) датчики температуры (1) и ДСС (2) и идентификатор, формирующий код номера устройства или фамилию пилота (6). Их измеренные значения поступают на вход первого микроконтроллера (4), с выхода которого информация в кодированном сообщении поступает на вход передающего модуля радиоканала (5). На втором блоке, после приема в приемном модуле радиоканала (7) кодированное сообщение поступает на один из входов второго микроконтроллера (8) и дополняется в нем информацией от датчика кожно-гальванической реакции (3), расположенного на штурвале (10) или ручке управления (11) самолета или вертолета (в зависимости от его типа). Далее, кодовое сообщение поступает на вход интерфейса (9), с выхода которого оно может быть записано во внешнем устройстве, например в системе объективного контроля воздушного судна. Таким образом, в кодовом сообщении данные измерений с датчика кожно-гальванической реакции будут в сообщении только того пилота, который в данный момент находится за штурвалом, в то время как данные о температуре и сердечном сокращении будут передаваться от всех членов экипажа.

Цифровой биометрический комплекс оценки функционального состояния пилота воздушного судна, состоящий из датчика кожно-гальванической реакции и двух блоков, из которых первый размещен на теле оператора и содержит датчики температуры и сердечных сокращений, выходы которых соединены с входами первого микроконтроллера, осуществляющего циклический опрос датчиков первого блока, имеющего энергонезависимую память и связанного своим выходом с входом передающего модуля радиоканала, и второй блок состоит из приемного модуля радиоканала, выход которого соединен с входом второго микроконтроллера, выход которого соединен с интерфейсом связи с внешними устройствами, отличающийся тем, что датчик кожно-гальванической реакции связан со вторым микроконтроллером, размещен на штурвале или ручке управления, а первый блок дополнен идентификатором, выполненным с возможностью формирования кода номера устройства или фамилии пилота.
ЦИФРОВОЙ БИОМЕТРИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПИЛОТА ВОЗДУШНОГО СУДНА
ЦИФРОВОЙ БИОМЕТРИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПИЛОТА ВОЗДУШНОГО СУДНА

Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 10 items.
10.04.2013
№216.012.34ba

Устройство для определения оптимального периода контроля и управления техническим состоянием изделия

Изобретение относится к устройству для определения оптимальных сроков контроля и технического обслуживания изделий, а также расчетных значений времени безотказной работы изделия и времени, необходимого для проведения работ по техническому обслуживанию. Техническим результатом является повышение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479041
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.08.2014
№216.012.e6b0

Устройство для определения надежностных и эксплуатационно-технических характеристик изделия

Изобретение относится к устройствам контроля и может использоваться для определения оптимальных значений параметров надежности изделий и вычисления соответствующих значений времени безотказной работы и продолжительности процесса обслуживания изделия. Техническим результатом является расширение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002524849
Дата охранного документа: 10.08.2014
27.12.2014
№216.013.1632

Устройство для определения оптимального времени подготовки средств системы к применению

Изобретение относится к вычислительной технике. Техническим результатом является расширение функциональных возможностей устройства за счет введения в схему прототипа функциональных элементов, позволяющих определить оптимальное время начала и продолжительность подготовки средств системы к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002537106
Дата охранного документа: 27.12.2014
10.08.2015
№216.013.6bee

Многоканальный орган управления летательным аппаратом

Изобретение относится к области авиации, в частности к дистанционным средствам управления летательными аппаратами. Многоканальный орган управления летательным аппаратом состоит из ложемента, установленного на ложементе механизма управляющего воздействия по каналу крена, на который установлен...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002559188
Дата охранного документа: 10.08.2015
09.06.2018
№218.016.5e85

Устройство поиска информации

Изобретение относится к области электросвязи и может быть использовано для поиска и оперативной идентификации информации в сетях передачи данных с коммутацией пакетов и в информационно-справочных (поисковых) системах. Техническим результатом является повышение достоверности определения типа...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002656736
Дата охранного документа: 06.06.2018
27.08.2019
№219.017.c40c

Беспроводная зарядная система

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для обеспечения гарантированного беспроводного питания и зарядки мобильных робототехнических комплексов и платформ. Технический результат заключается в повышении эффективности передачи энергии от зарядной станции в приемник потребителя...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002698307
Дата охранного документа: 26.08.2019
18.10.2019
№219.017.d78c

Способ определения опасных состояний на дорогах общего пользования на основе мониторинга ситуации в кабине транспортного средства

Изобретение относится к системам безопасности транспортного средства. Способ определения опасных состояний на дорогах общего пользования на основе мониторинга ситуации в кабине транспортного средства. Обнаруживают области изображения, содержащие лицо, глаза и границы области движения зрачка,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002703341
Дата охранного документа: 16.10.2019
24.10.2019
№219.017.daa7

Мобильная автономная робототехническая платформа с блочной изменяемой структурой

Изобретение относится к мехатронным системам. Мобильная автономная робототехническая платформа с блочной изменяемой структурой состоит из базового и навесных блоков. Базовый блок выполнен в виде нижнего уровня, верхнего уровня и расположенного между ними подуровня для лазерного дальномера....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002704048
Дата охранного документа: 23.10.2019
04.11.2019
№219.017.de61

Устройство для прогнозирования случайных событий

Изобретение относится к области вычислительной техники. Технический результат - создание управляемого устройства, способного повысить достоверность моделирования и прогноза случайных событий в условиях возникновения катастрофических состояний числа отказов производственной и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002705010
Дата охранного документа: 01.11.2019
10.12.2019
№219.017.eba2

Магнитно-механическое устройство соединения модульных конструкций

Изобретение относится к робототехнике и предназначено для обеспечения позиционирования модульных конструкций относительно друг друга на этапе соединения. Технический результат - повышение качества соединения. Магнитно-механическое устройство соединения модульных конструкций состоит из активной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002708377
Дата охранного документа: 06.12.2019
Showing 1-4 of 4 items.
10.04.2013
№216.012.34ba

Устройство для определения оптимального периода контроля и управления техническим состоянием изделия

Изобретение относится к устройству для определения оптимальных сроков контроля и технического обслуживания изделий, а также расчетных значений времени безотказной работы изделия и времени, необходимого для проведения работ по техническому обслуживанию. Техническим результатом является повышение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479041
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.08.2014
№216.012.e6b0

Устройство для определения надежностных и эксплуатационно-технических характеристик изделия

Изобретение относится к устройствам контроля и может использоваться для определения оптимальных значений параметров надежности изделий и вычисления соответствующих значений времени безотказной работы и продолжительности процесса обслуживания изделия. Техническим результатом является расширение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002524849
Дата охранного документа: 10.08.2014
27.12.2014
№216.013.1632

Устройство для определения оптимального времени подготовки средств системы к применению

Изобретение относится к вычислительной технике. Техническим результатом является расширение функциональных возможностей устройства за счет введения в схему прототипа функциональных элементов, позволяющих определить оптимальное время начала и продолжительность подготовки средств системы к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002537106
Дата охранного документа: 27.12.2014
10.08.2015
№216.013.6bee

Многоканальный орган управления летательным аппаратом

Изобретение относится к области авиации, в частности к дистанционным средствам управления летательными аппаратами. Многоканальный орган управления летательным аппаратом состоит из ложемента, установленного на ложементе механизма управляющего воздействия по каналу крена, на который установлен...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002559188
Дата охранного документа: 10.08.2015
+ добавить свой РИД