×
10.05.2016
216.015.3c0a

Результат интеллектуальной деятельности: СУДОВАЯ ДВИЖИТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002583125
Дата охранного документа
10.05.2016
Аннотация: Изобретение относится к области судостроения, в частности к конструкциям судовых электрических движителей систем электродвижения судов. Судовая движительная установка содержит заключенный в герметичный обтекаемый корпус приводной электродвигатель, трубу, которая соединяет корпус приводного электродвигателя с корпусом судна, тянущий и толкающий гребные винты. Приводной электродвигатель выполнен биротативным, с вращающимися в разных направлениях статором, который соединен с тянущим гребным винтом, и ротором, который соединен с толкающим гребным винтом. Валы статора и ротора расположены соосно и выходят из корпуса приводного электродвигателя в разные стороны. Статор приводного биротативного электродвигателя с наружной стороны содержит токосъемные кольца и подшипники, которые опираются на корпус приводного электродвигателя. К токосъемным кольцам прилегают щетки со щеточным механизмом, который закреплен на корпусе судна. С внутренней стороны статора между статором и ротором установлены подшипники, в которых вращается ротор. Достигается повышение КПД, снижение массы и габаритов гребного электродвигателя, увеличение вместимости и грузоподъемности судна. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Предложение относится к области судостроения, в частности к конструкциям судовых электрических движителей систем электродвижения судов, и может быть использовано при проектировании и строительстве судов различного назначения.

Известно устройство судового движительно-рулевого комплекса (Судовой движительно-рулевой комплекс, МПК B63H 5/125, патент RU 2276039, 04.10.2004, Кеслер Анатолий Александрович), содержащего трубу, жестко связанную с корпусом судна, и закрепленного на трубе поворотного пропульсивного блока, включающего гондолу с двумя винтами - тянущим и толкающим. Технический результат такой конструкции обеспечивает повышение надежности крепления движителя и расширение эксплуатационных возможностей комплекса, а также повышение коэффициента полезного действия (КПД) всей пропульсивной установки и, как следствие, повышение эффективности ее работы. Недостатками известного устройства является сложная кинематическая передача механической энергии от источника к движителю.

Известно устройство судовой движительно-двигательной установки типа "поворотная колонка" (журнал "NAVIGATOR", Международный морской журнал №2/94, стр. 8, фотодвижитель типа "AZIPOD"), содержащая заключенный в герметичный обтекаемый кожух приводной электродвигатель и соединенный с ним посредством вала гребной винт. Причем кожух установлен с возможностью поворота в горизонтальной плоскости. Недостатком известного устройства является пониженный КПД установки вследствие гидродинамических потерь на корпусе обтекателя ступицы гребного винта.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому устройству является выбранное в качестве прототипа устройство судового электрического движителя (Электрический гондольный привод для судна, МПК B63H 020/00, B63H 023/24, H02K 009/00, H02K 009/10, H02K 009/19, H02K 005/02, патент RU 2205129, ЖАДКИ В., ХАРТИГ Р., БРАБЕК Ш., ХЕЕР М., РОЙТЕР Р., ШЮРИНГ И., ХАЙН П., МЕЙЕР К.), содержащего водообтекаемую гондолу, установленную на днище судна посредством полого ствола, в гондоле установлен гребной электродвигатель, содержащий два выходных вала ротора, на которых закреплены тянущий и толкающий гребные винты. Достоинствами такой конструкции является повышенный КПД установки вследствие работы обоих винтов, а также факт размещения электродвигателя в герметичном обтекаемом кожухе поворотной колонки, что увеличивает полезный объем трюмов судна, а также количество альтернативных вариантов компоновочных решений общего расположения в корпусе судна. Недостатком прототипа является необходимость использования низкооборотного гребного электродвигателя, что приводит к увеличению его габаритов и массы, а также отсутствие возможности разворота колонки в горизонтальной плоскости.

Предлагаемая судовая движительная установка с биротативным гребным электродвигателем позволяет значительно снизить массу и габариты гребного электродвигателя и, как следствие, увеличить вместимость и грузоподъемность судна. К достоинствам предлагаемой установки также можно отнести повышенный КПД установки вследствие упора, создаваемого обоими винтами, причем винты будут работать со скоростями, обеспечивающими равенство моментов на них во всем диапазоне нагрузок.

Описанные преимущества достигаются тем, что движительная установка судна содержит биротативный гребной электродвигатель с вращающимися в разные стороны относительно корпуса статором и ротором. При этом номинальная частота вращения гребного электродвигателя выбирается равной двойной частоте вращения гребного винта, а мощность выбирается с учетом суммарной номинальной мощности обоих винтов. Таким образом, мощность, передаваемая на гребные винты, остается такой же, как в прототипе, а вот номинальная частота вращения гребного электродвигателя увеличивается в два раза. Такие схемные и конструктивные решения позволяют значительно снизить массу и габариты гребного электродвигателя, а подвижный кольцевой токосъем, закрепленный на трубе поворотного пропульсивного блока, обеспечит возможность поворота колонки в горизонтальной плоскости.

Судовая движительная установка, конструкция которой представлена на фиг. 1, состоит из заключенного в герметичный обтекаемый корпус 1 приводного электродвигателя 2, трубы 3, соединяющей корпус 1 приводного электродвигателя 2 с корпусом судна 4, тянущего гребного винта 5 и толкающего гребного винта 6. Приводной электродвигатель 2 выполнен биротативным, с вращающимися в разных направлениях статором 7, соединенным с тянущим гребным винтом 5, и ротором 8, соединенным с толкающим гребным винтом 6. Валы статора 7 и ротора 8 расположены соосно и выходят из корпуса 1 приводного электродвигателя 2 в разные стороны, статор 7 приводного биротативного электродвигателя 2 с наружной стороны содержит токосъемные кольца 9 и подшипники 10 и 11, опирающиеся на корпус 1 приводного электродвигателя 2. К токосъемным кольцам 9 прилегают щетки 12 со щеточным механизмом 13, закрепленным на корпусе судна 4, с внутренней стороны статора 7 между статором 7 и ротором 8 установлены подшипники 14, 15, в которых вращается ротор 8.

Судовая движительная установка, изображенная на фиг. 2, имеет корпус 1 приводного электродвигателя 2 с жестко закрепленной трубой 3, установленные с возможностью поворота в горизонтальной плоскости относительно корпуса судна 4; токосъемное устройство 16, содержащее токосъемные кольца 9 щетки 12 и щеточный механизм 13. Токосъемное устройство 16 выполнено с кольцевым контактом (фиг. 3). Поворотное устройство содержит зубчатое поворотное кольцо 17, закрепленное на трубе 3 корпуса 1 приводного двигателя 2, и поворотные электродвигатели 18 и 19, закрепленные в корпусе судна 4 и механически соединенные с зубчатым поворотным кольцом 17.

Предлагаемая судовая движительная установка, изображенная на фиг. 1, работает следующим образом. Принцип работы биротативного приводного электродвигателя 2 состоит в том, что статор 7 и ротор 8 связаны между собой не механически, а только общим электромагнитным полем. Статор 7 и ротор 8 приводят во вращение тянущий 5 и толкающий 6 гребные винты, имеющие разное направление шага винта - один левого направления, другой правого направления. Электромагнитные моменты на статоре 7 и роторе 8 равны по величине, но противоположны по направлению. При этом сумма модулей угловых скоростей статора 7 и ротора 8 - величина постоянная, определяемая угловой скоростью биротативного приводного электродвигателя 2. Таким образом, тянущий 5 и толкающий 6 гребные винты вращаются в разных направлениях, но за счет того, что имеют разное направление шага винта, создают движущие силы, направленные в одну и ту же сторону. Для изменения величины тяги (упора), создаваемых тянущим 5 и толкающим 6 гребным винтом, необходимо изменить электромагнитный момент приводного электродвигателя 2.

В случае если на одном из винтов, тянущем 5 или толкающем 6, возрастет момент сопротивления, то произойдет автоматическое перераспределение скоростей вращения винтов до установления равенства момента на них. Таким образом, предлагаемая судовая движительная установка обладает свойством автоматического регулирования и распределения частот вращения тянущего 5 и толкающего 6 гребных винтов при том, что сумма модулей угловых скоростей статора 7 и ротора 8 остается величиной постоянной. Для создания в судовой движительной установке тяги (упора) противоположного направления необходимо произвести реверс приводного электродвигателя 2.

Для расширения функциональных возможностей движительная установка может быть выполнена полноповоротной (фиг. 2). При таком конструктивном исполнении необходимо обеспечить возможность разворота движительной установки в горизонтальной плоскости относительно корпуса судна 4. Реализация такой возможности осуществляется посредством введения токосъемного устройства 16, выполненного с кольцевым токосъемом (фиг. 3), и редуктора, состоящего из зубчатого поворотного кольца 17, закрепленного на трубе 3 корпуса 1 и поворотных электродвигателей 18 и 19, закрепленных в корпусе судна 4 и механически соединенных с зубчатым поворотным кольцом 17. Поворотные электродвигатели 18 и 19 и зубчатое поворотное кольцо 17 организуют взаимосвязанный электропривод.

Токосъемное устройство 16 содержит токосъемные кольца 9, щетки 12 и щеточный механизм 13, содержащий кольцевой прижим щеток (фиг. 3). Благодаря предложенному токосъемному устройству 16 появляется возможность осуществления разворота движительной установки относительно корпуса судна. При необходимости поворота движительной установки включаются поворотные электродвигатели 18 и 19, работающие согласованно, и происходит разворот винтов относительно корпуса судна. При таком конструктивном исполнении изменение направления тяги может быть реализовано поворотом движительной установки на 180° без изменения направления вращения биротативного приводного электродвигателя 2.

На фиг. 4 показан один из возможных вариантов использования предлагаемой движительной установки в качестве подруливающего устройства.


СУДОВАЯ ДВИЖИТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА
СУДОВАЯ ДВИЖИТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА
СУДОВАЯ ДВИЖИТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА
СУДОВАЯ ДВИЖИТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 32 items.
10.02.2013
№216.012.24e4

Электрическая машина постоянного тока

Настоящее изобретение относится к области электротехники, в частности к электрическим машинам постоянного тока, и может быть использовано в качестве электрического генератора либо электрического двигателя постоянного тока в системах постоянного тока как низкого, так и высокого напряжения....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474946
Дата охранного документа: 10.02.2013
20.04.2013
№216.012.380a

Способ выполнения контактного электрического соединения, основанный на прессовании, и контактное электрическое соединение для его реализации

Изобретение относится к области электротехники, в частности к судовым электротехническим установкам, электрическим связям систем, установок и устройств с помощью электрических контактных соединителей и т.п. Изготавливают внешнюю гильзу с пуансоном, расположенным по ее центральной оси, и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479899
Дата охранного документа: 20.04.2013
10.11.2013
№216.012.801f

Устройство тепловой защиты электродвигателя

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в устройствах тепловой защиты преимущественно асинхронных электродвигателей, используемых в гребных электроприводах. Техническим результатом является обеспечение автоматического определения наиболее нагруженной обмотки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002498472
Дата охранного документа: 10.11.2013
20.11.2013
№216.012.81e2

Электроэнергетическая установка судна большой мощности

Предложение относится к судостроению, в частности к электроэнергетическим установкам судов большой мощности как гражданского, так и военно-морского флота. Электроэнергетическая установка снабжена распределительным щитом, с которым связаны через коммутационные элементы потребители...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002498926
Дата охранного документа: 20.11.2013
20.11.2013
№216.012.8380

Устройство тепловой защиты двигателя

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в устройствах тепловой защиты двигателей. Техническим результатом является повышение точности, надежности, уменьшение габаритов, веса и стоимости, упрощение настройки и регулировки устройства в целом. Устройство тепловой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499340
Дата охранного документа: 20.11.2013
20.12.2013
№216.012.8e6e

Герметичный кабельный ввод

Изобретение относится к герметичным кабельным вводам электрических проводников в электрооборудование глубоководных аппаратов. Кабельный ввод содержит металлический цилиндрический корпус с отверстиями для электрических проводников, снабжен токопроводящими контактными стержнями и фиксирующими их...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002502145
Дата охранного документа: 20.12.2013
10.03.2014
№216.012.a917

Электрическая передача мощности тягового транспортного средства на переменном токе

Изобретение относится к электрической передаче мощности тягового транспортного средства. Электрическая передача содержит первичный тепловой двигатель, асинхронный генератор переменного тока с фазным ротором, тяговый асинхронный электродвигатель с короткозамкнутым ротором, обратимый статический...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002509002
Дата охранного документа: 10.03.2014
10.03.2014
№216.012.aa4f

Устройство контроля сопротивления изоляции электрической сети переменного тока

Изобретение относится к электрическим измерениям, а именно к устройствам контроля сопротивления изоляции электрической сети переменного тока. Устройство контроля сопротивления изоляции электрической сети переменного тока содержит фильтр низкой частоты, вход которого подключен к контролируемой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002509314
Дата охранного документа: 10.03.2014
20.03.2014
№216.012.abac

Модульная единая корабельная электроэнергетическая система

Модульная единая корабельная электроэнергетическая система МЕ ЭЭС содержит единый источник электроэнергии, главный распределительный щит, распределительные щиты сети общесудовых приемников и сети приемников гребной установки. Предложенная система снабжена модулем накопления и преобразования...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002509663
Дата охранного документа: 20.03.2014
27.03.2014
№216.012.ae63

Судовая электроэнергетическая установка

Изобретение относится к судовой электротехнике и может быть использовано в качестве электроэнергетической установки как на надводных, так и на подводных судах. Установка содержит: дизель-генератор, блок аккумуляторных батарей, генератор на топливных элементах, инвертор, преобразователь DC/DC, к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002510358
Дата охранного документа: 27.03.2014
Showing 1-10 of 36 items.
10.02.2013
№216.012.24e4

Электрическая машина постоянного тока

Настоящее изобретение относится к области электротехники, в частности к электрическим машинам постоянного тока, и может быть использовано в качестве электрического генератора либо электрического двигателя постоянного тока в системах постоянного тока как низкого, так и высокого напряжения....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474946
Дата охранного документа: 10.02.2013
20.04.2013
№216.012.380a

Способ выполнения контактного электрического соединения, основанный на прессовании, и контактное электрическое соединение для его реализации

Изобретение относится к области электротехники, в частности к судовым электротехническим установкам, электрическим связям систем, установок и устройств с помощью электрических контактных соединителей и т.п. Изготавливают внешнюю гильзу с пуансоном, расположенным по ее центральной оси, и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479899
Дата охранного документа: 20.04.2013
10.11.2013
№216.012.801f

Устройство тепловой защиты электродвигателя

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в устройствах тепловой защиты преимущественно асинхронных электродвигателей, используемых в гребных электроприводах. Техническим результатом является обеспечение автоматического определения наиболее нагруженной обмотки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002498472
Дата охранного документа: 10.11.2013
20.11.2013
№216.012.81e2

Электроэнергетическая установка судна большой мощности

Предложение относится к судостроению, в частности к электроэнергетическим установкам судов большой мощности как гражданского, так и военно-морского флота. Электроэнергетическая установка снабжена распределительным щитом, с которым связаны через коммутационные элементы потребители...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002498926
Дата охранного документа: 20.11.2013
20.11.2013
№216.012.8380

Устройство тепловой защиты двигателя

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в устройствах тепловой защиты двигателей. Техническим результатом является повышение точности, надежности, уменьшение габаритов, веса и стоимости, упрощение настройки и регулировки устройства в целом. Устройство тепловой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499340
Дата охранного документа: 20.11.2013
20.12.2013
№216.012.8e6e

Герметичный кабельный ввод

Изобретение относится к герметичным кабельным вводам электрических проводников в электрооборудование глубоководных аппаратов. Кабельный ввод содержит металлический цилиндрический корпус с отверстиями для электрических проводников, снабжен токопроводящими контактными стержнями и фиксирующими их...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002502145
Дата охранного документа: 20.12.2013
10.03.2014
№216.012.a917

Электрическая передача мощности тягового транспортного средства на переменном токе

Изобретение относится к электрической передаче мощности тягового транспортного средства. Электрическая передача содержит первичный тепловой двигатель, асинхронный генератор переменного тока с фазным ротором, тяговый асинхронный электродвигатель с короткозамкнутым ротором, обратимый статический...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002509002
Дата охранного документа: 10.03.2014
10.03.2014
№216.012.aa4f

Устройство контроля сопротивления изоляции электрической сети переменного тока

Изобретение относится к электрическим измерениям, а именно к устройствам контроля сопротивления изоляции электрической сети переменного тока. Устройство контроля сопротивления изоляции электрической сети переменного тока содержит фильтр низкой частоты, вход которого подключен к контролируемой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002509314
Дата охранного документа: 10.03.2014
20.03.2014
№216.012.abac

Модульная единая корабельная электроэнергетическая система

Модульная единая корабельная электроэнергетическая система МЕ ЭЭС содержит единый источник электроэнергии, главный распределительный щит, распределительные щиты сети общесудовых приемников и сети приемников гребной установки. Предложенная система снабжена модулем накопления и преобразования...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002509663
Дата охранного документа: 20.03.2014
27.03.2014
№216.012.ae63

Судовая электроэнергетическая установка

Изобретение относится к судовой электротехнике и может быть использовано в качестве электроэнергетической установки как на надводных, так и на подводных судах. Установка содержит: дизель-генератор, блок аккумуляторных батарей, генератор на топливных элементах, инвертор, преобразователь DC/DC, к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002510358
Дата охранного документа: 27.03.2014
+ добавить свой РИД